11.1. Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах (B1)
Анализ исходного состояния
Планирование областного бюджета осуществляется индексным методом. Ежегодно при расчете предполагаемых объемов бюджетных ассигнований соответствующие данные за отчетный период подвергаются прямой индексации: заработная плата повышается исходя из ее уровня, задаваемого федеральными органами исполнительной власти; коммунальные услуги рассчитываются исходя из прогноза повышения тарифов и т.д.
Расчет потребности в бюджетных расходах на основании фактически предоставляемых государственными учреждениями Омской области бюджетных услуг не осуществляется.
До настоящего времени в Омской области не существовало единого системного перечня бюджетных услуг, предоставление которых должно осуществляться на территории Омской области за счет средств областного бюджета с привязкой каждой услуги к конкретному результату.
В целях обеспечения реализации на территории Омской области принципов бюджетирования, ориентированного на результат, принято постановление Правительства Омской области от 26 октября 2005 года N 115-п "О предоставлении бюджетных услуг населению Омской области". Указанным постановлением утверждены:
1) правила проведения мониторинга нормативных правовых актов, устанавливающих требования к бюджетным услугам, предоставляемым на территории Омской области;
2) правила проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении.
Отраслевыми органами исполнительной власти Омской области (Министерство культуры Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области) подготовлены перечни бюджетных услуг, утвержденные правовыми актами органов исполнительной власти Омской области. На основании перечня бюджетных услуг проведена оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, социальной защиты населения и фактически предоставленных бюджетных услуг за последние три отчетных года.
Формирование перечней осуществлялось при анализе существующего положения, то есть на основе систематизации услуг каждого государственного учреждения Омской области, предоставляющего данные услуги. Перечень бюджетных услуг представляет собой список, содержащий в себе услуги, которые действительно предоставляются государственными учреждениями Омской области. Каждая услуга имеет четкое описание, не допускающее неоднозначности трактовки.
Наличие перечня бюджетных услуг с указанием финансовых нормативов затрат по каждой из них, наличие стандарта качества каждой услуги позволит обозначить приоритеты расходования средств областного бюджета. Таким образом, у органов исполнительной власти Омской области появится возможность анализировать достаточность перечня предоставляемых бюджетных услуг, возможность исключения не востребованных населением Омской области бюджетных услуг, возможность внесения в перечень необходимых, но ранее не предоставлявшихся услуг.
В 2006 году создана межотраслевая комиссия по модернизации системы образования Омской области в части перевода образовательных учреждений на нормативное финансирование и разработке отраслевой системы оплаты труда. Омская область в числе 20 регионов принимает участие в конкурсе по модернизации системы образования, проводимом Министерством образования Российской Федерации.
План реформирования
На первом этапе реализации мероприятий Концепции работа по формированию рынка бюджетных услуг Омской области будет продолжена. Целью данной работы является изменение системы бюджетного планирования.
Первая ступень: проведение оценки достаточности и обоснованности перечней бюджетных услуг, представленных органами исполнительной власти Омской области. Проводить оценку предполагается путем привлечения независимых экспертов и социологов.
Вторая ступень: проведение органами исполнительной власти Омской области ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг.
На втором этапе предполагается практическая реализация планирования расходов на основании потребности населения Омской области в бюджетных услугах и анализ ее результатов.
Первая ступень: включение в первую часть доклада субъекта бюджетного планирования обязательного отчета о результатах оценки потребности населения Омской области в бюджетных услугах и фактический учет данной потребности при формировании соответствующих расходов областного бюджета на очередной финансовый год.
Вторая ступень: на основании паспорта бюджетного учреждения Омской области установить нормативы затрат на оказание конкретным государственным учреждением Омской области бюджетных услуг населению Омской области. Субъекту бюджетного планирования осуществить сводный расчет потребности в финансовых средствах на предоставление бюджетных услуг подведомственными государственными учреждениями Омской области.
Третья ступень: формирование проекта областного бюджета на очередной финансовый год на основании утвержденного перечня бюджетных услуг субъекта бюджетного планирования с учетом обоснованных нормативов затрат на их предоставление.
Альтернативы
Альтернативой в системе планирования расходов бюджета на основе потребности населения в предоставлении бюджетных услуг может быть сохранение практики бюджетного планирования частично индексным, частично нормативным методом. Социально значимые бюджетные услуги рассчитывать нормативным методом, а в сферах, где применение понятия "бюджетная услуга" по тем или иным причинам затруднено, продолжать применять индексный метод либо осуществлять перевод расходов в ведомственные целевые программы.
Риски
При переходе на новую систему бюджетного планирования возможен риск неполного охвата потребностей населения Омской области в бюджетных услугах, и как следствие, в течение финансового года может возникнуть необходимость увеличения расходов областного бюджета на оказание всех значимых для населения бюджетных услуг.
Другим риском применения новых методов бюджетного планирования может стать неверная трактовка результатов социологических исследований, демонстрирующих результаты предоставления населению Омской области бюджетных услуг. В итоге, при планировании областного бюджета на очередной финансовый год может произойти распределение расходных обязательств, не отвечающее реальным запросам населения Омской области. В результате возможно возникновение социальной напряженности в обществе.