Главное управление по земельным ресурсам Омской области, является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, наделено полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), за исключением земельных участков, предоставляемых для:
- размещения на них металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, палаток, лотков, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества;
- жилищного строительства, если предоставление земельных участков предусмотрено решениями о предварительном согласовании места размещения объекта, которые приняты до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельных участков.
Помимо федерального законодательства правовой основой в сфере регулирования земельных отношений на территории города Омска являются следующие нормативно - правовые акты:
- Закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области";
- Положение о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года N 95 "О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области";
В функции Главного управления входит принятие решения о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена. А также осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления платежей за предоставленные земельные участки.
Эффективное управление земельными ресурсами не может быть осуществлено без создания целостной системы учета земельных участков.
За период деятельности Главного управления сложилась положительная динамика в процессе разграничения собственности на землю.
По состоянию на 1 января 2010 года площадь неразграниченной земли на территории города Омска составляла 28004 га или 49,4% от общей площади города Омска.
Приоритетной задачей в сфере развития рынка земли является вовлечение земли в хозяйственный оборот, увеличение доходов от использования земельных участков, информационное обеспечение рынка земли.
Программа направлена на реализацию мероприятий по формированию собственников земли и эффективному управлению ею.
Одним из показателей эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами является увеличение доходов от их использования.
Решению проблемы увеличения доходов способствует администрирование доходов от сдачи в аренду земельных участков и продажи права на заключение договоров аренды земельных участков. Арендная плата, доходы от продажи прав на заключение договоров аренды поступают в консолидированный бюджет Омской области в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
В настоящее время в целях повышения доходности от использования и распоряжения земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, Правительством Омской области принято постановление от 29 октября 2008 г. N 179-п "Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске".
Приватизация земли также является одним из действенных инструментов регулирования структуры экономики, повышая при этом эффективность использования земельных ресурсов. Доходы от приватизации земли, как и доходы от предоставления земельных участков в аренду и продажи права на заключение договоров аренды поступают в консолидированный бюджет Омской области в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Увеличению поступлений от использования земельных участков будут способствовать мероприятия по актуализации кадастровой оценки земель различных категорий и видов использования.
Кроме того, одним из основных источников повышения доходов бюджета является предоставление земельных участков для строительства путем проведения аукционов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков.
Рыночная стоимость земельных участков определяется независимым оценщиком. При проведении аукциона может быть разное количество шагов, в результате которых первоначальная цена земельного участка может увеличиться в несколько раз.
Необходимость решения данных вопросов в рамках Программы обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного и технологического характера.