НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 4 августа 2005 года № 104-З
О внесении изменения в областную целевую программу
"Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы
Принят Законодательным Собранием 28 июля 2005 года
Статья 1
Внести в областную целевую программу "Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы, утвержденную Законом Нижегородской области от 13 июля 2004 года № 71-З, изменение, изложив ее в новой редакции.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области Г.М. Ходырев
Нижний Новгород
4 августа 2005 года
№ 104-З
Утверждена
Законом Нижегородской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Здоровый ребенок
в Нижегородской области" на 2004-2007 годы"
(в редакции Закона Нижегородской области
"О внесении изменения в областную целевую
программу "Здоровый ребенок в Нижегородской
области" на 2004-2007 годы")
КОМПЛЕКСНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2004-2007 ГОДЫ
Наименование Программы | "Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы | |||||
Основания для разработки | постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 № 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы" | |||||
Государственный заказчик | Правительство Нижегородской области | |||||
Основные разработчики Программы | министерство здравоохранения Нижегородской области совместно с департаментом здравоохранения администрации г.Н.Новгород | |||||
Цель Программы | создание и обеспечение условий для безопасных родов, рождения здоровых детей, сохранения, восстановления и укрепления здоровья женщин и детей в Нижегородской области | |||||
Статус Программы | комплексная областная целевая программа | |||||
Основные направления и задачи реализации Программы | внедрение и совершенствование технологий профилактики заболеваемости у беременных женщин и детей; | |||||
Основные мероприятия Программы | приобретение медицинского оборудования для лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) Нижегородской области; | |||||
Основные исполнители Программы | министерство здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - ТФ ОМС), департаментом здравоохранения г.Н.Новгород, Нижегородской государственной медицинской академией (далее - НГМА), Нижегородским научно-исследовательским институтом детской гастроэнтерологии Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее - НИИ ДГ), органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия) | |||||
Предполагаемые | (млн. рублей) | |||||
объемы и источники | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
финансирования | Всего | 237,8 | 56,2 | 14,8 | 86,2 | 80,6 |
Программы | федеральный бюджет | 13,8 | 4,3 | 4,7 | 4,8 | - |
областной бюджет | 181,4 | 13,0 | 10,0 | 78,5 | 79,9 | |
бюджет г.Н.Новгород | 3,7 | - | 0,1 | 2,9 | 0,7 | |
средства ТФ ОМС | 38,9 | 38,9 | - | - | - | |
Финансовое обеспечение Программы подлежит ежегодной корректировке и осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в областном бюджете | ||||||
Сроки реализации Программы | 2004-2007 годы | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | снижение заболеваемости новорожденных детей на 15 процентов; | |||||
Система контроля по реализации Программы | контроль по реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. |
За последние годы в Нижегородской области наметились позитивные демографические тенденции в виде увеличения рождаемости на 8 процентов (2000 год - 7,6; 2001 год - 7,8; 2002 год - 8,2 на 1000 населения), снижения младенческой смертности на 16 процентов (2000 год - 15,9; 2001 год - 13,6; 2002 год - 13,4; 2003 год - 13,4 на 1000 живорожденных), материнской смертности на 34 процента (2000 год - 54,3; 2001 год - 54,2; 2002 год - 48,2; 2003 год - 36,0 на 100 тысяч живорожденных).
В связи с этим особое значение приобретает проблема создания оптимальных условий для рождения здоровых детей, их полноценного развития, качественного лечения имеющейся патологии, а также для сохранения здоровья матерей.
Опыт решения приоритетных задач системы здравоохранения Нижегородской области в рамках целевых программ свидетельствует о необходимости сосредоточения ограниченных материальных и финансовых ресурсов на решении наиболее острых проблем здоровья матери и ребенка.
Проблема сохранения, восстановления и улучшения здоровья женщин и детей может быть эффективно решена при условии дальнейшего программного подхода путем реализации Программы.
Программа разработана в целях реализации на территории Нижегородской области мероприятий федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы и является продолжением областных целевых программ "Неотложная медицинская помощь новорожденным детям, направленная на снижение младенческой смертности на 2000-2002 годы" и "Охрана здоровья матери и ребенка в Нижегородской области на 2002-2003 годы".
В ходе реализации этих программ учреждения службы медицинской помощи матерям и детям оснащались современной аппаратурой для диагностики врожденных пороков развития плода (ВПР).
Для проведения реанимации и интенсивной терапии новорожденным на разных этапах медицинского обеспечения выстроена система межрайонных перинатальных центров, проведены обучающие семинары и научно-практические конференции по вопросам организации медицинской помощи матерям и детям по проблемам неонатологии, акушерства, педиатрии. Результатом реализации программ явилось снижение младенческой и материнской смертности.
Основными направлениями программных мероприятий Программы являются:
1. Создание условий для рождения здоровых детей.
С целью создания условий для рождения здоровых детей планируется обеспечение беременных женщин из районов с тяжелым и среднетяжелым дефицитом йода (это две трети районов области) йодсодержащими препаратами, женщин, страдающих анемиями во время беременности, - препаратами железа. Это позволит сохранить здоровье ребенка, находящегося внутриутробно, снизить риск рождения детей с врожденной патологией, т.к. здоровье новорожденных полностью зависит от здоровья матери.
В структуре причин младенческой смертности в настоящее время на втором месте стоят врожденные пороки плода (до 30 процентов), поэтому в Программе предусматриваются средства на организацию ранней (дородовой) диагностики врожденной патологии у детей методом ультразвукового и сывороточного скрининга всех беременных женщин в Нижегородской области. Данные методы диагностики позволяют уже во время беременности выявить тяжелые пороки развития у детей, несовместимые с жизнью, и в зависимости от ситуации провести прерывание беременности или подготовиться к своевременной оперативной коррекции пороков развития в государственном учреждении "Нижегородская областная детская клиническая больница" (далее - ГУ "НОДКБ") и муниципальном учреждении здравоохранения "Городская детская клиническая больница № 1 (далее - МУЗ "ГДКБ № 1").
Значительная часть пороков центральной нервной системы у детей возникает от недостатка фолиевой кислоты в рационе беременных женщин. При этом сравнительно небольшие централизованные вложения средств на приобретение фолиевой кислоты (300 тысяч рублей в год) позволят (по опыту многих регионов) снизить численность детей, рождающихся с тяжелыми пороками развития головного и спинного мозга.
Для рождения здорового ребенка необходимы меры по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья женщины. Решению данной проблемы будет способствовать закупка эндоскопического оборудования для ГУЗ "ОКБ им.Н.А.Семашко". Это необходимо с целью расширения объема помощи в рамках Программы государственных гарантий по оказанию населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи
2. Профилактика, диагностика и лечение заболеваний у детей в возрасте до 18 лет.
В настоящее время показатель хронической заболеваемости у детей приближается к критической черте и составляет 18 процентов среди всех заболеваний. Доказано, что если уровень хронических заболеваний среди населения составляет 20 процентов и более, то начинается депопуляция (вымирание) населения. Поэтому задача снижения удельного веса хронических заболеваний является одной из основных задач Программы.
Для решения этой задачи в Программе предусматриваются следующие мероприятия:
1) укрепление лечебно-диагностической базы областных специализированных учреждений ГУ "НОДКБ" и государственного учреждения здравоохранения "Специализированная клиническая кардиохирургическая больница" (далее - ГУЗ "СККХБ"), а также муниципальных детских больниц и детских отделений центральных районных больниц, родовспомогательных учреждений (разработаны перечни медицинского оборудования для оснащения указанных учреждений - таблицы 1, 2, 3 приложения к Программе);
2) централизованные поставки реабилитационного оборудования в дома ребенка и детские санатории (таблица 4 приложения к Программе).
В домах ребенка Нижегородской области ежегодно воспитываются и одновременно лечатся около 320 детей, из них 28,4 процента являются инвалидами. Как правило, дети в домах ребенка имеют по 4-5 острых заболеваний в год, многие - с врожденной патологией, плохо поддающейся лечебной коррекции. Заболеваемость среди воспитанников в возрасте до года жизни в домах ребенка в 3,6 раза выше, чем среди детей, проживающих в семьях. Это говорит о необходимости интенсивного врачебного наблюдения за ними. Однако все финансирование домов ребенка осуществляется только за счет местных бюджетов, а необходимой реабилитационной базы из-за отсутствия достаточного финансирования в домах ребенка пока не создано. Необходимо предусмотреть финансирование домов ребенка из областного бюджета в рамках настоящей Программы с целью укрепления их реабилитационной базы.
