ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2005 года N 77-п
О Концепции развития земельных отношений в Омской области на 2005-2010 годы
(с изменениями на 25 октября 2006 г.)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Омской области от 15 марта 2006 г. N 26-п;
постановлением Правительства Омской области от 25 октября 2006 года N 127-п
____________________________________________________________________
В целях формирования единой государственной политики Омской области в сфере земельных отношений, на основании распоряжения Правительства Омской области от 24 января 2005 года N 10-рп "Об основных итогах работы Правительства Омской области в 2004 году и Плане действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2005 год" Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить:
1) Концепцию развития земельных отношений в Омской области на 2005-2010 годы (далее - Концепция) (приложение N 1);
2) перечень основных мероприятий по реализации Концепции (приложение N 2).
2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, руководителя Аппарата Губернатора Омской области А.В.Артемова.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Концепция
развития земельных отношений в Омской области на 2005-2010 годы
Настоящая Концепция развития земельных отношений в Омской области на 2005-2010 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи и приоритеты развития земельных отношений в Омской области, а также стратегию органов исполнительной власти Омской области по созданию благоприятных условий, обеспечивающих эффективное управление и развитие земельных отношений, во взаимодействии с иными уполномоченными в сфере регулирования земельных отношений органами власти на основе принципов земельного законодательства при соблюдении требований непрерывного, рационального и платного пользования земельными ресурсами, повышение доходов от их использования, а также сохранение их ресурсного, рекреационного и экологического потенциала.
По данным государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января 2005 года общая площадь земель в границах территории Омской области составляет 14114,0 тыс. га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения - 9530,8 тыс. га, земли поселений - 227,1 тыс. га, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 47,1 тыс. га, земли особо охраняемых территорий и объектов 0,6 тыс. га, земли лесного фонда - 3933,3 тыс. га, земли водного фонда - 144,4 тыс. га, земли запаса - 230,1 тыс. га.
Данные Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Омской области свидетельствуют о наличии определенной динамики поступления доходов от аренды и продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю (далее - государственные земельные участки) в областной и местные бюджеты. Так, по состоянию на 1 января 2004 года в областной и местные бюджеты поступило от аренды земельных участков - 225617,28 тыс. руб., от продажи земельных участков - 41262,26 тыс. руб. По состоянию на 1 января 2005 года эти показатели составили 273344,78 и 62115,42 тыс. руб. соответственно. Аналогичная динамика наблюдается и в отношении доходов от уплаты земельного налога. Так, если по сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Омской области по состоянию на 1 января 2004 года в областной и местные бюджеты поступило 654686 тыс. руб. земельного налога, то уже по состоянию на 1 января 2005 года этот показатель составил 1164125 тыс. руб.
Таким образом, земельный сектор играет важную роль в экономике Омской области и имеет существенное значение для социально-экономического развития Омской области.
Вместе с тем на территории Омской области еще недостаточно развит оборот земельных участков. Земельный рынок в Омской области по количеству и площади земельных участков функционирует в основном за счет передачи их в аренду. В ходе реализации распоряжения Губернатора Омской области от 30 декабря 2003 года N 700-р "Об утверждении Плана мероприятий по устранению недостатков в сфере регулирования земельных отношений на территории Омской области" удалось решить некоторые проблемы, возникающие при реализации земельных арендных отношений на территории Омской области. В то же время имеется ряд нерешенных проблем. Например, необходимо обеспечить заключение договоров аренды государственных земельных участков для размещения рекламных носителей, временных объектов (гаражи, погреба, огороды). Существуют и другие проблемы.
Недостаточным остается экономический эффект от использования государственных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения по краткосрочным договорам аренды (до 5 лет), поскольку это не решает вопросов восстановления земель, сохранения экологических систем, обеспечения способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Ежегодно по различным причинам не используются значительные площади земель, в том числе сельскохозяйственных угодий.
Показатели государственной отчетности по форме 3-зем "Сведения о сделках с землей", утвержденной постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 декабря 1993 года N 299 (далее - форма 3-зем), и данные совместного доклада Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области" о состоянии и использовании земель в Омской области в 2003 году свидетельствуют о том, что в Омской области недостаточно развита процедура предоставления государственных земельных участков на торгах (конкурсах или аукционах), что сказывается на доходной части областного и местных бюджетов.
