Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 03.06.2004 № 304-р

Об утверждении Концепции электронного
правительства Нижегородской области      

_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
распоряжения правительства Нижегородской области от 29 мая 2009 года № 1176-р

_______________________________________________________________________________


В целях упорядочения работ по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области, созданию электронного правительства Нижегородской области и во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 № 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию электронного правительства Нижегородской области.

2. Утвердить прилагаемый план реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области на 2004 год.



                                                                       Губернатор                                                                                                                        Г.М. Ходырев


Утверждена
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 03.06.2004 № 304-р

     

КОНЦЕПЦИЯ
электронного правительства
Нижегородской области


Содержание

Стр.

1. Список принятых сокращений и определение используемых терминов

3

2. Введение

8

3. Цели и задачи электронного правительства

9

4. Роль электронного правительства, принципы
и необходимые условия его создания и развития

9

5. Состояние проблемы

11

6. Приоритетные направления создания и развития электронного правительства

14

7. Формирование элементов электронного правительства и компонентов инфраструктуры

19

8. Совершенствование кадрового обеспечения электронного правительства

21

9. Совершенствование нормативно-правового обеспечения электронного правительства

22

10. Ожидаемый эффект от внедрения электронного правительства

22

11. Порядок и организационное обеспечение реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области

23



1. Список принятых сокращений и определение используемых терминов

1.1. Список принятых сокращений

ИКТ

 - информационно-коммуникационные технологии

ФЦП

- федеральная целевая программа

АС

- автоматизированная система

ИАС

- информационно-аналитическая система

БД

- база данных

МВК

- межведомственная комиссия по вопросам внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области

СЭДД

- система электронного документооборота и делопроизводства

ГИС

- геоинформационная система

АРМ

- автоматизированное рабочее место

ЭЦП

- электронно-цифровая подпись

ЭАР

- электронные административные регламенты

ОГИР

- объединенные государственные информационные ресурсы

ЕРА

- единая региональная архитектура

РИСС

- региональная информационно-сервисная система

XML

- extensible Markup Language (расширяемый язык разметки)


1.2. Определение основных используемых терминов

Электронное правительство

-

использование ИКТ в государственных органах исполнительной власти в сочетании с организационными изменениями и новыми методами для обеспечения процесса принятия управленческих решений, улучшения системы предоставления государственных услуг, развития демократических процессов, а также укрепления поддержки политики государства.

Услуга

-

результат фактически и юридически осуществимых действий исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Государственная услуга

-

нормативно закрепленная услуга, оказываемая государственными органами гражданам и организациям.

Уровень качества услуги (стандарт оказания услуги)

-

определяется набором признаков выполняемой операции через сроки, затраченные ресурсы, количество обслуженных потребителей, т.е. через количественные показатели, и закрепляется нормативно.

Цифровое общество

-

повсеместное использование ИКТ в государственном управлении, экономической и социальной сферах, повседневной жизни граждан. Присутствие элементов "цифрового общества" является характерной стороной постиндустриальной экономики. Для "цифрового общества" свойственна трансформация на новый качественный уровень процессов, протекающих во всех областях жизни общества и государства.

Цифровое неравенство (цифровой разрыв)

-

неравенство среди граждан в использовании информационных и телекоммуникационных технологий, определяемое социально-экономическими различиями.

Элемент электронного правительства

-

ИКТ-проект, обеспечивающий полную или частичную автоматизацию определенных функций (функционального сегмента) органов государственного управления по предоставлению государственных услуг и (или) по поддержке процесса принятия управленческих решений.

Электронно-цифровая подпись

-

реквизит электронного документооборота, предназначенный для защиты электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Единая региональная архитектура

-

комплексная модель государственного управления регионом, построенная на основе ИКТ и описывающая деятельность органов власти с позиции логических понятий (таких как взаимодействующие бизнес-процессы, бизнес-правила, необходимая информация, структура и потоки информации, расположение рабочих мест государственных служащих) и позиции технических понятий (таких как аппаратные средства, программное обеспечение, коммуникация данных, защита и безопасность, используемые стандарты). Иными словами, архитектурой является семейство руководящих принципов (концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов).

Административный регламент

-

формализованное описание исключительных прерогатив органа власти, его юрисдикции, а также организационных форм взаимодействия с другими органами власти в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений, включая сферы компетенции и ответственности, требования, предъявляемые действующим законодательством к срокам, качеству, характеру исполнения установленных функций и отдельных видов работ в рамках этих функций. Административный регламент может регулировать предоставление услуг гражданам и организациям.

