ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2002 года № 322
Об утверждении Программы "Переселение граждан
Нижегородской области из ветхого и аварийного фонда" на 2002 - 2010 годы
(с изменениями на 26 декабря 2006 г.)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 9 сентября 2008 года № 373
____________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2006 № 439
--------------------------------------------------------------------------------------
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Нижегородской области, а также реализации прав граждан на жилище, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 года № 176-З "О Правительстве Нижегородской области" (с изменениями от 28 декабря 2001 г., 14 ноября 2002 г.) Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Переселение граждан Нижегородской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы (далее - Программа).
2. Министерству жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области (в ред.постановления Правительства области от 26.12.2006 № 439- см. предыдущую редакцию) :
2.1. Ежегодно, не позднее 1 сентября представлять в министерство финансов Нижегородской области сведения об объемах ветхого и аварийного жилищного фонда, численности проживающего в нем населения, источниках финансирования Программы в разрезе районов и городов области.
2.2. Оказывать консультативную помощь органам местного самоуправления в вопросах подготовки муниципальных Программ, осуществлять координацию работы, проводимой органами местного самоуправления.
3. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву), начиная с 2004 года, при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы с учетом внебюджетных источников финансирования и средств федерального бюджета, передаваемых в форме субвенций из областного бюджета бюджетам городов и районов области на реализацию муниципальных проектов в рамках Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления районов и городов Нижегородской области разработать и утвердить в срок до 1 октября 2003 года муниципальные Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, предусматривать в соответствующих бюджетах выделение средств на ее реализацию с учетом внебюджетных источников финансирования, а также средств областного и федерального бюджетов, предусмотренных на эти цели.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А.Суворова. (в ред.постановления Правительства области от 26.12.2006 № 439- см. предыдущую редакцию)
Губернатор Г.М. Ходырев
Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 09.12.2002 № 322
(в ред.постановления Правительства области от 26.12.2006 № 439)
(в ред.постановления Правительства области от 26.12.2006 № 439)
Название Программы |
| Программа "Переселение граждан Нижегородской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 г.г." | |||
Основание для разработки |
| Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 Постановление Правительства РФ от 22.01.2002 г. № 33 | |||
Основные разработчики Программы |
| Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области | |||
Цели и задачи Программы |
| Основные цели Программы: | |||
|
| - обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; | |||
|
| - ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда. | |||
|
| Основные задачи Программы: | |||
|
| - обеспечение планомерного, упорядоченного улучшения жилищных условий семей, проживающих в ветхом и аварийном фонде; | |||
|
| -разработка механизма привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы | |||
|
| -реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда | |||
Сроки реализации Программы |
| 2002-2010 г.г. | |||
Руководитель Программы |
| Правительство Нижегородской области | |||
Орган, осуществляющий Управление реализации Программы, Исполнители Программы |
| Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, Минфин Нижегородской области, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
Затраты на реализацию Программы и источники финансирования |
| Определяются ежегодно в соответствии с действующим законодательством | |||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
| Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда 28 тыс. семей |
Обеспечение населения Нижегородской области жильем в условиях рыночной экономики - наиболее социально значимая проблема.
На начало 2001 года в области в аварийном и ветхом жилищном фонде проживало 28 тыс. семей, 39% из них - в г. Нижнем Новгороде.
В 2001 году в области из ветхого и аварийного фонда переселено 299 семей, в том числе в г. Н. Новгороде -132.
Отсутствует ветхий и аварийный фонд в Навашинском, Краснооктябрьском, Спасском районах.
Положение в жилищном секторе Нижегородской области на протяжении последних лет определялось растущим спросом на жилье и отсутствием денежных средств на его строительство и приобретение.
В настоящее время строительство бесплатного жилья почти не ведется. В таких условиях выполнение задач по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда становится проблематичным.
Для оценки реального положения дел в этой сфере проведен анализ наличия в области ветхого и аварийного жилищного фонда, его общей площади, количества домов и семей, в них проживающих (приложение 1).
Программа направлена на ликвидацию ветхого и аварийного фонда, определенного по состоянию на 01.01.2001 г. Дальнейшее планирование жилья к сносу предусматривается после выполнения настоящей Программы.
Программа «Переселение граждан Нижегородской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» в 2002-2010 г.г. направлена на реализацию федеральной подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г. Программа обеспечивает привлечение в жилищное строительство наряду с бюджетными средств инвесторов и населения.
Программой учитывается возможность населения вкладывать средства в строительство жилья или в приобретение готового жилья.
Суммарная площадь ветхого и аварийного фонда в Нижегородской области составляет 1101,9 тыс. кв. м.
Ветхое и аварийное жилье имеется почти во всех муниципальных образованиях.
Общая потребность в финансовых ресурсах для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда области составляет 7,3 млрд. рублей (приложение 2).
Дефицит финансовых средств заставляет искать новые источники финансирования строительства жилья.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- ликвидация до 2010 года включительно существующего ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2001 года.
В Программе решаются следующие задачи:
- разработка правовых механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного фонда и оказание муниципальным образованиям помощи в решении задач по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения граждан благоустроенным жильем, привлечение средств населения к решению существующей проблемы, оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
На областном уровне Программа определяет сроки решения проблемы, формы и способы предоставления областной поддержки, способствует формированию законодательной базы, координирует реализацию муниципальных Программ.
Муниципальные Программы предусматривают привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования, составление перечня жилых домов, подлежащих сносу и реконструкции, управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, составление графиков расселения и сноса ветхих и аварийных жилых домов, реализацию обязательств собственника по восстановлению муниципального жилищного фонда, оптимизацию развития территорий, занятых в настоящее время жилищным, фондом, непригодным для проживания.
Программа реализуется в течение 2002-2010 г.г. поэтапно.
На первом этапе (2002-2004 г.г.) создаются организационные и правовые условия реализации Программы.
На этом этапе подлежат расселению аварийные дома, устанавливается очередность их сноса (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям), на уровне муниципального образования составляются графики очередности переселения граждан из аварийного фонда. Решение проблемы переселения в основном будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности, при этом будут привлекаться в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы бюджетов всех уровней и внебюджетные источники финансирования.
На втором этапе (2005-2010 г.г.) будет продолжено поэтапное переселение семей из ветхого жилищного фонда. Он будет посвящен реализации следующих задач:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу (новое строительство, приобретение жилья на вторичном рынке);
- переселение жильцов и снос ветхого фонда (по графикам);
- подготовка освобожденных земельных участков для нового строительства жилищного фонда.
Мероприятия включают в себя три направления:
- нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации Программы (приложение 3);
- финансовое обеспечение Программы и практическая помощь по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
При формировании нормативно-правовой базы, регулирующей порядок и условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо предусматривать в первую очередь следующие положения:
- граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях договора социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах нормы, установленной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области (утвержденными Решением исполкома Горьковского областного Совета народных депутатов и Президиума областного Совета профессиональных союзов от 9 января 1991 года № 20);
- граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;
- очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, определяется муниципальными Программами, предусматривающими ликвидацию такого фонда;
- при желании граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, получить жилье большей площади, они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно.
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного фонда решаются в рамках жилищного законодательства. При переселении граждан из ветхого и аварийного фонда муниципальные образования руководствуются Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики», постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 года № 33 "О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, Решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов и Президиума областного совета профессиональных союзов от 9 января 1991 года № 20 "О внесении изменений и дополнений в правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области", настоящей Программой и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности.
В рамках реализации программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" руководители и исполнители данной Программы информируют жителей о существовании Программы, сроках и условиях переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и ходе реализации Программы. Необходимо проводить работу по привлечению на рынок жилья организаций, участвующих в расселении ветхого и аварийного фонда.
Финансирование Программы предполагается формировать за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников.
При использовании бюджетных ресурсов должны быть использованы возможности привлечения средств, получаемых от использования муниципальных земель, муниципальной недвижимости в жилищной сфере, от конкурсной продажи в собственность (или передачи в долгосрочную аренду) находящихся в центре города престижных земельных участков, на которых расположен ветхий и аварийный жилищный фонд.
Бюджетные ресурсы являются частью финансовых ресурсов на первом этапе реализации Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, их доля в финансировании будет сокращаться за счет привлечения внебюджетных средств.
Одним из источников финансирования Программы в дальнейшем будут внебюджетные средства.
В качестве внебюджетных источников финансирования будут привлекаться средства предприятий, заинтересованных в реализации реальных муниципальных Программ, денежные средства населения, кредиты банков и т. д. Кроме того, необходимо учитывать стоимость квартир, получаемых муниципальными образованиями от застройщиков в счет средств за предоставление освобожденных земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.