Действующий

О Концепции реформирования региональных финансов Омской области



12.5. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении
объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения (D1)


Анализ исходного состояния

Управление жилищно-коммунальным хозяйством является одним из самых важных аспектов управления региональными финансами. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления жилищно-коммунальных услуг является вопросом местного значения. Омская область осуществляет предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Предоставление населению субсидий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Методика предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг определена Указом Губернатора Омской области от 27 декабря 2004 года N 241 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Омской области".

Сумма предоставленных субсидий населению области на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2003 году составила 381,4 млн. рублей, в 2004 году - 476,1 млн. рублей.

С 2005 года при формировании проекта областного бюджета средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, предусматриваются в виде субвенций местным бюджетам в размере 100 процентов от расчетной потребности.

Органами местного самоуправления Омской области установлен порядок перечисления субсидий на персонифицированные счета граждан и в течение 2005 года осуществлен переход к предоставлению субсидий с использованием персонифицированных социальных счетов. С 2006 года перечисление субсидий в полном объеме производится на персонифицированные счета граждан, использование которых позволило усовершенствовать механизм предоставления субсидий и повысить прозрачность учета.

Ежегодная оценка потребности в финансировании и фактических расходов на предоставление субсидий проводится отдельно по видам жилищно-коммунальных услуг. Такой учет (форма 22-ЖКХ (субсидии)) является основой при планировании финансовых затрат на очередной финансовый год.

В результате использования персонифицированных социальных счетов, несмотря на установление 100-процентного уровня оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг, сумма предоставленных субсидий в 2005 году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 22 процента и составила 368,6 млн. рублей.

Возможность использования субвенций муниципальными образованиями Омской области в случае их экономии на другие направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства в Омской области законодательно не утверждена.

По состоянию на 1 июля 2006 года средний сложившийся по муниципальным образованиям Омской области уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги составляет 94 процента, фактический уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг - 78,3 процента.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой является оптимизация и формализация расходов бюджета Омской области на субсидирование жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, усиление адресности социальной поддержки отдельных нуждающихся групп населения при оплате ими жилья и коммунальных услуг.

План реформирования

Для решения проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо повышение инвестиционной привлекательности отрасли, ликвидация ее убыточности, формирование конкурентных отношений как основного пути повышения эффективности комплекса. Обеспечение перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса предполагает использование программно-целевого метода, что позволит производить эффективную оценку соответствия полученных результатов затраченным ресурсам.

На первом этапе реформирования региональных финансов планируется проведение оценки действующих бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства за последние три отчетных года. В ходе проведения оценки будет собрана информация по следующим показателям:

- установленный уровень возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;

- фактический уровень возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;

- установленная максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- сумма начисленных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- сумма предоставленных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

На втором этапе предполагается утверждение методики предоставления субвенций муниципальным образованиям на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из 100-процентного уровня платежей граждан. Кроме того, планируется утверждение возможности использования субвенций муниципальными образованиями Омской области в случае экономии полученных субвенций на другие направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства. На данном этапе предполагается также провести мероприятия по обеспечению публикации в средствах массовой информации и сети Интернет установленного, фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию Омской области.

Альтернативы

Альтернативные способы решения проблемы отсутствуют, поскольку недостаток мер по упорядочиванию предоставления субвенций местным бюджетам приведет к дальнейшему росту неэффективных расходов.

Риски

Основным риском является то, что дальнейший рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги приведет к увеличению числа граждан, не оплачивающих коммунальные услуги. Кроме того, постоянный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и недостаточная разъяснительная работа могут привести к социальной напряженности среди населения Омской области.

Также риском является установление неоптимального соотношения между повышением уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и повышением качества их предоставления.