НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 4 августа 2005 года № 104-З

О внесении изменения в областную целевую программу
"Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы



Принят Законодательным Собранием                                             28 июля 2005 года

Статья 1

Внести в областную целевую программу "Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы, утвержденную Законом Нижегородской области от 13 июля 2004 года № 71-З, изменение, изложив ее в новой редакции.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор области                                                                                    Г.М. Ходырев



Нижний Новгород

4 августа 2005 года

№ 104-З


     Утверждена
     Законом Нижегородской области
     "Об утверждении областной целевой
     программы "Здоровый ребенок
     в Нижегородской области"
на 2004-2007 годы"
     (в редакции Закона Нижегородской области
     "О внесении изменения в областную целевую
     программу "Здоровый ребенок в Нижегородской
     области" на 2004-2007 годы")

          


     КОМПЛЕКСНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
     "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

     НА 2004-2007 ГОДЫ

  Паспорт
     комплексной областной целевой программы "Здоровый ребенок
     в Нижегородской области" на 2004-2007 годы

     (далее - Программа)

Наименование Программы

"Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы

Основания для разработки

постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 № 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы"

Государственный заказчик

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

министерство здравоохранения Нижегородской области совместно с департаментом здравоохранения администрации г.Н.Новгород

Цель Программы

создание и обеспечение условий для безопасных родов, рождения здоровых детей, сохранения, восстановления и укрепления здоровья женщин и детей в Нижегородской области

Статус Программы

комплексная областная целевая программа

Основные направления и задачи реализации Программы

внедрение и совершенствование технологий профилактики заболеваемости у беременных женщин и детей;
совершенствование оказания специализированной и неотложной помощи женщинам и детям в стационарах Нижегородской области;
укрепление лечебно-диагностической базы медицинских учреждений;
внедрение новых информационных технологий в диспансерное наблюдение детей;
тематическое обучение медперсонала;
информационно-просветительская работа с населением

Основные мероприятия Программы

приобретение медицинского оборудования для лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) Нижегородской области;
приобретение оборудования для ЛПУ
г.Н.Новгород;
приобретение оборудования для домов ребенка и детских санаториев;
внедрение научных разработок и реабилитационных методик в практическое здравоохранение по обучению медработников;
приобретение оборудования для государственного учреждения здравоохранения областная клиническая больница им.Н.А.Семашко (далее - ГУЗ "ОКБ им.Н.А.Семашко");
приобретение оборудования для ЛПУ Нижегородской области на 2004 год

Основные исполнители Программы

министерство здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - ТФ ОМС), департаментом здравоохранения г.Н.Новгород, Нижегородской государственной медицинской академией (далее - НГМА), Нижегородским научно-исследовательским институтом детской гастроэнтерологии Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее - НИИ ДГ), органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия)

Предполагаемые   

(млн. рублей)

объемы и источники

2004

2005

2006

2007

финансирования

Всего

237,8

56,2

14,8

86,2

80,6

Программы

федеральный бюджет

13,8

4,3

4,7

4,8

-

областной бюджет

181,4

13,0

10,0

78,5

79,9

бюджет г.Н.Новгород

3,7

-

0,1

2,9

0,7

средства ТФ ОМС

38,9

38,9

-

-

-

Финансовое обеспечение Программы подлежит ежегодной корректировке и осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в областном бюджете

Сроки реализации Программы

2004-2007 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

снижение заболеваемости новорожденных детей на 15 процентов;
снижение младенческой смертности на 10,5 процентов;
снижение первичной заболеваемости детей школьного возраста на 10 процентов;
снижение показателя детской инвалидности на 10 процентов;
снижение материнской смертности на 16,5 процентов

Система контроля по реализации Программы

контроль по реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.
Министерство здравоохранения Нижегородской области ежегодно до 15 февраля информирует о ходе выполнения Программы Правительство Нижегородской области и министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области

     

I. Введение


За последние годы в Нижегородской области наметились позитивные демографические тенденции в виде увеличения рождаемости на 8 процентов (2000 год - 7,6; 2001 год - 7,8; 2002 год - 8,2 на 1000 населения), снижения младенческой смертности на 16 процентов (2000 год - 15,9; 2001 год - 13,6; 2002 год - 13,4; 2003 год - 13,4 на 1000 живорожденных), материнской смертности на 34 процента (2000 год - 54,3; 2001 год - 54,2; 2002 год - 48,2; 2003 год - 36,0 на 100 тысяч живорожденных).

В связи с этим особое значение приобретает проблема создания оптимальных условий для рождения здоровых детей, их полноценного развития, качественного лечения имеющейся патологии, а также для сохранения здоровья матерей.

Опыт решения приоритетных задач системы здравоохранения Нижегородской области в рамках целевых программ свидетельствует о необходимости сосредоточения ограниченных материальных и финансовых ресурсов на решении наиболее острых проблем здоровья матери и ребенка.

