ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2002 года N 277
В соответствии со статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, ускорения оборачиваемости финансовых потоков и повышения эффективности их использования Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Программу развития казначейской системы исполнения областного бюджета;
1.2. График перевода министерств, получающих финансирование из средств областного бюджета, и прямых получателей средств областного бюджета на казначейскую систему.
2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области, распорядителям и получателям средств областного бюджета принять меры по переходу на казначейскую систему исполнения областного бюджета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор области Г.М. Ходырев
Программа
развития казначейской системы исполнения областного бюджета
(далее - Программа)
РВЦ ИМНС РФ в Чувашской Республике - Региональный вычислительный центр инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации в Чувашской Республике.
УФК по Нижегородской области - Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Нижегородской области.
МБРР - Международный Банк реконструкции и развития.
КРУ по Нижегородской области - Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации по Нижегородской области.
КСП ЗС Нижегородской области - Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Нижегородской области.
ГРКЦ ГУ ЦБ РФ - Головной расчетно-кассовый центр Главного управления Центрального Банка России по Нижегородской области.
УМНС РФ - Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Нижегородской области.
УВД Нижегородской области - Управление внутренних дел Нижегородской области.
МРОТ - минимальный размер оплаты труда
Наименование программы | Программа развития казначейской системы исполнения областного бюджета |
Основания для разработки Программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации, Программа развития бюджетного федерализма до 2005 года, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584. |
Заказчик Программы | Заказчиком Программы является министерство финансов Нижегородской области |
Цели Программы | Обеспечение эффективного управления бюджетными средствами через контроль за их расходованием. |
Срок реализации Программы | Реализация Программы намечена на 2002-2003 гг., с 01.01.2004 исполнение расходной части областного бюджета должно осуществляться по казначейской системе. |
Исполнители основных мероприятий | Министерство финансов Нижегородской области, все главные распорядители бюджетных средств Нижегородской области, все распорядители и получатели средств областного бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - Обеспечение оперативности в принятии решений по управлению бюджетными средствами; - повышение эффективности использования бюджетных средств; - обеспечение точности прогнозирования доходов и расходов областного бюджета; - оптимизация бюджетных потоков; - создание механизма экономии бюджетных средств; - создание механизма оперативного управления государственным долгом Нижегородской области. |
Контроль за реализацией Программы | Правительство Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области |
1) Существующая банковская система исполнения областного бюджета предполагает трехэтапное перечисление средств: "областной бюджет - главный распорядитель - бюджетное учреждение - поставщик товаров". Движение бюджетных ресурсов осуществляется, как минимум, через 4 расчетных счета в различных банковских структурах.
При этом орган, в чьи функции входит управление бюджетными ресурсами - министерство финансов Нижегородской области - ограничен в информации о расходовании средств на 1 этапе. Данная система не позволяет министерству финансов Нижегородской области осуществлять в полной мере одну из основных функций управления - контроль.
2) Бюджетным кодексом РФ, Программой развития бюджетного федерализма до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 всем без исключения бюджетам предписано казначейское исполнение бюджета.
Структура бюджета Нижегородской области насчитывает 14 главных распорядителей средств, около 500 бюджетных учреждений и прямых получателей бюджетных средств. На текущий момент переведено на казначейское исполнение 3 главных распорядителя и 56 подведомственных им бюджетных учреждений. При банковской системе исполнения бюджета объективной реальностью является недостаточность последующего контроля расходов для эффективного управления ресурсами. Организация предварительного контроля только по 56 учреждениям позволила сделать следующие выводы: в процессе предварительного контроля 11-15% платежных документов отбраковывается по причине несоответствия требованиям (в том числе нецелевое использование средств).
Основной принцип построения системы казначейства:
При казначейском исполнении областного бюджета финансовый орган осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений с единого счета областного бюджета, открытого в кредитной организации, уполномоченной работать со счетами областного бюджета. Перечислению средств предшествует предварительный контроль расходов бюджета: проверка целевого использования средств, т.е. соответствия платежных документов утвержденным сметам расходов бюджетных учреждений, наличия подтверждающих документов, обязательная регистрация договорных обязательств.
