Недействующий

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 27 марта 1998 года № 118-З

Об особо охраняемых природных территориях  

(с изменениями на 3 мая 2007 года)                
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 8 августа 2008 года № 98-З
__________________________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
 Законом Нижегородской области от 16.11.2005  № 178-З;
 Законом Нижегородской области от 30.11.2006  № 138-З
Законом Нижегородской области от 3 мая 2007 года № 41-З  
-------------------------------------------------------------------------

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Сеть ООПТ Нижегородской области - совокупность всех ООПТ Нижегородской области.

Система ООПТ - совокупность функционально и экологически связанных между собой ООПТ разных типов, обеспечивающих возможность поддержания экологического равновесия на уровне, дающем максимальный эколого-социально-экономический эффект.

Настоящий Закон регулирует отношения в области резервирования, организации, охраны, обеспечения функционирования и использования ООПТ Нижегородской области в целях их сохранения и поддержания экологозначимых свойств, изучения естественных процессов в биосфере, экологического просвещения населения.

Раздел 1. Общие положения

  

   Статья 1. Законодательство Нижегородской области об ООПТ

Законодательство Нижегородской области об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях и Устава Нижегородской области и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.

Настоящим Законом регулируются отношения в области охраны и использования ООПТ регионального (областного) и местного (районного, городского) значения. Отношения в области охраны и использования ООПТ федерального значения, расположенных на территории области, регулируются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним.  (в ред.Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

     

Статья 2. Категории и виды ООПТ

1. С учетом особенностей режима ООПТ на территории области различаются следующие категории ООПТ регионального (областного) значения:

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

(часть 1 - в ред.Закона области от 30.11.2006  № 138-З)

2. В соответствии с федеральным законодательством Правительство области и органы местного самоуправления могут устанавливать также и иные категории ООПТ.   (в ред.Закона области от 30.11.2006  № 138-З)

3. На территории области в соответствии с Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях" могут выделяться ООПТ федерального значения любых категорий, допускаемых данным Федеральным Законом.

  

   Статья 3. Охранные зоны и охранные округа особо охраняемых природных территорий

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранных зон не нормируются, а выделяются в каждом конкретном случае исходя из целей обеспечения сохранности ООПТ.

Решения о создании охранных зон ООПТ принимаются в том же порядке, что и решения о создании самих ООПТ.

     

Статья 4. Необходимость учета ООПТ при разработке планов и проектов

Все ООПТ в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных комплексных схем, проектов лесоустройства, землеустройства, районной планировки и т.п.

(Часть вторая статьи 4  признана утратившей силу Законом области от 30.11.2006  № 138-З)

     

Статья 5. О резервировании земельных участков, которые предполагается объявить ООПТ

В целях обеспечения сохранности земельных участков, рекомендованных к охране в качестве различных ООПТ, а также вновь выявленных территорий, нуждающихся в дополнительном обследовании на предмет целесообразности организации ООПТ, на период проведения их обследования, оформления необходимой документации, ее согласования и утверждения, Правительством области учреждается и ведется Перечень потенциальных ООПТ Нижегородской области. Порядок ведения Перечня, а также порядок присвоения территориям статуса потенциальных ООПТ, утверждается Правительством области.  (в ред.Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

Проведение любых природопреобразующих работ (в том числе рубок леса, горнодобывающих, дорожных, строительных, мелиоративных и других работ) на потенциальных ООПТ, а также продажа земель этих территорий или их сдача в аренду и передача другим юридическим и физическим лицам с изменением существующего режима использования земель, допускается только при наличии необходимой разрешительной документации.   (в ред.Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

  

   Статья 6. Собственность и ведение

ООПТ регионального (областного) значения являются собственностью Нижегородской области и находятся в ведении Правительства области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.   (в ред.Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

Органы государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся ООПТ, обязаны обеспечить возможность функционирования данных ООПТ, в том числе организовать информирование населения и заинтересованных организаций о наличии ООПТ и режимах их охраны, проведение маркировки территории и пр. Финансирование данных работ осуществляется за счет соответствующих бюджетов и экологических фондов, а также любых других, не запрещенных законом источников.

Содержание права государственной собственности на ООПТ, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ, если иное не следует из Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях".

    

 Статья 7. Государственный кадастр ООПТ регионального значения

(статья 7 - в ред.Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети и формирования системы ООПТ в Нижегородской области, повышения эффективности управления функционированием и контроля за соблюдением режима охраны ООПТ, а также обеспечения их учета при проведении экологической экспертизы программ и проектов и при планировании социально-экономического развития области ведется государственный кадастр ООПТ регионального значения.