Необходимо развивать на территории Омской области процесс купли-продажи земельных участков. В некоторых муниципальных образованиях Омской области сделки купли-продажи государственных земельных участков вообще не осуществляются. В ряде случаев купля-продажа государственных земельных участков осуществлялась органами местного самоуправления Омской области с превышением предоставленных им полномочий, в результате чего доходы от продажи таких земельных участков зачислялись не в тот уровень бюджетной системы. Все еще не соблюдаются нормы земельного законодательства, предусматривающие порядок продажи и аренды государственных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
В последние годы прервана систематичность в изучении свойств земельных ресурсов Омской области. Мониторинг земель направлен на отслеживание количественных, а не качественных показателей. Это привело к определенной утрате объективности информации о состоянии земельных ресурсов.
Большой проблемой является реализация заложенного в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принципа "единого объекта недвижимости".
В целях совершенствования оборота земельных участков в Омской области необходимо принятие органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области правовых актов в сфере регулирования земельных отношений, обеспечение информацией о правовой судьбе объектов недвижимости, расположенных на приватизируемых земельных участках, уполномоченных на распоряжение государственными земельными участками органов власти, оформление землеотводных документов на земельные участки, расположенные под отчуждаемыми зданиями, строениями и сооружениями.
Целью Концепции является определение методологии и системы правовых, организационно-управленческих, экономических мероприятий по изучению, сохранению, эффективному использованию и управлению земельными участками, необходимых для их вовлечения в хозяйственный оборот как объекта права собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве, создания условий для обеспечения стабильного оборота недвижимости, обеспечения высокой ликвидности земельного рынка в Омской области.
Концепция позволяет при разработке и реализации государственной политики Омской области в сфере регулирования земельных отношений решить следующие взаимосвязанные задачи:
- завершение процесса практического перехода к многообразию форм собственности на землю;
- создание условий для развития земельного рынка в Омской области, системы эффективного информационного обеспечения процессов управления земельными участками как недвижимым имуществом, принятие экологически безопасных, экономически и социально эффективных хозяйственных решений;
- совершенствование системы налоговых и неналоговых платежей за земельные участки;
- формирование собственности Омской области на земельные участки, развитие правовых и экономических основ оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- координация деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам;
- совершенствование научного и кадрового обеспечения развития земельных отношений в Омской области путем внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований, оказания содействия в переподготовке и повышении квалификации специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления Омской области, осуществляющих работу в сфере регулирования земельных отношений;
- совершенствование правовых основ регулирования земельных отношений.
Среди мероприятий, направленных на развитие земельных отношений в Омской области, важным является завершение процесса практического перехода к многообразию форм собственности на землю. Частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Вместе с тем созданные правовые механизмы приватизации земельных участков на территории Омской области недостаточно активизированы. Данные государственной отчетности по форме 3-зем свидетельствуют о том, что по состоянию на 1 января 2003 года в Омской области совершено 23 сделки по продаже земельных участков приватизированным предприятиям. По площади эти земли составили всего 10,16 га.
Необходимо провести мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы Омской области, а также мероприятия по информационному обеспечению рынка земли и иной недвижимости, что позволит обеспечить заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления Омской области, граждан и организации достоверной информацией о состоянии и тенденциях развития земельного рынка в Омской области, ценовой ситуации, другой информацией, необходимой для формирования эффективной земельной политики, развития различных форм собственности на землю и решения других вопросов в сфере регулирования земельных отношений. Это создаст благоприятные условия для развития процесса приватизации земельных участков в Омской области и реализации принципа "единого объекта недвижимости".
В последнее время недостаточное внимание уделяется созданию условий для развития земельного рынка в Омской области.
Анализ практики предоставления государственных земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории города Омска показывает, что сроки их предоставления в отдельных случаях доходят до одного года с момента поступления заявления заинтересованного лица. Процесс рассмотрения заявлений на предоставление государственных земельных участков обременен различными сборами за согласование в соответствующем органе власти.
