ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 13 июля 2009 года N 96-рп

О проекте программы социально-экономического развития Омской области на
среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы)

В соответствии со статьей 10 Закона Омской области "О Правительстве Омской области":

Одобрить проект программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы) согласно приложению к настоящему распоряжению.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев


Приложение
к распоряжению Правительства Омской области
от 13 июля 2009 года N 96-рп

Проект
программы социально-экономического развития Омской области на
среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы)

Паспорт
Программы социально-экономического развития Омской области на
среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы)

Наименование

Программа социально-экономического развития Омской
области на среднесрочную перспективу (2009 - 2012
годы) (далее - Программа)

Цель

Улучшение качества жизни населения на основе
развития экономического потенциала и повышения
эффективности системы государственного управления

Задачи

1. В экономике - обеспечение качественного роста
производства в реальном секторе экономики за счет
внедрения прогрессивных наукоемких технологий,
инноваций, максимально эффективного использования
ресурсов.
2. В социальной сфере - обеспечение баланса
социально-экономических интересов различных групп
населения, обеспечение защиты прав граждан, в том
числе прав участников долевого строительства,
повышение благосостояния граждан, удовлетворение
потребностей населения в качественных и доступных
услугах здравоохранения, образования, культуры,
физической культуры и спорта, социальном
обслуживании, создание комфортных и безопасных
условий проживания.
3. В сфере государственного управления - улучшение
качества и доступности предоставляемых населению
государственных услуг, повышение эффективности
деятельности органов исполнительной власти Омской
области, оптимизация механизмов управления

Срок реализации

2009-2012 годы

Перечень основных
разделов

1. Основные положения и целевые показатели
реализации Программы
1.1.Основные положения Программы
1.2. Целевые показатели реализации Программы
2. Социально-экономическое положение, проблемы и
потенциальные риски развития Омской области
3. Развитие экономического потенциала
3.1. Повышение конкурентоспособности промышленного
комплекса
3.2. Развитие агропромышленного комплекса
3.3. Развитие науки и формирование региональной
инновационной системы
3.4. Развитие малого и среднего
предпринимательства
3.5. Содействие развитию торговли и сферы
потребительских услуг
3.6. Развитие дорожно-транспортного комплекса
3.7. Развитие энергетического комплекса
3.8. Развитие жилищно-коммунального комплекса
3.9. Развитие информационных технологий и
телекоммуникаций
3.10. Развитие внешнеэкономического и
межрегионального сотрудничества
4. Улучшение качества жизни населения
4.1. Рост доходов и повышение уровня социальной
защищенности населения
4.2. Развитие рынка труда, поддержка занятости
населения
4.3. Улучшение демографической ситуации
4.4. Здравоохранение
4.5. Образование
4.6. Качественное жилье
4.7. Молодежная политика, физическая культура и
спорт
4.8. Развитие культуры
4.9. Обеспечение личной и общественной
безопасности граждан
4.10. Улучшение экологической ситуации
5. Повышение эффективности системы
государственного управления
5.1. Проведение сбалансированной финансовой и
бюджетной политики, совершенствование управления
собственностью
5.2. Реализация административной реформы и
развитие государственной гражданской службы Омской
области
5.3. Развитие системы государственных закупок
6. Взаимосвязь Программы с документами
стратегического планирования
социально-экономического развития Омской области

Основные исполнители


Органы исполнительной власти Омской области,
органы местного самоуправления Омской области (по
согласованию), организации в соответствии с
законодательством


1. Основные положения и целевые показатели реализации Программы

1.1. Основные положения Программы

Программа социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы) определяет цели, приоритетные социально-экономические задачи и основные направления государственной политики Омской области на 2009 - 2012 годы по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Омской области, созданию условий для наиболее эффективного использования ее ресурсного потенциала и привлечения в регион максимально возможного объема финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов.

Программа разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р.

