ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 31 декабря 2009 года N 58-п


Об утверждении ведомственной целевой программы "Программа дополнительных
мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 год"

(с изменениями на 21 декабря 2010 г.)

                                                                                   

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 24 мая 2010 года N 20-п;
     приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 11 августа 2010 года N 29-п;
     приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 22 сентября 2010 года N 37-п;
     приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 21 декабря 2010 года N 47-п

____________________________________________________________________     

В соответствии с Правилами предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011, и распоряжением Правительства Омской области от 30 декабря 2009 года N 199-рп "О программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 год"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 год" (далее - Программа).

2. Отделу трудоустройства и специальных программ, отделу профориентации и профессионального обучения безработных граждан, финансово-экономическому отделу Главного управления государственной службы занятости населения Омской области и бюджетным учреждениям службы занятости населения Омской области обеспечить выполнение мероприятий Программы.

3. Заместителю начальника Главного управления государственной службы занятости населения Омской области по вопросам занятости населения Т.Г. Повеляйкиной организовать работу по исполнению Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Главного управления
 М.Ю. Дитятковский



Приложение
к приказу Главного управления
государственной службы занятости
населения Омской области
от 31 декабря 2009 года N 58-п

____________________________________________________________________      

Приложение в редакции, введенной в действие приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 21 декабря 2010 года N 47-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Ведомственная целевая программа
"Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда
Омской области на 2010 год"

Паспорт Программы

Наименование субъекта бюджетного планирования (уполномоченного органа исполнительной власти Омской области)

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - Главное управление)

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 год" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2010 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Омской области

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников).
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, в том числе для инвалидов

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения.
2. Организация временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения.
3. Организация и проведение общественных работ на территориях муниципальных образований Омской области (далее - общественные работы).
4. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (далее - стажировка выпускников образовательных учреждений).
5. Содействие трудоустройству инвалидов.
6. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированным на территории Омской области, на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
7. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
8. Информационное сопровождение реализации Программы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2010 году - 351383,51 тысячи рублей, в том числе:
средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидий, - 303338,41 тысячи рублей;
средства областного бюджета - 38295,0 тысячи рублей;
средства бюджетов муниципальных образований Омской области - 9750,1 тысячи рублей.
Дополнительно в ходе реализации мероприятий Программы планируется привлекать средства работодателей в сумме 7876,4 тысячи рублей

Целевые индикаторы (значения целевых индикаторов эффективности реализации) Программы

1. Коэффициент напряженности на рынке труда.
2. Уровень регистрируемой безработицы

Непосредственные результаты реализации Программы

Прохождение опережающего профессионального обучения не менее 720 работниками, находящимися под угрозой увольнения.
Доля работников, находящихся под угрозой увольнения, приступивших к работе после завершения опережающего профессионального обучения и сохранивших трудовые отношения с работодателем на срок не менее трех месяцев, составит не менее 98 процентов.
Создание не менее 5800 рабочих мест в рамках организации временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения.
Доля работников, находящихся под угрозой увольнения, продолживших трудовые отношения с работодателем после завершения участия в мероприятии Программы по организации временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, на срок не менее трех месяцев, составит не менее 80 процентов.
Создание не менее 6000 рабочих мест в рамках общественных работ.
Прохождение стажировки не менее 700 выпускниками образовательных учреждений под руководством не менее 350 наставников.
Доля выпускников образовательных учреждений, продолживших трудовые отношения с работодателем после завершения стажировки на срок не менее одного месяца, составит не менее 75 процентов.
Содействие трудоустройству не менее 120 инвалидам.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированным на территории Омской области, на возмещение затрат, связанных с созданием не менее 78 дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Содействие самозанятости не менее 1155 безработным гражданам и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, не менее 1530 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

Ожидаемые результаты Программы

Коэффициент напряженности на рынке труда (не выше 3,1 незанятых гражданина, зарегистрированных в центрах занятости, в расчете на одну вакансию).
Уровень регистрируемой безработицы (не выше 1,8 процента от численности экономически активного населения)


 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации Программы

1. Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Омской области.

2. Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

3. Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;

2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест, в том числе для инвалидов.

4. В Омской области в течение ряда последних лет (до середины 2008 года) наблюдалось устойчивое улучшение основных макроэкономических показателей. По данным Министерства экономики Омской области прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие Омской области, за 2007 - 2009 годы составил 6,8 процента.

