РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 марта 2009 года N 27-рп
О программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089:
1. Одобрить прилагаемый проект ведомственной целевой программы "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год" (далее - Программа).
2. Определить Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - Главное управление) уполномоченным органом исполнительной власти Омской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по реализации Программы.
3. Направить Программу в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
4. Министерству финансов Омской области при подготовке проекта закона Омской области "О внесении изменений в Закон Омской области "Об областном бюджете на 2009 год" обеспечить внесение изменений, необходимых для реализации Программы, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Главному управлению Законом Омской области "Об областном бюджете на 2009 год".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Е.М. Вдовина.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Проект ведомственной целевой программы
"Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда
Омской области на 2009 год"
Наименование | Главное управление государственной службы занятости |
Наименование | Ведомственная целевая программа "Программа |
Основание для | |
Срок реализации | 2009 год |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению негативных |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда |
Основные | 1. Опережающее профессиональное обучение работников |
Объемы и источники | Общий объем финансирования Программы в 2009 году - |
Целевой индикатор | Уровень регистрируемой безработицы |
Непосредственные | Прохождение профессиональной переподготовки |
Ожидаемые конечные | Уровень регистрируемой безработицы (не выше 1,9 |
1. Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Омской области.
2. Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
3. Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;
2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
4. В Омской области за период с 2005 года по 2008 год отмечено улучшение основных макроэкономических показателей.
По данным Министерства экономики Омской области прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие Омской области, за четыре года (с учетом оценки 2007 и 2008 годов) составил 12,1 процента. Прирост объемов промышленного производства за этот же период составил 44,2 процента. Объем производства в сельском хозяйстве вырос на 1,7 процента в сопоставимых ценах. Возрастает экономическая и социальная роль малого бизнеса (доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта увеличилась с 7,5 процента в 2005 году до 10,2 процента в 2008 году).
Во втором полугодии 2008 года положительная динамика макроэкономических показателей, наблюдавшаяся в Омской области, сменилась замедлением темпов роста, что связано с влиянием негативных факторов, вызванных последствием мирового финансового кризиса. В результате, по данным Министерства экономики Омской области, прирост объемов промышленного производства в 2008 году оценивается только на уровне 3,5 процента к показателю 2007 года (в первом полугодии 2008 года индекс промышленного производства составил 108,5 процента к январю - июню 2007 года). Отрицательное влияние на общую динамику указанного показателя оказало снижение объемов выпускаемой продукции в обрабатывающих производствах по таким видам экономической деятельности, как: производство пищевых продуктов, химическое производство, производство строительных материалов, производство резиновых и пластмассовых изделий.
Объем сельскохозяйственного производства по итогам 2008 года снизился на 4,5 процента по сравнению с 2007 годом.
В 2009 году ожидаемый объем инвестиций в основной капитал и прирост промышленного производства составят 5 процентов к уровню 2008 года каждый, прирост продукции сельского хозяйства - 4 процента. Ожидается увеличение средней номинальной начисленной заработной платы работников организаций всех форм собственности на 15 процентов (16100 рублей).
Уровень занятости населения в Омской области за ноябрь 2007 года август 2008 года, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, составил 61,3 процента к общей численности населения в возрасте 15 - 72 лет.
Численность работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в 2008 году, соответствовала показателю 2007 года и составила 6 тысяч человек.
Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации (в крупных и средних организациях), за январь сентябрь 2008 года составила 1389 человек (0,3 процента от среднесписочной численности работников).
Начиная с четвертого квартала 2008 года наметились негативные тенденции развития ситуации на рынке труда Омской области.
Анализ данных, полученных в ходе еженедельного мониторинга планируемого увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (далее - мониторинг), по состоянию на 27 января 2009 года показывает:
1) 1070 организаций Омской области заявили о предстоящем увольнении 8,2 тысяч человек;
2) 15 организаций Омской области заявили о предстоящем массовом высвобождении 1,8 тысяч работников;
3) в период проведения мониторинга высвобождено 1288 человек;
4) численность работающих в режиме неполной занятости превысила 7 тысяч человек.
В структуре организаций, представивших информацию о планируемом увольнении работников, по видам экономической деятельности преобладают:
1) образовательные учреждения (39,3 процента);
2) учреждения сферы государственного управления и обеспечения безопасности (12,3 процента);
3) организации, предоставляющие коммунальные, социальные и персональные услуги (9,4 процента);
4) сельскохозяйственные организации и организации, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (7,3 процента);
5) обрабатывающие производства (5,9 процента);
6) учреждения здравоохранения (6,9 процента);
7) оптовая и розничная торговля (5,7 процента).
