МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2004 года N 223
О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(с изменениями на 18 августа 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минфина России от 3 декабря 2010 года N 552
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минфина России от 18 августа 2005 года N 211.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 "Плана действий на 2004-2005 годы по реализации программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2003 года N 1934-р и в целях повышения эффективности и прозрачности формирования финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Департаменту межбюджетных отношений (Силуанов А.Г.):
- проводить комплексную оценку финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в обязательном порядке при подаче заявки на получение средств из Фонда реформирования региональных финансов;
- осуществлять оценку финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в течение месяца после получения заявки субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на участие в оценке финансового положения и качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования), но не ранее 1 мая каждого года;
- проводить оценку финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований только для муниципальных образований - столиц субъектов Российской Федерации, либо муниципальных образований с численностью населения не менее 200 тыс.человек.
3. Департаменту межбюджетных отношений (Силуанов А.Г.) осуществлять публикацию результатов комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на сайте Министерства финансов Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на директора Департамента межбюджетных отношений А.Г.Силуанова.
Министр
А.Л.Кудрин
МЕТОДИКА
оценки финансового положения и качества управления финансами
В основе Методики лежит система индикаторов, отражающих отдельные факторы финансового положения или качества управления финансами.
В качестве исходных данных для проведения оценки используются официальные статистические данные, финансовая отчетность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, информация и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Если для определения значения какого-либо индикатора финансового положения и качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципалитета) предоставленных исходных данных недостаточно, то по данному индикатору оцениваемый субъект Российской Федерации (муниципалитет) получает наихудшую оценку.
Оценка финансового положения и оценка качества управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципалитета) измеряются в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина финансового положения и качества управления финансами составляет 50 баллов.
Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае, если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то значение оценки индикатора (М) равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), то значение оценки равно 1.
Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:
где
- оценка по индикатору i;
- фактическое значение индикатора i;
- критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления финансами);
- критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления финансами).
В случае, если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления финансами), либо наихудшее значение равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами).
Для индикаторов установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень финансового положения и качество управления финансами.
Итоговая оценка финансового положения (качества управления финансами) определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:
где
- комплексная оценка финансового положения (качества управления финансами) субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
- оценка по индикатору i;
- удельный вес i-го индикатора.
Индикаторы оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории.
Ниже представлен сводный перечень индикаторов оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации.
N | наименование индикатора | удельный вес индикатора |
P1 | Обеспеченность расходов населения доходами | 1,000 |
P2 | Динамика реальных денежных доходов населения | 1,000 |
P3 | Динамика реального объема промышленного производства за последние три года | 1,450 |
P4 | Доля первоочередных расходов в расходах бюджета | 1,500 |
P5 | Доля капитальных вложений в расходах бюджета | 0,500 |
P6 | Зависимость бюджета от финансовой помощи | 1,000 |
P7 | Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений | 1,000 |
P8 | Изменение кредиторской задолженности по оплате труда | 1,000 |
P9 | Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда | 1,000 |
P10 | Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг | 1,000 |
P11 | Отношение долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета | 1,000 |
P12 | Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета | 0,750 |
P13 | Отношение внешнего долга к доходам бюджета | 0,300 |
P14 | Отношение объема выданных гарантий (поручительств) к доходам бюджета | 0,250 |
P15 | Отсутствие просроченных долговых обязательств | 0,500 |
P16 | Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации | 0,750 |
P17 | Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации | 0,750 |
P18 | Соблюдение ограничения на объем государственного долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации | 0,750 |
P19 | Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации | 0,750 |
P20 | Отношение дефицита к доходам бюджета | 1,000 |
P21 | Отношение тарифа на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей к тарифу для населения | 0,375 |
P22 | Отношение тарифа на теплоэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей к тарифу для населения | 0,375 |
P23 | Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета | 1,000 |
P24 | Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги | 0,750 |
P25 | Соблюдение рекомендуемой максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи | 0,750 |
P26 | Количество бюджетных учреждений обслуживаемых органами казначейства | 0,500 |
P27 | Исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета | 0,500 |
P28 | Ограничение предоставления бюджетных кредитов и субсидий предприятиям | 0,500 |
P29 | Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований | 0,750 |
P30 | Финансирование государственных расходных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям в объеме фактических расходов муниципальных образований на реализацию передаваемых полномочий | 0,750 |
P31 | Накопительный учет стоимости финансируемых из бюджета капитальных вложений | 0,500 |
P32 | Действующий официальный сайт (или раздел на сайте) финансового органа | 1,500 |
P33 | Проведение социологических опросов населения по вопросам, связанным с оказанием бюджетных услуг | 0,500 |
P34 | Перевод бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций | 1,000 |
P35 | Совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов | 0,500 |
P36 | Обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства | 0,500 |
P37 | Применение формализованных процедур планирования и осуществления бюджетных закупок | 1,000 |
P38 | Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах | 1,000 |
P39 | Установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг | 1,500 |
P40 | Формирование среднесрочных ведомственных программ расходов | 1,500 |
P41 | Повышение самостоятельности бюджетных учреждений | 0,500 |
P42 | Использование среднесрочного финансового планирования | 1,000 |
P43 | Внедрение процедур открытого конкурса на замещение государственных должностей | 1,000 |
P44 | Повышение квалификации государственных служащих на регулярной основе | 0,500 |
P45 | Сокращение бюджетных средств предоставляемых негосударственным организациям (за исключением организаций социальной сферы) | 0,500 |
P46 | Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения | 0,500 |
P47 | Перевод натуральных льгот в денежную форму на адресной основе | 0,500 |
P48 | Мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств | 1,000 |
P49 | Совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов | 0,500 |
P50 | Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет | 0,500 |
P51 | Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов | 1,000 |
P52 | Повышение деловой активности | 1,000 |
P53 | Организация учета объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и предоставление информации заинтересованным лицам | 0,500 |
P54 | Мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат субъектам Российской Федерации | 0,500 |
P55 | Внедрение формализованных процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования | 0,500 |
P56 | Формализация процедур предоставления гарантий | 0,500 |
P57 | Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетов | 1,000 |
P58 | Установление стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты (сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации) | 1,000 |
P59 | Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи | 1,500 |
P60 | Формализация процедуры оказания инвестиционной финансовой помощи | 1,000 |
P61 | Формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам | 1,000 |
P62 | Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований | 1,000 |