АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2000 года № 223
Об утверждении Программы повышения качества
и безопасности продуктов питания и пищевого сырья
(с изменениями на 25 июня 2004 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Нижегородской области от 05.03.2005 № 57
_________________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 13.09.2002 N 229
постановлением Правительства области от 25.06.2004 № 143
-------------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Законом РФ от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Законом РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Правительства РФ от 10.08.98 N 917 "О Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года", решением координационного совета по развитию потребительского рынка Нижегородской области от 11.04.2000 N 3 о разработке программы в целях улучшения здоровья и социального самочувствия населения области, защиты прав потребителей и создания в Нижегородской области гибкого и надежного механизма обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения качества и безопасности продуктов питания и пищевого сырья в Нижегородской области.
2. Контроль за исполнением Программы возложить на председателя координационного совета по развитию потребительского рынка. (в ред. постановления Правительства области от 13.09.2002 N 229 - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области И.П.Скляров
УТВЕРЖДЕНО
постановление губернатора
области
от 05.09.2000 № 223
1.1. Характеристика потребительского рынка Нижегородской области в области качества продуктов питания и пищевого сырья
Программа повышения качества и безопасности продуктов питания и пищевого сырья разработана в соответствии с Законами РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О стандартизации", "О сертификации", постановлением Правительства РФ от 10.08.98 г. N 917 "О Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года".
В настоящее время качество продуктов питания и пищевого сырья и их безопасность являются серьезной проблемой российского рынка. Несмотря на предпринимаемые органами исполнительной власти меры, положение дел с безопасностью и качеством остается неудовлетворительным. Такая ситуация обусловлена рядом причин, основной среди них является низкая платежеспособность большей части населения, что приводит к увеличению спроса на дешевые, менее качественные и нередко опасные для потребителя товары. При этом рыночный механизм обеспечения качества и безопасности через конкуренцию хозяйствующих субъектов задействован в неполной степени.
В процессе выхода из кризиса необходимо добиться коренного повышения качества и безопасности всех товаров и услуг, реализуемых на российском рынке. Ситуация в стране в целом, и Нижегородском регионе в частности, такова, что вывод ее из экономического кризиса, а также стабилизацию и подъем экономики можно обеспечить лишь в том случае, если решение проблемы качества станет приоритетным для всех органов государственного управления.
Актуальность решения поставленных задач определяется перспективами развития рыночных отношений в экономике, гармонизацией и интеграцией отечественной и региональной экономики в мировую систему в качестве равноправного партнера.
Повышение благосостояния населения области, улучшение их здоровья и социального самочувствия, защита прав потребителей должны являться основой региональной программы повышения качества и безопасности продуктов питания и пищевого сырья.
Основной задачей настоящей программы является решение задач регионального уровня и создание в Нижегородской области гибкого и надежного механизма обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Эффективность работ по повышению качества и безопасности товаров выражается в:
- стабилизации российской экономики;
- предотвращении затрат, которые вынуждено нести общество в связи с ухудшением здоровья потребителей, причинением им материального и морального вреда;
- повышении конкурентоспособности и расширении спроса потребителей на отечественные товары и услуги.
1.2. Характеристика ситуации
Питание - один из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Последние годы характеризуются ухудшением показателей здоровья населения области: сокращается средняя продолжительность жизни, увеличивается общая заболеваемость и смертность. Одна из причин ухудшения показателей здоровья - неудовлетворительное питание: белково-энергетическая недостаточность, дефицит поступления микронутриентов, потребление некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья человека продуктов.
Некоторые предприятия и предприниматели не всегда вырабатывают продукцию из стандартного сырья и с соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Из-за недостаточного контроля к качеству и безопасности пищевых продуктов в торговую сеть поступают продовольственные товары с неизвестным химическим составом, с истекшими сроками годности и даже с превышением допустимых норм вредных для человека веществ, а иногда и с фальсифицированным составом.
Несмотря на работу правоохранительных органов в Нижегородской области действуют подпольные производители алкогольной, безалкогольной, мясной и другой продукции.
