АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27.03.98 N 428-р
О программе информационно-консультационной
поддержки предприятий АПК Нижегородской области
В обеспечение реализации "Программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Нижегородской области на 1998-2000 годы" и соглашения администрации области с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации по проекту Всемирного банка "АРИС" от 15.01.96 в части развития
информационно-консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям:
1. Утвердить Программу создания и развития системы информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области на 1998-2000 годы (прилагается).
2. Департаменту сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности обеспечить выполнение данной программы с привлечением государственного унитарного предприятия "Нижегородская консультационная служба АПК".
3. Принять во внимание, что предприятие "Нижегородская консультационная служба АПК" призвано оказывать на территории Нижегородской области информационно-консультационные услуги активным сельскохозяйственным товаропроизводителям с условием постепенного перехода к взиманию с них платы за эти услуги.
В связи с этим департаменту сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и департаменту финансов осуществлять в соответствии с данной программой бюджетное финансирование государственного унитарного предприятия "Нижегородская консультационная служба АПК" до перехода его на полное самофинансирование (с ведением учета этих средств на предприятии по бюджетному счету и соответствующими условиями налогообложения).
4. Департаменту сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и комитету ценовой политики содействовать предприятию во введении хозрасчетных платных услуг с апреля 1998 года (с ведением данных операций по хозрасчетному счету).
5. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на вице-губернатора Сметова Б.В.
Губернатор области И.П.Скляров
Утверждено
Распоряжение губернатора
Нижегородской области
27.03.98 N 428-р
П Р О Г Р А М М А
создания и развития системы информационно-консультационной
поддержки сельскохозяйственных предприятий Нижегородской
области на 1998-2000 годы
1. Цель программы
Генеральной целью данной программы является формирование в Нижегородской области системы информационно-консультационной (технической) поддержки субъектов АПК по вопросам сельскохозяйственного производства и реализации продукции, юридическим, организационно- экономическим и технологическим вопросам, а также оперативному информированию о ценах на рынках.
С этой целью в Нижегородской области на базе департамента сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности формируется служба информации о рынке, которая должна обеспечить всех заинтересованных лиц АПК информацией о ценовой ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия Нижегородской области и других регионов России, входящих в общероссийскую систему ценового мониторинга. Созданный информационно-вычислительный комплекс с центром в департаменте сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности позволит объединить в единое информационное пространство все районы области.
Информационно-консультационная единая служба АПК в составе центрального (г.Нижний Новгород) и не менее 8 зональных Сельских консультационных центров, призвана обеспечить:
доведение информации обо всех нововведениях по правовым, организационно-экономическим, технологическим и связанным с ними вопросам, до всех активных субъектов АПК области;
проверку и демонстрацию наиболее прогрессивных технологий для имеющихся условий ведения сельскохозяйственного производства в конкретных условиях области;
предоставление любому из клиентов консультационно-методических услуг в индивидуальном порядке, особенно в части разработки и сопровождения проектов развития, (не менее 300 постоянных клиентов в 2000 году) на бесплатной основе и за плату. (Платные услуги в общих объемах работ должны составить 15 -20 % к 2000 году).
2. Обоснование Программы
2.1. В процессе развития рыночных отношений и становления свободной торговли значительно возросла роль оперативной и достоверной информации о ценах на рынках сельхозпродукции в области и за ее пределами, а также на продукцию АПК. Эти проблемы, как правило, решаются в общенациональных системах государственной власти и управления, для чего в рамках проекта АРИС Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ создается сеть ценового мониторинга, охватывающая 25 регионов России. На территории Нижегородской области узловым центром этой сети будет департамент сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
2.2. В ходе расширяющихся реформ в АПК Нижегородской области (усиления самостоятельности хозяйствующих субъектов и повышения роли договорных отношений) резко возросли потребности в юридической, экономической консультационной поддержке и в создании сети информации о рынке сельхозпродукции. Также в связи с реформированием более 40 % бывших колхозов и совхозов, развитием фермерских хозяйств, возникла потребность в оказании организационно-экономической и технологической помощи хозяйствующим субъектам АПК в объеме и на уровне значительно превышающем возможности районных управлений сельского хозяйства.
