ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2002 года № 145
В целях формирования интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области.
2. Определить министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьмина) ответственным за реализацию Концепцию создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области.
3. Контроль за выполнением возложить настоящего постановления на первого заместителя Губернатора Нижегородской области - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
И.о.Губернатора области Ю.П.Сентюрин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 25.06.2002 № 145
На сегодняшний день в органах власти за счет средств бюджетов различных уровней создаются локальные информационные сети, формируется значительное количество баз и банков данных. Нередко они дублируют друг друга, несовместимы между собой, ориентированы только на федеральный уровень. Отсутствуют система поддержки их в актуальном состоянии и система доступа к ним.
Единое информационное пространство органов исполнительной власти Нижегородской области не сформировано. В системе коллективного доступа находятся только базы данных нормативно-правовой информации и статистическая информация Нижегородского областного комитета государственной статистики в системе "1-С" (на сервере Министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области). У части министерств Нижегородской области нет удаленного доступа и к этим базам данных. С 2000 года отсутствует сервер обмена информацией между подразделениями органов исполнительной власти Нижегородской области.
В результате происходит дублирование сбора и обработки информации, отсутствуют унифицированные информационные технологии и стандартные протоколы взаимодействия автоматизированных информационных ресурсов органов исполнительной власти, отсутствуют нормативные документы по организации информационного взаимодействия.
Имеющиеся в органах исполнительной власти Нижегородской области персональная вычислительная и оргтехника, сетевое и серверное оборудование устарели морально и физически и не удовлетворяют самым минимальным современным требованиям. В большинстве министерств отсутствует лицензионное программное обеспечение, используются устаревшие программные продукты.
Необходимо создание интегрированной информационной системы на основе современной программно-технической базы, которая позволила бы максимально использовать существующие информационные, аналитические и другие данные для поддержки управленческих решений.
Информационные (информационно-аналитические) ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в базах и банках данных.
Базы и банки данных - информационные системы, позволяющие эффективно хранить, вводить, корректировать и представлять информацию.
Локальная информационная сеть - программно-аппаратный комплекс, включающий в себя серверы, компьютеры, принтеры, коммуникационное оборудование, кабельную систему и сетевые операционные системы.
Система коллективного доступа к информационным ресурсам (информационные ресурсы общего пользования органов исполнительной власти)- программно-аппаратное обеспечение доступа к информационным ресурсам всех пользователей локальной информационной сети.
Система удаленного доступа к информационным ресурсам - программно-аппаратный комплекс обеспечения доступа к информационным ресурсам пользователей, находящихся вне локальной вычислительной сети.
Интегрированная информационная система - совокупность информационных ресурсов, полученных из различных информационных систем, и информационных технологий, в том числе с использованием вычислительной техники и средств связи.
Геоинформационная система - информационная система, построенная на основе использования картографических методов представления информации.
Открытые информационные ресурсы - информационные ресурсы органов исполнительной власти, предназначенные для свободного доступа в сети Интернет.
Ресурсный центр - представляет собой регулярно пополняемую электронную библиотеку методологических, аналитических, обзорных материалов различных источников.
Стратегическая цель - построение интегрированной информационной системы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления для обеспечения их многоаспектной, комплексной и качественной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
Создание интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области (далее - Система) предполагает:
- формирование информационно-аналитических ресурсов коллективного пользования органов исполнительной власти Нижегородской области, включающих ресурсы территориальных подразделений федеральных служб и органов власти и органов местного самоуправления;
- организацию удаленного регламентного доступа к ведомственным (локальным) базам данных органов власти Нижегородской области;
- создание качественной коммуникационной системы и организационно-правового механизма управления Системой.
Задачи создания Системы:
- обработка и доставка информации, информационно-аналитическая поддержка процессов принятия решений;
- создание и сопровождение программно-технических средств обеспечения процессов первой группы.
Достижение поставленной цели невозможно без решения текущих задач, обеспечивающих нормальное функционирование уже существующих информационных систем и средств их обеспечения.
Текущие задачи:
- размещение готовых документов, ведение и сопровождение информационных систем и баз данных коллективного пользования на сервере Системы (далее - сервер);
- коммуникационное и сетевое обеспечение сервера и защита информации;
- техническое обслуживание и ремонт сервера.
Перспективные задачи:
- создание информационных ресурсов коллективного пользования и каталога информационных ресурсов путем интеграции готовых документов и баз данных министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области;
- создание и ведение эталонной базы данных о социально-экономическом состоянии Нижегородской области в динамике за последние 10 лет;
- внедрение перспективных технологий анализа и моделирования социально-экономических процессов на территории области;
- организация сравнительных межрегиональных экономических и социологических исследований;
- создание и внедрение геоинформационной системы мониторинга и анализа социально-экономических, социально-трудовых, экологических и других процессов на территории области;
- формирование открытых информационных ресурсов Правительства Нижегородской области в сети Интернет;
- создание электронных энциклопедий о регионе в технологии мультимедиа;
- интеграция информационных ресурсов органов местного самоуправления в Систему.
