(с изменениями на 19 декабря 2012 г.)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления
Правительства Омской области от 23 января 2013 года N 1-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2011 года N 73-п;
постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года N 116-п;
постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2011 года N 194-п;
постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2011 года N 274-п;
постановлением Правительства Омской области от 4 апреля 2012 года N 71-п;
постановлением Правительства Омской области от 25 апреля 2012 года N 94-п;
постановлением Правительства Омской области от 24 мая 2012 года N 116-п;
постановлением Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 144-п;
постановлением Правительства Омской области от 10 октября 2012 года N 218-п;
постановлением Правительства Омской области от 9 ноября 2012 года N 236-п;
постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 278-п
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п, Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Пункт исключен постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2011 года N 194-п, - см. предыдущую редакцию.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области разработать и принять в 2011 году целевые программы, направленные на обеспечение доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, в том числе на создание условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
Л.К. Полежаев
Приложение N 1
к постановлению Правительства Омской области
от 10 декабря 2010 года N 245-п
____________________________________________________________________
Приложение в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2011 года N 73-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Доступная среда" на 2011 - 2015 годы
____________________________________________________________________
Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 278-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Наименование | Долгосрочная целевая программа Омской области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) | |
Заказчик | Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор | Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд) |
Исполнители | Минтруд; Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой); |
Основные целевые индикаторы | - удельный вес инвалидов, получивших медицинские реабилитационные услуги в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида, в общей численности инвалидов, имеющих индивидуальные программы реабилитации инвалида с рекомендациями по медицинской реабилитации; |
Сроки и этапы реализации | 2011 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Финансовое обеспечение | Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 1 184 817,41 тыс. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе: |
Основные ожидаемые конечные результаты | Программа позволит к концу 2015 года: |
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Омской области.
В Омской области отмечается тенденция снижения уровня инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 169,2 тыс. инвалидов (8,4 процента от общей численности населения Омской области), на 1 января 2009 года - 164,4 тыс. человек (8,16 процента), на 1 января 2010 года - 159,4 тыс. человек (7,92 процента). По состоянию на 1 июля 2010 года проживало 157,8 тыс. инвалидов, из них 7,2 тыс. детей и подростков. Среди взрослых инвалидов одна треть - это лица трудоспособного возраста.
Удельный вес полностью реабилитированных инвалидов в Омской области в течение последних трех лет стабильно увеличивается (в 2007 году - 6,7 процента, в 2008 году - 7,8 процента, в 2009 году - 9,8 процента).
Несмотря на указанные положительные тенденции изменения показателей инвалидности, остается нерешенной важная социальная проблема - устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.
В Омской области проводится определенная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем в сфере реализации государственных социальных гарантий инвалидам. Мероприятия по реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов реализуются в рамках различных долгосрочных целевых программ Омской области.
В целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов в 2009 году принят Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", который предусматривает установление организациям квоты для трудоустройства на работу инвалидов.
В системе здравоохранения Омской области организована работа службы восстановительного лечения и медицинской реабилитации.
В области созданы вариативные условия для получения образования детьми-инвалидами.
Продолжена работа государственных учреждений Омской области, деятельность которых связана с предоставлением информационных, культурно-досуговых, социально-реабилитационных услуг для различных категорий инвалидов. Действует бюджетное учреждение культуры Омской области "Омская областная библиотека для слепых", которая является областным методическим и координационным центром по библиотечной работе с инвалидами.
Большим шагом в развитии деятельности по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов явилось создание в 2001 году Центра Паралимпийской подготовки.
Для рассмотрения и решения вопросов, связанных с проблемами инвалидов, в 2009 году создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области. В числе рассматриваемых на заседаниях данного совещательного органа ключевых тем - создание инвалидам равных возможностей, в том числе обеспечение доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.
Вместе с тем в Омской области имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.
Наиболее острая проблема связана с тем, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В связи с этим возникает задача внедрения универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры. Такой дизайн предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечает требованиям инвалидов. При внедрении универсального дизайна должны быть достигнуты принципы равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.
Другая важная проблема для инвалидов - недостаточный уровень доступности, оперативности и эффективности предоставления гарантированных государством услуг, в том числе медицинских, социальных, образовательных, информационных, а также услуг в сфере занятости, культуры, физической культуры и спорта.
В настоящее время в Омской области отсутствует центр медицинской реабилитации инвалидов, недостаточно подготовленных врачебных кадров по восстановительной медицине.
В 2009 году более 6 тыс. семей с детьми-инвалидами получили реабилитационные услуги в 48 государственных учреждениях Омской области, предоставляющих социальные услуги детям и семьям с детьми. Это более 90 процентов охвата всех семей с детьми-инвалидами по Омской области. Вместе с тем не всегда работа с ребенком-инвалидом носит комплексный целенаправленный характер, в ряде указанных учреждений данное направление ведут один - два специалиста. В большинстве государственных учреждений Омской области не получили развития технологии оказания социальной помощи семьям с детьми-инвалидами на дому, выездные формы работы с использованием переносного реабилитационного оборудования, что особенно актуально для инвалидов, проживающих в сельских поселениях.
Состояние материально-технической базы государственных учреждений Омской области не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов. Отсутствует автотранспорт, оснащенный подъемниками. Существует потребность в технологическом оборудовании для создания реабилитационно-производственных комплексов, лечебно-трудовых мастерских, арт-мастерских.
В связи с вышеизложенным большое значение приобретает решение проблемы модернизации материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оказывающих услуги инвалидам.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, сурдопереводческими услугами, создание диспетчерской службы видео- и телефонной связи.
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Однако слабая материально-техническая база и недостаток квалифицированных педагогических кадров в учреждениях профессионального образования являются сдерживающими факторами, тормозящими внедрение дистанционной и модульной технологии обучения инвалидов. Отсутствует универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.
Сложившаяся ситуация порождает следующий барьер - малообеспеченность как следствие социально-трудовых ограничений.
Также существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни в связи с тем, что государственные учреждения культуры Омской области недостаточно приспособлены для посещения инвалидов.
В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.
Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
Существует необходимость установки подъемников и другого специализированного оборудования для инвалидов на пригородном железнодорожном вокзале.
Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие исполнителей.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2011 года N 274-п, - см. предыдущую редакцию).
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:
- обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления услуг инвалидам в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- формирование доступности социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе внедрение универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры;