Законодательное Собрание Омской области
ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 22 декабря 2003 года N 495-ОЗ
О целевой программе Омской области "Совершенствование службы
медицины катастроф Омской области на 2004-2007 годы"
(с изменениями на 23 ноября 2006 г.)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Омской области от 23 ноября 2006 года N 816-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Название и текст Закона в редакции, введенной в действие Законом Омской области от 23 ноября 2006 года N 816-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
18 декабря 2003 года
Статья 1. Утвердить целевую программу Омской области "Совершенствование службы медицины катастроф Омской области на 2004-2007 годы" (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему Закону.
Статья 2. Отчет об исполнении Программы представляется в Законодательное Собрание Омской области, финансовый орган исполнительной власти Омской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
Исполняющий обязанности
Губернатора Омской области
В.А. Третьяков
г. Омск
22 декабря 2003 г.
N 495-ОЗ
"Совершенствование службы медицины
катастроф Омской области
на 2004-2007 годы"
Приложение в редакции, введенной в действие Законом Омской области от 23 ноября 2006 года N 816-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Целевая программа Омской области
"Совершенствование службы медицины катастроф
Омской области на 2004-2007 годы"
Необходимость совершенствования организации медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций обусловлена прежде всего тем, что Омская область относится к регионам высокого риска возникновения техногенных катастроф. Омская область насыщена потенциально опасными объектами, из них 119 химически опасных объектов и более 30 пожаро- и взрывоопасных. Из химически опасных объектов четыре относятся к объектам 1-й степени химической опасности. Омск является крупным транспортным узлом, через город проходят автомобильные и железные дороги Всероссийского значения. По территории Омской области проходит 8 крупных нефте-, газо- и продуктопроводов.
Не исключено возникновение в Омской области чрезвычайных ситуаций природного и биолого-социального характера (лесные пожары, паводковые наводнения, сильные морозы, ураганы, эпидемии инфекционных заболеваний и др.)
Кроме того, терроризм сегодня создает реальную угрозу здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Предполагаемые санитарные потери при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях в Омской области могут составить до 10 тысяч человек.
В 2002 году службе медицины катастроф Омской области (далее - Служба) исполнилось 10 лет. За прошедший период Служба сложилась организационно, создана минимально необходимая материально-техническая база для ее функционирования.
В настоящее время в Службу входят: государственное учреждение здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф" (далее - Омский территориальный центр медицины катастроф) - орган повседневного оперативного управления Службы; учреждения Службы (24 лечебно-профилактических учреждения в г. Омске, выделяющие для госпитализации пострадавших в чрезвычайных ситуациях - 2760 коек, 31 центральная районная больница, выделяющая 1630 коек, санитарно-эпидемиологические учреждения, учреждения медицинского снабжения); 158 бригад скорой медицинской помощи, внештатные формирования Службы: 64 врачебно-сестринских бригады и 115 бригад специализированной медицинской помощи, 2 санитарно-противоэпидемических отряда, 1 противоэпидемическая и 2 консультативные бригады, 40 групп эпидемиологической разведки (далее - формирования).
Бригады оснащены медицинским имуществом и медикаментами на 94 процента от табельной потребности. В соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" 109 бригад (95 процентов от их общего количества) аттестованы на проведение аварийно-спасательных работ. Аттестованы на проведение аварийно-спасательных работ также 558 врачей и средних медицинских работников, входящих в состав бригад (96 процентов от их общего количества). Им присвоен статус спасателей.
В соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 25 августа 1998 года N 333-п "Об утверждении Положения о резерве медицинского имущества службы медицины катастроф Омской области" за счет областного бюджета создан территориальный резерв медицинского имущества Службы на 1000 пораженных на общую сумму 1,2 млн. рублей. Кроме того, в учреждениях здравоохранения за счет собственных средств созданы запасы медицинского имущества на общую сумму 8,9 миллиона рублей.
Целенаправленно проводится подготовка работников здравоохранения, лиц, работающих в условиях повышенного риска, и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Только за 1998-2002 годы на базе учебно-методического отдела Омского территориального центра медицины катастроф обучено 675 человек руководящего состава, 4,3 тысячи врачей, 625 провизоров и фармацевтов, 559 специалистов центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, 115 человек личного состава аварийно-спасательных служб.
Вместе с тем из-за сложной финансовой и экономической ситуации создание материально-технической базы Службы осуществлялось крайне низкими темпами. Две первые программы выполнены только на 59 процентов. Нереализованными остались мероприятия по строительству здания Омского территориального центра медицины катастроф, оснащению формирований медицинской техникой, имуществом, средствами связи, специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты. Крайне медленно ведутся работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы.