Цели Программы развития казначейской системы исполнения областного бюджета - обеспечение эффективного управления бюджетными средствами контроль за их расходованием.
Основным механизмом достижения цели является предварительный контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств областного бюджета.
Задачи по реализации Программы:
1. Формирование правового, административно-кадрового, технического обеспечения реализации Программы.
2. Разработка и совершенствование программной оболочки системы, техническое обеспечение процессов.
3. Создание системы расчетов и учета, позволяющей достичь прозрачности и качества исполнения бюджета (организация операционно-кассового обслуживания).
4. Создание эффективной системы предварительного контроля расходов бюджета.
5. Организация непосредственно перевода бюджетных учреждений на казначейскую систему исполнения.
6. Формирование единого автоматизированного комплекса управления бюджетом.
- обеспечение оперативности в принятии решений по управлению бюджетными средствами;
- повышение эффективности использования бюджетных средств (целевая направленность, своевременность и рациональность). Кроме того, за счет постепенного перераспределения функций распорядители бюджетных средств вместо механической и бумажной работы получат возможность исполнять те функции, ради которых они и создавались - контрольные и аналитические;
- обеспечение точности прогнозирования доходов и расходов за счет оперативного учета, контроля и анализа исполнения бюджета;
- ускорение оборачиваемости бюджетных средств (сокращение пробега средств от распорядителей до конечных получателей с 9 дней до 1 дня);
- гибкое маневрирование ресурсами в условиях дефицита бюджета, оптимизация бюджетных потоков (наличие остатков на лицевых счетах получателей бюджетных средств позволяет избежать заимствований у кредитных организаций на покрытие кассовых разрывов, и соответственно, сократит расходы на обслуживание долга);
- создание механизма экономии бюджетных средств за счет предварительного контроля государственных закупок, заключаемых договоров и контрактов;
- на основе анализа расходования средств бюджетными учреждениями корректировки бюджетного процесса на стадии планирования;
- создание механизма оперативного управления государственным долгом.
Одним из ключевых вопросов на стадии формирования казначейства является выбор программного обеспечения. На текущий момент на рынке финансовых технологий предлагается более 10 различных программных продуктов для решения поставленной цели. Анализ предлагаемых программ позволяет выявлять по каждой положительные и отрицательные стороны.
Но правовое поле реализации программы диктует свои условия: региональные системы казначейского исполнения бюджета должны соответствовать федеральным стандартам качества. Это означает, что программный продукт должен быть сертифицирован Министерством финансов Российской Федерации, и развиваться в данной правовой среде. Из большого количества предложений с учетом данного ключевого фактора выбрано программное обеспечение АРМ "Бюджет", разрабатываемое РВЦ ИМНС РФ в Чувашской республике.
Решение подкрепляется следующими обоснованиями:
1. Программа сертифицируется Министерством финансов Российской Федерации (сертификат от 08.12.1999 г. № 9801), её разработка финансируется за счет средств федерального бюджета.
2. Программа устанавливается в регионах и дорабатывается бесплатно.
3. Опыт внедрения Программы имеют 78 регионов.
4. Опыт нашего региона за 2001 - 2002 гг. по финансированию департаментов и подведомственных учреждений спорта, культуры и здравоохранения показал, что, безусловно, программа нуждается в доработке и развитии, но обеспечивает на текущем этапе потребности организации системы казначейского исполнения бюджета.
5. Требования Бюджетного кодекса Российской Федерации в обслуживании счета областного бюджета через УФК по Нижегородской области также приводит к необходимости единообразия программного обеспечения, то есть развитие областного казначейства в той же программной среде, в которой работает УФК по Нижегородской области.
Учитывая дефицит бюджетных средств, смета на реализацию Программы в 2002 году составлена в минимальном объеме, суммарная стоимость затрат составляет 8,4 млн. рублей.