· Обеспечение однократности сбора информации путем исключения дублирования задач сбора информации (кроме их дублирования с целью выборочного контроля достоверности) и определения ответственных за ее сбор и актуализацию в информационных ресурсах Системы.
· Минимизация дублирования функциональных задач обработки информации путем определения ответственного за ее реализацию и обеспечение всех абонентов Системы.
· Унификация и стандартизация задач и подсистем функциональных блоков Системы и протоколов их информационного взаимодействия.
· Унификация информационных технологий и стандартизация протоколов взаимодействия базы данных информационных ресурсов между собой и с абонентами Системы.
· Максимальное использование готовых (серийно поставляемых) программных и технических средств, а также привлечение к работам, на конкурсной основе, профессиональных и специализированных организаций.
· Использование гибких инструментальных средств и модульная структура Системы.
· Поэтапная сбалансированная эволюция интегрированной системы с контролируемыми капиталовложениями на каждом этапе, при обеспечении практических результатов для конечных пользователей на каждом этапе.
Решение поставленных задач потребует одновременного проведения работ по следующим направлениям:
1) интеграция информационных ресурсов и формирование системы информационных ресурсов общего пользования;
2) создание системы информационно-коммуникационного взаимодействия;
3) организация информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области;
4) нормативно-правовое, организационно-техническое, кадровое, финансовое обеспечение функционирования Системы и обеспечение защиты информации.
- реализовать качественно новый, системный подход к организации информационного обеспечения;
- повысить оперативность работы сотрудников органов исполнительной власти Нижегородской области и качество принимаемых решений;
- обеспечить органы исполнительной власти Нижегородской области современными информационно-коммуникационными средствами информационного взаимодействия, а также многоаспектной и комплексной информацией для подготовки и принятия решений;
- координировать работы по выработке унифицированных проектных решений и стандартов на программно-техническое, нормативно-правовое и организационно-технологическое обеспечение информационных ресурсов Системы;
- оптимизировать затраты областного бюджета на создание информационных ресурсов и систем путем ликвидации затрат на информационную взаимоувязку разрозненных информационных систем, а также за счет сокращения затрат рабочего времени сотрудников на поиск информации;
- создать эффективную систему защиты информации и обеспечения информационной безопасности.
Интегрированная система информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области строиться как сетевая система коллективного пользования.
Система будет формироваться по следующим основным модульным блокам:
этап 1 (2002 год):
- информационные ресурсы органов исполнительной власти;
- информационно-аналитические ресурсы общего пользования (Ресурсный Центр)
этап 2 (2002 год - 1-е полугодие 2003 года):
- информационные ресурсы территориальных подразделений федеральных органов власти, других субъектов РФ, окружных и региональных организаций (предприятий)
этап 3 (2-е полугодие 2003 года -1-е полугодие 2004 года):
- информационные ресурсы органов местного самоуправления.
Каждый модульный блок системы коллективного пользования будет состоять (как правило) из двух частей:
- готовые документы (в текстовом и табличном виде) - стратегии, прогнозы, целевые комплексные программы развития подведомственных отраслей, характеристики развития подведомственных отраслей или направлений, динамические ряды показателей, аналитические записки и другие выходные документы;
- базы данных (БД) коллективного пользования - БД нормативных документов, статистики, динамические ряды ведомственной статистики и т.д.
Кроме того, в соответствии с потребностями пользователей будет организован удаленный доступ к локальным базам данных, находящихся в ведении министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области.
В рамках формирования интегрированной системы информационных ресурсов предусматривается реализация следующих мероприятий:
· проведение обследования (инвентаризации) и создание Каталога информационных ресурсов:
- органов исполнительной власти Нижегородской области (этап 1),
- территориальных подразделений федеральных служб (этап 2);
· исследование информационных потребностей органов исполнительной власти Нижегородской области (этап 2);
· заключение соглашений об информационном взаимодействии с органами исполнительной власти Нижегородской области, Администрацией Губернатора, территориальными подразделениями федеральных служб и органов власти, окружными и региональными организациями (предприятиями), предусматривающих регламент предоставления информации и регламент доступа к ней каждого пользователя Системы из состава органов исполнительной власти (далее - пользователи Системы) (этапы 1 и 2);
· организация серверного пространства и размещение информационных ресурсов коллективного пользования, перевод в режим коллективного пользования, по мере необходимости, существующих и формирование новых БД, обеспечение оперативного обновления (актуализации) (этапы 1 и 2);
· разработка сервисных интерфейсов для работы в Системе, отработка средств защиты информационных ресурсов и системы санкционированного доступа к информационным ресурсам пользователей Системы (этап 1);
· проведение работ по обеспечению однократного получения информации непосредственно от ее источника (этапы 1 и 2).