ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 1998 года № 35
О Программе стабилизации и развития агропромышленного
производства в Нижегородской области на 1998-2000 годы
В целях вывода аграрной экономики Нижегородской области из кризисного состояния, повышения экономической эффективности и возобновления роста производства сельскохозяйственной продукции, технического оснащения и социального обновления села и развитие предвыборной программы губернатора области, Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить "Программу стабилизации и развития агропромышленного производства в Нижегородской области на 1998-2000 годы" согласно приложению.
2. при принятии законов Нижегородской области "Об областном бюджете на 1999 год", "Об областном бюджете на 2000 год" учитывать, что расходы на агропромышленный комплекс области должны составлять не менее 10 процентов расходной части областного бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять районные программы стабилизации и развития агропромышленного производства на 1998-2000 годы в соответствии с Программой, указанной в статье 1 настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на комитет по аграрной политике и земельной реформе, комитет по бюджетной и финансовой политике и контрольно-счетную палату Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания А.А.Козерадский
ПРОГРАММА СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ
Разработана в развитие предвыборной программы губернатора
Нижегородской области Склярова И.П.
г.Нижний Новгород
1998 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
стр.
Паспорт программы 3
Раздел I. Состояние агропромышленного комплекса 4-6
Нижегородской области
Раздел II. Цели и задачи программы 7-8
Раздел III. Стратегия стабилизации и развития 9-20
агропромышленного производства и улучшения социально-
экономических условий жизни на селе
1. Стабилизация сельскохозяйственного производства 9-12
и повышение его эффективности
2. Финансово-кредитная политика и материально- 12-13
-техническое обеспечение
3. Развитие структур хранения, переработки и реализации 14-15
сельхозпродукции и продовольствия
4. Развитие социально-экономических условий жизни на 15-17
селе
5. Развитие научно-методического и кадрового обеспечения 18-20
деятельности АПК области
Приложения
1. Подпрограмма по земледелию 21-23
2. Подпрограмма по животноводству 24-28
3. Подпрограмма формирования рыночных экономических 29-31
отношений
4. Подпрограмма подготовки, переподготовки и повышения 32-33
квалификации кадров
5. Подпрограмма по капитальным вложениям АПК 34-35
6. Подпрограмма по развитию крестьянских (фермерских) 36-38
хозяйств
7. Подпрограмма повышения эффективности работы 39-40
ветеринарной службы Нижегородской области
8. Подпрограмма по перерабатывающей промышленности АПК 41-44
В программе сумма денежных средств предусмотрена в ценах после деноминации.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Полное название программы: Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Нижегородской области на период 1998-2000 годы.
2. Наименование края, области, города, Нижегородская область.
3. постановление об утверждении программы. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 12.02.98 г. N 35.
4. Раздел концепции социально-экономического развития региона, в рамках которого реализуется программа.
5. Конечная цель программы. Повышение сельскохозяйственного производства, улучшение социально-экономических условий жизни на селе.
6. Срок выполнения программы: до 2000 года
7. Орган программно-целевого управления (заказчик): Департамент сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
8. Руководители программы: Сметов Б.В., Костерин Н.Н., Голышев М.Е.
9. Разработчики программы: Голышев М.Е., Душкин В.А., Докукин В.М., Иванова Р.Ф., Куликов Ю.Ф., Кротов Ю.В., Козлов В.В., Козина Л.И., Лебедев В.М., Морозов А.И., Малышев П.И., Мочкаев В.И., Сушин А.Е., Суслин В.К., Папанова Т.Е., Плетнев Т.В.