В настоящее время в области сложилась достаточно действенная система регулирования контроля качества и безопасности пищевых продуктов. Она базируется на комплексном подходе к контролю, оценке и регламентации качества продуктов питания на всех этапах производства, переработки, хранения, транспортирования и реализации продукции и включает ведомственный контроль, государственный надзор и общественный контроль. Однако проявление негативных тенденций в области качества и безопасности товаров требуют научного, управленческого, технологического решения и дальнейшего совершенствования.
1.3. Проблемы качества продуктов питания и пищевого сырья на потребительском рынке Нижегородской области
В соответствии с п.3 ст.42 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организацию и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области обеспечивает надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также за реализацией мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организовывает и проводит гигиеническую оценку качества и безопасности продукции.
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минторга России осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления.
Комитет государственного ветеринарного надзора по Нижегородской области обеспечивает контроль за соблюдением ветеринарных и фитосанитарных правил при заготовке, производстве, переработке, транспортировке, хранении и реализации продукции животного и растительного происхождения.
(Абзац пятый предыдущей редакции утратил силу согласно постановлению Правительства области от 25.06.2004 № 143 - см. предыдущую редакцию)
Государственная хлебная инспекция по Нижегородской области осуществляет контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и семян, продуктов их переработки.
Кроме того, на потребительском рынке области осуществляют контроль качества продуктов питания и пищевого сырья:
- (Абзац утратил силу согласно постановлению Правительства области от 25.06.2004 № 143 - см. предыдущую редакцию)
- Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Нижегородской области,
- Госинспекция по карантину растений по Нижегородской области,
- Главное управление внутренних дел Нижегородской области,
- Поволжское таможенное управление
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют указанные полномочия в соответствии с законодательством о качестве и безопасности пищевых продуктов, стандартизации и сертификации продукции и услуг, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей и др., а также на основе системы нормативных актов, включающей государственные стандарты, медико-биологические требования, санитарные и ветеринарные нормы и правила, строительные нормы и правила и т.д.
Кроме того, в нормативно-правовую базу входят правила торгового, бытового и иных видов обслуживания, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации. Они конкретизируют компетенцию соответствующих федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля и надзора, устанавливают процедуры государственного нормирования, регистрации, сертификации товаров и услуг и др.
В результате на сегодня в Российской Федерации сформированная законодательная и нормативная база перегружена рядом норм и положений, которые не позволяют эффективно организовать работу в сфере обеспечения безопасности и качества продукции и услуг. Ее противоречивость выражается в:
- размытости сфер контроля и надзора за безопасностью и качеством потребительских товаров, работ, услуг;
- наметившимся разрывом прав и обязанностей (ответственности) отдельных федеральных органов исполнительной власти;
- дублировании полномочий органов исполнительной власти при осуществлении государственного контроля за безопасностью и качеством продукции и услуг на всех стадиях их производства и обращения на потребительском рынке.
Цели и задачи Программы
Цель программы в области обеспечения качества и безопасности продуктов питания и пищевого сырья - сохранение и укрепление здоровья населения, недопущение на региональный потребительский рынок некачественных, опасных для жизни и здоровья людей и фальсифицированных продуктов.
Программа исходит из того, что для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- последовательно реализовать на территории области единую государственную политику;
- добиться безусловного исполнения требований обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
- информационная система должна формироваться как единый программно-информационный центр, опирающийся на информационные потоки локальных систем;
- создание заинтересованности переработчиков и производителей в выпуске качественной продукции.
3.1. В области производства и реализации пищевого сырья и продуктов питания
Первым приоритетным направлением повышения качества продуктов питания является обеспечение поступления на перерабатывающие предприятия качественного и обогащенного микронутриентами пищевого сырья. Меры, которые приведут к улучшению существующего положения, должны быть направлены, прежде всего, на совершенствование системы земледелия и технологий производства продуктов растениеводства.
