12.3. Формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам (H3)
Анализ исходного состояния
В соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливаются общие условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований Омской области. Дополнительные условия устанавливаются Правительством Омской области: это условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов.
Порядок предоставления местным бюджетам бюджетных кредитов и их возврата утвержден постановлением Правительства Омской области от 28 декабря 2005 года N 143-п "О Порядке предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета".
Принятие Правительством Омской области Порядка предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов обусловлено необходимостью унификации процедуры предоставления либо отказа в предоставлении бюджетных кредитов, а также в целях уточнения процедуры возврата бюджетного кредита.
Применение вышеуказанного Порядка позволило свести к минимуму субъективную составляющую при принятии решения о выдаче либо отказе в выдаче кредита, а также позволило потенциальным кредитополучателям заранее оценить саму возможность получения бюджетного кредита, выдаваемого исключительно в ситуации возникновения временного кассового разрыва и на ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Бюджетный кредит предоставляется из областного бюджета муниципальному образованию Омской области на основании письменного обращения главы муниципального образования Омской области. Министерство финансов на основе финансово-экономического анализа состояния местного бюджета принимает решение о предоставлении или непредставлении бюджетного кредита.
Приложением к Порядку предоставления использования и возврата бюджетных кредитов местным бюджетам из областного бюджета является формализованный расчет объема потребности муниципального образования Омской области в бюджетном кредите.
Основанием для отказа может служить либо вероятность нарушения бюджетного законодательства в случае выдачи кредита, либо наличие просроченной задолженности муниципального образования Омской области по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
Бюджетный кредит выдается в объеме, не превышающем расчетную величину кассового разрыва исполнения местного бюджета в пределах остатка лимитов бюджетных ассигнований областного бюджета, предусмотренных на данные цели.
За пользование кредитом кредитополучатель уплачивает проценты в размере, определенном Законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Министерство финансов ведет учет выданных кредитов и осуществляет контроль за их целевым использованием, а также за своевременным возвратом основной суммы долга и полнотой уплаты процентов за пользование кредитом.
План реформирования
На первом этапе необходимо произвести оценку фактических кассовых разрывов по муниципальным образованиям Омской области, возникших в ходе исполнения их бюджетов за последние три отчетных года. Публикация в сети Интернет итогов проведенной оценки, а также информации об объемах предоставленных в 2006 году бюджетных кредитов в разрезе муниципальных образований Омской области помесячно.
Вторым этапом реализации мероприятий по формализации процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам является утверждение формализованной методики расчета распределения бюджетных кредитов на покрытие временного кассового разрыва и введение правила публикации в средствах массовой информации и сети Интернет данных о наличии кассовых разрывов и объемах предоставленных бюджетных кредитов в разрезе муниципальных образований Омской области ежемесячно.
В результате предполагается обеспечить отсутствие просроченной задолженности по предоставленным бюджетным кредитам.
Альтернативы
Повышение качества планирования местных бюджетов, что позволит отказаться от такой формы межбюджетных трансфертов, как бюджетный кредит. С другой стороны, стимулирующая методика распределения средств финансовой помощи из областного бюджета, основанная на утвержденных стандартах качества предоставления бюджетных услуг, позволит предупреждать возникновение кассовых разрывов местных бюджетов и приведет к постепенному отказу от практики предоставления бюджетных кредитов.
Риски
Возникновение кассовых разрывов местных бюджетов может быть вызвано причинами, не связанными с качеством планирования местных и областного бюджетов. В этом случае, учитывая невозможность предоставления дополнительной финансовой помощи из областного бюджета, предоставление бюджетных кредитов будет единственным способом обеспечения исполнения органами местного самоуправления Омской области расходных обязательств, а следовательно, формализованная методика расчета распределения бюджетных кредитов применяться не будет. Таким образом, риск возникновения просроченной задолженности по бюджетным кредитам резко возрастает.