При том, что Служба в Омской области создана одной из первых в Российской Федерации, в развитии материально-технической базы она значительно отстала от других регионов. При этом количество чрезвычайных ситуаций в области неуклонно растет. Так, за последние 5 лет количество чрезвычайных ситуаций с медико-санитарными последствиями выросло на 43 процента.
Основанием для разработки Программы является федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098.
При этом указанный выше нормативный правовой акт не предполагает выделение средств из федерального бюджета на развитие и совершенствование службы медицины катастроф в субъектах Российской Федерации. Предполагается, что эта задача должна решаться непосредственно на местах за счет собственных средств.
От степени обеспечения отдельными видами ресурсов будут зависеть готовность лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений и формирований службы медицины катастроф к скоординированным действиям в условиях возникновения и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Финансирование Программы осуществляется за счет областного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. В целом на реализацию Программы потребуется из областного бюджета 15 млн. 657 тыс. рублей.
Основные цели программы и прогноз ожидаемых
социально-экономических результатов реализации программы
Целью Программы являются предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование Службы по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению Омской области, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Для достижения целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение дальнейшего развития и совершенствования Службы;
- повышение готовности Службы к оказанию экстренной медицинской помощи и лечению населения Омской области, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций, совершенствование медицинского обеспечения населения при всех видах чрезвычайных ситуаций потенциально опасных для Омской области;
- подготовка Омского территориального центра медицины катастроф, формирований и учреждений Службы к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, оснащение необходимым медицинским имуществом формирований Службы;
- совершенствование работы дежурно-диспетчерской службы, поддержание в постоянной готовности системы оповещения и связи;
- совершенствование подготовки всех категорий специалистов здравоохранения Омской области по вопросам медицины катастроф и оказания неотложной медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях;
- создание и содержание резерва медицинского имущества на чрезвычайные ситуации, контроль за его сохранностью и обновлением;
- организация и поддержание взаимодействия с органами исполнительной власти Омской области в интересах медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
- организация и проведение подготовки по оказанию первой медицинской помощи по спасению жизни лиц, работающих в условиях повышенного риска (работников аварийно-спасательных служб, Управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Омской области, органов внутренних дел, водителей автотранспорта, работников потенциально опасных объектов).
В Программе предусмотрено осуществление мероприятий по четырем направлениям.
Первое направление - укрепление материально-технической базы включает в себя оснащение учреждений и формирований Службы техникой, медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты, медикаментами.
Второе направление - совершенствование системы управления, оповещения и связи включает в себя разработку и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Омского территориального центра медицины катастроф, совершенствование системы оповещения и связи.
Третье направление - подготовка формирований, учреждений Службы и медицинского персонала включает в себя проведение учений, тренировок с учреждениями и формированиями, подготовку специалистов здравоохранения на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - Омская государственная медицинская академия), государственного образовательного учреждения Омской области "Центр-училище повышения квалификации работников здравоохранения и учебно-методического отдела Омского территориального центра медицины катастроф.
Четвертое направление - подготовка лиц, работающих в условиях повышенного риска, и населения к оказанию первой медицинской помощи включает в себя подготовку личного состава поисково-спасательной службы, работников Управления внутренних дел Омской области, Управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Омской области.
Реализация Программы к 2007 году позволит предупредить и снизить медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций, эффективно оказывать все виды медицинской помощи населению Омской области, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Результаты выполнения мероприятий Программы будут носить медико-социальный и экономический характер.
Медико-социальные показатели определяются характером санитарно-эпидемиологической обстановки, объемом и качеством медицинской помощи пострадавшим и больным, что позволит предотвратить возможные заболевания, снизить уровень инвалидности и смертности среди населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.
Ожидаемый экономический эффект от реализации Программы состоит в уменьшении экономического ущерба от медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Уменьшение ущерба происходит главным образом за счет снижения величины санитарных потерь населения и уменьшения количества болезней, вызванных чрезвычайными ситуациями, в том числе и за счет повышения уровня готовности каждого жителя Омской области к действиям в экстремальных ситуациях. По статистическим данным Омского территориального центра медицины катастроф средняя годовая смертность пострадавших в чрезвычайных ситуациях за период с 1998 по 2002 год составила 42 человека. В результате полной реализации Программы ожидается снижение этого количества до 26 человек. Оценка минимального экономического эффекта, учитывающая только безвозвратные потери населения на различных этапах эвакуации, снижаемые в 1,6 раза, составляет 25 миллионов 627 тысяч рублей. Реальная экономическая эффективность ожидается еще больше за счет снижения потерь из-за временной нетрудоспособности и инвалидизации пострадавших, а также за счет снижения потребности и затрат на амбулаторное и стационарное лечение пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, совершенствование организационных основ взаимодействия сил и средств Службы в чрезвычайных ситуациях позволит обеспечить эффективную работу медицинских формирований и учреждений, избежать дублирования их действий, что приведет к дополнительному сокращению материальных затрат на эти цели.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 4 года (2004-2007 годы) и разбита на четыре этапа:
Первый этап - 2004 год, на его реализацию предусмотрено выделение из областного бюджета 3,227 млн. рублей, второй этап (2005 год), на реализацию предусмотрено 3,709 млн. рублей, третий этап (2006 год), на реализацию предусмотрено 3,067 млн. рублей, четвертый этап (2007 год), на реализацию предусмотрено 5,654 млн. рублей.
