ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2002 года № 226
В целях детализации мероприятий, определенных Программой развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.03.2002 № 588, и проектом "АРИС" (соглашение между Администрацией Нижегородской области, Министерством сельского хозяйства и Министерством финансов Российской Федерации от 15.01.96.), Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Подпрограмму развития информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе и на сельских территориях Нижегородской области до 2005 года (далее - Подпрограмма).
2. Министерству агропромышленного комплекса Нижегородской области (Б.В. Сметов) и министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболев) осуществлять ежегодное финансирование расходов на реализацию мероприятий Подпрограммы из областного бюджета по статье "Финансирование работ по проекту АРИС".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
Губернатор Г.М. Ходырев
Подпрограмма
развития информационно-консультационной деятельности
в агропромышленном комплексе и на сельских территориях
Нижегородской области до 2005 года
(в рамках Программы развития агропромышленного комплекса
Нижегородской области до 2005 года и
Проекта "АРИС" Минсельхоза России и Всемирного банка)
Нижний Новгород
2002 год
| Стр. | |
| Паспорт Подпрограммы |
|
|
|
|
| Введение | 3 |
1. | Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами +++++++++++++++++++++++++.... | 4 |
2. | Цель и задачи Подпрограммы. Направления решения поставленных задач +++++++++++++++++++++++++++... | 6 |
3. | Система программных мероприятий ++++++++++++++. | 8 |
| I. Информационное обеспечение субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий ++.+++++++++++. | 9 |
| II. Обучение работников, специалистов и руководителей агропромышленного комплекса +++++++.+++++++. | 10 |
| III. Консультационное обслуживание представителей организаций агропромышленного комплекса и сельских территорий +++.+. | 13 |
| IV. Инновационная деятельность в сфере сельскохозяйственного производства и решение проблем сельских территорий +.+++. | 16 |
| V. Обеспечение деятельности и развития консультационной службы+++++++++++++++++++++++++. | 20 |
4. | Ресурсное обеспечение Подпрограммы++.+++++++++++.. | 22 |
5. | Организация управление Подпрограммой и механизм ее реализации++++++.++++++++++++++++++...... | 23 |
6. | Оценка эффективности от реализации Подпрограммы +++++++. | 24 |
Наименование Подпрограммы | Подпрограмма развития информационно-консультационной |
Основание для разработки | Программа развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года - утверждена Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.03.2002 № 588. |
Государственный заказчик | Министерство агропромышленного комплекса |
Разработчик Подпрограммы | Фонд Нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса |
Цели | Обеспечение информационно-консультационной поддержки повышения эффективности сельскохозяйственного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на сельских территориях Нижегородской области. |
Исполнители | Министерство агропромышленного комплекса Нижегородской области совместно с фондом Нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса |
Перечень | I. Информационное обеспечение субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий. |
Ожидаемые объемы и источники ресурсного обеспечения Подпрограммы | а) финансовые ресурсы на реализацию Подпрограммы ожидаются в объеме - 43 228 тыс. руб., в том числе: ожидаемые из федерального бюджета - 1 090 тыс. руб.; из областного бюджета - 26 850 тыс. руб.; ожидаемые доходы от предпринимательской деятельности - 9 788 тыс. руб.; ожидаемые поступления от спонсорских организаций - 5 500 тыс. руб. б) материально-технические ресурсы на реализацию Подпрограммы образуют материально-техническую базу Нижегородской консультационной службы агропромышленного комплекса и формируется на основе: оборудования и техники, принадлежащих министерству агропромышленного комплекса Нижегородской области и передаваемых в пользование на основе договора о безвозмездном пользовании (соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области от 15 января 1996 года, проект "АРИС"), на сумму 1111,5 тыс. руб.; оборудования, принадлежащего Министерству сельского хозяйства России и передаваемого в пользование на основании договора безвозмездного пользования (соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области от 15 января 1996 года, проект "АРИС") на сумму 976,1 тыс. руб.; оборудования, принадлежащего Министерству международного развития Великобритании и передаваемого в пользование на основании договора безвозмездного пользования (Меморандум о намерениях между Министерством международного развития Великобритании и Администрацией Нижегородской области от 24 апреля 2000 года) стоимостью, эквивалентной примерно 2000 тыс. руб. |
