РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 октября 2005 года N 288-р
О Концепции реформирования региональных финансов Омской области
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании распоряжения
Губернатора Омской области от 13 ноября 2006 года N 306-р
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", руководствуясь приказами Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 года N 223 "О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов", от 18 августа 2005 года N 209 "О проведении в 2005 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов", в целях активизации процесса финансового оздоровления и осуществления реформы бюджетного процесса в Омской области:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию реформирования региональных финансов Омской области.
2. Контроль за реализацией Концепции реформирования региональных финансов Омской области возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра финансов Омской области Н.К. Фролову.
Губернатор Омской области
Л.К. Полежаев
Концепция
реформирования региональных финансов Омской области
Концепция разработана с учетом основных направлений реформирования системы управления финансами в целях осуществления реформы бюджетного процесса в Омской области.
Концепция разработана органами государственной власти Омской области, представители которой входят в состав рабочей группы, созданной в соответствии с распоряжением Губернатора Омской области от 6 апреля 2005 года N 79-р "О создании рабочей группы по подготовке заявки Омской области на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов". Ответственным разработчиком и исполнителем Концепции является Министерство финансов Омской области.
Правительство Омской области ежегодно представляет в Законодательное Собрание Омской области отчет о выполнении мероприятий Концепции.
Концепция является составной частью заявки Омской области для участия в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Омская область расположена на юге Западно-Сибирской равнины и граничит с Тюменской, Томской и Новосибирской областями, Республикой Казахстан. Занимает площадь 141,1 тыс. кв.км. Территория Омской области простирается с севера на юг более чем на 600 км, с запада на восток - на 300 км. Расстояние от г. Москвы до г. Омска - 2555 км.
Численность населения Омской области на 1 января 2005 года - 2046,6 тыс. человек. Плотность населения - 14,5 человека на 1 кв.км. Доля городского населения в общей численности населения - 69 процентов. Возрастная структура населения: в трудоспособном возрасте - 63,8 процента, моложе трудоспособного - 17,5 процента, старше трудоспособного - 18,9 процента.
Этнический состав: русские - 83,5 процента, казахи - 3,9 процента, немцы - 3,7 процента, украинцы - 3,7 процента, татары - 2,3 процента, другие национальности - 2,9 процента.
Крупные населенные пункты: административный центр - г. Омск (1142,8 тыс. человек), г. Исилькуль (26,4 тыс. человек), г. Тара (27 тыс. человек), г. Калачинск (23,9 тыс. человек), г. Называевск (12,8 тыс. человек), г. Тюкалинск (12,2 тыс. человек).
Омская область имеет хорошо развитую сеть транспортных коммуникаций, включающую почти все виды транспорта: речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. Территорию Омской области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль.
Омская область располагает запасами нефти и газа, торфа, рудных песков, циркония и титана, строительных материалов (кирпичного и керамзитового сырья, песков), минеральных смесей, сапропеля, лечебных грязей.
В настоящее время в Омской области сосредоточены крупные промышленные организации нефтепереработки, химии и нефтехимии, машиностроения, электроэнергетики, агропромышленного комплекса, обладающие значительным и во многом уникальным производственным потенциалом, развивается торговля и предпринимательство, набирает обороты международное сотрудничество.
1. Конкурентные преимущества Омской области
Омская область не подпадает под основные понятия, характерные для сибирского региона. Экономика области имеет не сырьевую направленность, в ее основе обрабатывающий сектор, что нетипично для Сибири. Мощным локомотивом развития является промышленность.
Наиболее конкурентоспособны такие отрасли, как: экспортоориентированная химическая и нефтехимическая промышленность, нефтепереработка, инновационное машиностроение, пищевая промышленность, опирающаяся на расширение потребительского спроса. Легкая, лесная промышленность, строительный комплекс обладают большим потенциалом для дальнейшего развития.
Определенным потенциалом развития обладает агропромышленный комплекс области. Главный природный ресурс Омской области - земли сельскохозяйственного назначения с их относительно высоким инфраструктурным обустройством. Осуществление сельскохозяйственного производства осложняется суровыми климатическими условиями Сибири. В связи с этим необходимо селекционирование сортов пшеницы, кормовых и других культур, адаптированных к местным природно-климатическим условиям, а также внедрение соответствующей агрокультуры. В то же время развитию сельскохозяйственного производства благоприятствует распределение населения Омской области между городом и деревней (0,56 : 0,44).
На территории Омского Прииртышья выявлено 17 видов полезных ископаемых: кирпичные и керамзитовые глины, пески, торф, сапропели, бентониты, известковое сырье, минеральные соли и лечебные грязи, термальные и минеральные воды. В 2001 году начато освоение южной части Крапивинского месторождения нефти, ведется его промышленная разработка. Продолжаются работы по обустройству Тевризского газоконденсатного месторождения. За счет природного газа, добытого на нем, газифицированы три северных района области (всего газифицировано 22 района из 32), нефть направляется на промышленную переработку.
