ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 03.06.2004 № 304-р
Об утверждении Концепции электронного
правительства Нижегородской области
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
распоряжения правительства Нижегородской области от 29 мая 2009 года № 1176-р
_______________________________________________________________________________
В целях упорядочения работ по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области, созданию электронного правительства Нижегородской области и во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 № 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию электронного правительства Нижегородской области.
2. Утвердить прилагаемый план реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области на 2004 год.
Губернатор Г.М. Ходырев
Утверждена
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 03.06.2004 № 304-р
Содержание | Стр. |
1. Список принятых сокращений и определение используемых терминов | 3 |
2. Введение | 8 |
3. Цели и задачи электронного правительства | 9 |
4. Роль электронного правительства, принципы | 9 |
5. Состояние проблемы | 11 |
6. Приоритетные направления создания и развития электронного правительства | 14 |
7. Формирование элементов электронного правительства и компонентов инфраструктуры | 19 |
8. Совершенствование кадрового обеспечения электронного правительства | 21 |
9. Совершенствование нормативно-правового обеспечения электронного правительства | 22 |
10. Ожидаемый эффект от внедрения электронного правительства | 22 |
11. Порядок и организационное обеспечение реализации Концепции электронного правительства Нижегородской области | 23 |
1. Список принятых сокращений и определение используемых терминов
1.1. Список принятых сокращений
ИКТ | - информационно-коммуникационные технологии |
ФЦП | - федеральная целевая программа |
АС | - автоматизированная система |
ИАС | - информационно-аналитическая система |
БД | - база данных |
МВК | - межведомственная комиссия по вопросам внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области |
СЭДД | - система электронного документооборота и делопроизводства |
ГИС | - геоинформационная система |
АРМ | - автоматизированное рабочее место |
ЭЦП | - электронно-цифровая подпись |
ЭАР | - электронные административные регламенты |
ОГИР | - объединенные государственные информационные ресурсы |
ЕРА | - единая региональная архитектура |
РИСС | - региональная информационно-сервисная система |
XML | - extensible Markup Language (расширяемый язык разметки) |
1.2. Определение основных используемых терминов
Электронное правительство | - | использование ИКТ в государственных органах исполнительной власти в сочетании с организационными изменениями и новыми методами для обеспечения процесса принятия управленческих решений, улучшения системы предоставления государственных услуг, развития демократических процессов, а также укрепления поддержки политики государства. |
Услуга | - | результат фактически и юридически осуществимых действий исполнителя по удовлетворению запросов потребителя. |
Государственная услуга | - | нормативно закрепленная услуга, оказываемая государственными органами гражданам и организациям. |
Уровень качества услуги (стандарт оказания услуги) | - | определяется набором признаков выполняемой операции через сроки, затраченные ресурсы, количество обслуженных потребителей, т.е. через количественные показатели, и закрепляется нормативно. |
Цифровое общество | - | повсеместное использование ИКТ в государственном управлении, экономической и социальной сферах, повседневной жизни граждан. Присутствие элементов "цифрового общества" является характерной стороной постиндустриальной экономики. Для "цифрового общества" свойственна трансформация на новый качественный уровень процессов, протекающих во всех областях жизни общества и государства. |
Цифровое неравенство (цифровой разрыв) | - | неравенство среди граждан в использовании информационных и телекоммуникационных технологий, определяемое социально-экономическими различиями. |
Элемент электронного правительства | - | ИКТ-проект, обеспечивающий полную или частичную автоматизацию определенных функций (функционального сегмента) органов государственного управления по предоставлению государственных услуг и (или) по поддержке процесса принятия управленческих решений. |
Электронно-цифровая подпись | - | реквизит электронного документооборота, предназначенный для защиты электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. |
Единая региональная архитектура | - | комплексная модель государственного управления регионом, построенная на основе ИКТ и описывающая деятельность органов власти с позиции логических понятий (таких как взаимодействующие бизнес-процессы, бизнес-правила, необходимая информация, структура и потоки информации, расположение рабочих мест государственных служащих) и позиции технических понятий (таких как аппаратные средства, программное обеспечение, коммуникация данных, защита и безопасность, используемые стандарты). Иными словами, архитектурой является семейство руководящих принципов (концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов). |
Административный регламент | - | формализованное описание исключительных прерогатив органа власти, его юрисдикции, а также организационных форм взаимодействия с другими органами власти в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений, включая сферы компетенции и ответственности, требования, предъявляемые действующим законодательством к срокам, качеству, характеру исполнения установленных функций и отдельных видов работ в рамках этих функций. Административный регламент может регулировать предоставление услуг гражданам и организациям. |
Электронный административный регламент | - | запись административного регламента в электронном формате, обеспечивающем хранение данных, выполнение запросов к хранилищам информации, возможность контроля корректности хранящихся в документе данных, проверки иерархических соотношений внутри документа, установки единого стандарта на структуру документов. Например, на языке XML (extensible Markup Language - расширяемый язык разметки), рекомендованным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в качестве стандарта описания регламентов. |