10. Затраты на реализацию программы:
а) финансовые: до 2000 года
1998
--------------------------------------------------------------------------
Основные направления |Финансовые затраты| Источники финансирования
и этапы работ |------------------|--------------------------------
| всего |Консолиди| бюджет |федера- |бюджеты
| (тыс. |рованный |---------------|льный |других
| руб.) |бюджет |район- |област-|бюджет |департа-
| |области | ный |ной | |ментов
| | | | | |и прочие
| | | | | |средства
---------------------------------------------------------------------------
Стабилизация сельско- 1224890 1172490 330000 842490 52400
хозяйственного ------- ------- ------ ------ -----
производства и 284080 276080 95000 181080 8000 -
повышение его
эффективности
---------------------------------------------------------------------------
Финансово-кредитная 629300 620300 108990 511400 9000
политика и ------ ------ ------ ------- ----
материально- 82722 82722 - 82722 0 -
-техническое
обеспечение
---------------------------------------------------------------------------
Развитие структур 165660 86860 86860 78800
хранения, переработки ------ ----- ----- -----
и реализации сельхоз- 87660 12660 - 12660 75000 -
продукции и
продовольствия
---------------------------------------------------------------------------
Развитие социально- 1258800 774184 647184 127000 340916 143700
-экономических условий ------- ------ ------ ------ ------ ------
на селе 147909 147909 118234 29675 - 0
---------------------------------------------------------------------------
Развитие научно- 37000 35000 25000 2000
-методического и ----- ----- ----
кадрового обеспечения 8040 7040 - 7040 1000 -
деятельности АПК
области
---------------------------------------------------------------------------
3315650 2688834 1086084 1602750 483116 143700
Всего финансовых ------- ------- ------- ------- ------ ------
средств 610411 526411 213234 313177 84000 0
---------------------------------------------------------------------------
11. Экономическая и социальная эффективность программы:
Эффективность программы должна будет характеризоваться улучшением производственных показателей, на которые направлены наиболее значительные финансовые средства.
При выполнении необходимых условий финансирования планируется достигнуть к 2000 году стабильного производства зерна на уровне 1,5 млн.тонн. сахарной свеклы - 90 тыс.тонн, картофеля - 1,2 млн.тонн, овощей - 300 тыс.тонн, молока - 1019 тыс.тонн, скота и птицы (реализация в живом весе) 185 тыс.тонн, в том числе мяса птицы - 30 тыс.тонн, яиц - 1млрд. штук.
Раздел I. Состояние агропромышленного комплекса Нижегородской области
Нижегородская область располагает большими возможностями для развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей, что в конечном итоге может обеспечить удовлетворение потребности населения в основных продуктах питания.
На 1 января 1997 года численность сельского населения в области составляет - 828,9 тыс.человек, что составляет 22,3% к общей численности населения.
Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 3151,3 тыс.га., в том числе; пашни 2241,5 тыс.га.
На 1 жителя сельского населения приходится 3,8 га сельхозугодий, а на 1 жителя области - 0,8 га сельхозугодий.
В то же время крайне низка обеспеченность всех субъектов АПК квалифицированными кадрами для работы в современных рыночных условиях. Необходимо совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки кадров и их резерва на территории области.
Данное обстоятельство усиливает особую необходимость использования передовых технологий и других интенсивных факторов развития производства.
Экономические реформы, осуществляемые в последние годы, позволили создать основы многоукладной экономики и определенные предпосылки для развития рыночных отношений.
На 1 января 1998 года насчитывалось 823 сельхозпредприятия, в том числе:
--------------------------------------------------------------------------
- 205 колхозов; - 402 товариществ и ООО;
- 5 совхозов; - 41 коллективных предприятий;
- 44 подсобных хозяйства - 13 сельхозкооперативов;
промышленных предприятий; - 9 ассоциаций крестьянских хозяйств;
- 104 акционерных общества; - 3625 фермерских хозяйств.
--------------------------------------------------------------------------
168 предприятий перерабатывающей промышленности, в том числе:
--------------------------------------------------------------------------
- 98 предприятий малой переработки мясной и молочной продукции;
- 60 заводов по переработке мяса и молока;
- 10 предприятий льнопереработки.
---------------------------------------------------------------------------
В сферу сервисных организаций входят 220 предприятий, в том числе:
---------------------------------------------------------------------------
- 8 предприятий материально-технического снабжения;
- 45 предприятий агрохимического обслуживания;
- 55 предприятий производственно-технического обслуживания;
- 90 строительных организаций;
- 22 научно-исследовательских учреждения.
