Действующий

О Концепции реформирования региональных финансов Омской области



11.2. Установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг (B2)


Анализ исходного состояния

На сегодняшний момент анализ бюджетного законодательства показал отсутствие установленных стандартов качества предоставления бюджетных услуг. В ходе подготовки перечней бюджетных услуг отдельными органами исполнительной власти Омской области (обеспечивающими предоставление бюджетных услуг социального характера) была начата разработка нормативов затрат на предоставление каждой отдельно взятой бюджетной услуги и стандартов качества их предоставления. Проведенная работа еще раз подтвердила необходимость наличия федеральных параметров определения таких стандартов качества. Без взаимосвязи бюджетных услуг и нормативов затрат на их оказание с установленными стандартами качества предоставления таких бюджетных услуг невозможно проводить оценку результативности бюджетных расходов и достаточности мер социальной направленности.

Стандарты качества предоставления бюджетной услуги позволят определить нормативы затрат на их предоставление, ниже которых оказание бюджетной услуги будет неэффективным. Таким образом, установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг позволит обеспечить направление средств областного бюджета на репрезентативный перечень бюджетных услуг.

План реформирования

На первом этапе предполагается проработка и утверждение стандартов качества предоставления социально значимых бюджетных услуг.

Первая ступень: создание рабочей группы из представителей органов исполнительной власти Омской области по разработке единой методологии оценки качества предоставления социально значимых бюджетных услуг.

Вторая ступень: создание примерных стандартов качества предоставления социально значимых бюджетных услуг в соответствии с уточненным перечнем данных услуг и нормативами затрат на их предоставление. Обсуждение указанных примерных стандартов качества на заседании рабочей группы.

Третья ступень: утверждение стандартов качества предоставления социально значимых бюджетных услуг.

На втором этапе предполагается анализ результатов установления стандартов качества предоставления социально значимых бюджетных услуг.

Первая ступень: разработка предложений о подготовке порядка оценки соответствия качества предоставления бюджетных услуг установленным стандартам. Рассмотрение предложений на заседании рабочей группы. Организация проведения социологических исследований.

Вторая ступень: на основании рассмотрения вышеуказанных предложений, данных социального опроса населения Омской области делается вывод о результатах первого года применения нормативного метода планирования бюджетных расходов. Направление соответствующего информационного письма на имя Председателя Правительства Омской области.

Третья ступень: на основании результатов применения нормативного метода планирования бюджетных расходов осуществляется разработка и утверждение порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества.

Четвертая ступень: итоги ежегодно проводимой оценки эффективности работы бюджетных учреждений опубликовываются в областных средствах массовой информации и размещаются на сайте Правительства Омской области.

Альтернативы

Оценка соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным стандартам заменяется аудитом эффективности производимых расходов на основании определенных нормативов затрат данных расходов. Критериями аудита эффективности могут выступать как целевое расходование средств областного бюджета, так и достижение поставленных в докладах о результатах и направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования целей и задач. При этом цели и задачи не соответствуют определенным предельным значениям эффективности бюджетной услуги, а их реализация будет оцениваться на основании количественно измеримых данных. Недостатком данного способа является его высокая затратность и трудоемкость.

Риски

При установлении стандартов качества предоставления бюджетных услуг возможны следующие виды рисков:

1) внешний - нерепрезентативная выборка при проведении социологического исследования приведет к неверной оценке фактического качества предоставления бюджетных услуг в Омской области, что, в свою очередь, отразится на диверсификации бюджетных расходов в очередном финансовом периоде, а в среднесрочном периоде реально снизит объем и качество предоставления отдельных бюджетных услуг населению Омской области;

2) внутренний:

- утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг Омской области, не отвечающих реальным потребностям населения Омской области;

- ошибки при определении порядка проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным стандартам приведут к снижению эффективности бюджетных расходов в среднесрочном периоде.