НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 27 марта 1998 года № 118-З
Об особо охраняемых природных территориях
(с изменениями на 3 мая 2007 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 8 августа 2008 года № 98-З
__________________________________________________________________________
-------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 16.11.2005 № 178-З;
Законом Нижегородской области от 30.11.2006 № 138-З
Законом Нижегородской области от 3 мая 2007 года № 41-З
-------------------------------------------------------------------------
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Сеть ООПТ Нижегородской области - совокупность всех ООПТ Нижегородской области.
Система ООПТ - совокупность функционально и экологически связанных между собой ООПТ разных типов, обеспечивающих возможность поддержания экологического равновесия на уровне, дающем максимальный эколого-социально-экономический эффект.
Настоящий Закон регулирует отношения в области резервирования, организации, охраны, обеспечения функционирования и использования ООПТ Нижегородской области в целях их сохранения и поддержания экологозначимых свойств, изучения естественных процессов в биосфере, экологического просвещения населения.
Законодательство Нижегородской области об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях и Устава Нижегородской области и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.
Настоящим Законом регулируются отношения в области охраны и использования ООПТ регионального (областного) и местного (районного, городского) значения. Отношения в области охраны и использования ООПТ федерального значения, расположенных на территории области, регулируются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним. (в ред.Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
1. С учетом особенностей режима ООПТ на территории области различаются следующие категории ООПТ регионального (областного) значения:
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты.
(часть 1 - в ред.Закона области от 30.11.2006 № 138-З)
2. В соответствии с федеральным законодательством Правительство области и органы местного самоуправления могут устанавливать также и иные категории ООПТ. (в ред.Закона области от 30.11.2006 № 138-З)
3. На территории области в соответствии с Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях" могут выделяться ООПТ федерального значения любых категорий, допускаемых данным Федеральным Законом.
В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранных зон не нормируются, а выделяются в каждом конкретном случае исходя из целей обеспечения сохранности ООПТ.
Решения о создании охранных зон ООПТ принимаются в том же порядке, что и решения о создании самих ООПТ.
Все ООПТ в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных комплексных схем, проектов лесоустройства, землеустройства, районной планировки и т.п.
(Часть вторая статьи 4 признана утратившей силу Законом области от 30.11.2006 № 138-З)
В целях обеспечения сохранности земельных участков, рекомендованных к охране в качестве различных ООПТ, а также вновь выявленных территорий, нуждающихся в дополнительном обследовании на предмет целесообразности организации ООПТ, на период проведения их обследования, оформления необходимой документации, ее согласования и утверждения, Правительством области учреждается и ведется Перечень потенциальных ООПТ Нижегородской области. Порядок ведения Перечня, а также порядок присвоения территориям статуса потенциальных ООПТ, утверждается Правительством области. (в ред.Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
Проведение любых природопреобразующих работ (в том числе рубок леса, горнодобывающих, дорожных, строительных, мелиоративных и других работ) на потенциальных ООПТ, а также продажа земель этих территорий или их сдача в аренду и передача другим юридическим и физическим лицам с изменением существующего режима использования земель, допускается только при наличии необходимой разрешительной документации. (в ред.Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
ООПТ регионального (областного) значения являются собственностью Нижегородской области и находятся в ведении Правительства области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. (в ред.Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
Органы государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся ООПТ, обязаны обеспечить возможность функционирования данных ООПТ, в том числе организовать информирование населения и заинтересованных организаций о наличии ООПТ и режимах их охраны, проведение маркировки территории и пр. Финансирование данных работ осуществляется за счет соответствующих бюджетов и экологических фондов, а также любых других, не запрещенных законом источников.
Содержание права государственной собственности на ООПТ, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ, если иное не следует из Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях".
(статья 7 - в ред.Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети и формирования системы ООПТ в Нижегородской области, повышения эффективности управления функционированием и контроля за соблюдением режима охраны ООПТ, а также обеспечения их учета при проведении экологической экспертизы программ и проектов и при планировании социально-экономического развития области ведется государственный кадастр ООПТ регионального значения.