--------------------------------------------------------------------------
Предприятия всех организационно-правовых форм имеют возможность самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства. В то же время имеется много факторов, крайне осложнивших состояние дел в АПК.
Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием.
Серьезное значение имеет незавершенность институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе. Учредители новых хозяйственных структур стали реальными собственниками, но мотивация их труда остается еще слабой.
Уровень доходов большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда. Большинство хозяйств в значительных объемах утратило собственные оборотные средства.
В хозяйствах всех категорий - сельскохозяйственными культурами в 1997 году было занято: зерновыми 54,4% посевных площадей области; картофелем - 0,9%; сахарной свеклой - 0,32%, овощами открытого грунта - 0,17%.
На 1.01.98 года в области насчитывалось
- 718,9 тыс. голов крупного рогатого скота (2,1% от общероссийского стада),
в том числе коров
- 324,8 тыс.голов,
- 350,8 тыс. голов свиней (1,9% от общероссийских),
- 165,9 тыс.голов овец и коз,
- 9,9 млн. гол.птицы (2,5% от общероссийских).
Доля области в производстве основных видов продукции во всех категориях хозяйств в общероссийском объеме составляет:
зерна - 1,9%; молока - 2,6%;
картофеля - 3,0%; мяса - 1,9%;
овощей - 2,6%; яйца - 3,0%.
Производство мяса в живой массе, во всех категориях хозяйств, за 1997 год составило - 139,8 тыс.тонн, (89% к уровню 1996 года), молока - 924,7 тыс.тонн (100%), яиц - 997,2 млн.штук (107 процентов).
В целом по области на 100 га сельхозугодий за 1997 г. произведено 44,4 ц мяса и 293,4 ц молока (по России за 1996 год - 40,9 2 и 170,4 ц соответственно).
На долю коллективных предприятий (общественный сектор) приходится 42% валового производства сельскохозяйственной продукции, личных подсобных хозяйств - 57%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 1 процент.
Анализ деятельности предприятий, организаций и других субъектов АПК за 1993-1995 годы свидетельствует о том, что ключевые цели, установленные "Основными положениями программы стабилизации и развития АПК Нижегородской области в условиях рыночных отношений на 1993-1995 годы" не достигнуты.
За 1995-1997 годы уровень падения сельскохозяйственного производства в общественном секторе приостановился.
Средняя урожайность зерновых культур в текущем году составила 19,9 п/га в первоначально оприходованном весе, получено зерна 1600 тыс.тонн, продуктивность молочного стада составила 2403 кг, что значительно выше предыдущих лет. За 1997 год валовое производство молока в общественном секторе составило 507,9 тыс.тонн, что на 3% больше уровня 1996 года.
Наметился ощутимый рост в птицеводстве области. К уровню 1996 года на 13% возросло поголовье птицы и составило 6,3 млн.голов. Производство мяса увеличилось на 13%, яйца на 11%.
Однако разрыв с показателями 1991 года остается весьма существенным.
Посевные площади в сельскохозяйственных предприятиях области сократились на 21%, производство зерна упало на 5%, картофеля на 75%, сахарной свеклы на 63%, льна на 92%, овощей на 44%.
Поголовье крупно-рогатого скота сократилось на 43%, а надой от одной фуражной коровы снизился на 249 кг.
За фермерскими хозяйствами закреплено 88,9 тыс.га. или 4% от общей площади пашни. Фермерскими хозяйствами производится молока 0,7% к общему объему; мяса - 0,6%; зерна - 2,5%; картофеле -0,9%.
Большую роль в производстве сельскохозяйственной продукции играют личные подсобные хозяйства граждан. В настоящее время в них содержится 20,4% общего поголовья КРС, в т.ч. более 1/3 коров от общей численности в области, свиней - 35,8%, овец и коз - 98%. Удельный вес производства продукции сельского хозяйства в них увеличился по сравнению с 1990 годом с 25% до 57,4%.
Приведенные отрицательные результаты во многом связаны со снижением производственного потенциала отраслей агрокомплекса, особенно - плодородия почв, резкого сокращения наличия и обновления техники, обветшанием животноводческих ферм и оборудования.