Для снижения распространенности хронических заболеваний очень важен санаторный этап оздоровления. В детских санаториях области проводится реабилитация многих заболеваний, в том числе у детей-инвалидов. Ежегодно министерством здравоохранения Нижегородской области организуются специальные смены для детей-инвалидов, в том числе страдающих сахарным диабетом (на 40 детей), гемофилией (на 20 детей), так как круглогодичных санаториев для детей, страдающих сахарным диабетом и гемофилией, в области нет. Всего в Нижегородской области организовано оздоровление по 10 профилям заболеваний. Ежегодно оздоравливается в санаторных условиях около 1100 детей-инвалидов, что составляет 12 процентов от общего количества детей, лечившихся в санаторных условиях.
Имея статус областных учреждений, санатории финансируются из местных бюджетов, поэтому на медикаменты расходуется не более 10-15 рублей на ребенка в день, на питание - 18-25 рублей в день. Централизованные поставки оборудования в эти учреждения предусматриваются впервые.
3. Приобретение препаратов, применяемых при глубокой недоношенности, которые существенно повысят выживаемость новорожденных детей и будут способствовать снижению младенческой смертности, а также препаратов, применяемых у больных, страдающих фенилкетонурией, гипотиреозом. Такие заболевания при несвоевременно начатом лечении приводят к инвалидности или смерти детей.
4. Внедрение новых информационных технологий в диспансерное наблюдение детей.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 декабря 2004 года № 310 "Об утверждении карты диспансеризации ребенка" планируется создание базы данных о состоянии здоровья детей Нижегородской области, что позволит своевременно (на ранних стадиях) выявлять отклонения в здоровье детей и своевременно проводить коррекцию имеющихся нарушений.
В ходе реализации Программы планируется обучение медицинских кадров (подготовка медработников педиатрического и акушерского профиля путем проведения циклов повышения квалификации врачей акушеров - гинекологов, неонатологов, педиатров - таблица 5 приложения к Программе). Планируется информационная и просветительская работа с населением (мероприятия совместно со средствами массовой информации по проблемам профилактики и раннего выявления заболеваний репродуктивной системы, формированию здорового образа жизни и ответственности населения за собственное здоровье).
Основной целью Программы является создание и обеспечение условий для безопасных родов, для рождения здоровых детей, для сохранения и укрепления здоровья женщин и детей Нижегородской области. Цель достигается путем решения задач по профилактике заболеваемости у беременных женщин и детей, по укреплению лечебно-диагностической базы медицинских учреждений, по внедрению новых информационных технологий в диспансерное наблюдение, а также по совершенствованию организации и оказания специализированной и неотложной медицинской помощи женщинам и детям в стационарах Нижегородской области.
Основные программные мероприятия представлены в плане мероприятий по реализации Программы (приложение к Программе). Они включают в себя приобретение медицинского оборудования для ЛПУ Нижегородской области, приобретение оборудования для ЛПУ г.Н.Новгород, приобретение оборудования для домов ребенка и детских санаториев, внедрение научных разработок и реабилитационных методик в практическое здравоохранение и обучение медработников, приобретение оборудования для ГУЗ "ОКБ им.Н.А.Семашко", приобретение оборудования для ЛПУ Нижегородской области на 2004 год.
Предполагаемый объем финансирования Программы составит
(млн. рублей)
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
Всего | 237,8 | 56,2 | 14,8 | 86,2 | 80,6 |
федеральный бюджет | 13,8 | 4,3 | 4,7 | 4,8 | - |
областной бюджет | 181,4 | 13,0 | 10,0 | 78,5 | 79,9 |
бюджет г.Н.Новгород | 3,7 | - | 0,1 | 2,9 | 0,7 |
средства ТФ ОМС | 38,9 | 38,9 | - | - | - |
Объемы финансирования мероприятий Программы будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании бюджетов соответствующего года.
Финансирование по основным направлениям расходования бюджетных средств запланировано:
на капитальные вложения -190,8 млн. рублей (2004 год - 37,9 млн. рублей, 2005 год - 8,4 млн. рублей, 2006 год - 72,6 млн. рублей, 2007 год - 71,9 млн. рублей;
на научно-исследовательскую работу - 100 тыс. рублей в год за счет текущего финансирования (пункты 3, 5, 8 таблицы 5 приложения к Программе);
на прочие расходы - 46,5 млн. рублей (2004 год - 18,3 млн. рублей, 2005 год - 5,9 млн. рублей, 2006 год - 13,6 млн. рублей, 2007 год - 8,7 млн. рублей).