Существенным вкладом в развитие экономики может стать вовлечение в промышленное освоение Тарской циркон-ильменитовой россыпи. В настоящее время там ведутся поисково-оценочные работы и опытная добыча.
2. Социально-экономические показатели развития
Количественный рост основных макроэкономических индикаторов экономики Омской области опережает динамику общероссийских показателей. С 2003 по 2005 год в рейтинге регионов России Омская область по абсолютной величине промышленного производства переместилась с 39 на 37 место, по инвестициям в основной капитал - с 31 на 22 место, по размерам средней заработной платы - с 40 на 37 место.
В Омской области за период с 2003 по 2005 год отмечено значительное улучшение всех основных макроэкономических показателей. Прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие Омской области, за три года составил по оценке более 50 процентов в сопоставимых ценах, что существенно выше общероссийской динамики - 22 процента. Объем валового регионального продукта Омской области в расчете на душу населения за данный период увеличился более чем в 2,6 раза по сравнению с 2002 годом (в текущих ценах).
Активная инвестиционная политика, проводимая Правительством Омской области, позволила существенно улучшить инвестиционный климат в регионе, сделать его перспективным для вложения инвестиций как для российских, так и для иностранных инвесторов. Рейтинговым агентством "Мудис Интерфакс" в 2005 году Омской области присвоены долгосрочный кредитный рейтинг категории Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность относительно других российских заемщиков) и краткосрочный кредитный рейтинг RUS-1 (исключительно высокая кредитоспособность по краткосрочным обязательствам).
Объем инвестиций в основной капитал за период 2003-2005 годов по оценке вырос в сопоставимых ценах более чем на 78 процентов. По объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций Омская область стабильно входит в число десяти ведущих субъектов Российской Федерации. Высокий уровень инвестиционной активности способствовал интенсификации развития секторов экономики.
Происходит диверсификация географии внешней торговли. Особый импульс получило развитие внешнеэкономических связей с Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан. В г. Омске открыто Консульство Республики Казахстан. Взаимовыгодные отношения с этими странами уже сегодня чрезвычайно продуктивны. Статус приграничного региона также способствует активному сотрудничеству с зарубежными партнерами.
Возрастает экономическая и социальная роль малого бизнеса. Предприниматели активно осваивают инновационные производства, создавая фактически новые отрасли. Стимулирование, государственная поддержка именно этого сектора экономики позволяет эффективно решать проблемы занятости населения, снижения бедности, развития инноваций, сферы услуг.
Доля занятых в организациях малого предпринимательства составляет около 14 процентов от общего числа занятых в экономике Омской области, ими производится порядка 7 процентов валового выпуска товаров и услуг.
Показатель | Ед. измер. | 2003 | 2004 | 2005 (оценка) |
Валовой региональный продукт в | млн. руб. | 125697,1 | 210952,3 | 270000,0 |
в сопоставимых ценах | в процентах | 110,6 | 128,2 | 106,0 |
Валовой региональный продукт | рублей | 60811,4 | 102773,2 | 132346,5 |
Индекс промышленного | в процентах | 110,4 | 112,6 | 112,5 |
Продукция сельского хозяйства | млн. руб. | 26660,0 | 33150,0 | 39180,0 |
в сопоставимых ценах | в процентах | 100,1 | 101,8 | 102,0 |
Инвестиции в основной капитал | млн. руб. | 18931,6 | 22233,6 | 34307,6 |
в сопоставимых ценах | в процентах | 129,2 | 102,2 | 135,0 |
Оборот розничной торговли в | млн. руб. | 54124,7 | 66507,5 | 83402,5 |
в сопоставимых ценах | в процентах | 115,8 | 113,0 | 117,0 |
Объем платных услуг, предоставляемых населению Омской области в ценах соответствующих лет | млн. руб. | 15165,9 | 18410,0 | 23417,5 |
в сопоставимых ценах | в процентах | 106,4 | 109,0 | 106,0 |
Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м | 318,2 | 520,4 | 750,0 |
Индекс потребительских цен | декабрь в | 110,9 | 109,4 | 110,7 |
Среднемесячная номинальная | рублей | 4426,9 | 5482,5 | 7200,0 |
Реальные располагаемые | в процентах | 121,0 | 108,7 | 110,8 |
Численность населения Омской | в процентах | 21,0 | 17,6 | 14,0 |
В целом социально-экономическое развитие Омской области в текущем году более динамично, чем в 2004 году. Фиксируется рост в базовых отраслях экономики, и он выше, чем в среднем по стране. Крупные российские и иностранные инвесторы оценивают Омскую область как перспективный для инвестиционных вложений регион. Значительно возросла роль и активность Омской области на международной арене. Интегрирующие результаты экономического развития - показатели качества жизни населения - в этом году также имеют существенный рост.