Проблема сохранения, восстановления и улучшения здоровья женщин и детей может быть эффективно решена при условии дальнейшего программного подхода путем реализации Программы.

Программа разработана в целях реализации на территории Нижегородской области мероприятий федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы и является продолжением областных целевых программ "Неотложная медицинская помощь новорожденным детям, направленная на снижение младенческой смертности на 2000-2002 годы" и "Охрана здоровья матери и ребенка  в Нижегородской области на 2002-2003 годы".

В ходе реализации этих программ учреждения службы медицинской помощи матерям и детям оснащались современной аппаратурой для диагностики врожденных пороков развития плода (ВПР).

Для проведения реанимации и интенсивной терапии новорожденным на разных этапах медицинского обеспечения выстроена система межрайонных перинатальных центров, проведены обучающие семинары и научно-практические конференции по вопросам организации медицинской помощи матерям и детям по проблемам неонатологии, акушерства, педиатрии. Результатом реализации программ явилось снижение младенческой и материнской смертности.

Основными направлениями программных мероприятий Программы являются:

1. Создание условий для рождения здоровых детей.

С целью создания условий для рождения здоровых детей планируется обеспечение беременных женщин из районов с тяжелым и среднетяжелым дефицитом йода (это две трети районов области) йодсодержащими препаратами, женщин, страдающих анемиями во время беременности, - препаратами железа. Это позволит сохранить здоровье ребенка, находящегося внутриутробно, снизить риск рождения детей с врожденной патологией, т.к. здоровье новорожденных полностью зависит от здоровья матери.

В структуре причин младенческой смертности в настоящее время на втором месте стоят врожденные пороки плода (до 30 процентов), поэтому в Программе предусматриваются средства на организацию ранней (дородовой) диагностики врожденной патологии у детей методом ультразвукового и сывороточного скрининга всех беременных женщин в Нижегородской области.  Данные методы диагностики позволяют уже во время беременности выявить тяжелые пороки развития у детей, несовместимые с жизнью, и в зависимости от ситуации провести прерывание беременности или подготовиться к своевременной оперативной коррекции пороков развития в государственном учреждении "Нижегородская областная детская клиническая больница" (далее - ГУ "НОДКБ") и муниципальном учреждении здравоохранения "Городская детская клиническая больница № 1 (далее - МУЗ "ГДКБ № 1").

Значительная часть пороков центральной нервной системы у детей возникает от недостатка фолиевой кислоты в рационе беременных женщин. При этом сравнительно небольшие централизованные вложения средств на приобретение фолиевой кислоты (300 тысяч рублей в год) позволят (по опыту многих регионов) снизить численность детей, рождающихся с тяжелыми пороками развития головного и спинного мозга.

Для рождения здорового ребенка необходимы меры по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья женщины. Решению данной проблемы будет способствовать закупка эндоскопического оборудования для ГУЗ "ОКБ им.Н.А.Семашко". Это необходимо с целью расширения объема помощи в рамках Программы государственных гарантий по оказанию населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи

2. Профилактика, диагностика и лечение заболеваний у детей в возрасте до 18 лет.

В настоящее время показатель хронической заболеваемости у детей приближается к критической черте и составляет 18 процентов среди всех заболеваний. Доказано, что если  уровень хронических заболеваний среди населения составляет 20 процентов и более, то начинается депопуляция (вымирание) населения. Поэтому задача снижения удельного веса хронических заболеваний является одной из основных задач Программы.

Для решения этой задачи в Программе предусматриваются следующие мероприятия:

1) укрепление лечебно-диагностической базы областных специализированных учреждений ГУ "НОДКБ" и государственного учреждения здравоохранения "Специализированная клиническая кардиохирургическая больница" (далее - ГУЗ "СККХБ"), а также муниципальных детских больниц и детских отделений центральных районных больниц, родовспомогательных учреждений (разработаны перечни медицинского оборудования для оснащения указанных учреждений - таблицы 1, 2, 3 приложения к Программе);

2) централизованные поставки реабилитационного оборудования в дома ребенка и детские санатории (таблица 4 приложения к Программе).

В домах ребенка Нижегородской области ежегодно воспитываются и одновременно лечатся около 320 детей, из них 28,4 процента являются инвалидами. Как правило, дети в домах ребенка имеют по 4-5 острых заболеваний в год, многие - с врожденной патологией, плохо поддающейся лечебной коррекции. Заболеваемость среди воспитанников в возрасте до года жизни в домах ребенка в 3,6 раза выше, чем среди детей, проживающих в семьях. Это говорит о необходимости интенсивного врачебного наблюдения за ними. Однако все финансирование домов ребенка осуществляется только за счет местных бюджетов, а необходимой реабилитационной базы из-за отсутствия достаточного финансирования в домах ребенка пока не создано. Необходимо  предусмотреть финансирование домов ребенка из областного бюджета в рамках настоящей Программы с целью укрепления их реабилитационной базы.