Начиная со второго полугодия 2008 года положительная динамика макроэкономических показателей в Омской области сменилась замедлением темпов роста. В результате прирост объемов промышленного производства в 2008 году составил 3,5 процента к показателю 2007 года. По информации, представленной в прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2010 год и на период до 2012 года(1), в 2009 году индекс промышленного производства составит только 91,0 процента к уровню 2008 года.

Среднегодовая численность занятых в экономике в 2008 году выросла в сравнении с 2007 годом с 943,4 тысячи человек до 947,5 тысячи человек, а среднегодовой уровень регистрируемой безработицы достиг своего минимального значения за последние три года - 1,6 процента численности экономически активного населения. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2009 году без учета трудовой миграции может снизиться до 940,0 тысячи человек. Одновременно возможно увеличение общей численности безработных (рассчитанной по методологии Международной организации труда) с 87,0 тысячи человек до 87,5 тысячи человек. С учетом трудовой миграции численность занятых в экономике Омской области в 2009 году составит 975,0 тысячи человек, а в 2010 году ожидается сохранение данного показателя на уровне 2009 года либо его незначительное увеличение (до 977,0 тысячи человек).

Адаптация рынка труда Омской области к изменениям макроэкономической ситуации в основном проходила за счет сокращения занятости и расширения масштабов использования режимов неполного рабочего времени.

По результатам мониторинга информации о предстоящих увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (далее мониторинг) в период с 1 октября 2008 года по 1 декабря 2009 года 2242 работодателя Омской области заявили о высвобождении 28,2 тысячи работников.

Распределение работодателей, представивших информацию о планируемом увольнении работников, по видам экономической деятельности:

- "образование" - 38,4 процента;

- "предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" - 11,6 процента;

- "государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение" - 9,7 процента;

- "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 7,7 процента;

- "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 6,4 процента;

- "обрабатывающие производства" - 6,2 процента;

- "здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 6,9 процента;

- "строительство" - 4,7 процента.

Наибольшие увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя происходили в декабре 2008 года, марте, мае и июле 2009 года. Всего за период проведения мониторинга было уволено 12,7 тысячи человек, в том числе за одиннадцать месяцев 2009 года - 11,8 тысячи человек, что значительно больше, чем за весь 2008 год (6,2 тысячи человек).

Омской области удалось в 2008 - 2009 годах избежать крупных высвобождений работников, финансово-экономическое состояние экономикообразующих хозяйствующих субъектов Омской области остается устойчивым.

В целом за период проведения мониторинга 41 работодатель Омской области заявил о предстоящих массовых увольнениях немногим более 7,5 тысячи работников, из которых фактически было высвобождено 3,2 тысячи человек, то есть около 40 процентов. При этом только у пяти работодателей, которые провели массовое увольнение работников, численность высвобожденных превысила 100 человек.

В апреле - июне 2009 года в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателей находились свыше 1400 человек. В период с июля по октябрь 2009 года данный показатель снизился до 43 человек.

Однако в четвертом квартале 2009 года количество работников, находящихся под угрозой увольнения, вновь возросло: по состоянию на 1 декабря 2009 года в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателей находилось 964 человека, из которых 857 человек - работники федерального государственного унитарного предприятия "Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова".

Численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателей, достигала максимума (17,6 тысячи человек) в середине мая 2009 года, а затем планомерно снизилась - до 8,5 тысячи человек по состоянию на 1 сентября 2009 года. В четвертом квартале 2009 года численность работающих в режиме неполного рабочего времени начала расти и к 1 декабря 2009 года достигла 10,0 тысячи человек.

Регистрируемый рынок труда Омской области в 2009 году характеризовался следующими тенденциями:

1) рост обращений граждан за содействием в трудоустройстве.

По сравнению с январем - ноябрем 2008 года количество граждан, обратившихся в бюджетные учреждения службы занятости населения Омской области (далее - центры занятости) в целях поиска работы, в 2009 году выросло более чем на треть (на 33,8 процента). За одиннадцать месяцев текущего года более 88,0 тысячи граждан обратились в центры занятости в целях поиска работы, из которых свыше 43,0 тысячи человек были признаны безработными;

2) увеличение доли высвобожденных работников в числе обращающихся за содействием в трудоустройстве с 7,8 процента за январь - ноябрь 2008 года до 12,0 процента за аналогичный период 2009 года;

3) уменьшение спроса работодателей на рабочую силу, которое выразилось в значительном снижении числа вакансий на укомплектование рабочих мест постоянного характера. Количество вакансий для трудоустройства на постоянную работу, поступивших в областной банк вакансий за одиннадцать месяцев 2009 года, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года уменьшилось почти в 1,7 раза (с 53,1 тысячи единиц до 31,9 тысячи единиц). Соответственно сократилась и доля заявок работодателей на укомплектование рабочих мест постоянного характера в общем числе вакансий - с 54,9 процента за январь - ноябрь 2008 года до 35,2 процента за аналогичный период 2009 года.