Важным условием становится индивидуальная работа с каждым клиентом информационно-консультационной службы и конфиденциальность отношений с ним.
2.3. В Нижегородской области с 1994 года действует проект Британского Ноу-Хау Фонда "Сельские консультационные центры". В его рамках созданы 3 зональных СКЦ (в городах Арзамас, Городец и Шахунья) и центральный офис в г.Нижнем Новгороде. По состоянию на конец за 1996 год их постоянными клиентами стали 196 фермеров и коллективных хозяйств различных форм собственности. Разовые консультации были оказаны 672 клиентам, проведено более 20 семинаров по актуальным вопросам ведения агропромышленного производства.
Данный проект финансируется Великобританией до 1999 года включительно с ежегодным объемом в среднем свыше 400000 долларов США.
2.4. Нижегородская область участвует в реализации Частей А1, А3 и В Проекта "АРИС " по компонентам "Служба консультаций и информации для фермеров" и "Служба информации о рынке", которые выполняются в соответствии с Соглашением о займе от 22 июня 1994 года № 3757 RU между Российской Федерацией и Мировым Банком Реконструкции и Развития (ВСЕМИРНЫЙ БАНК). Соответственно, в рамках его подписано Соглашение между Минфином России, Министерством сельского хозяйства и продовольствия России и Администрацией Нижегородской области от 15.01.1996 г.
Данным соглашением предусмотрено финансирование работ за счет займа Всемирного Банка на срок до 17 лет на капиталовложения в пределах суммы, эквивалентной 191667 долларам США на безвозмездной основе (федеральное финансирование), а другая часть -в пределах суммы, эквивалентной 475076 долларам США на возмездной основе. На ремонтно-строительные работы и текущие расходы в период с 1996 по июнь 2000 года предусмотрено выделение бюджетных средств в сумме, эквивалентной 1214377 долларов США. Объем бюджетного финансирования по каждому году уточняется в зависимости от условий формирования бюджета области.
В рамках проекта "АРИС" создано государственное унитарное предприятие "Нижегородская консультационная служба АПК" (распоряжение губернатора области от 8 октября 1996 г. № 1315-р).
3. Внешние условия реализации
3.1. Осуществляется реорганизация государственных и местных органов управления АПК области, предусматривающая:
усиление их административных функций в части выработки и реализации политических решений, включая целевые программы, регламентирования и контроля на всех стадиях производства продовольствия в обеспечение здоровья людей, развития науки и образования;
изменение роли этих органов по отношению к выбору хозяйствующими субъектами видов деятельности и технологий производства, выбору форм хозяйствования. Передача этой деятельности специализированной структуре;
переход к принципам целевой адресной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием специально созданного для этого Фонда развития АПК.
3.2. Интенсивно развивается открытая рыночная торговля. Создана Нижегородская агропромышленная биржа, ведутся работы по созданию оптового рынка плодово-овощной продукции, создается сеть ценового мониторинга.
3.3. Развивается система непрерывной подготовки и переподготовки кадров по вопросам сельскохозяйственного менеджмента, финансам и бухучету в Нижегородской сельскохозяйственной академии, в Федеральном центре агропромышленного предпринимательства.
4. Направление Программы
4.1. Уточнение и разграничение функций между государственными и местными органами управления сельским хозяйством и создаваемыми службами и центрами консультационно-информационной помощи. Отработка их взаимодействия.
4.2. Формирование областной сети рыночной информации на основе организации отдела маркетинга в департаменте сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и межрайонных пунктов сбора и обработки этой информации на базе определенных районных департаментов (управлений) сельского хозяйства.