Ухудшение экономической ситуации в организациях Омской области привело к увеличению просроченной задолженности организаций по заработной плате, которая на 1 декабря 2008 года составила 52600 тысяч рублей (в 5,9 раза больше суммы задолженности по состоянию на 1 ноября 2008 года).
Регистрируемый рынок труда Омской области в 2008 году характеризовался следующими тенденциями.
Число обращений граждан в бюджетные учреждения службы занятости населения Омской области (далее - центры занятости) за содействием в трудоустройстве за 2008 год уменьшилось и составило 72,2 тысяч человек в сравнении с 73,2 тысяч человек в 2007 году.
В четвертом квартале 2008 года численность обратившихся в центры занятости за содействием в трудоустройстве выросла на 7 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, увеличилась с октября 2008 года по декабрь 2008 года на 36 процентов.
Уровень зарегистрированной безработицы по Омской области на конец 2008 года составляет 1,8 процента, что ниже показателей за 2005 (2,2 процента), 2006 (2,3 процента) годы и соответствует уровню 2007 года (1,8 процента).
Средняя продолжительность регистрируемой безработицы снизилась с 5,2 месяца в 2005 году до 3,7 месяца в 2008 году.
Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, на начало 2009 года составила 19 тысяч человек, что на 2,6 процента выше показателя на начало 2008 года.
Согласно прогнозу Главного управления, в 2009 году ожидается увеличение численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, до 78 тысяч человек (2005 год - 70 тысяч человек, 2006 год - 75 тысяч человек, 2007 год - 73 тысячи человек).
При этом в 2009 году в структурном составе обращающихся за содействием в трудоустройстве граждан увеличится до 20 процентов доля граждан, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников (в 2007 - 2008 годах - 8 процентов).
Численность граждан, признанных в качестве безработных, в 2009 году составит 40,5 тысяч человек (2008 год - 38 тысяч человек).
Одновременно уменьшение емкости рынка вакантных рабочих мест ограничит возможности трудоустройства граждан, ищущих работу, что потребует принятия дополнительных мер по регулированию рынка труда Омской области.
Уровень зарегистрированной безработицы в 2009 году составит 1,9 процента (от численности экономически активного населения 1026 тысяч человек).
Численность занятых в экономике Омской области в 2009 году составит 943 тысячи человек. Данные показатели представлены в балансе рабочих мест в Омской области на 2009 год и прогнозе трудовых ресурсов в Омской области на 2009 год (приложение N 1 к настоящей Программе).
5. Программа не дублирует мероприятия иных областных целевых программ и ведомственных целевых программ.
В настоящее время в Омской области действует ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Омской области" на 2008 - 2010 годы, утвержденная приказом Главного управления от 2 апреля 2008 года N 15-п (далее - ВЦП).
В рамках ВЦП осуществляется финансирование мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, а в соответствии с Программой - мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой массового увольнения.
В соответствии с ВЦП источником образования средств на организацию общественных работ и содействие самозанятости безработных граждан является субвенция, предоставляемая областному бюджету из Федерального фонда компенсаций, в соответствии с Программой - субсидия федерального бюджета, средства бюджета Омской области, средства бюджетов муниципальных образований Омской области, средства работодателей.
Расходование указанных средств ВЦП в части организации и финансирования проведения общественных работ осуществляется на предоставление гражданам материальной поддержки, компенсации затрат на оплату банковских услуг и информирование, в то время как целевым назначением финансирования соответствующего мероприятия Программы является частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату.
В соответствии с ВЦП финансирование мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан осуществляется на оплату расходов безработного гражданина, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной продукции, изготовление печатей и штампов, оплату затрат на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в соответствии с Программой - на выплату годового размера пособия по безработице, причитающегося безработному гражданину, на открытие собственного дела.
Сравнительная таблица показателей реализации Программы и ВЦП (в 2009 году) приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
В рамках ВЦП в течение 2009 года предполагается оказать государственные услуги в области содействия занятости населения не менее 100 тысяч человек, трудоустроить 48 тысяч граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (62 процента от численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве).
6. Основная потребность в кадрах для реализации в Омской области крупных инвестиционных проектов на 2009 год представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.
В 2009 году потребность в кадрах для реализации крупных инвестиционных проектов составляет более 6 тысяч работников. Будет наблюдаться потребность в кадрах инженерно-технического состава, рабочих профессий: станочники, мастера и слесари контрольно-измерительных приборов, электрокарщики, аккумуляторщики, транспортировщики шихты, слесари-ремонтники, монтажники, сварщики, машинисты подвижного оборудования, механизаторы производства.
7. Программа включает мероприятия по следующим направлениям:
1) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
2) организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения;
3) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;