В Омской области созданы недостаточные условия для вовлечения государственных земельных участков в хозяйственный оборот. Сегодня становится очевидным, что процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренды сталкивается с большим количеством сложностей объективного характера. В связи с этим можно прогнозировать, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами в Омской области не будет завершено к установленному законодательством сроку - 1 января 2006 года. Чтобы избежать этого, органам государственной власти Омской области и органам местного самоуправления Омской области необходимо организовать в средствах массовой информации информационно-разъяснительную работу по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество) следует осуществлять мониторинг деятельности органов местного самоуправления Омской области по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Земельным законодательством установлен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
За последние три года наблюдается систематический рост земельных платежей на территории Омской области, обусловленный в основном индексацией ставок земельного налога и размеров арендной платы за земельные участки.
В 2002 году коэффициент индексации составлял 2, в 2003 году - 1,8, в 2004 и 2005 годах - 1,1. При этом указанные коэффициенты не связаны с реальным уровнем и темпами развития экономики землепользователей, почвенно-климатическими условиями (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 15 марта 2006 г. N 26-п, - см. предыдущую редакцию).
Существующая в Омской области система установления размеров арендной платы за земельные участки является несовершенной. В результате отсутствия единых принципов определения базовых размеров арендной платы за государственные земельные участки в муниципальных образованиях Омской области широко распространена практика искусственного занижения размеров арендной платы, установления льготных категорий арендаторов, что сокращает доходы соответствующих уровней бюджетной системы от арендной платы за государственные земельные участки.
Поэтому необходимо реализовать на территории Омской области практику установления размеров арендной платы за государственные земельные участки на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в Омской области. Следует исключить случаи необоснованного установления категорий льготных арендаторов при аренде государственных земельных участков.
Органам местного самоуправления Омской области необходимо разработать правила землепользования и застройки муниципальных образований Омской области с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства, а также иные нормативные правовые акты, определяющие территориальное, правовое и экономическое зонирование, обеспечивающее дифференциацию стоимостных показателей ценности территорий.
Особое внимание вызывает ситуация в сфере налогообложения земельных участков. Необходимо принять незамедлительные меры, направленные на завершение государственной кадастровой оценки земель в Омской области.
Федеральным законом от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 31 "Земельный налог". Указанным Федеральным законом реализовано концептуальное положение, согласно которому земельный налог исчисляется на основе кадастровой стоимости земельных участков и устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, для перехода на новые принципы исчисления земельного налога необходимо завершить в Омской области государственную кадастровую оценку земель всех категорий и выполнить работы по подготовке сведений для начисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Всем уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления Омской области необходимо совместно решить актуальные проблемы финансирования работ по завершению государственной кадастровой оценки земель в Омской области, а также организовать работу по подготовке и подписанию соглашений об обмене информацией, необходимой для начисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков. Представительным органам местного самоуправления Омской области следует принять решения об определении ставок земельного налога, предусматривающие порядок и сроки уплаты данного налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Указанным Федеральным законом урегулированы основные аспекты и особенности сельскохозяйственного землепользования в рыночных условиях. В настоящее время должен быть проведен комплекс мероприятий по реализации его норм на практике.
Первая попытка практической реализации Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предпринята с принятием Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области". В указанный Закон, с учетом практики его реализации в течение 2004 года, в 2005 году необходимо внести соответствующие изменения.
В целях сохранения управления наиболее продуктивными землями сельскохозяйственного назначения необходимо разрабатывать правовые и экономические механизмы, способные упорядочить оборот земель сельскохозяйственного назначения в Омской области. Запланирована разработка проекта правового акта Правительства Омской области об утверждении перечня земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных в соответствии с федеральным законом к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в том числе сельскохозяйственным угодьям опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также сельскохозяйственным угодьям, кадастровая стоимость которых существенно (на пятьдесят и более процентов) превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), использование которых для других целей не допускается.
Требуют особого внимания вопросы управления и распоряжения фондом перераспределения земель, созданным в муниципальных образованиях Омской области в составе земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в настоящее время этому вопросу не уделяется должного внимания. Например, по сведениям Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области на 1 января 2002 года в муниципальных образованиях Омской области в составе земель сельскохозяйственного назначения сформирован фонд перераспределения земель в размере 805421,0 га. В то же время анализ показателей вовлечения указанных земельных участков в хозяйственный оборот свидетельствует о том, что только 287094,0 га переданы в аренду.
Запланировано ежегодное проведение землеустроительных работ по формированию государственных земельных участков, подлежащих отнесению к собственности Омской области в процессе разграничения государственной собственности на землю.