ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26.06.2003 № 187
О порядке организации мелкорозничной торговой сети
на территории Нижегородской области
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2006 года № 89
__________________________________________________________________________
В соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями на 30 декабря 2001 года), от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями на 10 января 2003 года), от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изменениями на 10 января 2003 года), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изменениями на 6 февраля 2002 года), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 года № 31 "О введении в действие санитарных правил" (с изменениями на 3 апреля 2003 года), и в целях упорядочения мелкорозничной торговли и предупреждения подъема острых желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений среди населения" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Типовой порядок организации мелкорозничной торговой сети на территории Нижегородской области.
1.2. Типовой порядок организации летнего кафе.
1.3. Типовой порядок организации торговли бахчевыми культурами.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления:
2.1. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 13 сентября 2002 № 229 "О координационном совете по развитию потребительского рынка при Правительстве Нижегородской области» создать муниципальные межведомственные комиссии по контролю за качеством товаров и услуг на потребительском рынке (далее - комиссия).
2.2. Создать в рамках комиссии рабочую группу по организации мелкорозничной торговли, в состав которой включить представителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль на потребительском рынке, архитектурно-планировочных организаций, территориальных органов управления ГИБДД.
2.3. Разработать на основе типовых порядков, утвержденных настоящим постановлением:
- порядок организации мелкорозничной торговой сети;
- порядок организации летнего кафе;
- порядок организации торговли бахчевыми культурами.
2.4. Провести комплексное обследование состояния мелкорозничной торговли и летних кафе на соответствие требованиям, утвержденным настоящим постановлением.
2.5. Разработать схему рационального размещения объектов мелкорозничной сети с учетом сохранения необходимого для населения комплекса услуг и архитектурной планировки, предусмотрев:
- размещение объектов мелкорозничной сети в удалении от стационарных предприятий торговли, рынков и торговых площадок, транспортных остановок;
- передислокацию объектов мелкорозничной сети с центральных площадей и улиц в жилые массивы, за исключением комплекса услуг социальной направленности (объектов питания типа "Бистро" с технологическим процессом приготовления пищи, защищенным от атмосферного влияния, объектов по реализации мороженого, прохладительных напитков, печатной продукции);
- свертывание объектов мелкорозничной сети, не оснащенной специальным оборудованием (лотки, киоски, палатки), а также предприятий мелкорозничной сети, не подключенных к центральным коммуникациям, за исключением торгового обслуживания в весенне-летний период в местах массового отдыха населения.
2.6. Размещать объекты мелкорозничной сети на основании оформленных в установленном порядке договоров аренды земельного участка в пределах схем дислокации, утвержденных органами местного самоуправления (за исключением объектов из ежедневно демонтируемых конструкций) и ситуационных планов, согласованных со структурными подразделениями органов местного самоуправления, курирующими сферу потребительского рынка.
2.7. Предусматривать в установленном законом порядке в договорах аренды земельных участков, предоставляемых под размещение объектов мелкорозничной торговли, одним из условий досрочного расторжения договора двукратное нарушение (ненадлежащее исполнение) арендатором правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области в сфере регулирования торговли.
2.8. Предоставлять земельные участки в аренду под размещение объектов мелкорозничной торговли в границах схем дислокации, разработанных органами местного самоуправления с участием архитектурно-планировочных организаций, центров Госсанэпиднадзора, территориальных органов управления ГИБДД.
2.9. Проводить конкурсные торги на размещение объектов мелкорозничной торговли:
- при наличии более одного соискателя на одно место;
- при размещении объектов на центральных улицах и площадях.
2.10. Разработать положение о проведении конкурсных торгов на размещение объектов мелкорозничной торговли и методику определения стартовой цены распределяемых мест.
2.11. Провести организационную работу с владельцами объектов действующей мелкорозничной сети по обеспечению выполнения требований к внешнему виду, рекламно-художественному оформлению объектов, благоустройству и содержанию мест мелкорозничной торговли.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономики и развития предпринимательства Нижегородской области Г.К. Кузьмину.