Система | Министерство агропромышленного комплекса и министерство финансов Нижегородской области реализуют управление ходом работ по Подпрограмме с привлечением общественного совета, создаваемого при Нижегородской консультационной службе агропромышленного комплекса. Контроль за ходом работ по Подпрограмме осуществляет министерство финансов Нижегородской области. |
Ожидаемые | В течение 2002-2005 годов планируется улучшение производственно-экономической деятельности постоянных клиентов Нижегородской консультационной службы АПК (около 20 процентов от общего числа действующих в области сельскохозяйственных товаропроизводителей). В том числе вывод из кризиса не менее 60 сельхозпредприятий. Годовой экономический эффект, подлежащий прямому расчету у постоянных клиентов Нижегородской консультационной службы, возрастет с 5,54 млн. руб. до 10,68 млн. руб., что повысит в 2 раза окупаемость бюджетных вложений. Ожидается улучшение социального климата не менее чем в 6-ти районах Нижегородской области, в которых будут вестись работы с личными подсобными хозяйствами сельских жителей, работы по обеспечению занятости и повышения доходов сельского населения. При этом темпы повышения уровня доходов и занятости населения этих районов будут не менее чем на 1/5 выше, чем средние по области. |
В настоящей Подпрограмме используются следующие основные понятия:
информационно-консультационная деятельность - особая форма организации обучающей и управленческой деятельности, в процессе которой консультант оказывает научно-методическую поддержку клиенту, побуждает его к действию и решению возникших или назревающих проблем;
инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых различных областях и сферах деятельности;
новшество в сфере сельского хозяйства - новый вид продукции, сорт или гибрид сельскохозяйственных культур, улучшенный прием семеноводства или иной агроприем, новый кросс птицы, новая линия или порода животных, новый технический механизм, улучшение техники или оборудования, улучшение технологии работы с землей и сельскохозяйственными животными, улучшение технологии производства, переработки и хранения продукции, переработки и хранения кормов и других предметов труда, новая форма и метод организации и управления производством, новый прием или оборудование автоматизации этого управления, впервые применяемые в конкретном производстве;
сельская территория - обитаемая территория, находящаяся за пределами городских поселений;
____________________________________________________________________
Список использованной нормативной и справочной литературы:
Федеральный закон от 12.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации";
Современный экономический словарь, 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2001.
Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы). Коллективная монография - М.: "Экономика и информатика", 2001.
Информационно-консультационные службы АПК и сельских территорий созданы и развиваются в 65 субъектах Российской Федерации. Их создание определено постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.01.92 N 44 "О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году", от 26.06.99 N 694 "О федеральной целевой Подпрограмме "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", от 10.02.2000 N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" и другими.
В Нижегородской области работы по созданию системы информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, ведущиеся с 1994 года, обеспечивались следующими решениями и документами:
соглашение между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области от 15 января 1996 года в рамках Проекта "AРИС" (соглашение о займе от 22.06.94 N 3757 RU между Российской Федерацией и Мировым Банком Реконструкции и Развития);
меморандумы о намерениях между Министерством Международного Развития Великобритании и Администрацией Нижегородской области по технической поддержке развития информационно-консультационной службы АПК Нижегородской области от 16 марта 1999 года и от 24 апреля 2000 года;
Программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса в Нижегородской области на 1998-2000 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 12.02.98 N 35;
Программа создания и развития системы информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных предприятий на 1998-2000 годы, утвержденная распоряжением Губернатора области от 27.03.98 N 428-р.
В апреле 2000 года на основе объединения коллективов государственного унитарного предприятия "Нижегородская консультационная служба АПК", проекта "Сельские консультационные центры", "Нижегородского фонда аграрных реформ" и "Сельскохозяйственного пост приватизационного проекта" была создана Нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса (далее - НКС АПК) в организационно-правовой форме фонда. В настоящее время в ее составе действуют 6 сельский консультационных центров (Арзамасский, Городецкий, Лукояновский, Семеновский, Сергачский, Шахунский) и центральный офис в Н. Новгороде, охватывающие своей деятельностью более половины районов области. По состоянию на 31 декабря 2001 года списочная численность НКС АПК составляла 98 человек.
