Действующий

О проекте программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы)

 2. Социально-экономическое положение, проблемы и потенциальные риски
развития Омской области

На протяжении последних лет в Омской области отмечался динамичный рост в основных секторах экономики. Так, за последние 10 лет валовой региональный продукт Омской области в сопоставимых ценах увеличился в 2,2 раза, объем промышленного производства вырос в 2,6 раза, производство продукции сельского хозяйства - в 1,6 раза. Одним из важнейших факторов, стимулировавших развитие отраслей экономики, являлся опережающий рост инвестиций в основной капитал - в 4,6 раза (в сопоставимых ценах).

Высокие темпы развития экономики обусловили улучшение показателей уровня жизни населения. Денежные доходы населения имели устойчивую тенденцию к росту. При этом увеличение доходов происходило более высокими темпами по сравнению с изменением потребительских цен. В результате реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в 2,8 раза к уровню 1998 года. Рост платежеспособного спроса населения, в свою очередь, стимулировал развитие потребительского рынка. Оборот розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах в 2,7 раза.

Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию Омской области в 2006 - 2008 годах осуществлялась в рамках ключевых направлений, определенных в Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной Законом Омской области от 5 апреля 2006 года N 742-ОЗ.

Динамика социально-экономического развития Омской области в 2006 2008 годах отражает тенденции развития российской экономики в целом, с ускорением темпов роста в 2006 - 2007 годах и некоторым замедлением к концу 2008 года вследствие влияния мировой финансовой и экономической конъюнктуры.

Прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие области, за три года (с учетом оценки 2008 года) составил 7,9 процента в сопоставимых ценах. В структуре добавленной стоимости более половины занимают промышленность и сельское хозяйство.

Прирост объемов промышленного производства в сопоставимых ценах в целом за 2006 - 2008 годы составил 27,4 процента. Основу промышленности Омской области составляют обрабатывающие производства. В обрабатывающем секторе рост объемов производства обеспечен благодаря вводу новых производств, модернизации и реконструкции производственных мощностей действующих предприятий, внедрению новых технологий. Обеспечена стабилизация ситуации в оборонно-промышленном комплексе Омской области благодаря вхождению омских предприятий в вертикально интегрированные холдинговые структуры.

Динамично развивалась добыча полезных ископаемых, в основном за счет наращивания темпов освоения Западно-Крапивинского месторождения нефти, Тевризского газоконденсатного месторождения. В 2006 году Омская область впервые вышла на объем добычи свыше одного млн. тонн нефти в год на Западно-Крапивинском месторождении, разработка которого ведется с 2001 года. На Тевризском газоконденсатном месторождении в 2006 году реализован проект по бурению и вводу в эксплуатацию скважины N 110, что позволило увеличить ежесуточную добычу природного газа в 2 раза.

Одним из направлений политики Правительства Омской области является стимулирование инновационной активности, коммерциализации научных разработок и их внедрения в промышленное производство. Постановлением Правительства Омской области от 11 апреля 2007 года N 43-п утверждена Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года, ориентированная на создание условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, развитие научно-технического потенциала Омской области и выпуск наукоемкой продукции.

В течение 2006 - 2008 годов агропромышленный комплекс Омской области сохранял устойчивые темпы развития. По объемам производства основных видов сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко) Омская область входит в число 10 лидирующих регионов страны. Ежегодно обеспечивался значительный прирост производства продукции на душу населения, положительный финансовый результат работы отрасли, увеличивалась доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций.

Вместе с тем имеется ряд нерешенных проблем, замедляющих темпы развития сельского хозяйства. Остается недостаточным уровень структурно-технологической модернизации отрасли, обновления производственных фондов, в 2008 году сократился объем инвестиций. Сохраняются диспаритет цен на основные потребляемые отраслью ресурсы и производимую продукцию, диспропорция в структуре потребительских цен на молочную продукцию, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем заработной платы и качества жизни в сельской местности.

Интенсификации развития секторов экономики способствовал высокий уровень инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал Омской области за период 2006 - 2008 годов вырос в сопоставимых ценах на 35,7 процента.

Рост инвестиций обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых производств, животноводческих комплексов в муниципальных районах Омской области, объектов социально-бытовой инфраструктуры, в том числе самого крупного за Уралом спортивного комплекса "Арена - Омск", строительства и реконструкции автомобильных дорог, реконструкции железнодорожных вокзалов станции "Омск - Пассажирский" и в г. Исилькуле, Иртышской набережной в г. Омске, железнодорожного моста через реку Иртыш в г. Омске, модернизации тепловых и водопроводных сетей, строительства газораспределительных сетей, ввода в эксплуатацию линии электропередач "Барабинск Таврическая", подстанции "Весенняя", завода колесных пар на станции "Иртышская" (Нововаршавского района), заводов по производству пассажирских лифтов, глубокой переработке древесины, завода по производству стеновых и перегородочных блоков из автоклавного ячеистого бетона в г. Омске, газопровода-отвода р.п. Саргатское - с. Ингалы Большереченского района.

Кроме того, в 2006 - 2008 годах осуществлялось вложение инвестиций в рамках реализации ряда крупных инвестиционных проектов по модернизации и расширению производства организаций нефтехимического комплекса, пищевой промышленности региона. Начато создание стекольных производств, комплекса предприятий по переработке и использованию золошлаковых отходов омских ТЭЦ.