Номинальные денежные доходы населения Омской области в июне 2005 года по сравнению с январем 2005 года выросли более чем на 2000 рублей (или на 42,5 процента) и составили 7004,6 рубля.
Темпы роста доходов населения Омской области значительно выше, чем инфляция. В результате реальные денежные доходы населения Омской области в июне 2005 года по отношению к июню 2004 года увеличились на 9,5 процента, что выше, чем в июне прошлого года (июнь 2004 года к июню 2003 года - на 7,3 процента).
Темпы роста потребительских цен в Омской области ниже среднероссийских (за исключением января 2005 года). В июне инфляция в Омской области составила 0,3 процента к майскому уровню, в среднем по России - 0,6 процента.
Возросла покупательная способность денежных доходов населения Омской области с 2,62 бюджета прожиточного минимума в первом полугодии 2004 года до 2,74 бюджета прожиточного минимума в первом полугодии 2005 года. Увеличение покупательной способности доходов поддерживается сохранением в Омской области самой низкой среди регионов Сибирского федерального округа стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (июнь 2005 года - 3850 рублей). Как следствие - за первые шесть месяцев текущего года оборот розничной торговли увеличился на 17 процентов.
Основным источником дохода для большинства жителей Омской области является заработная плата, средний размер которой в июне 2005 года по сравнению с январем 2005 года увеличился на 23,8 процента и достиг 7432,7 рублей. По отношению к июню 2004 года рост средней заработной платы - 29,8 процента. В этом году выше, чем в среднем по Омской области, рост заработной платы работников организаций социальной сферы, финансируемых из областного бюджета, которым уже дважды, с опережением установленных Правительством Российской Федерации сроков, повышалась оплата труда (на 33 процента).
По состоянию на 1 июля 2005 года общая сумма просроченной задолженности по заработной плате по сравнению с аналогичной датой 2004 года уменьшилась в 2 раза и составила 322,4 млн. рублей. Продолжается работа областной межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере защиты трудовых прав работников.
Правительством Омской области был задействован комплексный механизм, позволяющий реализовать наиболее эффективную политику государственной социальной поддержки населения Омской области. Сохранена основная часть действовавшей в прошлом году системы предоставления натуральных льгот, установлены ежемесячные денежные выплаты, которые осуществляются опережающим графиком. Приняты дополнительные меры адресной социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, членов многодетных семей, пенсионеров. В целом различные меры социальной поддержки получили более 1 млн. жителей области.
С 1 января 2005 года было увеличено пособие женщинам, вставшим на учет по беременности и родам в медицинских учреждениях, в 1,4 раза до уровня 640 рублей в месяц. Получателями пособия на конец первого полугодия 2005 года являются около 8 тысяч женщин. С 1 февраля 2005 года для многодетных семей, имеющих трое или четверо детей, за счет средств областного бюджета осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере 250 рублей на каждого ребенка, для семей, имеющих пять и более детей, - 500 рублей на каждого ребенка ежемесячно.
По итогам первых шести месяцев 2005 года темп роста промышленного производства в Омской области составил 112,2 процента к соответствующему периоду 2004 года, что выше, чем за первое полугодие прошлого года (110,6 процента) и в I квартале 2005 года (111 процентов).
В то же время в целом по России динамика промышленного производства значительно замедлилась по сравнению с 2004 годом (темп роста производства: первое полугодие 2005 года - 104 процента, первое полугодие 2004 года - 107,3 процента к соответствующему периоду предыдущего года).
Благоприятные для региона темпы развития в текстильном и швейном производстве (рост к первому полугодию 2004 года в 2,1 раза), обработке древесины и производстве изделий из дерева (на 60,7 процента), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 39,7 процента), пищевых продуктов (на 19,4 процента), резиновых и пластмассовых изделий (на 13,9 процента), машин (на 12,3 процента), химическом производстве (на 9,6 процента).
Положительно оцениваются итоги развития сельского хозяйства в 2005 году. В первом полугодии 2005 года объем производства сельскохозяйственной продукции сохранился на уровне первого полугодия 2004 года. Клин зерновых культур увеличен и доведен до 1990 тыс. га (в 2004 году - 1979 тыс. га). Большое внимание уделено кормовым культурам за счет сокращения площадей, занятых старовозрастными многолетними травами, увеличены площади посевов перспективных кормовых культур.
Повысилась продуктивность животных в молочном производстве, что позволило довести производство молока до уровня соответствующего периода 2004 года. В результате роста поголовья и продуктивности птицы увеличено производство яиц на 6,8 процента.