4.3. Разработка принципов, форм и методов косвенного регулирования цен на некоторые виды сельскохозяйственной продукции на основе ценовых соглашений или иным способом, обеспечение их реализации в системе действующих предприятий АПК.
4.4. Стимулирование кооперирования производителей сельхозпродукции в части реализации своей продукции, создание ими соответствующих предприятий и иных структур.
4.5. Отработка процедур деятельности имеющихся Сельских консультационных центров (СКЦ) во взаимодействии с районными управлениями сельского хозяйства, входящими в зону их обслуживания. По предварительным подсчетам всего в области планируется организовать 9 СКЦ. На данном этапе уже функционируют 5 СКЦ, включая центральный офис (в г.Сергаче -по программе "АРИС", в г.Шахунье, г.Арзамасе и г.Городце -по программе "СКЦ").
4.6. Создание новых СКЦ в других районах области. В 1998 году будут открыты Сельскохозяйственные консультационные центры в г. Павлово (октябрь -ноябрь), г.Семенове (январь), г.Лукоянове (февраль -март) и р.п.Работках (демонстрационное хозяйство) (апрель -май).
4.7. Формирование единой Нижегородской консультационной службы АПК и развитие ее материально-технической базы. Введение индивидуальной платы за конкретные виды услуг.
4.8. Формирование всех основных процедур, форм и методов ведения информационно- консультационной и образовательной деятельности Нижегородской консультационной службы АПК во взаимодействии с областным департаментом сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и Нижегородской государственной сельскохозяйственной академией. Разработка механизмов постепенного повышения роли субъектов АПК в финансировании деятельности данной службы (развитие платных услуг).
4.9. Подбор, обучение и расстановка кадров консультационной службы. Проведение обучающих семинаров для сотрудников консультационной службы с целью повышения их квалификации.
4.10. Продолжение выпуска печатных изданий "Информационный бюллетень СКЦ" (ежемесячно) и приложения "Цены" (один раз в две недели) тиражом 999 экземпляров каждое, а также методических пособий по различным аспектам сельскохозяйственного производства. Разработка и выпуск новых печатных изданий и отработка различных способов их распространения (в т.ч.рассылка по электронной почте компьютерного варианта изданий).
5. Распределение функций и работ по выполнению программы
5.1. Администрация Нижегородской области:
- принимает решение об учреждении и финансировании одного или нескольких юридических лиц или только финансировании созданных иным образом юридических лиц в обеспечение формирования Нижегородской консультационной службы АПК. Оказывает помощь в размещении центрального офиса;
- обеспечивает выполнение и финансирование работ, связанных с организацией деятельности и развитием службы информации о рынке (СИР);
- утверждает типовые документы (их формы), правила и иные документы, описывающие процедуры проведения работ;
- обеспечивает выполнение и финансирование возложенных на нее работ.
В том числе: департамент сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности
- создает в своем составе центральный офис (подразделение, группу) ценового мониторинга;
- обеспечивает формирование центрального узла областной информационной системы и организует работы по оснащению оборудованием службы информации о рынке (центрального пункта в составе областного департамента и 12 межрайонных пунктов в составе определенных районных департаментов (управлений);
- организует оснащение оборудованием центрального и 8 зональных СКЦ (в соответствии с проектом Всемирного Банка);
- подготавливает и участвует в подготовке типовых документов (их форм), правил и иных материалов, описывающих процедуры проведения работ и представляет их на утверждение. Решает вопросы формирования договорных отношений с Нижегородской консультационной службой АПК;
- осуществляет контроль за эффективным и целевым расходованием части средств займа Всемирного Банка, выделенных области в соответствии с Соглашением по проекту "АРИС", и собственных средств бюджета области, выделенных для реализации этого проекта;
- осуществляет общее руководство, координацию действий и государственный контроль за ходом осуществления программы в целом;
- обеспечивает организацию подготовки и переподготовки руководителей и специалистов сельского хозяйства по курсам, связанным с данными работами.
