НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 5 декабря 2003 года № 116-З

 
Об утверждении областной межотраслевой
программы "Детское чтение: 2004-2008 годы"

(с изменениями на 7 июня 2006 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
 Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З      
------------------------------------------------------------------------



Принят Законодательным Собранием                                                 27 ноября 2003 года


Статья 1.

Утвердить областную межотраслевую программу "Детское чтение: 2004-2008 годы" (Далее - Программа) согласно приложению.

Статья 2.

Правительству Нижегородской области для реализации Программы предусматривать средства на финансирование мероприятий программы при формировании проектов бюджетов Нижегородской области на соответствующий финансовый год.

Статья 3.

Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять участие в реализации мероприятий Программы.

Статья 4.
     
     (статья 4 изложена в новой редакции  Законом Нижегородской области
от 7 июня 2006 года № 47-З   - см. предыдущую редакцию)

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.



И.о. Губернатора области                                                        В.П. Кириенко


Нижний Новгород

5 декабря 2003 года

№ 116-З



Приложение
Утверждена Законом Нижегородской области
"Об утверждении областной межотраслевой
программы "Детское чтение: 2004-2008 годы"


Областная межотраслевая программа
"Детское чтение: 2004-2008 годы"

 

Паспорт областной межотраслевой программы
"Детское чтение: 2004-2008 годы"

Наименование Программы

-

областная межотраслевая Программа
"Детское чтение: 2004-2008 годы "(далее - Программа)

Основание для разработки     
Программы

-

Закон Российской Федерации от  9 октября  1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами  от 23.06.1999 № 115-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002  № 176-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря  1994 года № 78- ФЗ "О библиотечном деле";
Закон Российской Федерации  от 10 июля  1992 года  № 3266-1 "Об образовании";

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года  № 955 "О Федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)"

Государственный заказчик

-

Правительство Нижегородской области

Разработчики Программы

-

министерство культуры Нижегородской области при участии министерства образования и науки Нижегородской области совместно с:

Нижегородской  государственной  областной  детской  библиотекой  (далее -НГОДБ);

     Нижегородским областным колледжем культуры (далее - НОКК)

Цели  Программы

-

воспитание у детей и подростков потребности к чтению, повышение  престижа чтения, улучшение его структуры и качества;

обеспечение равных возможностей детей по отношению к взрослым в получении информации на всех видах носителей;

повышение статуса книги во всех видах деятельности подрастающих граждан и тех, кто работает с ними;

привлечение внимания органов государственной власти, общества к проблемам детского чтения, библиотек, обслуживающих детей

Задачи Программы

-

увеличение  числа читателей детского и юношеского возраста в библиотеках  городов  и районных центров  области;

сохранение и развитие сети  специализированных детских,  школьных библиотек;

улучшение состояния информационных ресурсов библиотек, обслуживающих детей;

создание оптимальных условий для чтения, духовно- эмоционального общения, творческого развития личности ребенка

Срок реализации Программы

-

2004-2008 годы  

Перечень основных мероприятий Программы

-детская библиотека: создание культурной среды для развития личности ребенка посредством  чтения, книги и электронных  носителей информации;

-детское чтение и новые информационные технологии;

-повышение статуса детского чтения как средства духовно- нравственного  развития и интеллекта детей и юношества;

-оптимизация кадрового ресурса библиотек, работающих с   детьми;

информационно-методическое обеспечение   Программы

Исполнители основных мероприятий  Программы

-

министерство культуры Нижегородской области,  министерство образования и науки Нижегородской области совместно с НГОДБ, НОКК, органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) при условии их участия в реализации  мероприятий Программы, централизованными библиотечными системами (далее -ЦБС)

Предполагаемые  объемы и источники финансирования

-

средства областного бюджета - 55294,95 тыс.руб., в том числе в 2004 году - 2887,55 тыс.руб.,  в 2005 году - 13017,85 тыс.руб., в 2006 году - 13904,85 тыс.руб., в 2007 году - 13014,85тыс.руб., в 2008 году -12469,85тыс.руб., капиталовложения из средств областного бюджета - 40000 тыс. руб., в том числе  в 2005 году- 10000  тыс. руб., в 2006 году- 10000 тыс.руб., в 2007 году- 10000 тыс.руб., в 2008 году- 10000 тыс.руб.;

средства местных бюджетов - 10087,95 тыс.руб., в том числе в 2004 году- 1364,15 тыс.руб.,  в 2005 году- 1979,45 тыс. руб., в 2006 году- 2706,45 тыс. руб.,  в 2007 году- 2251,45 тыс.руб., в 2008 году -1786,45тыс.руб. (при условии участия органов местного самоуправления в мероприятиях Программы);

внебюджетные источники  - 33450,4 тыс.руб., в том числе в 2004 году - 710,4 тыс. руб.,  в 2005 году - 4145 тыс.руб.,  в 2006 году- 7835 тыс. руб.,  в 2007 году- 10385 тыс.руб., в 2008 году- 10375 тыс.  руб.