При этом общее число вакансий, заявленных в центры занятости, за январь - ноябрь 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшилось незначительно (на 6,4 процента) и составило 90,5 тысячи единиц. Сохранить емкость областного банка вакансий удалось за счет расширения во втором и третьем кварталах 2009 года масштабов проведения временных и общественных работ;

4) рост напряженности на рынке труда Омской области в 2009 году. В течение всего 2009 года численность безработных граждан более чем в 2 раза превышала количество вакантных рабочих мест; в периоды с февраля по май и с сентября по декабрь 2009 года данный показатель составлял от 3,0 до 4,1 человека на вакансию. По сравнению с 2008 годом в 2009 году нагрузка в расчете на одну вакансию ежемесячно была в 1,5 - 3,4 раза выше;

5) рост обращений граждан за содействием в трудоустройстве в условиях ограниченного спроса работодателей повлиял на динамику показателей регистрируемой безработицы.

В течение первого квартала 2009 года наблюдался рост уровня регистрируемой безработицы, который по состоянию на 1 апреля 2009 года достиг максимального в 2009 году значения - 2,3 процента экономически активного населения.

Анализ динамики уровня регистрируемой безработицы в январе - октябре 2009 года в сравнении с аналогичными показателями за 2008 год свидетельствует о том, что ежемесячно уровень регистрируемой безработицы в 2009 году превышал показатель за соответствующий период 2008 года на 0,4 - 0,5 процентного пункта.

Уровень регистрируемой безработицы по Омской области на 1 декабря 2009 года составляет 1,9 процента, что выше аналогичного показателя на 1 декабря 2008 года (1,6 процента). Численность безработных, состоящих на учете в центрах занятости, на начало декабря 2009 года незначительно превышает показатель на начало 2009 года, однако существенно выше, чем на начало декабря 2008 года (соответственно 19,7 тысячи человек и 17,2 тысячи человек).

В 2010 году в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Омской области на 2010 год и на период до 2012 года ожидается постепенное восстановление роста промышленного производства: рост валового регионального продукта оценивается в 1,0 - 2,5 процента к уровню 2009 года, индекс промышленного производства - в 0,3 - 1,5 процента. Прогнозная оценка развития рынка труда Омской области в 2010 году основывается на постепенном повышении уровня востребованности трудовых ресурсов в экономике Омской области, а также тенденциях демографического развития Омской области. При этом в варианте жестких бюджетных ограничений среднегодовая численность занятых в 2010 году останется на уровне 2009 года. В случае более высоких темпов экономического роста численность занятых в экономике может увеличиться с 940,0 до 942,0 тысячи человек(2) (с учетом трудовой миграции с 975,0 тысячи человек до 977,0 тысячи человек).

В соответствии с расчетным балансом трудовых ресурсов Омской области на 2010 год, подготовленным Министерством труда и социального развития Омской области, и прогнозной оценкой создания новых рабочих мест существенных изменений в структуре занятости по видам экономической деятельности не ожидается. Соответственно в рамках данной Программы не предусмотрена реализация мероприятий по перераспределению трудовых ресурсов по видам экономической деятельности.

Основные показатели, характеризующие распределение трудовых ресурсов Омской области в 2010 году, представлены в балансе рабочих мест в Омской области и прогнозе трудовых ресурсов в Омской области (приложение N 1 к Программе).

Согласно прогнозу Главного управления в 2010 году ожидаемая численность граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, будет незначительно ниже показателя 2009 года и составит около 85 тысяч человек (в 2007 году - 73,0 тысячи человек, в 2008 году - 72,2 тысячи человек, в 2009 году (оценка) - 90,0 тысячи человек).

При этом в 2010 году в структурном составе обращающихся за содействием в трудоустройстве граждан доля граждан, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, может составить около 10 процентов (в 2007 - 2008 годах - 8 процентов, в 2009 году (оценка) - 12 процентов).

В условиях ограниченной емкости рынка вакантных рабочих мест постоянного характера в 2010 году коэффициент напряженности на рынке труда Омской области может достичь 5 незанятых граждан, зарегистрированных в центрах занятости, в расчете на одну вакансию. Наибольшая нагрузка на одну вакансию ожидается в январе - апреле 2010 года.

При условии принятия дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области ожидается снижение данного показателя в течение 2010 года до 3,1.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»