Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2010 года N 245-п


Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы

(с изменениями на 19 декабря 2012 г.)

                                                                                   

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления
Правительства Омской области от 23 января 2013 года N 1-п

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:     
     постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2011 года N 73-п;
     постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года N 116-п;
     постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2011 года N 194-п;
     постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2011 года N 274-п;
     постановлением Правительства Омской области от 4 апреля 2012 года N 71-п;
     постановлением Правительства Омской области от 25 апреля 2012 года N 94-п;
     постановлением Правительства Омской области от 24 мая 2012 года N 116-п;
     постановлением Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 144-п;
     постановлением Правительства Омской области от 10 октября 2012 года N 218-п;
     постановлением Правительства Омской области от 9 ноября 2012 года N 236-п;
     постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 278-п

____________________________________________________________________    


В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п, Правительство Омской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Пункт исключен постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2011 года N 194-п, - см. предыдущую редакцию.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области разработать и принять в 2011 году целевые программы, направленные на обеспечение доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, в том числе на создание условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
Л.К. Полежаев

                    

Приложение N 1
к постановлению Правительства Омской области
от 10 декабря 2010 года N 245-п

____________________________________________________________________      

     Приложение в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2011 года N 73-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

     
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Доступная среда" на 2011 - 2015 годы

    
Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области
"Доступная среда" на 2011 - 2015 годы

____________________________________________________________________      

     Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 278-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Наименование

Долгосрочная целевая программа Омской области "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта)

Распоряжение Правительства Омской области от 5 февраля 2010 года N 14-рп "Об основных итогах работы Правительства Омской области в 2009 году и Плане действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2010 год"

Заказчик

Правительство Омской области

Исполнитель-координатор

Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд)

Исполнители

Минтруд;
Министерство здравоохранения Омской области (далее - Минздрав);
Министерство культуры Омской области (далее - Минкультуры);
Министерство образования Омской области (далее - Минобразования);
Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (далее - Минспорт);
Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области (далее - Минпром);     

Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой);     
Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области (далее - ГУ по делам печати);
федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области" (далее - Главное бюро МСЭ) (по согласованию);
Омская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ВОИ) (по согласованию);
Омская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - ВОС) (по согласованию);
Омская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (далее - ОРО ИВА) (по согласованию);
Омское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (далее - ОРО "ВОГ") (по согласованию);
Омская региональная общественная организация инвалидов "Союз Чернобыль" (далее - Союз Чернобыль) (по согласованию);
бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее - БОУ "Омский центр профориентации") (по согласованию);
бюджетное учреждение Омской области "Омский областной специализированный спортивный центр Паралимпийской подготовки" (далее - Центр Паралимпийской подготовки) (по согласованию)

Основные целевые индикаторы

- удельный вес инвалидов, получивших медицинские реабилитационные услуги в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида, в общей численности инвалидов, имеющих индивидуальные программы реабилитации инвалида с рекомендациями по медицинской реабилитации;
- доля образовательных учреждений Омской области, реализующих программы общего образования, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей-инвалидов, в общем числе образовательных учреждений Омской области, реализующих программы общего образования;
- удельный вес зданий государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оборудованных пандусами, в общем числе зданий государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области;
- удельный вес зданий государственных учреждений культуры Омской области, предоставляющих услуги населению, оборудованных с учетом потребностей инвалидов, в общем числе зданий государственных учреждений культуры Омской области, предоставляющих услуги населению;
- доля инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в общем числе инвалидов, которым показаны соответствующие занятия

Сроки и этапы реализации

2011 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделяются

Финансовое обеспечение

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 1 184 817,41 тыс. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе:
- 2011 год - 187 730,1 тыс. рублей;
- 2012 год - 184 887,80 тыс. рублей;
- 2013 год - 270 674,5 тыс. рублей;
- 2014 год - 254 193,51 тыс. рублей;
- 2015 год - 287 331,5 тыс. рублей  

Основные ожидаемые конечные результаты

Программа позволит к концу 2015 года:
- увеличить удельный вес инвалидов, получивших медицинские реабилитационные услуги в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида, в общей численности инвалидов, имеющих индивидуальные программы реабилитации инвалида с рекомендациями по медицинской реабилитации, до 94 процентов;
- создать во всех образовательных учреждениях Омской области, реализующих программы общего образования, необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей-инвалидов;
- увеличить долю трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения службы занятости населения Омской области в целях поиска подходящей работы, до 35,2 процента;
- оборудовать пандусами все здания государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области;
- увеличить удельный вес зданий государственных учреждений культуры Омской области, предоставляющих услуги населению, оборудованных с учетом потребностей инвалидов, в общем числе зданий государственных учреждений культуры Омской области, предоставляющих услуги населению, до 60 процентов;
- увеличить удельный вес инвалидов Омской области, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в общем числе инвалидов, которым показаны соответствующие занятия, до 10 процентов

     


I. Сущность решаемых Программой проблем


Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Омской области.