В ходе исполнения  мероприятий Программы  объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета

Ожидаемые конечные результаты Программы

-

реконструкция   помещения НГОДБ;
перевод  восьми  центральных детских библиотек (далее ЦДБ) в  другие помещения, соответствующие нормативам по обслуживанию читателей - детей в городах и районах области;

укрепление материально - технической базы ЦДБ, детских библиотек;

открытие юношеских библиотек в семи городах области;

комплексная информатизация  пятидесяти восьми  центральных библиотек в районах области;
улучшение комплектования библиотек, обслуживающих детей в соответствии с нормативами;

внедрение качественно новых услуг по библиотечному обслуживанию детей и подростков;

обеспечение библиотек, работающих с детьми, квалифицированными специалистами

При условии достижения этих результатов планируется прирост читателей детского и юношеского возраста  в детских, школьных библиотеках в городах Н. Новгород, Дзержинск, Арзамас, Павлово, Кстово, Городец,  Выкса не менее 15 процентов,  в районных центрах Нижегородской области - более 10 процентов

Система контроля за исполнением Программы

-

контролирующие органы: Правительство Нижегородской области
Формы контроля: проверки и отчеты  министерства  культуры Нижегородской области о ходе выполнения Программы (1 раз в год в установленные сроки )

I. Введение

Библиотечное обслуживание детей в Нижегородской области осуществляют  132 специализированные детские и 848 сельских библиотек. Сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий - 1312.

В библиотеках системы министерства культуры Нижегородской области насчитывается 403 тысячи читателей- детей,   что  составляет 37 процентов  от общего числа читателей общедоступных библиотек, или 90 процентов  от общего числа детей Нижегородской области.

В сельских библиотеках число читателей- детей составляет  почти 30 процентов  от общего числа пользователей этих библиотек.

Объем фондов специализированных детских библиотек составляет 3 млн. 970 тысяч (16,6 процента  от общего фонда библиотек министерства культуры области).

Ежегодный анализ работы библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения показывает, что из-за  хронического недофинансирования на комплектование фондов библиотек, подведомственных министерству культуры Нижегородской области,  объем документного фонда детских библиотек за   пять последних лет  уменьшился на 153,6 тыс. экземпляров (4 процента).

Объем выбытия изношенной литературы для детей опережает объем новых поступлений в 3 раза  (по данным 2002 года).  В 2001 году этот показатель составлял 52,4 процента.

При среднем областном показателе новых поступлений на одну детскую библиотеку (580 экземпляров) в 2002 году  в Суроватихинскую детскую библиотеку Д-Константиновского района поступило 25 экземпляров, Чернухинскую детскую библиотеку  Арзамасского района - 96 экземпляров, в Разинскую детскую библиотеку Лукояновского района - 59 экземпляров.  В среднем по области в 2002 году на пять читателей - детей в библиотеки поступила всего одна новая книга, что меньше норматива в 4 раза.*

За  последние годы значительно сократился перечень   периодических изданий. В 2002 году  из 4,5 тысячи  названий по каталогу Роспечати    в среднем  было выписано   на одну детскую библиотеку 3 газеты,  3-6 журналов.

Меры, принимаемые министерством культуры Нижегородской области по улучшению состояния фондов сельских библиотек,   обслуживающих наряду со взрослыми читателями и детей,  связаны с реализацией мегапроекта "Сельская библиотека" совместно с некоммерческим фондом " Пушкинская библиотека".

На условиях софинансирования в течение 2001- 2003 годов в библиотеки села  поступило 948 комплектов лучшей литературы в количестве 157 015 экземпляров на сумму 5612 тысяч рублей ( в 2001-2002 годах  поступления     по   проекту "Сельская библиотека" составили 10 процентов от общего числа новой литературы).