Электронный административный регламент

-

запись административного регламента в электронном формате, обеспечивающем хранение данных, выполнение запросов к хранилищам информации, возможность контроля корректности хранящихся в документе данных, проверки иерархических соотношений внутри документа, установки единого стандарта на структуру документов. Например, на языке XML (extensible Markup Language - расширяемый язык разметки), рекомендованным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в качестве стандарта описания регламентов.

Объединенные государственные информационные ресурсы

-

государственные информационные ресурсы, интегрированные на базе единых стандартов, методики сбора, обработки и использования информации и обеспечивающие совместный доступ к данным различной ведомственной и организационной принадлежности.

Электронная торговля

-

заключение гражданско-правовых путем обмена электронными документами (в том числе, торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети Интернет).

Смарт-карта

-

карта со встроенным микропроцессором, позволяющая производить финансовые операции: кредитование (пополнение), дебетование (снятие средств с карты), чтение баланса. Обеспечивает высокий уровень защиты информации, операций.

Геоинформационная система

-

система аппаратно-программных средств и алгоритмических процедур, созданная для цифровой поддержки, пополнения, управления, манипулирования, анализа, математико-картографического моделирования и образного отображения географически координированных (пространственно соотнесенных) данных.

Портал

-

Вэб-сайт, выполняющий роль отправной точки, предназначенный для специфической аудитории и обеспечивающий:

- объединение информационного наполнения и доставку важной для аудитории информации;

- совместную работу и коллективные услуги;

- доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации.

Электронные системы платежей

-

аккумулирование денежных средств и автоматизация системы учета и контроля за их движением.

Криптографический алгоритм

-

алгоритм преобразования данных: являющийся полностью или частично секретным либо использующий при работе набор секретных параметров.

Удостоверяющий центр

-

юридическое лицо или обособленное подразделение юридического лица, обладающие правомочиями на удостоверение принадлежности конкретного открытого ключа ЭЦП владельцу сертификата.

Средства электронной цифровой подписи

-

аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей.

Закрытый ключ электронной цифровой подписи

-

уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи.

Открытый ключ электронной цифровой подписи

-

уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе.

2. Введение

Концепция электронного правительства Нижегородской области (далее - Концепция) определяет основные положения, цели, задачи и приоритетные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области (далее - Органы власти), а также порядок реализации Концепции.

Основной целью реализации Концепции является создание условий для разработки, внедрения и развития элементов электронного правительства как неотъемлемой части технологий, используемых в системе регионального управления областью.

Правовую основу Концепции составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

- Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи";

- постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 № 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области";

- распоряжение Правительства Нижегородской области от 25.02.2003 № 108-р "Об участии в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" на территории Нижегородской области в 2003-2010 годах".

В определении роли и приоритетных направлений создания и развития электронного правительства Нижегородской области Концепция опирается на основные положения:

- федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65;

- доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 № ПР-1895;

- постановления Правительства Нижегородской области от 25.06.2002 № 145 "О концепции создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области";

- постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.11.2001 № 353 "О Программе неотложных мер по сохранению архивного фонда Нижегородской области на 2001-2005 гг.".

- распоряжения Председателя Законодательного Собрания и Губернатора Нижегородской области от 19.03.2001 № 72-р/418-р "Об участии Нижегородской области в создании автоматизированной системы "Государственный регистр населения";

Концепция разработана рабочей группой по обеспечению деятельности МВК по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность Органов власти, во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 № 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области".

3. Цели и задачи электронного правительства

Основной целью электронного правительства Нижегородской области является обеспечение населения области быстрым и высококачественным доступом к информации Органов власти и государственным услугам на основе ИКТ.

Реализация основной цели электронного правительства невозможна без достижения соответствующего уровня информатизации самих Органов власти. Внедрение ИКТ в Органах власти является базой для качественного улучшения выполнения ими внешних функций и для повышения эффективности деятельности самих Органов власти.

Достижению целей электронного правительства будет способствовать решение следующих задач:

- разработка и внедрение функциональных ИАС, поддерживающих процесс принятия управленческих решений в пределах отдельных Органов власти;

- автоматизация межведомственного взаимодействия в процессе принятия управленческих решений;

- автоматизация процедур предоставления государственных услуг.

  4. Роль электронного правительства, принципы
     и необходимые условия его создания и развития


Создание электронного правительства обеспечит условия для улучшения взаимодействия Органов власти между собой, с иными органами власти и органами местного самоуправления, действующими на территории области, с организациями и гражданами, а также обеспечит условия для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Нижегородской области.

4.1. Ролевые функции

Электронное правительство обеспечивает:

- оперативность и высокое качество управленческих решений за счет внедрения электронной системы обмена документами, исполнения и контроля исполнения документов, а также внедрения программно-аналитических комплексов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»