Государственный кадастр ООПТ регионального значения, являющихся собственностью Нижегородской области, ведется уполномоченным Правительством области органом исполнительной власти области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
К полномочиям Законодательного собрания в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ относятся:
- принятие в соответствии с Законодательством РФ и настоящим Законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ;
- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005 № 178-З)
- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005 № 178-З)
- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005 № 178-З)
а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской области.
К полномочиям Правительства области в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ относятся (в ред. Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
- принятие в соответствии с Законодательством РФ и настоящим Законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ;
- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005 № 178-З)
- разработка и реализация межмуниципальных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ; (в ред. Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
- принятие решений об организации ООПТ регионального (областного) значения;
- утверждение документации (паспортов, положений) на ООПТ регионального (областного) значения, а также внесение в такую документацию изменений и дополнений;
- представление в Правительство РФ предложений по организации на территории области ООПТ федерального значения, а также по изменению их границ и территорий;
- (абзац утратил силу согласно Закону области от 16.11.2005 № 178-З)
- ведение государственного кадастра ООПТ регионального значения, являющихся собственностью Нижегородской области; (в ред. Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
- определение порядка ведения Перечня потенциальных ООПТ, а также принятие решений о присвоении территориям статуса потенциальных ООПТ;
- утверждение типовых положений об ООПТ регионального (областного) значения;
- обеспечение учета ООПТ при разработке территориальных комплексных схем, проектов лесоустройства, землеустройства, районной планировки и т.п.;
- утверждение такс возмещения ущерба, причиненного особо охраняемым природным территориям регионального (областного) значения;
а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской области.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ относятся:
- принятие решений об организации ООПТ местного (районного, городского) значения и утверждении документации (паспортов, положений) на них;
- введение в соответствии с настоящим Законом дополнительных категорий ООПТ местного (районного, городского) значения и утверждение типовых положений о них;
- согласование проектов документации (паспортов, положений) на ООПТ регионального (областного) значения;
- участие в разработке и реализации межмуниципальных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ; (в ред. Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
а также другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и Нижегородской области.
(статья 11 утратила силу согласно Закону области от 16.11.2005 № 178-З)
Работы по проектированию новых ООПТ, а также по составлению документации (паспортов, положений) на ООПТ, организуются Правительством области в соответствии с Законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами. (в ред. Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
Документация на ООПТ (паспорта, положения) составляется в соответствии с утверждаемыми Правительством области типовыми положениями на ООПТ. В соответствии с федеральным законодательством, перед представлением на утверждение в органы государственной власти области и органы местного самоуправления, документация (паспорта, положения) на ООПТ подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (в ред. Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
Финансирование деятельности по проектированию ООПТ и оформлению документации на них осуществляется из средств областного, районных и городских бюджетов, областного, районного и городских экологических фондов, из других источников.
В соответствии с федеральным законодательством управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ регионального (областного) значения осуществляются Правительством области .
Деятельность Правительства области по организации, охране, обеспечению функционирования, контролю за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, руководству деятельностью администраций конкретных ООПТ регионального (областного) значения осуществляется комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
В соответствии с федеральным законодательством управление и контроль в области организации ООПТ местного значения осуществляются органами местного самоуправления.
Граждане и юридические лица, а также общественные объединения и религиозные организации, не имеющие статуса юридического лица, вправе оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления, государственным организациям в осуществлении мероприятий по организации, охране, обеспечению функционирования, контролю за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, в том числе имеют право (в ред. Закона области от 16.11.2005 № 178-З)
- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, государственных организаций соответствующую информацию, если иное не установлено Законодательством РФ и Нижегородской области;
- проводить в установленном федеральным законодательством порядке общественную экологическую экспертизу проектов хозяйственной деятельности, влияющей на состояние ООПТ; (в ред. Закона области
от 16.11.2005 № 178-З)
- выходить в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями о создании новых ООПТ;
- осуществлять общественный контроль за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ в соответствии с действующим законодательством;
- по согласованию с органами государственной власти и местного самоуправления, администрациями ООПТ и другими государственными организациями, в ведении которых находятся ООПТ, проводить мероприятия по охране и обеспечению функционирования ООПТ.
Органы государственной власти и местного самоуправления, государственные организации при осуществлении своих полномочий в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны ООПТ, учитывают предложения граждан и юридических лиц.