По итогам 2002 года на подписку и комплектование 1184 библиотек области было выделено из бюджетов всех уровней  12,7 млн. рублей, что на 20 процентов больше, чем в 2001 году. Однако этих мер недостаточно для решения проблем комплектования библиотек,  обслуживающих детей.

Основными принципами информационной деятельности библиотек, обслуживающих детей,  сегодня должны быть: реализация прав юных читателей на полноту информации, ее достоверность, оперативность, своевременность, доступность.

В библиотеках области,  обслуживающих детей, отсутствует доступ к современным компьютерным технологиям. Из 131 муниципальной специализированной библиотеки  только в 17 имеется компьютерная техника (24 компьютера), в 21 - копировально - множительная.

Из 98 детских библиотек, расположенных в районах области, только 6 имеют компьютерную технику.

В настоящее время  ни одна из детских, сельских   библиотек не имеет электронной  почты, доступа в Интернет, транспортных средств. Каждая четвертая детская библиотека и каждая шестая библиотека на селе не телефонизирована.

Отставание в информатизации библиотек области, обслуживающих детей,  не дает им возможности обеспечивать своим пользователям современный доступ к информации.

В результате не соблюдаются права детей на доступ к информации, провозглашенные в статье 7 "Конвенции о правах ребенка", предусматривающей обеспечение государством права ребенка на доступ к материалам, которые направлены на содействие его духовному и моральному благополучию, физическому и психическому развитию.

Обеспеченность другими техническими средствами детских библиотек области также неудовлетворительна: только 18 из них (13 процентов  от общего числа детских библиотек области) имеют видеомагнитофоны, 80 процентов детских библиотек имеют технические средства выпуска 70-80-х годов.  Эта техника (проигрыватели, диапроекторы) отработала рекомендуемые сроки своей эксплуатации. В Сокольской ЦДБ в наличии 1 телевизор; полностью отсутствуют технические средства в Гагинской, Вознесенской детских библиотеках с числом читателей 1,5-2 тысячи.

Площадь  районных   ЦДБ составляет в среднем 250 - 300 квадратных  метров, что не соответствует "Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки", принятому на V1 Ежегодной сессии  Конференции российской библиотечной ассоциации  24 мая 2001 года, и не дает возможности открыть специализированные читальные залы, залы для массовых мероприятий, центры развивающего чтения, справочно- информационные центры "Детство" и др.

В ветхих зданиях, в которых расположены детские библиотеки Гагинского, Ковернинского, Спасского районов,  площадь помещений составляет соответственно 125, 117, 90 квадратных метров, и одновременное посещение  групп детей в количестве 30 человек ( класс ) представляет угрозу для их жизни.

В настоящее время  из общего числа библиотечных работников 1184 общедоступных библиотек области с читателями - детьми работают  2058 человек или  75 процентов  от общего числа библиотечных работников детских и сельских библиотек. В 33 районах процент специалистов ниже среднеобластного (   84 , 7 процентов).

Со стажем работы менее трех лет в 2000 году работало 154 человека, в 2002 году -219 человек. Библиотеки теряют специалистов из - за низкой заработной платы (средняя заработная плата у работников культуры на селе в 2002 году составляла 1080 рублей, в НГОДБ - 1763 рубля), слабой социальной защищенности ( доплаты за стаж работы от 10 до 40 процентов  получают сотрудники библиотек, работающих с детьми, всего  в 12 ЦБС области).

Из-за неудовлетворительного качества информационных ресурсов и материальной базы специализированных детских библиотек в последние годы наметилась негативная тенденция снижения их основных показателей: в 2002 году  уменьшилось количество посещений  библиотек   на 72,3 тыс. читателей ( на 2 процента  по сравнению с 2001 годом),  книговыдач - на 188,0 тыс. ( на 2 процента по сравнению  с 2001 годом).

Нижегородская государственная областная детская библиотека

Нижегородская государственная  областная детская библиотека обслуживает 30 тысяч читателей в год,  имеет фонд 177,34 тысячи экземпляров, ежедневно библиотеку посещают до 600 читателей.

Имеющиеся площади - 1634 кв. м. на первом этаже жилого дома - составляют лишь часть от необходимой нормы и не соответствуют нормативам и требованиям, предъявляемым к помещению, предназначенному для обслуживания детей.

