Исходное состояние и необходимость реформ
В Нижегородской области обеспечивается ежегодное проведение инвентаризации кредиторской задолженности бюджетных учреждений. По результатам инвентаризации в целях урегулирования кредиторской задолженности, обеспечения полного выполнения обязательств перед поставщиками товаров, работ, услуг и населением ежегодно принимаются распоряжения Правительства области о мерах по урегулированию кредиторской задолженности. Однако единый порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности в Нижегородской области не определен.
Объем кредиторской задолженности областных бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2006 года составил 558,7 млн. рублей, в том числе просроченной задолженности - 188,5 млн. рублей. Просроченная задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, финансируемым из консолидированного бюджета области, по состоянию на 1 января и 1 июля 2006 года в Нижегородской области отсутствует.
Оценка и анализ кредиторской задолженности государственных предприятий регулярно производится с 2002 года в соответствии с распоряжением Администрации Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 674-р, которым установлен Порядок отчетности о деятельности и долговых обязательствах государственных унитарных предприятий.
Снижению кредиторской задолженности областных учреждений способствует завершение реализации Программы развития казначейской системы исполнения областного бюджета, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 октября 2002 года № 277 "О Программе развития казначейской системы исполнения областного бюджета". Наличие действующей системы казначейского исполнения областного бюджета позволило эффективно, с наибольшей отдачей, использовать имеющиеся бюджетные ресурсы, способствовало не допущению роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений.
В целях устранения рисков возникновения просроченной кредиторской задолженности ежегодно законом об областном бюджете предусматривается ограничение по принятию учреждениями, финансируемыми из областного бюджета, расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования. Например, такое ограничение предусмотрено статьей 30 Закона Нижегородской области от 29 декабря 2005 года № 210-З "Об областном бюджете на 2006 год".
Также приказом министерства финансов Нижегородской области от 18 августа 2005 года № 81 были утверждены Правила учета главным управлением казначейства министерства финансов Нижегородской области обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Инструкцией о порядке открытия и ведения управлением областного казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета, утвержденной приказом министерства финансов Нижегородской области от 10 июля 2006 года № 76, определены меры, обеспечивающие жесткий контроль за обязательствами бюджетных учреждений.
В целях обеспечения системного мониторинга кредиторской задолженности приказом министерства финансов Нижегородской области от 4 июля 2005 года № 74 утверждена форма ежеквартальной отчетности по кредиторской задолженности организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов. Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 октября 2005 года № 278 утвержден Порядок учета консолидированного долга Нижегородской области, предусматривающий систему оперативной отчетности о кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий.
При решении проблемы снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности бюджетов Правительством Нижегородской области должен быть использован системный и комплексный подход.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
На первом этапе реализации Программы реформирования будет разработан и утвержден постановлением Правительства Нижегородской области порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений Нижегородской области и областных государственных унитарных предприятий. Этот порядок будет определять план действий органов исполнительной власти области и руководителей областных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий в целях предупреждения возникновения кредиторской задолженности, а также в случаях ее возникновения, и план урегулирования возникающей просроченной кредиторской задолженности, в том числе путем ее реструктуризации (переоформления).
В рамках реализации данного направления реформирования будет обеспечена регулярная публикация результатов мониторинга кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий с обязательным выделением объемов просроченной кредиторской задолженности.
В качестве результатов от реализации данного направления реформирования рассматривается сокращение просроченной задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий до объемов, не превышающих среднемесячные расходы областного бюджета, в рамках переоформления обязательств и/или их реструктуризации. За счет снижения риска возникновения просроченной кредиторской задолженности повысится финансовая устойчивость областного бюджета. Реализация системы мероприятий по учету и управлению кредиторской задолженностью бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий будет способствовать минимизации рисков возникновения дополнительных обязательств областного бюджета в виде просроченной кредиторской задолженности и ее дальнейшей ликвидации.
Альтернативные варианты и возможные риски
В качестве альтернативы принятия порядка урегулирования просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений Нижегородской области и областных государственных унитарных предприятий могут быть утверждены: Порядок принятия бюджетными учреждениями обязательств и заключения договоров, Порядок согласования заимствований областных государственных унитарных предприятий.
Существенных рисков по данному направлению не предвидится, за исключением риска резкого снижения доходов областного бюджета, что существенно усложнит проблемы управления кредиторской задолженностью.