Губернатор Г.М. Ходырев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 26.06.2003 № 187
ТИПОВОЙ ПОРЯДОК
организации мелкорозничной торговой сети
на территории Нижегородской области
Настоящий Типовой порядок определяет основные требования к мелкорозничной торговой сети и организации торговли пищевыми продуктами в весенне-летний период на территории Нижегородской области, которые являются обязательными для юридических лиц всех организационно-правовых форм собственности, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном законодательстве Российской Федерации порядке.
1. Термины и определения
Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли (палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.).
Мелкорозничная торговая сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли (торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления).
Развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, на транспорте или на улице.
Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Палатка (ларек) - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Придорожные сооружения - площадки отдыха, автобусные остановки, кемпинги, мотели, гостиницы, станции и пункты технического обслуживания, стоянки автомобилей, торговые точки. Пункты питания и другие объекты сервиса, предназначенные для обеспечения нормальных условий труда, питания и отдыха участников дорожного движения.
Полосы отвода автомобильных дорог - земли автомобильных дорог, предоставляемые для размещения придорожных сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств.
Продавец - организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Ситуационный план - адресная схема размещения объектов мелкорозничной торговли, исполненная структурными подразделениями органов местного самоуправления, курирующими сферу потребительского рынка.
2. Требования к объектам мелкорозничной торговли
2.1. Предложения фирм, предприятий по размещению тележечно-лодочной сети, палаток и мобильных торговых средств рассматриваются органами местного самоуправления в пределах схем дислокации с учетом обеспечения свободного движения пешеходов и доступа потребителей к местам торговли, беспрепятственного подъезда спецавтотранспорта при чрезвычайных ситуациях, соблюдения архитектурных, пожарных и санитарных требований.
2.2. Решения о предоставлении земельных участков под размещение объектов мелкорозничной сети в пределах полос отвода автомобильных дорог или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), принимаются уполномоченными на то органами в установленном законом порядке.
2.3. При принятии положительного решения, соискателю выдается ситуационный план размещения объекта, который предъявляется в органы Госсанэпиднадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта предъявляемым требованиям.
2.4. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
2.5. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
2.6. В случае временного закрытия объекта, вывешивается информация о причине его закрытия (санитарный день, ремонт и пр.) и сроках приостановления деятельности.
2.7. Продавец обязан содержать свой объект в чистоте и технически исправном состоянии, своевременно устранять повреждения в вывесках, конструктивных и облицовочных элементах, а также обеспечивать уборку прилегающих территорий от отходов продукции и мусора.
2.8. По окончании рабочего дня лотки, тележки, мобильные торговые средства (за исключением специальных приспособлений для торговли бахчевыми культурами) вывозятся с места дислокации.
2.9. На рабочем месте продавца должны находиться документы, предусмотренные действующими нормативными актами и Правилами, регламентирующими торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров, в т.ч. контрольный журнал, накладные, документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность товара, медицинские книжки с указанием результатов медицинских осмотров и гигиенической аттестации и др.
2.10. Для объектов, использующих специальное оборудование и подключенных к коммуникациям, необходимо дополнительно иметь:
- для объектов на основе мобильных средств передвижения - паспорт транспортного средства, выданный органами ГИБДД, и санитарный паспорт автотранспортного средства, выданный органами Госсанэпиднадзора;
- для объектов, использующих в целях приготовления пищи газобаллонное оборудование - заключение о техническом освидетельствовании данного оборудования;
- для объектов, подключенных к силовым сетям - заключение органов Госсанэпиднадзора;
- для объектов, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог - заключение территориальных подразделений органов ГИБДД.