Для снижения распространенности хронических заболеваний очень важен санаторный этап оздоровления. В детских санаториях области проводится реабилитация многих заболеваний, в том числе у детей-инвалидов. Ежегодно министерством здравоохранения Нижегородской области организуются специальные смены для детей-инвалидов, в том числе страдающих сахарным диабетом (на 40 детей), гемофилией (на 20 детей), так как  круглогодичных санаториев для детей, страдающих сахарным диабетом и гемофилией, в области нет. Всего в Нижегородской области организовано оздоровление по 10 профилям заболеваний. Ежегодно оздоравливается в санаторных условиях около 1100 детей-инвалидов, что составляет 12 процентов от общего количества детей, лечившихся в санаторных условиях.

Имея статус областных учреждений, санатории финансируются из местных бюджетов, поэтому на медикаменты расходуется не более 10-15 рублей на ребенка в день, на питание - 18-25 рублей в день. Централизованные поставки оборудования в эти учреждения предусматриваются впервые.

3. Приобретение препаратов, применяемых при глубокой недоношенности, которые существенно повысят выживаемость новорожденных детей и будут способствовать снижению младенческой смертности, а также препаратов, применяемых у больных, страдающих фенилкетонурией, гипотиреозом. Такие заболевания при несвоевременно начатом лечении приводят к инвалидности или смерти детей.

4. Внедрение новых информационных технологий в диспансерное наблюдение детей.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 декабря 2004 года № 310 "Об утверждении карты диспансеризации ребенка" планируется создание базы данных о состоянии здоровья детей Нижегородской области, что позволит своевременно (на ранних стадиях) выявлять отклонения в здоровье детей и своевременно проводить коррекцию имеющихся нарушений.

В ходе реализации Программы планируется обучение медицинских кадров (подготовка медработников педиатрического и акушерского профиля путем проведения циклов повышения квалификации врачей акушеров - гинекологов, неонатологов, педиатров - таблица 5 приложения к Программе). Планируется информационная и просветительская работа с населением (мероприятия совместно со средствами массовой информации по проблемам профилактики и раннего выявления заболеваний репродуктивной системы, формированию здорового образа жизни и ответственности населения за собственное здоровье).

     II. Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является создание и обеспечение условий для безопасных родов, для рождения здоровых детей, для сохранения и укрепления здоровья женщин и детей Нижегородской области. Цель достигается путем решения задач по профилактике заболеваемости у беременных женщин и детей, по укреплению лечебно-диагностической базы медицинских учреждений, по внедрению новых информационных технологий в диспансерное наблюдение, а также по совершенствованию организации и оказания специализированной и неотложной медицинской помощи женщинам и детям в стационарах Нижегородской области.

     III. Программные мероприятия


Основные программные мероприятия представлены в плане мероприятий по реализации Программы (приложение к Программе). Они включают в себя приобретение медицинского оборудования для ЛПУ Нижегородской области, приобретение оборудования для ЛПУ г.Н.Новгород, приобретение оборудования для домов ребенка и детских санаториев, внедрение научных разработок и реабилитационных методик в практическое здравоохранение и обучение медработников, приобретение оборудования для ГУЗ "ОКБ им.Н.А.Семашко", приобретение оборудования для ЛПУ Нижегородской области на 2004 год.

     IV. Финансовое обеспечение Программы


Предполагаемый  объем  финансирования  Программы составит

(млн. рублей)

2004

2005

2006

2007

Всего

237,8

56,2

14,8

86,2

80,6

федеральный бюджет

13,8

4,3

4,7

4,8

-

областной бюджет

181,4

13,0

10,0

78,5

79,9

бюджет г.Н.Новгород

3,7

-

0,1

2,9

0,7

средства ТФ ОМС

38,9

38,9

-

-

-


Объемы финансирования мероприятий Программы будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании бюджетов соответствующего года.

Финансирование по основным направлениям расходования бюджетных средств запланировано:

на капитальные вложения -190,8 млн. рублей (2004 год - 37,9 млн. рублей, 2005 год - 8,4 млн. рублей, 2006 год - 72,6 млн. рублей, 2007 год - 71,9 млн. рублей;

на научно-исследовательскую работу - 100 тыс. рублей в год за счет текущего финансирования (пункты 3, 5, 8 таблицы 5 приложения к Программе);

на прочие расходы - 46,5 млн. рублей (2004 год - 18,3 млн. рублей, 2005 год - 5,9 млн. рублей, 2006 год - 13,6 млн. рублей, 2007 год - 8,7 млн. рублей).

  

   V. Управление и контроль за ходом реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»