Принят
Законодательным Собранием Омской области
23 марта 2006 года
Статья 1. Утвердить Программу социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Омской области
Л.К. Полежаев
г. Омск
5 апреля 2006 г.
N 742-ОЗ
Приложение
к Закону Омской области
"О Программе социально-экономического
развития Омской области на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы)"
Программа
социально-экономического развития Омской области
на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)
Программа социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (далее - Программа) определяет ключевые направления деятельности органов государственной власти Омской области на 2006-2008 годы по реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, Программы экономического и социального развития Омской области до 2010 года, конкретизированных с учетом требований времени: произошедших изменений в федеральном и областном законодательстве, проводимых на общегосударственном уровне реформ, а также тенденций социально-экономического развития Омской области и Российской Федерации в целом.
Программа предполагает проведение мероприятий, направленных на реализацию целевых ориентиров, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году", Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), Послании Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева Законодательному Собранию Омской области "Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2006 год". Также в Программе предусмотрены мероприятия по реализации на территории Омской области приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса".
Программа является базовым документом, основой для разработки ежегодных планов действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области.
В Омской области за период с 2003 по 2005 год отмечено значительное улучшение всех основных макроэкономических показателей. Прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие Омской области, за три года составил более 50 процентов в сопоставимых ценах. Объем валового регионального продукта Омской области в расчете на душу населения за данный период увеличился более чем в 2,6 раза по сравнению с 2002 годом (в текущих ценах).
Ежегодная динамика основных показателей социально-экономического развития Омской области в 2003-2005 годах приведена в таблице.
Таблица
Основные показатели социально-экономического развития
Омской области в 2003-2005 годах
Показатель | Единицы | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
Валовой региональный продукт в ценах | млн. руб. | 125697,1 | 210952,3 | 270000,0 |
в сопоставимых ценах | в % к | 110,6 | 128,2 | 106,0 |
Валовой региональный продукт на душу | рублей | 60811,4 | 102773,2 | 132346,5 |
Индекс промышленного производства в | в % к | 110,4 | 112,6 | 113,0 |
Продукция сельского хозяйства во всех | млн. руб. | 26660,0 | 33150,1 | 35489,0 |
в сопоставимых ценах | в % к | 100,1 | 101,8 | 102,0 |
Инвестиции в основной капитал в ценах | млн. руб. | 18931,6 | 22233,6 | 35278,0 |
в сопоставимых ценах | в % к | 129,2 | 102,2 | 135,0 |
Оборот розничной торговли в ценах | млн. руб. | 54124,7 | 66507,5 | 83137,3 |
в сопоставимых ценах | в % к | 115,8 | 113,0 | 115,9 |
Объем платных услуг населению в ценах | млн. руб. | 15165,9 | 18410,0 | 23660,4 |
в сопоставимых ценах | в % к | 106,4 | 109,0 | 107,6 |
Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м | 318,2 | 520,4 | 755,1 |
Индекс потребительских цен | декабрь в % | 110,9 | 109,4 | 110,7 |
Среднемесячная номинальная | рублей | 4426,9 | 5482,5 | 7200,0 |
Денежные доходы в среднем на душу | рублей | 4512,5 | 5416,5 | 6922,5 |
Реальные располагаемые денежные | в % к | 121,0 | 108,7 | 111,5 |
Численность населения с денежными | в % от | 21,0 | 17,6 | 14,0 |
Активная инвестиционная политика, проводимая Правительством Омской области, позволила существенно улучшить инвестиционный климат в регионе, сделать его перспективным для вложения инвестиций как российских, так и иностранных инвесторов. Рейтинговым агентством "Мудис Интерфакс" в 2005 году за позитивные перемены в экономическом развитии, диверсификацию экономики Омской области присвоены долгосрочный кредитный рейтинг категории Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность относительно других российских заемщиков) и краткосрочный кредитный рейтинг RUS-1 (исключительно высокая кредитоспособность по краткосрочным обязательствам).
Объем инвестиций в основной капитал за 2003-2005 годы вырос в сопоставимых ценах более чем на 78 процентов. По объему иностранных инвестиций Омская область - среди десяти ведущих субъектов Российской Федерации. Высокая инвестиционная активность обуславливает интенсивное развитие всех секторов экономики Омской области.
В основе промышленного комплекса Омской области - обрабатывающие производства. Развивается добыча полезных ископаемых, в основном, за счет наращивания темпов освоения Западно-Крапивинского месторождения нефти. В рамках областной целевой программы "Омский сапропель" на 2005-2008 годы с использованием наукоемких технологий в хозяйственный оборот вовлекаются месторождения сапропеля. Организации, осуществляющие производство и распределение электроэнергии, газа и воды, бесперебойно обеспечивают потребителей. В целом объем промышленного производства в Омской области в сопоставимых ценах за 2003-2005 годы увеличился более чем на 40 процентов.