- в пределах своей компетенции принимает решения об экономическом и организационном стимулировании работ по данной программе,
департамент финансов:
- обеспечивает финансирование работ согласно сметы затрат по Программе и Законов Нижегородской области "Об областном бюджете" на каждый год ее реализации;
- осуществляет контроль за целевым расходованием средств, выделяемых для реализации программы развития рыночных отношений и соответствующих структур АПК.
5.2. Региональная группа проектов поддержки сельскохозяйственной реформы в Нижегородской области (в рамках проектов МБРР) (распоряжение губернатора Нижегородской области от 25.03.96 № 413-р):
- организует и координирует работы по программе, направленные на реализацию Соглашения Администрации Нижегородской области с Минфином и Минсельхозпродом РФ от 15.01.96 из собственных средств бюджета области, выделенных для реализации проекта "АРИС";
- осуществляет контроль за эффективным и целевым расходованием части средств займа МБРР, выделенных по данному соглашению.
5.3. Предприятие "Нижегородская консультационная служба АПК" (распоряжение администрации Нижегородской области от 23.05.97 № 639-р):
- организует и координирует работы по программе, направленные на реализацию Соглашения Администрации Нижегородской области с Минфином и Минсельхозпродом России от 15.01.96;
- решает вопросы взаимоотношений участников программы с департаментом сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, районными департаментами (управлениями) сельского хозяйства, с руководством проектов Британского Фонда "Ноу-Хау" и Всемирного Банка, связанным с постприватизационной поддержкой аграрных реформ;
- обеспечивает решение технических и методологических вопросов, связанных с созданием и развитием деятельности областной информационно-консультационной службы;
- подготавливает (участвует в подготовке) типовые документы, их формы, правила и иные материалы, описывающие процедуры проведения работ, и представляет их на утверждение;
- осуществляет, в сотрудничестве с СКЦ Британского проекта, оказание информационно-консультационных услуг активным субъектам АПК, обеспечивает развитие своей деятельности, в т.ч. введение и расширение платных услуг (к 2000 г. -до 20% от полного финансирования);
- в пределах своей компетенции принимает решения об экономическом и организационном стимулировании работ по данной программе.
5.4. Районные (сельские) органы власти:
- создают в своей структуре межрайонные пункты ценового мониторинга, обеспечивают их оборудование (в 12 районах) и обеспечивают распространение ценовой информации (во всех районах);
- оказывают помощь в размещении зональных Сельских консультационных центров, в их оборудовании;
- решают вопросы организации взаимодействия, в том числе на договорной основе, с консультационной службой в целом и с зональными СКЦ;
- в пределах своей компетенции принимают решения об экономическом и организационном стимулировании работ по данной программе;
- решают иные вопросы, связанные с проведением работ по данной программе на территории района.
5.5. Группа технического проекта "Сельские консультационные центры" (финансируемая "Ноу-Хау Фондом" Великобритании):
- отрабатывает основные формы, методы и процедуры деятельности на примере действующих 3-х СКЦ и вопросы взаимодействия с управлениями (департаментами) сельского хозяйства районов, входящих в их зоны;
- участвует в создании новых СКЦ;
- участвует в подборе и подготовке кадров для СКЦ, включая зарубежные стажировки;
- оказывает техническую помощь в формировании единой Нижегородской консультационной службы АПК, решении вопросов организации бесплатного информационно-консультационного обслуживания и предоставления конкретных платных услуг.
5.6. В работах также участвуют учреждения, предприятия, консалтинговые фирмы и иные организации, включая зарубежные, привлекаемые к их выполнению по договорам с оплатой в объемах, предусмотренных данной Программой и проектом "АРИС".
План работ и смета затрат по проекту
"АРИС" в Нижегородской области
(электронный вариант отсутствует, см.бумажный вариант)