2.11. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг в объектах мелкорозничной сети должен соответствовать профилю и специализации его деятельности. Для покупателя выставляются образцы товаров с указанием его наименования, цены за вес или единицу с четко и правильно оформленными ценниками или прейскурантами, с подписью материально ответственного лица или печатью организации, датой оформления ценника.
2.12. Применение контрольно-кассовых машин осуществляется в соответствии с нормативными актами Российской Федерации.
2.13. Осуществление торговой деятельности организациями мелкорозничной сети (в т.ч. с тележек, лотков) разрешается только с использованием специального оборудования и при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии организации требованиям санитарных правил.
2.14. В палатках, автолавках, автоприцепах допускается реализация комбинированного ассортимента товаров при наличии соответствующих условий для хранения и реализации.
2.15. В объекте мелкорозничной сети, рассчитанном на одно рабочее место, допускается продажа пищевых продуктов лишь в промышленной потребительской упаковке.
2.16. Отпуск хлеба, выпеченных кондитерских и хлебобулочных изделий осуществляется в упакованном виде.
2.17. В период массового поступления картофеля и свежей плодоовощной продукции допускается продажа овощей и фруктов с лотков, тележек и др., а также на открытых овощных базарах. Реализация картофеля, свежей плодоовощной продукции, в т.ч. бахчевых навалом, с земли не осуществляется. Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается.
2.18. Для реализации картофеля и свежей плодовоовощной продукции допускается использование весоизмерительных приборов соответствующей области применения и класса точности, имеющих действующие оттиски поверительных клейм. Запрещается применение безменов и бытовых весов.
3. Ассортимент продовольственных товаров,
запрещенных к реализации в весенне-летний период
3.1. На всех объектах мелкорозничной сети запрещается реализация продуктов домашнего приготовления, детского питания, рыбы горячего копчения, пресервов, кондитерских изделий с кремом, готовых кулинарных изделий (кроме мучных), фарша охлажденного всех видов, пищевых продуктов, готовых к употреблению в не упакованном и не расфасованном виде.
3.2. С открытых торговых прилавков и палаток, кроме вышеперечисленных продуктов, запрещается реализация хлебобулочных изделий, гастрономических товаров (мясных, молочных, из мяса птицы, из рыбы и морепродуктов, салатов), икры рыб, фарша любого вида, печени.
4. Ассортимент продовольственных товаров, разрешенных к реализации в весенне-летний период
4.1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность в предприятиях мелкорозничной сети, разрешается реализация следующих продовольственных товаров:
- овощей и фруктов;
- кондитерских изделий без крема и бакалейных товаров в промышленной потребительской упаковке;
- мороженого из низкотемпературных прилавков или маркированных тележек с сухим льдом;
- полуфабрикатов глубокой заморозки в промышленной упаковке из низкотемпературных прилавков;
- консервов рыбных, мясных, овощных, молочных, безалкогольных напитков и соков промышленного производства при температуре воздуха не выше +20оС;
- молока фляжного из специализированных киосков или из специализированных изотермических цистерн до 12 часов дня при обеспечении ветеринарно-санитарного надзора, наличии сопроводительных документов, подтверждающих его происхождение, качество и безопасность и аншлага об обязательном кипячении молока;
- квасом из специализированных изотермических цистерн в тару покупателя и одноразовую посуду.
Примечание:
1. Пункты 3, 4 вступают в силу ежегодно с мая по ноябрь, в зависимости от погодных условий. Сроки введения и ассортимент продовольственных товаров, разрешенных к реализации в весеннее-летний период, устанавливается ежегодно отдельным постановлением главного врача федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области".
2. Организация деятельности объектов мелкорозничной торговой сети, расположенных на рынках и торговых площадках Нижегородской области, осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Нижегородской области от 04.05.2001 № 103 "Об утверждении Типовых правил работы рынков и торговых площадок на территории Нижегородской области" (с изменениями от 24 августа 2001 года).
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 26.06.2003 № 187
Типовой порядок
организации летнего кафе
1. Термины и определения
1.1. Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с представлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.