В течение указанных лет объем производства в сельском хозяйстве вырос на 3,9 процента в сопоставимых ценах. По производству зерна, мяса и молока Омская область на протяжении последних лет уверенно входит в десятку лидеров среди субъектов Российской Федерации.
Прирост грузооборота транспорта за данный период составил более 38 процентов относительно уровня 2002 года. В структуре грузоперевозок основную долю занимают железнодорожный и трубопроводный виды транспорта. Пассажирооборот возрос на 14,1 процента к уровню 2002 года. Основной объем пассажирских перевозок осуществляется железнодорожным и автомобильным видами транспорта.
Развитие внешнеэкономического сотрудничества является важным фактором роста экономики. За период 2003-2005 годов внешнеторговый оборот Омской области вырос более чем в 6 раз, в структуре внешней торговли доля экспорта увеличилась с 87 процентов в 2003 году до 95 процентов в 2005 году. Статус приграничного региона способствует активному развитию сотрудничества с административно-территориальными образованиями стратегического внешнеторгового партнера - Республики Казахстан. В 2005 году в г. Омске открыто Консульство Республики Казахстан. Большое внимание Правительством Омской области также уделяется развитию внешнеэкономических связей с административно-территориальными образованиями Китайской Народной Республики, субъектами Федеративной Республики Германия.
Возрастает экономическая и социальная роль малого бизнеса. Предприниматели активно осваивают инновационные производства, создавая фактически новые отрасли экономики. Доля занятых в организациях малого предпринимательства составляет около 14 процентов от общего числа занятых в экономике Омской области, малыми предприятиями производится около 7 процентов валового выпуска товаров и услуг. Государственная поддержка этого сектора экономики позволяет снизить уровень безработицы, бедности, способствует развитию инновационной сферы и сферы услуг.
Устойчивость социально-экономического развития Омской области в 2003-2005 годах позволила органам государственной власти Омской области ставить более амбициозные, а также принципиально новые задачи. Важнейшей из них явилось обеспечение эффективной реализации на территории Омской области масштабных государственных реформ: местного самоуправления, в том числе в сфере разграничения полномочий и ответственности между уровнями власти, системы социальной поддержки населения, бюджетного процесса. Успешное решение этих вопросов на подготовительном этапе является неоспоримым фактом. Созданы необходимые механизмы, разработана и действует достаточная правовая база, не допущено ухудшение жизни населения.
Достигнутые результаты в секторах экономики стали катализатором повышения качества жизни населения Омской области. Реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились за период 2003-2005 годов почти в 1,5 раза. Данные темпы роста в Омской области опережают динамику общероссийских показателей. Уровень бедности (численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения) снизился с 24,7 процента в 2002 году до 14 процентов в 2005 году (по России - до 15,8 процента). Стоимость жизни (стоимость потребительской корзины, фиксированного набора продуктов питания) в Омской области - одна из самых низких среди регионов Сибирского федерального округа.
Рост реальных доходов обеспечил повышение платежеспособного спроса населения Омской области, что способствовало активному развитию сферы торговли и платных услуг населению. В 2003-2005 годах прирост оборота розничной торговли составил 52 процента, платных услуг населению - около 25 процентов (по России - 36 процентов и 21 процент соответственно).
В целях обеспечения жителей Омской области доступным и качественным жильем реализуются масштабные региональные программы жилищного строительства. Омская область стала одним из первых российских регионов, где должное развитие получила система ипотечного жилищного кредитования. В 2005 году на региональном уровне снижена ставка за пользование ипотечными кредитами с 10 до 8 процентов, увеличен максимальный срок пользования кредитом с 10 до 15 лет. За три года объем ввода в эксплуатацию жилых домов возрос в 3,3 раза и составил в 2005 году 755,1 тыс. кв.м. По темпам ввода в эксплуатацию жилья Омская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации (в 2004 году темпы роста данного показателя в Омской области были самые высокие по России).
В 2003-2005 годах произошло серьезное укрепление государственных финансов. В консолидированный бюджет Омской области по итогам 2005 года поступило 41,5 млрд. рублей, с ростом к 2003 году в 2,1 раза. Прирост достигнут по всем основным доходным источникам. Доходная часть консолидированного бюджета Омской области в этот период формировалась в основном за счет налоговых и неналоговых поступлений (в 2003 году - 73 процента, в 2005 году - 79 процентов). На рост доходов повлияло расширение налогооблагаемой базы за счет повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций, создания новых производств и рабочих мест в секторах экономики, стимулирование экономического развития субъектов малого предпринимательства.
