Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 1999 года N 269-п

О реализации в 1998 году областной целевой программы
"Содействие занятости населения Омской области на 1998-2000 годы"

______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 10 февраля 2004 г. N 27

______________________________________________

_____________________________________________________

Снято с контроля Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 8 ноября 2000 г. N 357-п

_____________________________________________________



Рассмотрев информацию о ходе реализации в 1998 году областной целевой программы "Содействие занятости населения Омской области на 1998-2000 годы" постановляю:

1. Принять к сведению информацию комитета труда и занятости населения Администрации Омской области о реализации в 1998 году областной целевой программы "Содействие занятости населения Омской области на 1998-2000 годы" (прилагается).

2. Рассмотреть ход реализации областной целевой программы "Содействие занятости населения Омской области на 1998-2000 годы" в апреле 2000 года на коллегии Администрации области с последующим внесением на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Омской области, председателя экономического комитета Вдовина Е.М.  

Глава Администрации
(Губернатор) области
 Л.К. Полежаев

  

     Приложение

     к постановлению Главы

     Администрации (Губернатора)

     Омской области

     от 29.06.99 г. N 269-п

 Реализация в 1998 г. основных мероприятий областной

 целевой программы "Содействие занятости населения

 Омской области на 1998-2000 годы"  

1. Финансовое обеспечение программы "Содействие занятости населения Омской области на 1998-2000 годы"  

Цель

Погашение задолженности по выплате пособий по безработице
Расширение возможностей для активной политики занятости

Содер-
жание

1. В связи со снижением поступлений страховых взносов в денежном выражении комитетом проводится работа по реструктуризации задолженности по пеням и штрафам в Государственный фонд занятости населения Омской области. С целью возбуждения исполнительного
производства в отношении предприятий-должников направлено 235
заявлений судебным приставам-исполнителям на общую сумму 35,5
млн. рублей.
Изысканию средств для оказания материальной поддержки безработным гражданам способствует использование механизма взаимозачетов. Взаимозачеты - мера вынужденная, не предусмотренная законодательством, но она дает реальные результаты.
Наиболее энергично проводят работу по погашению задолженности по выплате пособий товаро-материальными ценностями (ТМЦ) сельские службы занятости. В среднем по селу удельный вес ТМЦ от
фактически выплаченной суммы на пособия составил 73%.
2. С целью пресечения фактов незаконного получения пособий
по безработице специалисты управлений занятости взаимодействуют
с районными управлениями внутренних дел, налоговой инспекцией.
3. На реализацию мероприятий активной политики занятости
помимо средств Государственного фонда занятости населения Омской
области были привлечены средства раостодателей, местных бюджетов, иных источников (табл. 1, 2)

Ре-
зуль-
тат

















1. За год за счет реструктуризации задолженности по пеням и штрафам в Государственный фонд занятости населения Омской области поступило 44,4 млн. рублей или 47,5% от всех поступлений.
В 1998 г. сумма незаконно полученных средств, выявленная в
ходе расследования, составила 223,1 тыс. рублей, возвращено -
169,8 тыс. рублей, из них 11,1 - по решению суда, возбуждено 22
уголовных дела.
2. Задолженность по выплате пособий на конец 1998 г. по области не одинакова, от 7 месяцев в Муромцевском, до 17 - в Русско-полянском, Горьковском, Крутинском и др. районах). По сравнению с 1997 г. задолженность уменьшилась в 10 районах области (Кормиловском, Таврическом, Калаченском, Любинском и др.), общая задолженность увеличилась, и составляет 46353,9 тыс. рублей. Такая ситуация связана с низкой платежеспособностью предприятий, приведшей к дефициту средств Государственного фонда занятости населения Омской области, направляемых на социальную поддержку безработных граждан, сбою системы выплаты пособий.
3. Привлеченные средства используются только на реализацию активной политики занятости, в отчетном году они составили 2,2 млн. рублей (58% от запланированного). По сравнению с 1997 г. объем привлеченных средств увеличился на 22%.


Таблица 1.

Затраты на реализацию Программы в 1998 г.
(по источникам финансирования)

N

Источник финансирования

Сумма, млн. рублей

Выполнение, %

Факт

План

1.
2.
3.
4.

Средства ГФЗН*
Средства работодателей
Средства местных бюджетов
Иные источники**
ВСЕГО

62,1
1,2
0,8
0,2
64,3

107,25
2,1
1,4
0,3
111,05

57,9
57,1
57,1
66,7
57,9






* Здесь и далее Государственный фонд занятости населения Омской
области
** Средства федерального бюджета, затраченные на сельскохозяйственное переселение граждан и членов их семей; средства безработных граждан для организации собственного дела


Таблица 2.

Затраты на реализацию мероприятий областной целевой программы
"Содействие занятости населения Омской области на 1998-2000
годы", на финансирование которых в 1998 году помимо средств
Государственного фонда занятости населения Омской области
привлекались иные источники


(тыс. руб.)

