Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов Нижегородской области (с изменениями на 13 ноября 2006 г.)

 1.2. Оценка бюджетной системы Нижегородской области и обоснование необходимости реформирования

Бюджетная система Нижегородской области включает в себя областной бюджет и 662 бюджета муниципальных образований. Уполномоченным органом в сфере управления региональными финансами является министерство финансов Нижегородской области, осуществляющее разработку налоговой и бюджетной политики Нижегородской области составление и исполнение областного бюджета. Финансовый контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы Нижегородской области осуществляет управление государственного финансового контроля Нижегородской области.

Успешное развитие реального сектора экономики обеспечило рост наполняемости консолидированного бюджета Нижегородской области. Динамика основных показателей консолидированного бюджета Нижегородской области представлена в таблице 1.

                                                            Таблица 1

     
Динамика основных показателей консолидированного бюджета
Нижегородской области (млрд. рублей)

Наименование показателей

2003 год

2004 год

2005 год

Уточненный план на 2006 год

Доходы
в том числе:

26,3

34,1

40,6

48,2

собственные доходы

22,6

30,1

34,8

41,6

безвозмездные перечисления из федерального бюджета

3,6

3,6

5,2

5,9

Расходы
в том числе:

28,1

33,5

41,4

49,4

образование

6,2

8,1

10,2

12,9

культура, кинематография, средства массовой информации

0,6

0,8

1,3

1,5

здравоохранение и спорт

4,1

5,4

7,2

8,0

социальная политика

2,7

3,5

5,6

8,4

Дефицит (-), профицит (+)

- 1,8

0,6

- 0,8

- 1,2


На протяжении ряда лет прослеживается устойчивая положительная динамика мобилизации в консолидированный бюджет области собственных доходов. В 2005 году собственные доходы консолидированного бюджета составили 34,8 млрд. рублей, в том числе областного бюджета - 21,2 млрд. рублей.

Рост доходов бюджета области позволил успешно решать первоочередные задачи бюджетной политики: обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы области, своевременные расчеты с поставщиками энергоресурсов. Поддерживается финансовый баланс, необходимый для выполнения поставленных задач в области социальной защиты населения.

Начиная с 2001 года исполнение областного бюджета осуществляется по казначейской системе с использованием единого счета бюджета.

Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области предоставляются из областного бюджета в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 июля 2005 года № 89-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, на реализацию передаваемых государственных полномочий Нижегородской области.

С 2006 года Правительством Нижегородской области начата работа по внедрению среднесрочного финансового планирования. Принято постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2006 года № 145 "Об утверждении Порядка разработки перспективного финансового плана Нижегородской области, Положения о докладах субъектов бюджетного планирования и о сводном докладе Правительства Нижегородской области о результатах и основных направлениях деятельности".

Долговая политика в Нижегородской области строится исходя из необходимости снижения стоимости обслуживания долговых обязательств и поддержания объема государственного долга на экономически безопасном уровне.

В целях оптимизации структуры и удлинения сроков заимствований в 2004 году Нижегородская область вышла на внутренний рынок ценных бумаг, разместив срочный облигационный заем Нижегородской области сроком на 2 года по ставке привлечения 11,8 % годовых. В апреле 2005 года произошло размещение второго облигационного займа Нижегородской области объемом 2,5 млрд. рублей, сроком на 3,5 года. Средневзвешенная процентная ставка по купонам составила 10,17% годовых. Выпуск облигаций позволил области привлечь существенный объем ресурсов на длительный срок по ставке значительно ниже ставок кредитования в коммерческих банках, досрочно погасить значительную часть кредитов коммерческих банков. Увеличение доли облигационных займов в структуре государственного долга позволяет увеличить общую дюрацию долга, тем самым эффективнее контролировать долговую нагрузку на областной бюджет.

В начале 2005 года Нижегородская область полностью рассчиталась с государственным внешним долгом (Еврозаем 1997 года). Урегулирована просроченная задолженность перед Министерством финансов Российской Федерации по средствам МБРР (проект "Жилищный заем", проект "Городской общественный транспорт", проект "Повышение эффективности использования энергии"), по которым Нижегородская область является гарантом.

По итогам 2005 года государственный долг Нижегородской области составлял 8,4 млрд. рублей, вся сумма долга является внутренними обязательствами Нижегородской области. Удельный вес государственного долга в доходах, без учета финансовой помощи из федерального бюджета, составил 39 процентов.

По сравнению с 1 января 2005 года в структуре долга увеличена доля долгосрочных заимствований с 16% до 42% (государственные ценные бумаги) и снижена доля краткосрочных  дорогих видов заимствований с 57% до 42% (кредиты коммерческих банков), 8% приходится на государственные гарантии, 8% - на бюджетные ссуды и кредиты, полученные из федерального бюджета. Структурирование государственного долга путем замещения краткосрочных "дорогих" видов заимствований на долгосрочные и более дешевые позволило улучшить структуру государственного долга, снизить расходы на его обслуживание и перенести долговую нагрузку с ближайших лет.

В 2006 году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings (Лондон) присвоил Нижегородской области рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "В+" и краткосрочный рейтинг "В". Прогноз по долгосрочным рейтингам "Стабильный".

Бюджетный процесс в Нижегородской области осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом существует ряд проблем, требующих решения:

- составление бюджета ограничено одним финансовым годом;

- отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов и качества оказываемых бюджетных услуг;

- требует доработки нормативная правовая база по вопросам среднесрочного финансового планирования, администрирования доходов и управления расходами областного бюджета на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Все перечисленные выше проблемы определили актуальность начала процесса реформирования региональных финансов и разработки настоящей Программы.