Недействующий


Законодательное Собрание Омской области

ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 апреля 2006 года N 742-ОЗ


О Программе социально-экономического развития Омской области
на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)

     Принят
 Законодательным Собранием Омской области
 23 марта 2006 года

Статья 1. Утвердить Программу социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) согласно приложению к настоящему Закону.


     Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Омской области
 Л.К. Полежаев

г. Омск

5 апреля 2006 г.

N 742-ОЗ

Приложение
к Закону Омской области
"О Программе социально-экономического
развития Омской области на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы)"

Программа
социально-экономического развития Омской области
на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)

Программа социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (далее - Программа) определяет ключевые направления деятельности органов государственной власти Омской области на 2006-2008 годы по реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, Программы экономического и социального развития Омской области до 2010 года, конкретизированных с учетом требований времени: произошедших изменений в федеральном и областном законодательстве, проводимых на общегосударственном уровне реформ, а также тенденций социально-экономического развития Омской области и Российской Федерации в целом.

Программа предполагает проведение мероприятий, направленных на реализацию целевых ориентиров, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году", Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), Послании Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева Законодательному Собранию Омской области "Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2006 год". Также в Программе предусмотрены мероприятия по реализации на территории Омской области приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса".

Программа является базовым документом, основой для разработки ежегодных планов действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области.

1. Социально-экономическое положение Омской области.
Итоги реализации Программы экономического и социального
развития Омской области до 2010 года за период 2003-2005 годов

В Омской области за период с 2003 по 2005 год отмечено значительное улучшение всех основных макроэкономических показателей. Прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие Омской области, за три года составил более 50 процентов в сопоставимых ценах. Объем валового регионального продукта Омской области в расчете на душу населения за данный период увеличился более чем в 2,6 раза по сравнению с 2002 годом (в текущих ценах).

Ежегодная динамика основных показателей социально-экономического развития Омской области в 2003-2005 годах приведена в таблице.

Таблица

Основные показатели социально-экономического развития
Омской области в 2003-2005 годах

Показатель

Единицы
измерения

2003 год

2004 год

2005 год

Валовой региональный продукт в ценах
соответствующих лет

млн. руб.

125697,1

210952,3

270000,0

в сопоставимых ценах

в % к
пред. году

110,6

128,2

106,0

Валовой региональный продукт на душу
населения в ценах соответствующих лет

рублей

60811,4

102773,2

132346,5

Индекс промышленного производства в
сопоставимых ценах

в % к
пред. году

110,4

112,6

113,0

Продукция сельского хозяйства во всех
категориях хозяйств в ценах
соответствующих лет

млн. руб.

26660,0

33150,1

35489,0

в сопоставимых ценах

в % к
пред. году

100,1

101,8

102,0

Инвестиции в основной капитал в ценах
соответствующих лет

млн. руб.

18931,6

22233,6

35278,0

в сопоставимых ценах

в % к
пред. году

129,2

102,2

135,0

Оборот розничной торговли в ценах
соответствующих лет

млн. руб.

54124,7

66507,5

83137,3

в сопоставимых ценах

в % к
пред. году

115,8

113,0

115,9

Объем платных услуг населению в ценах
соответствующих лет

млн. руб.

15165,9

18410,0

23660,4

в сопоставимых ценах

в % к
пред. году

106,4

109,0

107,6

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв.м
общей
площади

318,2

520,4

755,1

Индекс потребительских цен

декабрь в %
к декабрю
пред. года

110,9

109,4

110,7

Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата

рублей

4426,9

5482,5

7200,0

Денежные доходы в среднем на душу
населения в месяц

рублей

4512,5

5416,5

6922,5

Реальные располагаемые денежные
доходы населения

в % к
пред. году

121,0

108,7

111,5

Численность населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума

в % от
общей
численности
населения

21,0


17,6


14,0



Активная инвестиционная политика, проводимая Правительством Омской области, позволила существенно улучшить инвестиционный климат в регионе, сделать его перспективным для вложения инвестиций как российских, так и иностранных инвесторов. Рейтинговым агентством "Мудис Интерфакс" в 2005 году за позитивные перемены в экономическом развитии, диверсификацию экономики Омской области присвоены долгосрочный кредитный рейтинг категории Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность относительно других российских заемщиков) и краткосрочный кредитный рейтинг RUS-1 (исключительно высокая кредитоспособность по краткосрочным обязательствам).

Объем инвестиций в основной капитал за 2003-2005 годы вырос в сопоставимых ценах более чем на 78 процентов. По объему иностранных инвестиций Омская область - среди десяти ведущих субъектов Российской Федерации. Высокая инвестиционная активность обуславливает интенсивное развитие всех секторов экономики Омской области.