Особое внимание необходимо обратить на переработку сырья и производство продовольственных товаров. Для этого предусмотреть меры по стимулированию:
- внедрения новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животноводства;
- внедрения нового поколения диагностических и лечебных препаратов в основном на биологической основе для борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных, в том числе и вирусного происхождения;
- внедрения на предприятиях-производителях пищевых продуктов сертификации производств по стандартам ИСО-9000;
- оснащения лабораторий предприятий-производителей пищевых продуктов современным оборудованием, позволяющим проведение всех видов анализов, в том числе эксперсс-анализаторами качества и лабораторными комплексами технохимического и микробиологического контроля.
Не менее важным направлением программы является обеспечение должного уровня качества продуктов питания при их реализации. Основой направления должна стать разъяснительная и методологическая работа с субъектами-участниками рынка продовольственных товаров.
3.2. В области контроля за качеством и безопасностью продуктов питания и пищевого сырья
Приоритетным направлением программы по повышению качества является увеличение эффективности проведения проверок контролирующими органами за счет скоординированности действий, улучшения информационной обеспеченности сотрудников и материальной обеспеченности лабораторий. Кроме того, программа преследует условия гласности проведения проверок контролирующими органами и широкое оповещение результатов в средствах массовой информации.
3.3. В области информирования и защиты прав потребителей:
- доведение до потребителей через региональные СМИ объективной оценки репутации товаропроизводителей и продавцов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) на основе учета и анализа потребительских рекламаций, массовое распространение данных о сравнительных характеристиках конкурирующих товаров;
- распространение опыта ведущих нижегородских производителей в области продвижения товара на рынок и внедрения современных систем качества;
- создание специализированной телепрограммы, занимающейся разъяснением прав потребителей и производителей, освещением проблем качества продуктов питания и результатов проверок;
- ликвидация информационного дефицита.
3.4. Наука и кадровое обеспечение:
- осуществление комплекса научно-исследовательских работ, связанных с изучением потребительского рынка, в т.ч. состояния качества и безопасности товаров на рынке Нижегородской области;
- создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по направлениям:
- кадры для торговли и общественного питания;
- кадры для контролирующих органов по исследованию качества товаров;
- осуществление мероприятий по повышению уровня потребительских знаний населения Нижегородской области. Сделать традиционным ежегодное проведение Всемирного дня защиты прав потребителей 15 марта.
Мероприятия и содержания работ | Сроки | Исполнители | ||
|
| ответственный | соисполнители | |
1. В области производства продовольственного сырья и продуктов питания: | ||||
1.1. Провести токсикологическое обследование почв и разрабатывать агроэкологическую оценку их состояния | ежегодно | Департамент с/х | Госагрохим, Госсанэпиднадзор | |
1.2. Выявить экологически благополучные и не рекомендуемые к использованию в сельском хозяйстве почвы и подготовить рекомендации по их использованию | 4 кв.2001 г. | Департамент с/х | Госагрохим Госсанэпиднадзор | |
1.3. Определить оптимальный режим питания зерновых, разработать комплекс мероприятий по выращиванию зерна яровой и озимой пшеницы с высоким содержанием клейковины и озимой ржи с высоким "числом падения" и рекомендовать к внедрению в сельхозпредприятиях | 3 кв. 2001 г. | Департамент с/х | Госагрохим | |
1.4. Провести исследования и разработать комплекс рекомендаций по улучшению качества выращиваемой овощной продукции в хозяйствах области | 2 кв.2001 г. | Департамент с/х | Госагрохим | |
1.5. Разработать порядок стимулирования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, производящих натуральные продукты питания без использования искусственных красителей и консервантов, а также увеличения доли производства продуктов питания с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе продуктов, обогащенных микро- и макронутриентами | 4 кв. 2000 г. | Департамент с/х | Госсанэпиднадзор, Госстандарт, Департамент ВЭС, Департамент финансов, Департамент экономики | |