N

Источники
финансиро-
вания

Общест-
венные
работы

Летняя
заня-
тость

Молодеж-
ная
практика

Организа-
ция собс-
твенного
дела

Трудоус-
тройство
по квоте

Сельхоз
пересе-
ление

1.


2.


3.

4.

Средства
работода-
телей
Средства
местных
бюджетов
Средства
ГФЗН
Иные ис-
точники*
ВСЕГО



461,6


370,5

697,5

-
1529,6



537,0


421,6

1707,6

-
2666,2



64,6


-

64,6

-
129,2



-


-

579,3

115,8
695,1



151,3


152,4**

135,9

-
439,6



-


-

-

53.1
53,1






* Средства федерального бюджета, затраченные на сельскохозяйственное переселение граждан и членов их семей; средства безработных граждан для организации собственного дела.
** Льгота организациям, выделившим рабочие места для трудоустройства по квоте, за счет снижения ставки целевого сбора в местный бюджет



2. Информационная поддержка рынка труда  

Цель

Повышение "прозрачности" рынка труда

Содер-
жание

1. Наиболее эффективно использовать имеющийся потенциал вакантных рабочих мест позволяет созданный при комитете труда и занятости населения информационный центр, на базе которого формируется единый областной банк вакансий. Ежедневное отслеживание и обновление банка вакансий дает возможность минимизировать время поиска гражданином работы, сократить период безработицы и период заполнения вакансий на предприятиях города и области. Банк данных о вакантных рабочих местах имеет профессионально-квалификационно градацию и представлен в территориальном разрезе. Модемная связь в комитете труда и занятости населения служит для обеспечения работы в глобальной вычислительной сети (ГВС) РОСПАК. Посредством ГВС осуществляется: работа по ведению единого городского справочника вакансий, сбор данных для получения государственной статистической отчетности, работа по ведению единого справочника Государственного фонда занятости населения с целью централизованного получения информации о плательщиках, получение из районных управлений баз данных ПТК "Содействие", отправка новых версий программных продуктов, связь по электронной почте со службами занятости в других регионах России и с Минтрудом РФ.
2. В комитете труда и занятости населения проводится постоянная работа по мониторингу рабочей силы и социально-трудовой сферы Омской области. Ежеквартально подготавливается информационно-аналитический бюллетень, содержащий аналитическую информацию о состоянии рынка труда области, занятости на основных предприятиях г. Омска, анализ банка вакансий, анализ результативности
мероприятий по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в
социальной защите (молодежь в возрасте 16 - 29 лет, женщины, имеющие детей дошкольного возраста, неработающие граждане, имеющие перерыв в работе более года, многодетные и одинокие родители, граждане, уволенные из Вооруженных Сил и др.). Ежегодно проводится обследование сельского населения Омской области по проблемам занятости в разрезе районов, по каждой сельской администрации, населенному пункту (особое внимание уделяется населенным пунктам с уровнем общей безработицы выше 15%.). На основе этих данных осуществляется их комплексная оценка, прогнозируется ситуация на рынке труда. Материалы направляются в Администрацию области, главам местного самоуправления г. Омска и сельских районов области, депутатам, в органы статистики.  Начата работа по определению информационной базы для мониторинга рабочих мест.
3. Одной из основных задач информационной деятельности является наиболее полное информирование всех субъектов, действующих на рынке труда, о процессах, происходящих в сфере занятости, возможностях трудоустройства и переобучения.  Регулярно выходящие телерадиопередачи, публикации в городских и областных газетах позволяют специалистам службы занятости поддерживать постоянную связь с населением, оказывать адресную помощь всем категориям безработных граждан. На страницах наиболее популярных газет публикуются тематические страницы службы занятости под рубрикой "Поддерживать и помогать", "Биржа труда".

Ре-
зуль-
тат
































1. Созданы периодически актуализируемые банки данных по постоянным и временным рабочим местам (в профессионально-квалификационном и территориальном разрезе), безработным гражданам, высокопрофессиональным кадрам, проблемньм объектам сферы занятости. Сформирован банк специалистов, позволяющий работодателю осуществлять подбор работника в соответствии с своими требованиями.
Создана компьютерная картотека безработных граждан, в том числе
в разрезе профессий, что существенно облегчает поиск специалиста
нужной квалификации.
2. Функционирует компьютерная связь между комитетом труда и
занятости населения Администрации Омской области и управлениями
труда и занятости районов области и административных округов г.
Омска. В административном здании комитета труда и занятости населения установлена структурированная кабельная система локальной вычислительной сети. В районных управлениях занятости установлены локальные вычислительные сети, в которых работают программы: ПТК "Содействие", "Выплаты пособий и стипендий", программы бухгалтерского учета ("Парус"), справочные программы ("Консультант +", "Гарант") и др.
3. Отлажен механизм взаимодействия со СМИ по вопросам политики занятости. В течение 1998 г. опубликовано 20 тематических полос, около 150 статей, очерков, информационных материалов, проведено 227 теле- и радиопередач.
В целях повышения информированности незанятого населения издан ряд брошюр, буклетов, памяток, информлистов общим тиражом более 14 тыс. экземпляров по вопросам профессиональной ориентации и обучения, социально-психологической реабилитации незанятого населения, анализу прогнозирования и регулирования занятости населения, по общим проблемам занятости населения.
Периодически издаются аналитические сборники:
- "Мониторинг рабочей силы в Омской области" (ежеквартальный сборник);
- "Итоги обследования сельского населения Омской области по
проблемам занятости";
- "Состояние социально-трудовой сферы Омской области" (по
итогам полугодия).