В основе промышленного комплекса Омской области - обрабатывающие производства. Развивается добыча полезных ископаемых, в основном, за счет наращивания темпов освоения Западно-Крапивинского месторождения нефти. В рамках областной целевой программы "Омский сапропель" на 2005-2008 годы с использованием наукоемких технологий в хозяйственный оборот вовлекаются месторождения сапропеля. Организации, осуществляющие производство и распределение электроэнергии, газа и воды, бесперебойно обеспечивают потребителей. В целом объем промышленного производства в Омской области в сопоставимых ценах за 2003-2005 годы увеличился более чем на 40 процентов.

В течение указанных лет объем производства в сельском хозяйстве вырос на 3,9 процента в сопоставимых ценах. По производству зерна, мяса и молока Омская область на протяжении последних лет уверенно входит в десятку лидеров среди субъектов Российской Федерации.

Прирост грузооборота транспорта за данный период составил более 38 процентов относительно уровня 2002 года. В структуре грузоперевозок основную долю занимают железнодорожный и трубопроводный виды транспорта. Пассажирооборот возрос на 14,1 процента к уровню 2002 года. Основной объем пассажирских перевозок осуществляется железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

Развитие внешнеэкономического сотрудничества является важным фактором роста экономики. За период 2003-2005 годов внешнеторговый оборот Омской области вырос более чем в 6 раз, в структуре внешней торговли доля экспорта увеличилась с 87 процентов в 2003 году до 95 процентов в 2005 году. Статус приграничного региона способствует активному развитию сотрудничества с административно-территориальными образованиями стратегического внешнеторгового партнера - Республики Казахстан. В 2005 году в г. Омске открыто Консульство Республики Казахстан. Большое внимание Правительством Омской области также уделяется развитию внешнеэкономических связей с административно-территориальными образованиями Китайской Народной Республики, субъектами Федеративной Республики Германия.

Возрастает экономическая и социальная роль малого бизнеса. Предприниматели активно осваивают инновационные производства, создавая фактически новые отрасли экономики. Доля занятых в организациях малого предпринимательства составляет около 14 процентов от общего числа занятых в экономике Омской области, малыми предприятиями производится около 7 процентов валового выпуска товаров и услуг. Государственная поддержка этого сектора экономики позволяет снизить уровень безработицы, бедности, способствует развитию инновационной сферы и сферы услуг.

Устойчивость социально-экономического развития Омской области в 2003-2005 годах позволила органам государственной власти Омской области ставить более амбициозные, а также принципиально новые задачи. Важнейшей из них явилось обеспечение эффективной реализации на территории Омской области масштабных государственных реформ: местного самоуправления, в том числе в сфере разграничения полномочий и ответственности между уровнями власти, системы социальной поддержки населения, бюджетного процесса. Успешное решение этих вопросов на подготовительном этапе является неоспоримым фактом. Созданы необходимые механизмы, разработана и действует достаточная правовая база, не допущено ухудшение жизни населения.

Достигнутые результаты в секторах экономики стали катализатором повышения качества жизни населения Омской области. Реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились за период 2003-2005 годов почти в 1,5 раза. Данные темпы роста в Омской области опережают динамику общероссийских показателей. Уровень бедности (численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения) снизился с 24,7 процента в 2002 году до 14 процентов в 2005 году (по России - до 15,8 процента). Стоимость жизни (стоимость потребительской корзины, фиксированного набора продуктов питания) в Омской области - одна из самых низких среди регионов Сибирского федерального округа.

Рост реальных доходов обеспечил повышение платежеспособного спроса населения Омской области, что способствовало активному развитию сферы торговли и платных услуг населению. В 2003-2005 годах прирост оборота розничной торговли составил 52 процента, платных услуг населению - около 25 процентов (по России - 36 процентов и 21 процент соответственно).

В целях обеспечения жителей Омской области доступным и качественным жильем реализуются масштабные региональные программы жилищного строительства. Омская область стала одним из первых российских регионов, где должное развитие получила система ипотечного жилищного кредитования. В 2005 году на региональном уровне снижена ставка за пользование ипотечными кредитами с 10 до 8 процентов, увеличен максимальный срок пользования кредитом с 10 до 15 лет. За три года объем ввода в эксплуатацию жилых домов возрос в 3,3 раза и составил в 2005 году 755,1 тыс. кв.м. По темпам ввода в эксплуатацию жилья Омская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации (в 2004 году темпы роста данного показателя в Омской области были самые высокие по России).

В 2003-2005 годах произошло серьезное укрепление государственных финансов. В консолидированный бюджет Омской области по итогам 2005 года поступило 41,5 млрд. рублей, с ростом к 2003 году в 2,1 раза. Прирост достигнут по всем основным доходным источникам. Доходная часть консолидированного бюджета Омской области в этот период формировалась в основном за счет налоговых и неналоговых поступлений (в 2003 году - 73 процента, в 2005 году - 79 процентов). На рост доходов повлияло расширение налогооблагаемой базы за счет повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций, создания новых производств и рабочих мест в секторах экономики, стимулирование экономического развития субъектов малого предпринимательства.