Программа сформирована с учетом и для предотвращения потенциальных рисков развития Омской области, связанных с ухудшением экономической и финансовой конъюнктуры, слабой диверсификацией экономики, ослаблением позиций производителей продукции и услуг, а также нестабильностью денежно-кредитной системы. Реализация Программы в среднесрочной перспективе должна обеспечить разрешение ключевых организационно-экономических проблем с одновременным формированием источников опережающего экономического роста, как основы для стабильного развития Омской области в долгосрочной перспективе.

Программа предусматривает создание в Омской области динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа, в первую очередь, путем привлечения в регион ресурсов внешних источников в рамках межрегиональной кооперации и продвижения омских производителей на новые рынки, а также за счет роста производительности и энергоэффективности, наращивания финансового и инфраструктурного потенциала, развития высокотехнологичных производств наукоемкой продукции, а также более эффективного использования человеческого потенциала.

Определяющим фактором в создании базы для устойчивого социально-экономического развития региона в целом должна стать реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска, с обеспечением строительства объектов международного аэропорта "Омск-Федоровка", Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, Омского метрополитена, а также других объектов.

1.2. Целевые показатели реализации Программы

Решение задач, поставленных Программой, позволит обеспечить к 2012 году достижение следующей динамики основных показателей социально-экономического развития Омской области:

Наименование показателя

Значение
показателя в
2008 году

Целевое
значение
показателя в
2012 году

1

2

3

Развитие экономического потенциала

Темп роста валового регионального продукта по
отношению к уровню 2008 года (в сопоставимых ценах),
процентов

X

109,0

Темп роста производства промышленной продукции по
отношению к уровню 2008 года (в сопоставимых ценах),
процентов

X

110,0

Темп роста инвестиций в основной капитал по отношению
к уровню 2008 года (в сопоставимых ценах), процентов

X

105,0

Увеличение доли отгруженной инновационной продукции в
общем объеме отгруженной промышленной продукции по
отношению к уровню 2008 года, раз

X

в 6,8 раза

Увеличение количества крупных и средних организаций,
занимающихся разработкой инноваций в Омской области,
по отношению к уровню 2008 года, процентов

X

160,0

Увеличение числа внедренных в производство передовых
технологий по отношению к уровню 2008 года, процентов

X

116,0

Увеличение среднесписочной численности работников,
выполнявших научные исследования и разработки, по
отношению к уровню 2008 года, процентов

X

113,0

Темп роста производства продукции сельского хозяйства
в хозяйствах всех категорий по отношению к уровню
2008 года (в сопоставимых ценах), процентов

X

107,0

Темп роста оборота розничной торговли по отношению к
уровню 2008 года (в сопоставимых ценах), процентов

X

117,0

Темп роста объема платных услуг населению по
отношению к уровню 2008 года (в сопоставимых ценах),
процентов

X

114,0

Доля занятых в сфере малого и среднего
предпринимательства, процентов от общей численности
занятых в экономике

18,1

29,0

Темп роста объема отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ, оказанных услуг
субъектами малого и среднего предпринимательства по
отношению к уровню 2008 года (в фактических ценах),
процентов

X

118,2

Доля протяженности автомобильных дорог
улично-дорожной сети, работающих в режиме перегрузки
в общей протяженности автомобильных дорог
улично-дорожной сети, процентов

32,0

27,5

Доля дорожно-транспортных происшествий, совершению
которых сопутствовало наличие неудовлетворительных
дорожных условий в общем количестве
дорожно-транспортных происшествий, процентов

19,4

18,0

Темп роста внешнеторгового оборота, по отношению к
уровню 2008 года (в фактических ценах), процентов

X

111,2

Темп роста межрегионального оборота, по отношению к
уровню 2008 года (в фактических ценах), процентов

X

146,0

Улучшение качества жизни населения

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

66,9 (оценка)

68,0

Коэффициент рождаемости, новорожденных на 1000
населения

12,4

13,5

Коэффициент младенческой смертности, случаев на 1000
рождений

8,0

7,75

Уровень обеспеченности населения дорогостоящими
(высокотехнологичными) видами медицинской помощи,
процентов от заявленной потребности

60,0

70,0

Доля лиц, систематически занимающихся физической
культурой и спортом, процентов от общей численности
населения

14,9

22,0

Увеличение размера среднемесячной номинальной
начисленной заработной платы по отношению к уровню
2008 года, процентов

X

160,0

Доля населения с денежными доходами ниже региональной
величины прожиточного минимума, процентов от общей
численности населения

14,0

12,8

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ),
процентов от численности экономически активного
населения

8,0

7,5

Удельный вес лиц, сдавших единый государственный
экзамен, процентов от числа выпускников,
участвовавших в едином государственном экзамене

85,0

90,0

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих
дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по
их содержанию в организациях различной
организационно-правовой формы и формы собственности,
процентов от общего количества детей в возрасте от 3
до 7 лет

65,5

71,4

Доля детей-инвалидов, получающих образование в
дистанционной форме, процентов от общего количества
детей-инвалидов, обучающихся на дому

0,0

17,0

Ввод в эксплуатацию жилых домов в год, тыс. кв.м
общей площади

1015,7

800,0

Повышение эффективности системы государственного управления

Увеличение доли граждан, удовлетворенных качеством
предоставляемых государственных услуг, от общей
численности населения, по отношению к уровню 2009
года, процентов

X

160,0

Доля государственных услуг, предоставляемых в
соответствии с административными регламентами,
процентов от общего количества государственных услуг,
предоставляемых органами исполнительной власти Омской
области

34,0

100,0

Доля заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд Омской
области (далее - заказов), размещаемых у
единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),
процентов от общего количества заказов

30,0

20,0

Доля заказов, при размещении которых не подано ни
одной заявки либо подана одна заявка на участие в
торгах, процентов от общего количества заказов

25,0

10,0


 2. Социально-экономическое положение, проблемы и потенциальные риски
развития Омской области

На протяжении последних лет в Омской области отмечался динамичный рост в основных секторах экономики. Так, за последние 10 лет валовой региональный продукт Омской области в сопоставимых ценах увеличился в 2,2 раза, объем промышленного производства вырос в 2,6 раза, производство продукции сельского хозяйства - в 1,6 раза. Одним из важнейших факторов, стимулировавших развитие отраслей экономики, являлся опережающий рост инвестиций в основной капитал - в 4,6 раза (в сопоставимых ценах).

Высокие темпы развития экономики обусловили улучшение показателей уровня жизни населения. Денежные доходы населения имели устойчивую тенденцию к росту. При этом увеличение доходов происходило более высокими темпами по сравнению с изменением потребительских цен. В результате реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в 2,8 раза к уровню 1998 года. Рост платежеспособного спроса населения, в свою очередь, стимулировал развитие потребительского рынка. Оборот розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах в 2,7 раза.

Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию Омской области в 2006 - 2008 годах осуществлялась в рамках ключевых направлений, определенных в Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной Законом Омской области от 5 апреля 2006 года N 742-ОЗ.

Динамика социально-экономического развития Омской области в 2006 2008 годах отражает тенденции развития российской экономики в целом, с ускорением темпов роста в 2006 - 2007 годах и некоторым замедлением к концу 2008 года вследствие влияния мировой финансовой и экономической конъюнктуры.

Прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие области, за три года (с учетом оценки 2008 года) составил 7,9 процента в сопоставимых ценах. В структуре добавленной стоимости более половины занимают промышленность и сельское хозяйство.

Прирост объемов промышленного производства в сопоставимых ценах в целом за 2006 - 2008 годы составил 27,4 процента. Основу промышленности Омской области составляют обрабатывающие производства. В обрабатывающем секторе рост объемов производства обеспечен благодаря вводу новых производств, модернизации и реконструкции производственных мощностей действующих предприятий, внедрению новых технологий. Обеспечена стабилизация ситуации в оборонно-промышленном комплексе Омской области благодаря вхождению омских предприятий в вертикально интегрированные холдинговые структуры.

