Концепция Программы базируется на Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 23.06.1999 № 115-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ), Федеральном законе от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ "О библиотечном деле", Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", постановлении Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 955 "О Федеральной целевой программе "Культура России: 2001-2005 годы".
Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране начинают восприниматься обществом как одна из самых больших ценностей. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными, психологическими и социальными различиями.
Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и их библиотечного обслуживания является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в обществе.
Одна из основных проблем приобщения современных детей к книге, чтению - несоответствие между миссией, целями, задачами, объемом выполняемой работы и ресурсным обеспечением специализированных детских, сельских, школьных библиотек Нижегородской области.
Программа "Детское чтение: 2004-2008 годы" базируется на совокупности ряда этических принципов.
В нормативной сфере - это строгое соблюдение прав ребенка и действующих законов.
В сфере социокультурной жизни - стимулирование чтения детей, формирование информационной культуры, социальной адаптации детей; акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу со школой, семьей, неформальными группами, общественными и иными учреждениями .
В сфере гражданских прав - равные возможности детей по отношению к взрослым в получении информации на всех видах носителей и в то же время на специализированное обслуживание, учитывающее их возможности, как растущих и развивающихся личностей; равные возможности детских библиотек на внедрение современных компьютерных технологий; взвешенное сочетание принципов интеграции детских библиотек в библиотечное пространство и сохранение специфических черт организации обслуживания.
Решение проблем приобщения детей к книге, чтению в Нижегородской области возможно при условии:
повышения статуса детских библиотек и престижа детского чтения;
формирования оптимальных фондов, соответствующих развитию личности, информационным и иным потребностям пользователей;
информатизации детских, сельских, школьных библиотек;
совершенствования материальной базы библиотек, обслуживающих детей и юношество;
модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми;
координации и кооперации ресурсов библиотеки совместно с органами государственной власти, семьей, школой, издательствами, общественными организациями, СМИ.