Важным фактором роста экономики является расширение и оптимизация внешнеэкономических связей Омской области. Поддержка Правительства Омской области и статус приграничного региона способствовали активному сотрудничеству Омской области с зарубежными партнерами, такими как: Республика Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Украина, Китай, Венгрия, США, Польша, Канада, Словакия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Финляндия.

Практически в 2 раза увеличилась доля продукции машиностроения в региональном экспорте, расширилась номенклатура экспортируемой продукции. Импортные поставки, основу которых составляет оборудование ведущих мировых производителей, позволяют формировать в регионе высокотехнологичные и конкурентоспособные производства.

Проделана значительная организационная работа по активизации выставочно-ярмарочной деятельности и укреплению положительного имиджа Омской области. В 2008 году утверждена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности Омской области, создан Совет по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности в Омской области, а также автономное учреждение Омской области "Агентство по рекламно-выставочной деятельности".

Возросла экономическая и социальная роль малого бизнеса. Стимулирование развития данного сектора экономики позволяет эффективно решать проблемы занятости населения, снижения бедности, развития инноваций, сферы услуг. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта Омской области увеличилась в 2008 году до 12 процентов, доля налоговых поступлений организаций малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней до 16,4 процента. В целях поддержки данного сектора экономики введены новые формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Ключевым элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства стало открытое в 2006 году государственное учреждение Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор" (далее - Омский региональный бизнес-инкубатор). Кроме оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и логистических услуг, Омский региональный бизнес-инкубатор способствует поиску потенциальных инвесторов для реализации инновационных проектов, выводу продукции омских предприятий на внутренний и внешние рынки.

В целях расширения инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в 2007 - 2008 годах на базе Омского регионального бизнес-инкубатора созданы Омский региональный ресурсный центр, Фонд поддержки и развития малого предпринимательства, Евро Инфо Корреспондентский Центр.

Устойчивость социально-экономического развития Омской области в 2006 - 2008 годах позволила органам государственной власти Омской области ставить перед собой принципиально новые задачи. Важнейшей из них явилось обеспечение эффективной реализации на территории Омской области масштабных государственных реформ - местного самоуправления, системы социальной поддержки населения, бюджетного процесса, государственных закупок, административной.

В целях формирования системы противодействия коррупции в Омской области принят областной закон о противодействии коррупции, утвержден Порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов Омской области и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Образована Комиссия по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Омской области, утвержден и реализуется План противодействия коррупции в органах исполнительной власти Омской области на 2008 - 2010 годы. Соответствующие планы разработаны и реализуются всеми органами исполнительной власти Омской области.

Достигнутые результаты в секторах экономики стали основой повышения качества жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились за период 2006 - 2008 годов почти на 40 процентов. Указанные темпы роста в Омской области опережают общероссийскую динамику. При этом стоимость потребительской корзины, фиксированного набора потребительских товаров и услуг в Омской области остается одной из самых низких среди регионов Сибирского федерального округа. Большая часть денежных доходов населения расходовалась на потребление, что обусловило активное развитие сферы торговли и платных услуг населению.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций на территории Омской области в 2008 году выросла почти в 1,9 раза по сравнению с уровнем 2005 года.

В рамках модернизации системы социальной поддержки населения Омской области в 2008 году принят Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, который позволил систематизировать предоставляемые на территории Омской области меры социальной поддержки.

Омская область - один из немногих регионов Российской Федерации, который принял на себя обязательства по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, имеющим длительный трудовой стаж, но не отмеченным государственными наградами. В целях поощрения и социальной поддержки лиц, проживающих на территории Омской области, за многолетний, добросовестный труд установлено новое звание "Ветеран Омской области".

В целях оказания мер социальной поддержки молодым специалистам, впервые поступившим на работу в государственные и муниципальные учреждения Омской области, расположенные на территориях муниципальных районов Омской области, имеющим высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и заключившим по полученной специальности трудовой договор на срок не менее трех лет, представляются различные выплаты в порядке, определенном областным законодательством.

В течение 2006 - 2008 годов на территории Омской области проводилась целенаправленная работа по стабилизации и улучшению демографической ситуации: утверждены и реализуются Основные направления демографической политики Омской области на период до 2015 года, учреждена медаль "Материнская слава" (женщинам, награжденным медалью, предоставляется единовременная денежная выплата в размере 5 тыс. рублей); установлены дополнительные меры социальной поддержки при рождении детей (размер ежемесячного пособия на детей одиноких матерей в возрасте от полутора до трех лет увеличен до 900 рублей, установлено единовременное пособие в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка при рождении двух и более детей в случае многоплодной беременности). В результате реализации принятых мер уровень рождаемости в 2008 году вырос на 19,2 процента по сравнению с 2005 годом, уровень смертности снизился на 7 процентов.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" осуществлялась государственная поддержка образовательных учреждений, что позволило улучшить качество образовательных услуг, повысить эффективность образовательного процесса. Интернетизация образования также направлена на выравнивание возможностей учащихся и учителей, обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. С 2007 года в Омской области создаются ресурсные центры информатизации образования, целью которых является методическое и техническое сопровождение внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.