Государственный кадастр ООПТ регионального значения, являющихся собственностью Нижегородской области, ведется уполномоченным Правительством области органом исполнительной власти области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

   

  Статья 8. Полномочия Законодательного собрания в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за cостоянием и соблюдением режима охраны ООПТ

К полномочиям Законодательного собрания в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ относятся:

- принятие в соответствии с Законодательством РФ и настоящим Законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ;

- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005  № 178-З)

- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005  № 178-З)

- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005  № 178-З)

а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской области.

   

  Статья 9. Полномочия Правительства области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ
          (наименование статьи - в ред. Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

К полномочиям Правительства области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ относятся   (в ред. Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

- принятие в соответствии с Законодательством РФ и настоящим Законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ;

- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005  № 178-З)

- разработка и реализация межмуниципальных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ;   (в ред. Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

- принятие решений об организации ООПТ регионального (областного) значения;

- утверждение документации (паспортов, положений) на ООПТ регионального (областного) значения, а также внесение в такую документацию изменений и дополнений;

- представление в Правительство РФ предложений по организации на территории области ООПТ федерального значения, а также по изменению их границ и территорий;

- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005  № 178-З)

- ведение государственного кадастра ООПТ регионального значения, являющихся собственностью Нижегородской области;  (в ред. Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

- определение порядка ведения Перечня потенциальных ООПТ, а также принятие решений о присвоении территориям статуса потенциальных ООПТ;

- утверждение типовых положений об ООПТ регионального (областного) значения;

- обеспечение учета ООПТ при разработке территориальных комплексных схем, проектов лесоустройства, землеустройства, районной планировки и т.п.;

- утверждение такс возмещения ущерба, причиненного особо охраняемым природным территориям регионального (областного) значения;

а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской области.

    

 Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ относятся:

- принятие решений об организации ООПТ местного (районного, городского) значения и утверждении документации (паспортов, положений) на них;

- введение в соответствии с настоящим Законом дополнительных категорий ООПТ местного (районного, городского) значения и утверждение типовых положений о них;

- согласование проектов документации (паспортов, положений) на ООПТ регионального (областного) значения;

- участие в разработке и реализации межмуниципальных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ;   (в ред. Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской области.

     

Статья 11. Компетенция Государственного комитета по охране окружающей среды Нижегородской области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ

(статья 11 утратила силу согласно Закону области от 16.11.2005  № 178-З)

    

   Статья 12. Проектирование ООПТ. Порядок оформления документации на ООПТ

Работы по проектированию новых ООПТ, а также по составлению документации (паспортов, положений) на ООПТ, организуются Правительством области в соответствии с Законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами.  (в ред. Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

Документация на ООПТ (паспорта, положения) составляется в соответствии с утверждаемыми Правительством области типовыми положениями на ООПТ. В соответствии с федеральным законодательством, перед представлением на утверждение в органы государственной власти области и органы местного самоуправления, документация (паспорта, положения) на ООПТ подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.    (в ред. Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

Финансирование деятельности по проектированию ООПТ и оформлению документации на них осуществляется из средств областного, районных и городских бюджетов, областного, районного и городских экологических фондов, из других источников.

   

  Статья 13. Управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ
                 (статья 13 - в ред. Законов области от 16.11.2005  № 178-З; от 3 мая 2007 года № 41-З)

В соответствии с федеральным законодательством управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ регионального (областного) значения осуществляются Правительством области .

Деятельность Правительства области по организации, охране, обеспечению функционирования, контролю за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, руководству деятельностью администраций конкретных ООПТ регионального (областного) значения осуществляется комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.

В соответствии с федеральным законодательством управление и контроль в области организации ООПТ местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

    

 Статья 14. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и обеспечении функционирования ООПТ

Граждане и юридические лица, а также общественные объединения и религиозные организации, не имеющие статуса юридического лица, вправе оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления, государственным организациям в осуществлении мероприятий по организации, охране, обеспечению функционирования, контролю за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, в том числе имеют право (в ред. Закона области от 16.11.2005  № 178-З)

- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, государственных организаций соответствующую информацию, если иное не установлено Законодательством РФ и Нижегородской области;

- проводить в установленном федеральным законодательством порядке общественную экологическую экспертизу проектов хозяйственной деятельности, влияющей на состояние ООПТ;   (в ред. Закона области
от 16.11.2005  № 178-З)

- выходить в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями о создании новых ООПТ;

- осуществлять общественный контроль за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ в соответствии с действующим законодательством;

- по согласованию с органами государственной власти и местного самоуправления, администрациями ООПТ и другими государственными организациями, в ведении которых находятся ООПТ, проводить мероприятия по охране и обеспечению функционирования ООПТ.

Органы государственной власти и местного самоуправления, государственные организации при осуществлении своих полномочий в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, учитывают предложения граждан и юридических лиц.

Раздел 2. Природные парки

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»