Реализация мероприятий Программы по этапам будет осуществляться по указанным выше четырем направлениям.
Министерство здравоохранения Омской области.
N | Мероприятия | Финансовые затраты (млн. рублей) | Исполнители | ||||
Всего | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||
1 | Укрепление материально-технической | 5,758 | 2,301 | 2,457 | 0,5 | 0,5 | Министерство |
1.1 | Пневмокаркасный медицинский модуль | 0,179 | - | 0,179 | - | - | Министерство |
1.2 | Укладки с медицинским имуществом | 0,821 | 0,737 | 0,084 | - | - | Министерство |
1.3 | Портативная дыхательная и | 1,302 | 0,281 | 1,021 | - | - | Министерство |
1.4 | Средства мониторинга, диагностики | 0,295 | 0,055 | 0,24 | - | - | Министерство |
1.5 | Средства автономного | 0,42 | 0,42 | - | - | - | Министерство |
1.6 | Специальная одежда и средства | 0,354 | 0,15 | 0,204 | - | - | Министерство |
1.7 | Медикаменты для закладки и | 2,058 | 0,558 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Омский |
1.8 | Обучающий класс фирмы "Ambu" для | 0,2 | 0,1 | 0,1 | - | - | Омский |
1.9 | Видеосистема для обеспечения | 0,129 | - | 0,129 | - | - | Омский |
2 | Совершенствование системы | 1,019 | 0,547 | 0,472 | - | - | Министерство |
2.1 | Оснащение штабной машины | 0,149 | - | 0,149 | - | - | Министерство |
2.2 | Развитие системы персонального | 0,18 | 0,18 | - | - | - | Министерство |
2.3 | Совершенствование средств связи | 0,690 | 0,367 | 0,323 | - | - | Министерство |
2.3.1 | Приобретение участка диапазона | 0,25 | 0,25 | - | - | - | Министерство |
2.3.2 | Разработка проекта для создания | 0,1 | - | 0,1 | - | - | Омский |
2.3.3 | Переоснащение современными | 0,305 | 0,117 | 0,188 | - | - | Министерство |
2.3.4 | Оборудование для регистрации | 0,035 | - | 0,035 | - | - | Омский |
3 | Подготовка формирований, | 0,751 | 0,275 | 0,476 | - | - | Министерство |
3.1 | Проведение учений, тренировок | 0,04 | 0,02 | 0,02 | - | - | Главное управление |
3.2 | Проведение соревнований бригад | 0,2 | - | 0,2 | - | - | Омский |
3.3 | Подготовка специалистов | 0,511 | 0,255 | 0,256 | - | - | Министерство |
3.3.1 | Подготовка врачей на базе Омской | 0,138 | 0,069 | 0,069 | - | - | Омский |
3.3.2 | Подготовка на базе государственного | 0,156 | 0,078 | 0,078 | - | - | Омский |
3.3.3 | Подготовка врачей на базе учебно- | 0,217 | 0,108 | 0,109 | - | - | Омский |
4 | Научно-практическая деятельность | 0,628 | 0,104 | 0,304 | - | 0,22 | Министерство |
4.1 | Проведение научно-исследовательских | 0,050 | 0,025 | 0,025 | - | - | Омский |
4.2 | Подготовка и издание материалов | 0,158 | 0,079 | 0,079 | - | - | Омский |
4.3 | Научно-практические конференции | 0,42 | - | 0,2 | - | 0,22 | Министерство |
5 | Приобретение инвентаря, | 6,582 | - | - | 2,198 | 4,384 | Министерство |
6 | Подготовка формирований Службы, | 0,751 | - | - | 0,275 | 0,476 | Омский |
7 | Разработка и внедрение технологий | 0,168 | - | - | 0,094 | 0,074 | Министерство |
Для реализации программы всего | 15,657 | 3,227 | 3,709 | 3,067 | 5,654 |