Объединенные государственные информационные ресурсы | - | государственные информационные ресурсы, интегрированные на базе единых стандартов, методики сбора, обработки и использования информации и обеспечивающие совместный доступ к данным различной ведомственной и организационной принадлежности. |
Электронная торговля | - | заключение гражданско-правовых путем обмена электронными документами (в том числе, торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети Интернет). |
Смарт-карта | - | карта со встроенным микропроцессором, позволяющая производить финансовые операции: кредитование (пополнение), дебетование (снятие средств с карты), чтение баланса. Обеспечивает высокий уровень защиты информации, операций. |
Геоинформационная система | - | система аппаратно-программных средств и алгоритмических процедур, созданная для цифровой поддержки, пополнения, управления, манипулирования, анализа, математико-картографического моделирования и образного отображения географически координированных (пространственно соотнесенных) данных. |
Портал | - | Вэб-сайт, выполняющий роль отправной точки, предназначенный для специфической аудитории и обеспечивающий: - объединение информационного наполнения и доставку важной для аудитории информации; - совместную работу и коллективные услуги; - доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации. |
Электронные системы платежей | - | аккумулирование денежных средств и автоматизация системы учета и контроля за их движением. |
Криптографический алгоритм | - | алгоритм преобразования данных: являющийся полностью или частично секретным либо использующий при работе набор секретных параметров. |
Удостоверяющий центр | - | юридическое лицо или обособленное подразделение юридического лица, обладающие правомочиями на удостоверение принадлежности конкретного открытого ключа ЭЦП владельцу сертификата. |
Средства электронной цифровой подписи | - | аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей. |
Закрытый ключ электронной цифровой подписи | - | уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи. |
Открытый ключ электронной цифровой подписи | - | уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе. |
Концепция электронного правительства Нижегородской области (далее - Концепция) определяет основные положения, цели, задачи и приоритетные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти, находящихся в подчинении Губернатора Нижегородской области (далее - Органы власти), а также порядок реализации Концепции.
Основной целью реализации Концепции является создание условий для разработки, внедрения и развития элементов электронного правительства как неотъемлемой части технологий, используемых в системе регионального управления областью.
Правовую основу Концепции составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи";
- постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 № 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области";
- распоряжение Правительства Нижегородской области от 25.02.2003 № 108-р "Об участии в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" на территории Нижегородской области в 2003-2010 годах".
В определении роли и приоритетных направлений создания и развития электронного правительства Нижегородской области Концепция опирается на основные положения:
- федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65;
- доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 № ПР-1895;
- постановления Правительства Нижегородской области от 25.06.2002 № 145 "О концепции создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области";
- постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.11.2001 № 353 "О Программе неотложных мер по сохранению архивного фонда Нижегородской области на 2001-2005 гг.".
- распоряжения Председателя Законодательного Собрания и Губернатора Нижегородской области от 19.03.2001 № 72-р/418-р "Об участии Нижегородской области в создании автоматизированной системы "Государственный регистр населения";
Концепция разработана рабочей группой по обеспечению деятельности МВК по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность Органов власти, во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.12.2003 № 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области".
Основной целью электронного правительства Нижегородской области является обеспечение населения области быстрым и высококачественным доступом к информации Органов власти и государственным услугам на основе ИКТ.
Реализация основной цели электронного правительства невозможна без достижения соответствующего уровня информатизации самих Органов власти. Внедрение ИКТ в Органах власти является базой для качественного улучшения выполнения ими внешних функций и для повышения эффективности деятельности самих Органов власти.
Достижению целей электронного правительства будет способствовать решение следующих задач:
- разработка и внедрение функциональных ИАС, поддерживающих процесс принятия управленческих решений в пределах отдельных Органов власти;
- автоматизация межведомственного взаимодействия в процессе принятия управленческих решений;
- автоматизация процедур предоставления государственных услуг.
Создание электронного правительства обеспечит условия для улучшения взаимодействия Органов власти между собой, с иными органами власти и органами местного самоуправления, действующими на территории области, с организациями и гражданами, а также обеспечит условия для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Нижегородской области.
Электронное правительство обеспечивает:
- оперативность и высокое качество управленческих решений за счет внедрения электронной системы обмена документами, исполнения и контроля исполнения документов, а также внедрения программно-аналитических комплексов;