Данные затраты будут осуществляться в соответствии с Законом Нижегородской области от 29.12.2001 N 246-З "Об областном бюджете на 2002 год" на следующие цели:
- содержание штатных единиц в финансовых органах, для выполнения функций областного казначейства - 1,5 млн. руб.;
- расходы на оснащение структурных подразделений в финансовых органах (ПК, принтеры, система шифрования) - 3 млн. руб.;
- расходы на оснащение рабочих мест у главных распорядителей (в министерствах) 2,3 млн. руб.;
- дополнительное техническое оснащение министерства финансов (сервер, система электронных платежей, система шифрования) - 1,6 млн. руб.
Данные ассигнования позволят в минимальном объеме обеспечить функционирование казначейской системы, однако для завершения процесса автоматизации управления бюджетом данных технических средств недостаточно. Существующая схема предусматривает программное обеспечение на бесплатной основе, закупку компьютерной техники для оборудования по 1 рабочему месту у главных распорядителей и в структурных подразделениях в финансовых органах, однако не предусматривает автоматизацию рабочих мест в бюджетных организациях, поэтому, безусловно, не дает целостной системы автоматизации.
Как вариант обеспечения техническими средствами развития казначейской системы в дальнейшем рассматривается участие региона в конкурсе, проводимом МБРР на получение ресурсов фонда реформирования региональных финансов. План использования средств и их освоения представлен в приложении 6 и 6.1.
Управление Программой осуществляется рабочей группой по реализации Программы, состав которой определен в приложении 1.
План-график реализации Программы представлен в приложении 2.
Руководство Программой осуществляет министр финансов Нижегородской области (В.В. Соболев) при взаимодействии с руководителями тех структурных подразделений Правительства области, которые переводятся на казначейскую систему исполнения и с руководителями финансовых органов районов и городов области.
Механизм реализации Программы отражен в Положении о порядке финансирования расходов областного бюджета и организации казначейского исполнения областного бюджета (далее - Положение) (приложение № 4).
Принцип взаимодействия Правительства области и муниципальных образований также приведен в Положении. Суть данных взаимоотношений:
1. Министерство финансов Нижегородской области открывает на базе районных финансовых органов администраций районов и городов Нижегородской области (далее - финансовые органы) структурные подразделения областного казначейства. При этом министерство финансов Нижегородской области обеспечивает финансирование данных подразделений, материальное и техническое обеспечение.
2. Финансовые органы через открытые структурные подразделения областного казначейства полностью выполняют казначейские функции в соответствии с Положением в части финансирования учреждений, расположенных на территории данного района и финансирующихся из областного бюджета.
3. Министерство финансов Нижегородской области проводит обучение сотрудников финансовых органов, обеспечивает финансовые органы программным обеспечением, методическими материалами и способствует в дальнейшем созданию и развитию систем казначейства для исполнения местных бюджетов.
Организационная схема управления Программой приведена в приложении 5.
Схема взаимодействия при казначейском исполнении бюджета с УФК по Нижегородской области, с контролирующими органами (КРУ по Нижегородской области, отделом контроля министерства финансов), между отделами и департаментами министерства финансов и другими контрагентами приведена в приложении 4.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство области, в лице министерства финансов Нижегородской области.
Министр финансов Нижегородской области регулярно отчитывается на заседаниях Правительства области о ходе реализации Программы в соответствии со сроками, утвержденными в Плане-графике (приложение 2). Кроме того, по условиям Протокола от 26.03.2002 г. № 32 "О реализации мер по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Нижегородской области" косвенный контроль будет осуществляться по линии Министерства финансов Российской Федерации. Министерство финансов Нижегородской области ежеквартально предоставляет отчет в Министерство финансов Российской Федерации по реализации условий Протокола от 26.03.2002 г. № 32, в том числе по реализации данной Программы.
Стимулом для реализации Программы в данном случае служат:
1. Достижение поставленной цели повысит качество исполнения бюджета и, соответственно, бюджетный рейтинг региона.
2. Успешная реализация Программы позволит надеяться на софинансирование ее дальнейшего развития в рамках программы МБРР по реформированию региональных финансов.