Исполнение областного бюджета по доходам в 2003 году составило 113 процентов, в 2004 году - 110 процентов, в 2005 году - 107 процентов. Особенностью бюджетного процесса 2005 года являлось исполнение консолидированного бюджета Омской области и областного бюджета с учетом начатых в 2004 году структурных реформ налогового и бюджетного законодательства.
Увеличение доходов консолидированного бюджета Омской области позволило резко увеличить расходы, прежде всего, на систему мер социальной поддержки населения, повысить заработную плату работникам бюджетной сферы. В целом расходы консолидированного бюджета Омской области в 2005 году увеличились в 2,1 раза по сравнению с 2003 годом.
Все большую значимость в организации расходов и управлении бюджетом стал занимать программно-целевой метод. Растет как количество целевых программ Омской области (в 2003 году - 5 программ, в 2005 году - уже 25 программ), так и общий объем их финансирования (в 2005 году из областного бюджета на эти цели направлено около 5,5 млрд. рублей, почти в 3 раза больше, чем в 2003 году).
В соответствии с комплексной оценкой уровня социально-экономического развития регионов, ежегодно осуществляемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Омская область в 2004 году находилась на 19 месте в рейтинге субъектов Российской Федерации, что в целом совпадает с оценками независимых рейтинговых агентств. В 2006-2008 годах Омская область сохранит свои позиции как регион с уровнем социально-экономического развития выше среднего (справочно: в 2003 году Омская область находилась в группе регионов со средним уровнем развития и занимала 37 место).
За период с 2003 по 2005 год органами государственной власти Омской области был разработан и принят ряд правовых актов, направленных на укрепление системы социальной поддержки населения, создание предпосылок для поступательного развития секторов экономики. В дополнение к правовым актам, разработка которых была предусмотрена Программой экономического и социального развития Омской области до 2010 года, создана необходимая правовая основа для эффективной реализации на территории Омской области федеральных реформ.
В целях наращивания инвестиционной активности принят Закон Омской области "О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области", совершенствующий механизм оказания государственной поддержки инвестиционных проектов. С принятием Закона Омской области "Об инновационной деятельности на территории Омской области" заложена основа региональной инновационной политики.
Для обеспечения устойчивого экономического развития Омской области приняты документы стратегической направленности: концепции развития агропромышленного комплекса Омской области, производства легкой промышленности, восстановления и развития лесопромышленного комплекса, развития международных связей Омской области, стратегия развития строительного комплекса Омской области до 2010 года, маркетинговая стратегия Омской области.
Значительно расширена правовая база, обеспечивающая развитие отраслей социальной сферы. В рамках реформирования системы социальной поддержки населения в Омской области был создан эффективный правовой механизм, направленный на сохранение уровня социальной защиты населения при реализации Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В преддверии начала реализации реформы местного самоуправления проведена подготовительная работа по приведению областного законодательства в соответствие с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Приняты законы Омской области о наименованиях органов местного самоуправления, о местном референдуме, о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Омской области. Разработаны методические материалы для органов местного самоуправления Омской области, позволяющие существенно облегчить принятие ими решений.
Последовательная реализация в 2003-2005 годах мероприятий Программы экономического и социального развития Омской области до 2010 года позволила повысить качество жизни населения Омской области, обеспечить устойчивый рост экономики, сформировать предпосылки для дальнейшего социально-экономического развития Омской области.
Усилия Правительства Омской области в 2006-2008 годах будут ориентированы на закрепление уже достигнутых результатов социально-экономического развития Омской области, активизацию, расширение масштабов деятельности по всем направлениям, в том числе создание условий и стимулов для роста инвестиционных вложений в экономику, расширения внешнеэкономических связей, формирования благоприятного имиджа и повышения конкурентоспособности Омской области, а также повышения эффективности государственного управления на региональном уровне. Особое внимание будет уделено развитию человеческого потенциала - улучшению демографической ситуации, обеспечению доступности качественного здравоохранения и образования, жилья, усилению социальной поддержки населения на основе адресности, повышению привлекательности научной сферы, пропаганде здорового образа жизни, увеличению занятости.
Основной целью Программы является неуклонное повышение благосостояния жителей Омской области на основе динамичного экономического роста, проведения активной инновационной и инвестиционной политики, устойчивого увеличения доходов бюджета Омской области и рационального их расходования.
Достижение поставленной цели Программы будет осуществляться путем решения следующих основных задач:
1) в экономике:
- обеспечение роста инвестиционных вложений в экономику Омской области, в том числе за счет формирования условий, благоприятных для ведения бизнеса, увеличения бюджетных расходов инвестиционного характера, направленных на развитие экономики, государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов;