ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 января 2005 г. N 10-рп

Об основных итогах работы Правительства Омской области в 2004 году и Плане действий
Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2005 год

(с изменениями на 30 ноября 2005 г.)

_____________________________________________________                                               
     Документ с изменениями, внесенными:    
     постановлением Правительства Омской области от 30 ноября 2005 г. N 125-п

_____________________________________________________  


1. Принять к сведению информацию об основных итогах работы Правительства Омской области в 2004 году (приложение N 1).

2. Утвердить прилагаемый План действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2005 год (далее - План действий) (приложение N 2).

3. Руководителям органов исполнительной власти Омской области представлять ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Омской области информацию о ходе исполнения Плана действий.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра экономики Омской области Е.М. Вдовина.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев


Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Омской области
от 24 января 2005 г. N 10-рп

Информация
об основных итогах работы Правительства Омской области в 2004 году

Общие результаты социально-экономического развития Омской области в отчетном году можно считать положительными. По многим показателям они оказались заметно выше не только нормативных значений, учтенных в расчетном прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2004 год и принятых в Плане действий Правительства Омской области на 2004 год, но и уровня, достигнутого за несколько последних лет, достаточно успешных для Омской области. В то время как в целом по Российской Федерации отмечаются ухудшение конъюнктуры в экономике, снижение динамики в ключевых ее отраслях и активности в инвестициях, сверхплановые темпы роста инфляции и ряд других негативных моментов, ставящих под сомнение возможность выполнения в установленные сроки поставленной Президентом Российской Федерации задачи удвоения валового внутреннего продукта.

По предварительным данным в промышленности Омской области рост производства составил за 2004 год не менее 12,8 процента к уровню 2003 года (в среднем по Российской Федерации - 6 процентов), в том числе в ведущей ее отрасли машиностроении - 35 процентов (в среднем по Российской Федерации - 12 процентов). При этом продолжались в необходимом направлении процессы реструктуризации промышленности, в том числе дальнейший переход на выпуск гражданской, имеющей реальное товарное рыночное наполнение продукции. Ее объем увеличен на 30 процентов, а доля в объемах производства предприятий оборонного комплекса - на 10 процентов, с выходом на общий ее уровень в 40 процентов. В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности темпы роста составили 20 процентов (в среднем по Российской Федерации - 3 процента), в пищевой промышленности 10 процентов (в среднем по Российской Федерации - 4 процента). Впервые зафиксирован факт положительного прироста в легкой промышленности. Вновь собран хороший по качеству и количеству урожай зерновых культур. Сохранены позиции по производству молока и мяса. Объем реализации продукции в сельском хозяйстве увеличился на 1,7 процента.

Экономика Омской области продолжала успешную экспансию на внешние рынки товаров и услуг. Экспортные поставки увеличились в 1,9 раза. Внешнеторговый оборот вырос на 85 процентов при абсолютном положительном сальдо более 2 млрд. долларов, что практически не имеет аналогов по субъектам Российской Федерации.

Инвестиций в основной капитал вложено на 5 процентов больше, чем в 2003 году. Особенно бурно развивалось строительство жилья. По темпам ввода жилой площади Омская область в 2004 году вышла на первое место не только в Сибирском федеральном округе, но в целом по Российской Федерации. Введено более 500 тыс. кв. метров жилья, что превышает задачи по Плану действий Правительства Омской области на 2004 год и почти в 1,6 раза больше уровня 2003 года.

Все это явилось надежным источником для дальнейшего роста средней номинальной заработной платы, величина которой достигла к концу 2004 года почти 7000 рублей при 6500 рублей по Плану действий Правительства Омской области на 2004 год. Одновременно беспрецедентно - более чем на 60 процентов - была сокращена сумма задолженности по заработной плате по всем хозяйствующим субъектам. По областному бюджету такой задолженности не допускалось вообще.

Серьезной общегосударственной экономической и социальной проблемой в Российской Федерации в 2004 году стало то, что не удалось удержать прогнозные показатели инфляции, уровень которой превысил 12 процентов. В Омской области он определился в пределах плановых 9 процентов. Это утяжелило вес омского рубля на 2,75 процента по сравнению со среднероссийским, повысило покупательную способность денежных доходов населения к 2003 году на 6,5 процента. Соответственно реальные денежные доходы населения выше уровня 2003 года на 12,5 процента, а реальная заработная плата - на 13,4 процента.

Социальные индикаторы также изменились в положительную сторону. Например, по Плану действий Правительства Омской области на 2004 год ставилось целью добиться снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 20 процентов от общей его численности. По факту получилось 17 процентов (21,5 процента в 2003 году) против 17,5 процента по Российской Федерации.

Общее улучшение благосостояния омичей нашло отражение в увеличении потребностей и способностей к их удовлетворению и, соответственно, в интенсивном развитии розничной торговли (рост на 13,1 процента), общественного питания (рост на 17,5 процента), сферы услуг (рост на 6,6 процента).

В публикуемых Федеральной службой государственной статистики рейтингах достижений субъектов Российской Федерации Омская область не только удержала свои позиции, но и вновь продвинулась по многим показателям, в частности по объему промышленной продукции она переместилась с 39 места в 2003 году на 38 место в 2004 году.

Итоги социально-экономического развития Омской области в 2004 году обеспечены не только благоприятными положительными макроэкономическими факторами функционирования Российской Федерации в целом. Это прямое следствие той многолетней просчитанной и планомерной работы, которую вели Администрация Омской области, а затем Правительство Омской области в тесном и конструктивном сотрудничестве с депутатами Законодательного Собрания Омской области и органами местного самоуправления Омской области при поддержке федеральных органов исполнительной власти, в том числе и в рамках Плана действий Правительства Омской области на 2004 год, мероприятия которого были направлены на достижение более высоких, чем в прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2004 год, показателей на основе использования всех имеющихся ресурсов. План действий Правительства Омской области на 2004 год включал в себя 180 мероприятий. Полностью было выполнено 157 мероприятий (87,2 процента). В оставшейся части - мероприятия, имеющие переходящее содержание, а также выполнение которых отложено или отменено в связи изменениями в федеральном и областном законодательстве.

Выполнение мероприятий Плана действий Правительства Омской области на 2004 год выглядит следующим образом:

- Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области из 36 мероприятий полностью выполнило 31 (86,1 процента), выполнение одного мероприятия приостановлено в связи с изменением федерального законодательства, по 4 работа будет завершена в 2005 году;

- Министерство экономики Омской области из 29 мероприятий полностью выполнило 24 (82,8 процента), выполнение 5 мероприятий приостановлено в связи с изменением федерального и областного законодательства;

- Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области из 20 мероприятий полностью выполнило 17 (85 процентов), выполнение одного мероприятия приостановлено в связи с изменением федерального законодательства, по 2 работа будет завершена в 2005 году;

- Министерство труда и социального развития Омской области из 17 мероприятий выполнило 15 (88,2 процента), по 2 работа будет завершена в 2005 году;

- Министерство имущественных отношений Омской области из 13 мероприятий полностью выполнило 10 (76,9 процента), выполнение одного мероприятия приостановлено в связи с изменением федерального законодательства, по 2 работа будет завершена в 2005 году;

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области из 12 мероприятий выполнило 11 (91,7 процента), выполнение одного мероприятия приостановлено в связи с изменением федерального законодательства;

- Министерство финансов Омской области 11 мероприятий выполнило полностью;

- Министерство здравоохранения Омской области 8 мероприятий выполнило полностью;

- Министерство образования Омской области из 7 мероприятий полностью выполнило 4 (57,1 процента), по 3 работа будет завершена в 2005 году;

- Министерство государственно-правового развития Омской области 6 мероприятий выполнило полностью;

- Министерство культуры Омской области 5 мероприятий выполнило полностью;

- Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области 5 мероприятий выполнило полностью;

- Министерство нефтехимического комплекса Омской области 1 мероприятие не выполнило;

- Управление внутренних дел Омской области 4 мероприятия выполнило полностью;

- Главное управление по фармацевтической деятельности и производству лекарств Омской области 3 мероприятия выполнило полностью;

- Главное организационно-кадровое управление Омской области 2 мероприятия выполнило полностью;

- Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области 1 мероприятие выполнило полностью.

При этом Омская область справилась с целым рядом дополнительных, не предусмотренных Планом действий Правительства Омской области на 2004 год, сложнейших экономических, социальных и иных задач. Особенно объемными и значимыми стали задачи в рамках выполнения Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В качестве конкретных примеров реализованных пунктов Плана действий Правительства Омской области на 2004 год, оказавших наибольшее положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в Омской области в 2004 году, которые будут влиять на ее развитие в 2005 году, можно отметить:

- в промышленности - меры по поддержке реструктуризации, модернизации и развитию производств всех видов, вплоть до предоставления кредитов на заработную плату и создания за счет областного бюджета необходимой обеспечивающей инфраструктуры. Особенно по таким крупнейшим и важнейшим градообразующим организациям Омской области, как: ФГУП "Омский завод транспортного машиностроения", ФГУП "ПО "Полет", пивоваренный завод ОАО "САН Интербрю". Усилия по выводу из состояния банкротства бывшего ФГУП "Сибзавод им. Борцов Революции", работа по развитию сотрудничества с Омским отделением Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", в том числе реализация таких современных проектов, как организация вагоноремонтного производства на станции "Входная" и вагоноколесных мастерских на станции "Иртышская", а также меры по развитию промузла в г. Таре и так далее;

- в сельском хозяйстве - прежде всего меры по обеспечению технического перевооружения, в том числе через организацию областного лизинга, на который было выделено из областного бюджета 130 млн. рублей (на 21,5 процента больше, чем в 2003 году), поддержка хозяйств северной зоны Омской области, элитного семеноводства и животноводства, а также организация работы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, когда через созданную для этого специальную областную межведомственную комиссию 280 из них (98,8 процента от числа имевших право на участие в программе финансового оздоровления) смогли оформить соглашения о реструктуризации долгов и списании пеней и штрафов с общей суммы долгов более чем на 2,3 млрд. рублей, из них пеней и штрафов, подлежащих списанию, - 1559 млн. рублей. В настоящее время 1,4 млрд. рублей из этих пеней и штрафов уже списано;

- в сфере строительства и инвестиций - принятие Стратегии развития строительного комплекса Омской области до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 июня 2004 года N 29-п, реализация Адресной инвестиционной программы Омской области на 2004 год, общий объем ассигнований которой составил 1,94 млрд. рублей, что в 4 раза выше уровня затрат 2003 года. Во столько же раз больше в 2004 году и количество введенных объектов социальной сферы. Во исполнение Плана действий Правительства Омской области на 2004 год сданы в эксплуатацию такие особо значимые для Омской области объекты, как: лечебно-диагностический корпус областной клинической больницы, отвечающий требованиям, предъявляемым к учреждениям здравоохранения XXI века, и соответствующий европейским стандартам, районная поликлиника на 375 посещений в смену в р.п. Русская Поляна, роддом в г. Тюкалинске и инфекционное отделение центральной районной больницы в р.п. Таврическое. Завершен очередной этап ремонтно-восстановительных работ областной детской клинической больницы в г. Омске, к началу нового учебного года открыты четыре общеобразовательные школы на 234 места - Кирилловская начальная школа Оконешниковского района, II очередь школы в д. Громогласово Одесского района, школа в д. Усть-Инцы Седельниковского района, школа в с. Жанааул Москаленского района. В декабре 2004 года завершено строительство школы в д. Захаровка Муромцевского района. Проведена реконструкция неиспользуемых зданий под учебный и спальный корпуса специальной школы-интерната на 80 мест в с. Шухово Знаменского района. Введена в действие районная библиотека в г. Называевске, специальный дом для одиноких престарелых граждан в р.п. Тевриз. Менее чем за год было полностью отреставрировано и вновь вошло в строй здание Омского драматического театра, в котором состоялось открытие очередного театрального сезона. Начаты работы по реконструкции Иртышской набережной, здания для размещения государственного учреждения культуры "Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин". Ведется реконструкция систем теплоснабжения зданий областных онкологического и противотуберкулезного диспансеров. Введены в действие первый пусковой комплекс мостового перехода через р. Иртыш у с. Самсоново на автодороге "Тобольск - Тара - Томск", пригородный павильон и путепровод через железнодорожные пути на станции "Омск-Пассажирский" в г. Омске. Завершен монтаж мостового перехода им. 60-летия Победы через р. Иртыш в г. Омске.

Быстрому росту объемов строительства жилья способствовала не только работа Правительства Омской области по привлечению инвесторов, но и реализация собственной жилищной программы, создание областного варианта ипотеки. Таким образом строится жилье в г. Омске, особенно в микрорайонах "Полет" и "Кристалл", в рамках программы государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования. Правительством Омской области заключено соглашение с ЗАО "Стройинвестрегион" о комплексной застройке микрорайонов "Прибрежный", "Кристалл", N 5, N 13 г. Омска. В Омской области построено 124,5 тыс. кв. метров индивидуальных жилых домов, что на 19 процентов выше объема 2003 года. Из них 25,3 тыс. кв. метров построено индивидуальными застройщиками в рамках государственной поддержки граждан в строительстве индивидуальных жилых домов в районах Омской области. С учетом средств федерального бюджета по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" объем государственных вложений на индивидуальное жилищное строительство в районах Омской области составил 65 млн. рублей, жилищные условия улучшат более 470 семей работников бюджетной сферы и агропромышленного комплекса. Омская область стала своеобразным центром по обмену опытом в решении вопросов жилищного строительства и поиску новых решений. В июне 2004 года проведена научно-практическая конференция "Развитие ипотечного жилищного кредитования - одно из основных условий создания рынка доступного жилья". В ноябре 2004 года состоялось расширенное совещание Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, где широкое обсуждение получил вопрос формирования рынка доступного жилья. Во исполнение обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в 2004 году 100 семьям военных пенсионеров выданы жилищные сертификаты, что почти в 3 раза больше, чем в 2003 году. Из областного бюджета направлено 9 млн. рублей на приобретение жилья 15 семьям граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и ветеранам боевых действий Афганистана и Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Сдвинута с "мертвой точки" проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, ведется обновление микрорайона "Победа";

- в сфере коммунального хозяйства - завершение мероприятий по первому этапу реформирования жилищно-коммунального комплекса. За период реформирования заложены основы правовой базы отрасли, приняты и выполняются программы по техническому перевооружению отрасли, обеспечению населения питьевой водой, энергоресурсосбережению, кадровому обеспечению отрасли, благоустройству населенных пунктов, сформирована система социальной защиты населения. На совместном заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Сибирское соглашение" дана положительная оценка варианта реформы жилищно-коммунального комплекса, проводимого в Омской области. На проведенном в г. Омске выездном расширенном совещании Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Правительством Омской области в сфере развития и модернизации жилищно-коммунального и строительного комплекса, подтвержден статус Омской области как пилотной территории.

В 2004 году основной акцент был сделан на модернизации объектов коммунальной инфраструктуры: построено 47 локальных котельных, переведено на газ 27 котельных, проведена модернизация и реконструкция теплоисточников с установкой 300 новых котлов, заменено 159 км водопроводных и 186 км тепловых сетей, закрыто 24 нерентабельных котельных с ликвидацией 95,2 км изношенных тепловых сетей. В целях повышения экономичности работы жилищно-коммунальной инфраструктуры начато внедрение новой технологии - поквартирной системы отопления в Знаменском, Оконешниковском, Омском, Павлоградском, Тевризском, Тюкалинском районах Омской области;

- в сфере внешней и внутренней торговли и услуг - меры по реализации Концепции развития торговли и общественного питания в Омской области, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 22 апреля 2003 года N 61, и маркетинговой стратегии Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 3 марта 2004 года N 4-п. Большое внимание при этом было уделено развитию такой новой формы действий Правительства Омской области, как организация постоянно действующих Губернских сельскохозяйственных ярмарок. В 2004 году на 8 продовольственных рынках г. Омска проведено 409 таких ярмарок. Зона их влияния была расширена, увеличены объемы продаж, было предоставлено сельхозпроизводителям почти 20 тысяч торговых рабочих мест.

На международном уровне организовывались выставки, торгово-экономические миссии, презентации, в том числе применена такая новая форма, как презентации Омской области в посольствах иностранных государств. В 2004 году Омскую область посетили с визитами послы, дипломатические работники, представители органов исполнительной власти, бизнеса Чехии, Словакии, Венгрии, Люксембурга, Китайской Народной Республики, Соединенных Штатов Америки, Германии, Республики Казахстан. В ходе указанных мероприятий были проведены десятки деловых переговоров. Серьезной победой Омской области стало учреждение в ней постоянно действующего Консульства Республики Казахстан;

- в сфере ценообразования, контроля и регулирования - пункты, связанные со стимулированием экономического роста Омской области. Велась работа по внедрению предусмотренных новыми федеральными законами методик расчета и утверждения тарифов, снижению уровня перекрестного субсидирования в тарифах на тепловую и электрическую энергию и коммунальные услуги, завышающего цену омских товаров, делающего их недостаточно конкурентоспособными и приводящего одновременно к увеличению бюджетных расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов. При этом все тарифы в г. Омске и большинстве муниципальных образований Омской области остались ниже установленных уполномоченными федеральными органами для Омской области пределов и в большинстве своем ниже, чем в соседних субъектах Российской Федерации;

- в сфере социального обеспечения и защиты - меры по организации перехода к разделению полномочий и обязательств между федеральным Центром и субъектом Российской Федерации. Омская область оказала весомое содействие федеральным органам государственной власти в организации на ее территории новой, взамен упраздненной, системы обеспечения льгот по категориям граждан, отнесенным на ответственность федерального уровня государственной власти, и смогла в кратчайшие сроки сформировать собственную широкую систему льгот и компенсаций для категорий граждан, переданных под ее ответственность, - ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц, со значительным объемом реальных денежных выплат. В Омской области эти выплаты произведены на месяц вперед, что удалось немногим субъектам Российской Федерации. При этом были сохранены и расширены существовавшие областные целевые программы по поддержке граждан старшего поколения, инвалидов, детей-сирот, материнства и детства, мероприятия по предупреждению и борьбе с заболеваниями социального характера (туберкулезом, инфекционными и онкологическими заболеваниями и т.п.), программы развития образования, культуры, физической культуры и спорта.

На реализацию данных масштабных задач потребовались не только организационные усилия, но и большие затраты бюджетных средств. Основным источником затрат стали налоговые и неналоговые доходы, полученные за счет приведенного выше опережающего общеэкономического развития хозяйства Омской области с учетом влияния существенного укрепления государством налоговой дисциплины, от мультипликационного эффекта собственных инвестиционных вложений бюджета Омской области, от повышения качества управления областным имуществом и бюджетом, а также эффективная работа по получению финансовой поддержки со стороны федерального бюджета и включению Омской области в федеральные целевые программы. Консолидированный бюджет Омской области по оперативным данным исполнен к первоначально принятому по доходам с превышением на 49 процентов, а областной - на 73 процента.

Это позволило не только провести всю указанную выше необходимую работу по формированию устойчивой материально-технической базы для будущего развития, но и решить все насущные текущие задачи в социальной сфере, здравоохранении, образовании, культуре, спорте, профинансировать впервые полностью и в установленный срок все расходные статьи и сократить государственный долг Омской области.

Всего в Омской области реализовывалось 37 федеральных и 13 областных целевых программ, 26 из которых имели прямую социальную направленность. Из областного бюджета на реализацию всех программ было направлено 4,3 млрд. рублей, что больше чем в 2003 году на 78 процентов. На финансирование областных целевых программ социального характера из областного бюджета в 2004 году было выделено в 3 раза больше средств, чем в предыдущем году. Доля финансирования отраслей социальной сферы в общих расходах областного бюджета составила 59,3 процента в 2004 году против 47 процентов в 2003 году. В расчете на душу населения расходы консолидированного бюджета Омской области на социально-культурную сферу выросли в 1,5 раза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»