1.6. Разработать систему стимулирования инвестиционных программ улучшения материальной базы лабораторий предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, внедрения современных методов контроля качества, технического перевооружения и внедрения новых технологий | 4 кв. 2000 г. | Департамент с/х | Департамент ВЭС, Департамент финансов, Департамент экономики | |
1.7. Разработать и внедрить методику составления рейтинга предприятий-производителей пищевой и перерабатывающей промышленности по итогам полугодий (приоритетными должны быть показатели качества выпускаемой продукции) | 4 кв. 2000 г. | Департамент с/х | Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция, Главы городов и районов области (рекомендовать) | |
1.8. Регулярно проводить ознакомительные семинары по внедрению на предприятиях систем качества ISO-9000 | ежегодно | Департамент ВЭС | Госстандарт, МАП, ТПП | |
2. В области торговли продуктами питания: | ||||
2.1. Систематизировать требования к предприятиям торговли и общественного питания в единый сборник для осуществления деятельности по обороту пищевых продуктов | 4 кв. 2000 г. | Департамент ВЭС | Госстандарт | |
2.2. Организовать оперативный сбор и обслуживание базы данных: | 1 кв. 2001 г. | Департамент ВЭС | Госстандарт, ТПП, МНС, МАП, Госторгинспекция, Госсанэпиднадзор, Госветнадзор, Главы администраций городов и районов области (по согласованию) | |
2.3. Разработать механизм стимулирования инвестиционных программ внедрения передовых форм торговли, современных систем качества, развития материально-технической базы, внедрения современных технологий организации складского хозяйства при реализации продуктов питания | 2 кв. 2001 г. | Департамент ВЭС | КСРПР, Комитет по торговле | |
2.4. Провести анализ, обобщить и довести до заинтересованных лиц опыт создания сети фирменных магазинов | 1 кв.2001 г. | Департамент ВЭС | Комитет по торговле | |
2.5. Создать комиссию для разработки и утверждения положения и проведения областных (городских, районных) конкурсов на звание лучших продовольственных магазинов | 4 кв.2000 г. | Департамент ВЭС | Комитет по торговле, Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция, Главы городов и районов области (по согласованию) | |
2.6. Создать в рамках Координационного Совета по развитию потребительского рынка рабочую группу по обеспечению реализации программы повышения качества и безопасности продуктов питания | 3 кв. 2000 г. | Департамент ВЭС |
| |
3. В области контроля за производством и реализацией продуктов питания: | ||||
3.1. Разработать и выпустить брошюру содержащую единые требования к осуществлению контроля за качеством и безопасностью продуктов питания и пищевого сырья | 1 кв. 2001 г. | Департамент ВЭС | Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция, Госхлебинспекция, Госветнадзор, Комитет по торговле, ТПП | |
3.2. Организовать взаимодействие структурных подразделений администрации области с федеральными органами исполнительной власти при проведении проверок качества и безопасности продуктов питания и пищевого сырья: | постоянно | Департамент ВЭС, Госторгинспекция, Госстандарт, Госсанэпиднадзор | Госхлебинспекция, Госветнадзор, ГУВД, МНС, УФСНП, Главы администраций (по согласованию) | |
3.3. Провести анализ материальной обеспеченности лабораторий, определить степень обеспечения потребностей контролирующих органов за счет собственных лабораторий и подготовить предложения для совместного использования наиболее обеспеченных лабораторий и их дооснащения до необходимого уровня | 1 кв. 2001 г. | Департамент ВЭС | Госстандарт, Госторгинспекция, Госсанэпиднадзор, Госветнадзор, ТПП | |
3.4. При проведении проверок предприятий торговли и производства продовольственных товаров контролирующим органам привлекать участников районных Обществ по защите прав потребителей | постоянно | Департамент ВЭС | Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция, Госхлебинспекция, Госветнадзор | |