В Омской области отмечается тенденция снижения уровня инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 169,2 тыс. инвалидов (8,4 процента от общей численности населения Омской области), на 1 января 2009 года - 164,4 тыс. человек (8,16 процента), на 1 января 2010 года - 159,4 тыс. человек (7,92 процента). По состоянию на 1 июля 2010 года проживало 157,8 тыс. инвалидов, из них 7,2 тыс. детей и подростков. Среди взрослых инвалидов одна треть - это лица трудоспособного возраста.

Удельный вес полностью реабилитированных инвалидов в Омской области в течение последних трех лет стабильно увеличивается (в 2007 году - 6,7 процента, в 2008 году - 7,8 процента, в 2009 году - 9,8 процента).

Несмотря на указанные положительные тенденции изменения показателей инвалидности, остается нерешенной важная социальная проблема - устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни.

Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.

В Омской области проводится определенная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем в сфере реализации государственных социальных гарантий инвалидам. Мероприятия по реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов реализуются в рамках различных долгосрочных целевых программ Омской области.

В целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов в 2009 году принят Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", который предусматривает установление организациям квоты для трудоустройства на работу инвалидов.

В системе здравоохранения Омской области организована работа службы восстановительного лечения и медицинской реабилитации.

В области созданы вариативные условия для получения образования детьми-инвалидами.

Продолжена работа государственных учреждений Омской области, деятельность которых связана с предоставлением информационных, культурно-досуговых, социально-реабилитационных услуг для различных категорий инвалидов. Действует бюджетное учреждение культуры Омской области "Омская областная библиотека для слепых", которая является областным методическим и координационным центром по библиотечной работе с инвалидами.

Большим шагом в развитии деятельности по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов явилось создание в 2001 году Центра Паралимпийской подготовки.

Для рассмотрения и решения вопросов, связанных с проблемами инвалидов, в 2009 году создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области. В числе рассматриваемых на заседаниях данного совещательного органа ключевых тем - создание инвалидам равных возможностей, в том числе обеспечение доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.

Вместе с тем в Омской области имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.

Наиболее острая проблема связана с тем, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В связи с этим возникает задача внедрения универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры. Такой дизайн предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечает требованиям инвалидов. При внедрении универсального дизайна должны быть достигнуты принципы равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.

Другая важная проблема для инвалидов - недостаточный уровень доступности, оперативности и эффективности предоставления гарантированных государством услуг, в том числе медицинских, социальных, образовательных, информационных, а также услуг в сфере занятости, культуры, физической культуры и спорта.

В настоящее время в Омской области отсутствует центр медицинской реабилитации инвалидов, недостаточно подготовленных врачебных кадров по восстановительной медицине.

В 2009 году более 6 тыс. семей с детьми-инвалидами получили реабилитационные услуги в 48 государственных учреждениях Омской области, предоставляющих социальные услуги детям и семьям с детьми. Это более 90 процентов охвата всех семей с детьми-инвалидами по Омской области. Вместе с тем не всегда работа с ребенком-инвалидом носит комплексный целенаправленный характер, в ряде указанных учреждений данное направление ведут один - два специалиста. В большинстве государственных учреждений Омской области не получили развития технологии оказания социальной помощи семьям с детьми-инвалидами на дому, выездные формы работы с использованием переносного реабилитационного оборудования, что особенно актуально для инвалидов, проживающих в сельских поселениях.

Состояние материально-технической базы государственных учреждений Омской области не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов. Отсутствует автотранспорт, оснащенный подъемниками. Существует потребность в технологическом оборудовании для создания реабилитационно-производственных комплексов, лечебно-трудовых мастерских, арт-мастерских.

В связи с вышеизложенным большое значение приобретает решение проблемы модернизации материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области, оказывающих услуги инвалидам.

Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, сурдопереводческими услугами, создание диспетчерской службы видео- и телефонной связи.

Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Однако слабая материально-техническая база и недостаток квалифицированных педагогических кадров в учреждениях профессионального образования являются сдерживающими факторами, тормозящими внедрение дистанционной и модульной технологии обучения инвалидов. Отсутствует универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.     

Сложившаяся ситуация порождает следующий барьер - малообеспеченность как следствие социально-трудовых ограничений.

Также существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни в связи с тем, что государственные учреждения культуры Омской области недостаточно приспособлены для посещения инвалидов.

В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.

Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.

Существует необходимость установки подъемников и другого специализированного оборудования для инвалидов на пригородном железнодорожном вокзале.

Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.

Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.

Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:

- ухудшение социально-экономической ситуации;

- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;

- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;

- неэффективное взаимодействие исполнителей.

Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2011 года N 274-п, - см. предыдущую редакцию).

II. Цель и задачи Программы


Целью Программы является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:

- обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления услуг инвалидам в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

- формирование доступности социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе внедрение универсального дизайна внешней среды, прежде всего основных объектов социальной инфраструктуры;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»