В целом развитие НКС АПК характеризуется следующими показателями:
Показатели | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Количество проведенных семинаров (шт.) | не было | 15 | 146 | 105 | 106 |
Количество выполненных заказов клиентов (шт.) | 129 | 224 | 335 | 758 | 914 |
Количество клиентов (из 1400 возможных) | - | не учит. | 342 | 479 | 498 |
Объем коммерческих услуг (тыс. руб.) | не было | не было | 230 | 936 | 1479 |
Количество внедренных новшеств | - | 2 | 3 | 6 | 13 |
Основным направлением деятельности НКС АПК является распространение передового опыта, перспективных культур и технологий через их апробацию (работы на 12 опытно-демонстрационных участках) и демонстрацию, а также путем непосредственной работы с хозяйствами.
В последнее время в агропромышленном комплексе и сельской экономике Нижегородской области наметились тенденции к росту товарности производства, укрепляются горизонтальные и вертикальные рыночные связи. Однако сельскохозяйственные товаропроизводители нашей области, как и страны в целом, остаются в сложных условиях формирующейся рыночной экономики с такими негативными явлениями, как инфляция, продолжающееся удорожание средств производства и кредитных ресурсов, сокращение финансовой поддержки, понижение покупательной способности населения. Ориентироваться в этих условиях способны не многие из них. Чрезмерно велика доля некредитоспособных хозяйств, многие продолжают терять кадры специалистов. Как показывает российский опыт конца XIX и начала ХХ века, а также весь мировой опыт, большинству из них не обойтись без внешней консультационной поддержки. В информационно-консультационной поддержке нуждаются личные подсобные хозяйства, которые производят около 1/2 сельскохозяйственной продукции и фермеры. Мировой опыт также свидетельствует о высокой эффективности деятельности сельскохозяйственного консультирования в деле решения вопросов альтернативной занятости и повышения доходов сельского населения, оказания помощи в решении вопросов поселкового и местного самоуправления.
В Нижегородской области эта деятельность развивается наиболее успешно, однако достигнутый к настоящему времени уровень консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточен для требуемого ускорения решения проблем их эффективной деятельности, вывода из кризиса многих из них. К концу 2001 года практически сформировались основные направления такой деятельности. Специалистами НКС АПК освоены основные методы работ. Завершаются работы по формированию методологии оздоровления финансово несостоятельных сельскохозяйственных организаций, решения проблем занятости и повышения доходов сельского населения.
Данной Подпрограммой устанавливаются направления деятельности, призванные, прежде всего, обеспечить разрешение перечисленных выше проблем во взаимосвязи с основными направлениями Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области на период до 2005 года, во взаимной увязке мероприятий внутри данной Подпрограммы. Развитие самой консультационной службы на новой основе предусматривается в качестве вспомогательного направления работ. При этом основные мероприятия Подпрограммы направлены на решение задач, в наибольшей мере способствующих следующему:
достижению высокого уровня информированности субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий обо всех изменениях в законодательстве и других условиях нормативного обеспечения их деятельности и жизнеобеспечения с целью предотвращения возникновения у них проблем в связи с ненадлежащим исполнением нормативных актов;
доведению до всех заинтересованных лиц информации обо всех эффективных видах, предметах и способах деятельности на сельских территориях Нижегородской области с целью повышения возможностей этих лиц по эффективному использованию имеющихся у них ресурсов в ведении товарного производства или решении только проблем самообеспечения;
консультационной и методологической поддержки субъектов АПК и сельской местности по выработке решений по повышению эффективности деятельности, по ликвидации возникших или предотвращению возникающих проблем, особенно в части финансового оздоровления некредитоспособных хозяйств и вывода их из кризиса, развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, их экономической и технологической интеграции;
ускорению и расширению масштабов внедрения научно-технических достижений в практику аграрного производства, других видов деятельности на сельских территориях, в практику решения социальных проблем Нижегородской области.
Цель Подпрограммы заключается в обеспечении информационной и консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий Нижегородской области, способствующей повышению эффективности сельскохозяйственного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на сельских территориях.
Задачи Подпрограммы определяются ее конечной целью, исходят из ожидаемого объема материально-технических ресурсов на реализацию Подпрограммы и корреспондируются с задачами Программы развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2005 года. Заключаются они в оказании масштабной технической (информационной, обучающей и консультационной) поддержки субъектов АПК и сельских территорий, развитии инновационной деятельности.
При этом в качестве основных задач определяются следующие:
обеспечение своевременного доведения до всех хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса области сведений обо всех нововведениях в законодательстве и других нормативных актах Российской Федерации и Нижегородской области, организация разъяснительной работы в форме школ и семинаров. Особое внимание должно быть уделено проблемам земельных отношений;