3.5. Проводить обследование предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на наличие производственных лабораторий, либо договоров на обеспечение лабораторного обслуживания и соблюдение договорных обязательств | ежегодно | Департамент ВЭС | Госсанэпиднадзор, Госстандарт, Главы администраций районов и городов области (по согласованию) | |
4. Реализация проекта "Нижегородское качество": | ||||
4.1. Провести анализ и обобщить опыт по реализации подобных проектов в регионах РФ | 4 кв.2000 г. | Департамент ВЭС, ТПП | Госстандарт | |
4.2. Разработать систему проведения добровольной сертификации, выявлении лучших продуктов питания и присвоении марки "Нижегородское качество" при производстве и ввозе продуктов питания | 1 кв.2001 г. | Департамент ВЭС, ТПП | Госстандарт, Госсанэпиднадзор | |
5. Создание современного областного оптового рынка продуктов питания: | ||||
5.1. Проанализировать и обобщить опыт регионов по созданию оптового продовольственного рынка | 4 кв. 2000 г. | Департамент с/х | Комиссия по развитию оптовой торговли | |
5.2. Разработать региональную нормативную базу для функционирования оптового рынка | 4 кв. 2000 г. | Департамент ВЭС | Комиссия по развитию оптовой торговли, КУГИ НО, Комитет по торговле | |
5.3. Провести подготовку к акционированию ГУП "Оптовый рынок Нижегородской области и г.Н.Новгорода" | 2 кв.2001 г. | Департамент ВЭС | Департамент с/х, администрация г.Н.Новгорода, ГУП "Оптовый рынок" | |
6. Информационное обеспечение участников рынка производства и реализации продуктов питания: | ||||
6.1. Организовать через средства массовой информации доведение до сведения участников рынка товаров и услуг о внесении изменений в действующее законодательство в сфере переработки и реализации продуктов питания | постоянно | Департамент ВЭС | Департамент с/х, Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госветнадзор | |
6.2. Подготовить и выпустить брошюры правил осуществления производства и продаж отдельных видов товаров | 4 кв. 2000 г. | Департамент ВЭС | Комитет по торговле | |
6.3. Разработать методический сборник требований и ГОСТов для организации контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов при производстве, складировании, транспортировке и реализации | 4 кв.2000 г. | Госстандарт |
| |
6.4. Подготовить телепрограмму, освещающую проблемы качества продуктов питания, результаты проверок контролирующих органов, а также, распространяющую опыт фирм, выпускающих качественные продукты питания | 4 кв. 2000 г. | Департамент ВЭС | Комитет по торговле, Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция, Госхлебинспекция, Госветнадзор | |
6.5. Структурным подразделениям, занимающимся работой с прессой, каждого контролирующего органа организовать работу оповещения потребителей и субъектов торговой деятельности о проводимой работе. В материалах для прессы делать акцент на доведении до потребителей сведений о фирмах, зарекомендовавших себя с положительной стороны, формируя их позитивный имидж, а также указывать фирмы, допускающие постоянные нарушения на рынке товаров | постоянно | Департамент ВЭС | МАП, МНС, ГУВД, Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция, Госхлебинспекция, Госветнадзор | |
7. Научное, нормативно-правовое и кадровое обеспечение потребительского рынка: | ||||
7.1. Разработать и принять примерные Правила организации и функционирования рынков и торговых площадок | 4 кв. 2000 г. | Департамент ВЭС | КСРПР | |
7.2. Разработать систему мониторинга окружающей среды, в которой осуществляется производство сельхозпродукции с целью определения экологической чистоты сырья, поставляемого на переработку производителям области | 4 кв. 2000 г. | Департамент с/х | Госсанэпиднадзор, Госагрохим | |
7.3. Организовать курсы подготовки персонала предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также специалистов продовольственной торговли и общественного питания по проблемам качества, стандартизации, сертификации и метрологии | 1 кв. 2001 г. | Департамент ВЭС | Комитет по торговле, Госстандарт, Госсанэпиднадзор, | |
7.4. Провести анализ и организовать семинары по внедрению опыта предприятий, занимающих лидирующие позиции в продвижении товара на рынок. | 1 кв. 2001 г. | Департамент ВЭС | Комитет по торговле | |
7.5. Организовать проведение регулярных научно-практических конференций по проблемам качества и безопасности продуктов питания | ежегодно | Департамент ВЭС | КСРПР |