Динамично развивалась добыча полезных ископаемых, в основном за счет наращивания темпов освоения Западно-Крапивинского месторождения нефти, Тевризского газоконденсатного месторождения. В 2006 году Омская область впервые вышла на объем добычи свыше одного млн. тонн нефти в год на Западно-Крапивинском месторождении, разработка которого ведется с 2001 года. На Тевризском газоконденсатном месторождении в 2006 году реализован проект по бурению и вводу в эксплуатацию скважины N 110, что позволило увеличить ежесуточную добычу природного газа в 2 раза.

Одним из направлений политики Правительства Омской области является стимулирование инновационной активности, коммерциализации научных разработок и их внедрения в промышленное производство. Постановлением Правительства Омской области от 11 апреля 2007 года N 43-п утверждена Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года, ориентированная на создание условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, развитие научно-технического потенциала Омской области и выпуск наукоемкой продукции.

В течение 2006 - 2008 годов агропромышленный комплекс Омской области сохранял устойчивые темпы развития. По объемам производства основных видов сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, молоко) Омская область входит в число 10 лидирующих регионов страны. Ежегодно обеспечивался значительный прирост производства продукции на душу населения, положительный финансовый результат работы отрасли, увеличивалась доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций.

Вместе с тем имеется ряд нерешенных проблем, замедляющих темпы развития сельского хозяйства. Остается недостаточным уровень структурно-технологической модернизации отрасли, обновления производственных фондов, в 2008 году сократился объем инвестиций. Сохраняются диспаритет цен на основные потребляемые отраслью ресурсы и производимую продукцию, диспропорция в структуре потребительских цен на молочную продукцию, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем заработной платы и качества жизни в сельской местности.

Интенсификации развития секторов экономики способствовал высокий уровень инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал Омской области за период 2006 - 2008 годов вырос в сопоставимых ценах на 35,7 процента.

Рост инвестиций обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых производств, животноводческих комплексов в муниципальных районах Омской области, объектов социально-бытовой инфраструктуры, в том числе самого крупного за Уралом спортивного комплекса "Арена - Омск", строительства и реконструкции автомобильных дорог, реконструкции железнодорожных вокзалов станции "Омск - Пассажирский" и в г. Исилькуле, Иртышской набережной в г. Омске, железнодорожного моста через реку Иртыш в г. Омске, модернизации тепловых и водопроводных сетей, строительства газораспределительных сетей, ввода в эксплуатацию линии электропередач "Барабинск Таврическая", подстанции "Весенняя", завода колесных пар на станции "Иртышская" (Нововаршавского района), заводов по производству пассажирских лифтов, глубокой переработке древесины, завода по производству стеновых и перегородочных блоков из автоклавного ячеистого бетона в г. Омске, газопровода-отвода р.п. Саргатское - с. Ингалы Большереченского района.

Кроме того, в 2006 - 2008 годах осуществлялось вложение инвестиций в рамках реализации ряда крупных инвестиционных проектов по модернизации и расширению производства организаций нефтехимического комплекса, пищевой промышленности региона. Начато создание стекольных производств, комплекса предприятий по переработке и использованию золошлаковых отходов омских ТЭЦ.

Важным фактором роста экономики является расширение и оптимизация внешнеэкономических связей Омской области. Поддержка Правительства Омской области и статус приграничного региона способствовали активному сотрудничеству Омской области с зарубежными партнерами, такими как: Республика Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Украина, Китай, Венгрия, США, Польша, Канада, Словакия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Финляндия.

Практически в 2 раза увеличилась доля продукции машиностроения в региональном экспорте, расширилась номенклатура экспортируемой продукции. Импортные поставки, основу которых составляет оборудование ведущих мировых производителей, позволяют формировать в регионе высокотехнологичные и конкурентоспособные производства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»