Исполнение областного бюджета по доходам в 2003 году составило 113 процентов, в 2004 году - 110 процентов, в 2005 году - 107 процентов. Особенностью бюджетного процесса 2005 года являлось исполнение консолидированного бюджета Омской области и областного бюджета с учетом начатых в 2004 году структурных реформ налогового и бюджетного законодательства.

Увеличение доходов консолидированного бюджета Омской области позволило резко увеличить расходы, прежде всего, на систему мер социальной поддержки населения, повысить заработную плату работникам бюджетной сферы. В целом расходы консолидированного бюджета Омской области в 2005 году увеличились в 2,1 раза по сравнению с 2003 годом.

Все большую значимость в организации расходов и управлении бюджетом стал занимать программно-целевой метод. Растет как количество целевых программ Омской области (в 2003 году - 5 программ, в 2005 году - уже 25 программ), так и общий объем их финансирования (в 2005 году из областного бюджета на эти цели направлено около 5,5 млрд. рублей, почти в 3 раза больше, чем в 2003 году).

В соответствии с комплексной оценкой уровня социально-экономического развития регионов, ежегодно осуществляемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Омская область в 2004 году находилась на 19 месте в рейтинге субъектов Российской Федерации, что в целом совпадает с оценками независимых рейтинговых агентств. В 2006-2008 годах Омская область сохранит свои позиции как регион с уровнем социально-экономического развития выше среднего (справочно: в 2003 году Омская область находилась в группе регионов со средним уровнем развития и занимала 37 место).

За период с 2003 по 2005 год органами государственной власти Омской области был разработан и принят ряд правовых актов, направленных на укрепление системы социальной поддержки населения, создание предпосылок для поступательного развития секторов экономики. В дополнение к правовым актам, разработка которых была предусмотрена Программой экономического и социального развития Омской области до 2010 года, создана необходимая правовая основа для эффективной реализации на территории Омской области федеральных реформ.

В целях наращивания инвестиционной активности принят Закон Омской области "О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области", совершенствующий механизм оказания государственной поддержки инвестиционных проектов. С принятием Закона Омской области "Об инновационной деятельности на территории Омской области" заложена основа региональной инновационной политики.

Для обеспечения устойчивого экономического развития Омской области приняты документы стратегической направленности: концепции развития агропромышленного комплекса Омской области, производства легкой промышленности, восстановления и развития лесопромышленного комплекса, развития международных связей Омской области, стратегия развития строительного комплекса Омской области до 2010 года, маркетинговая стратегия Омской области.

Значительно расширена правовая база, обеспечивающая развитие отраслей социальной сферы. В рамках реформирования системы социальной поддержки населения в Омской области был создан эффективный правовой механизм, направленный на сохранение уровня социальной защиты населения при реализации Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).

В преддверии начала реализации реформы местного самоуправления проведена подготовительная работа по приведению областного законодательства в соответствие с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Приняты законы Омской области о наименованиях органов местного самоуправления, о местном референдуме, о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Омской области. Разработаны методические материалы для органов местного самоуправления Омской области, позволяющие существенно облегчить принятие ими решений.

Последовательная реализация в 2003-2005 годах мероприятий Программы экономического и социального развития Омской области до 2010 года позволила повысить качество жизни населения Омской области, обеспечить устойчивый рост экономики, сформировать предпосылки для дальнейшего социально-экономического развития Омской области.

Усилия Правительства Омской области в 2006-2008 годах будут ориентированы на закрепление уже достигнутых результатов социально-экономического развития Омской области, активизацию, расширение масштабов деятельности по всем направлениям, в том числе создание условий и стимулов для роста инвестиционных вложений в экономику, расширения внешнеэкономических связей, формирования благоприятного имиджа и повышения конкурентоспособности Омской области, а также повышения эффективности государственного управления на региональном уровне. Особое внимание будет уделено развитию человеческого потенциала - улучшению демографической ситуации, обеспечению доступности качественного здравоохранения и образования, жилья, усилению социальной поддержки населения на основе адресности, повышению привлекательности научной сферы, пропаганде здорового образа жизни, увеличению занятости.

2. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является неуклонное повышение благосостояния жителей Омской области на основе динамичного экономического роста, проведения активной инновационной и инвестиционной политики, устойчивого увеличения доходов бюджета Омской области и рационального их расходования.

Достижение поставленной цели Программы будет осуществляться путем решения следующих основных задач:

1) в экономике:

- обеспечение роста инвестиционных вложений в экономику Омской области, в том числе за счет формирования условий, благоприятных для ведения бизнеса, увеличения бюджетных расходов инвестиционного характера, направленных на развитие экономики, государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»