Помещение библиотеки не соответствует нормам противопожарной безопасности. Антисанитарную обстановку создают постоянные аварии на техническом этаже, расположенном над библиотекой.

Из-за отсутствия площадей  сдерживается развитие НГОДБ - главной детской библиотеки Нижегородской области. Не хватает посадочных мест в отделе искусств, отделе иностранной литературы. Площадь отделов художественной литературы и научно- познавательной литературы  меньше необходимой в четыре  раза, отдела обслуживания детей до 10 лет - в пять раз.

Являясь областным научно - методическим центром по работе с книгой и проблемам детского чтения, НГОДБ занимается комплектованием детских библиотек области, учебой кадров, не имея площадей для отдела комплектования, кабинета методологии и чтения,  кабинета  детской книги.

Не представляется возможным открытие новых залов: информационного, каталогов, литературного творчества, маркетинга, социальной адаптации и библиотерапии, психологической разгрузки,  выставочного, семейного чтения, музея детской книги, отдела редких и ценных книг, сектора обязательного экземпляра, а также отдела  книгохранения,  соответствующего   санитарно- гигиеническим и другим нормативам.

Из-за неудовлетворительной материальной базы, отсутствия необходимых площадей, профессиональных кадров, неукомплектованного документного фонда  в НГОДБ  остается без профессионального библиотечного обслуживания в городе Н. Новгород такая  проблемная возрастная категория, как юношество.

II. Содержание проблемы и  обоснование необходимости ее решения программными методами

Концепция Программы базируется на  Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 года  № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"  (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 23.06.1999 № 115-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ), Федеральном законе от 29 декабря  1994 года № 78-ФЗ "О библиотечном деле", Законе Российской Федерации  от 10 июля  1992 года  № 3266-1 "Об образовании",  постановлении Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года  № 955 "О Федеральной целевой программе "Культура России: 2001-2005 годы".

Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране начинают восприниматься обществом как одна из самых больших  ценностей. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными, психологическими и социальными различиями.

Основным принципом социокультурной  политики в отношении детей, а значит, и их библиотечного обслуживания  является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в обществе.

Одна из основных  проблем приобщения современных детей к книге, чтению  - несоответствие между миссией, целями, задачами, объемом выполняемой работы и ресурсным обеспечением специализированных детских, сельских, школьных библиотек  Нижегородской области.

Программа "Детское чтение: 2004-2008 годы" базируется  на совокупности ряда этических принципов.  

В нормативной сфере - это строгое соблюдение прав ребенка  и действующих законов.

В сфере социокультурной жизни - стимулирование чтения детей, формирование информационной культуры, социальной адаптации детей; акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу со школой, семьей, неформальными группами, общественными и иными учреждениями .

В сфере гражданских прав - равные возможности детей  по отношению к взрослым в получении информации на всех видах носителей и в то  же время на специализированное обслуживание, учитывающее их возможности, как растущих и развивающихся личностей; равные возможности детских библиотек на внедрение современных компьютерных технологий; взвешенное сочетание принципов интеграции детских библиотек в библиотечное пространство и сохранение специфических черт  организации обслуживания.

Решение проблем приобщения детей к книге, чтению в Нижегородской области возможно при условии:

повышения статуса  детских библиотек и престижа детского чтения;

формирования оптимальных фондов, соответствующих развитию личности, информационным и иным потребностям пользователей;

информатизации детских, сельских, школьных библиотек;

совершенствования материальной базы библиотек, обслуживающих детей и юношество;

модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми;

координации и кооперации ресурсов библиотеки совместно с органами государственной власти, семьей, школой, издательствами, общественными организациями, СМИ.

III. Цель и задачи Программы

Цель Программы

Воспитание у детей и подростков потребности к чтению, повышение  престижа детского чтения, улучшение его структуры и качества, обеспечение равных возможностей детей по отношению к взрослым в получении информации на всех видах носителей, повышение статуса книги во всех видах деятельности подрастающих граждан и тех, кто работает с ними, привлечение внимания органов государственной власти, общества, средств массовой информации к проблемам детского чтения и библиотек  Нижегородской области, обслуживающих детей.

Задачи Программы

1.Увеличение  числа читателей детского и юношеского возраста в библиотеках  городов и районных центров  области.

2. Сохранение и развитие сети  специализированных детских библиотек, библиотек образовательных учреждений, их дальнейшее развитие как информационных центров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»