3. Развитие качества рабочей силы  

Цель

Повышение профессиональной и трудовой мобильности населения

Содер-
жание

1. В области реализуется Государственный план подготовки
управленческих кадров для организаций народного хозяйства облас-
ти. Омское региональное отделение Федеральной комиссии по подго-
товке управленческих кадров для народного хозяйства обеспечило
отбор специалистов для участия в программе. Из заявивших об уча-
стии в конкурсе 105 специалистов в соответствии с выделенной об-
ласти квотой отобраны 72 человека, из них 13 приняты для участия
в пилотном проекте, предусматривающем зарубежную стажировку; 41
специалист прошел обучение по дневной форме, проводимой консор-
циумом "ОмГУ - ОмГТУПС", по специальности менеджмент, маркетинг,
финансы и кредит; 22 участника программы успешно прошли собесе-
дование с координаторами программы со стороны Германии и США,
сейчас их личные дела изучаются специалистами зарубежных фирм,
которые примут окончательное решение о стажировке; трое прошли
трехнедельную стажировку в Японии.
2. На крупных предприятиях г. Омска имеются отделы подгото-
вки кадров, которые занимаются вопросами профессиональной адап-
тации и карьеры молодых специалистов. В сельских районах области
предприятия пока не в состоянии создавать подобные службы из-за
отсутствия специалистов и средств, хотя, есть и исключения. Нап-
ример, в Омском районе подобные службы созданы в ряде средних
школ, где социальные педагоги и психологи помимо работы с учащи-
мися занимаются профессиональной адаптацией педагогических кол-
лективов на психолого-педагогических семинарах.
3. В области развивается система профориентационной работы
с населением. В 1,5 раза по сравнению с прошльм годом возросла
потребность незанятого населения в профориентационных услугах.
На решение проблем профориентационной работы нацелена дея-
тельность координационного совета по профориентации, действующе-
го при комитете труда и занятости населения Администрации облас-
ти.
4. Комитетом труда и занятости населения совместно с орга-
нами образования разработана программа социально-профессио-
нальной адаптации и трудоустройства выпускников профессиональных
учебных заведений. Для выпускников профессиональной школы прак-
тикуется проведение семинаров "Диплом есть! Что дальше?". Продо-
лжаются исследования возможностей и намерений выпускников общео-
бразовательных школ по программе "Контингент-прогноз". Проводят-
ся ярмарки учебных мест для выпускников школ и безработных граж-
дан в районах области, месячники по профориентации в воспита-
тельнотрудовых колониях и др.
В связи с ликвидацией института базовых предприятий и от-
сутствием в области программы по оказанию помощи молодым специа-
листам в трудоустройстве остаются проблемными вопросы распреде-
ления обучающихся на производственную практику и трудоустройства
выпускников. В 1998 г. трудоустроено около 30% выпускников по
полученной профессии (специальности), обратилось в службу заня-
тости около 9%. В связи с этим, на состоявшемся на базе информа-
ционного центра комитета труда и занятости населения в мае 1998
г. семинаре-совещании принято решение: органы занятости должны
периодически информировать органы управления образованием и уч-
реждения начального профессионального образования об имеющихся
вакансиях рабочих мест на рынке труда Омской области и ожидаемом
высвобождении рабочей силы по профильному признаку. Вопросы тру-
доустройства выпускников включены в план мероприятий программы
по реформированию системы начального профессионального образова-
ния до 2005 г., утвержденной на коллегии комитета по образованию
в марте 1998 г.
5. В августе 1998 г. при участии областного Фонда поддержки
предпринимательства учреждено ЗАО "Межрегиональный маркетинговый
центр "Омск - Москва", который входит в систему (сеть) межрегио-
нальных маркетинговых центров, созданных более чем в 30 регионах
России. В задачи этой организации входит: формирование и ведение
баз данных по предприятиям, заинтересованным в межрегиональном
торговом сотрудничестве и производственной кооперации, проведе-
ние маркетинговых исследований и предоставление их результатов
заинтересованным организациям, помощь в создании совместных про-
изводств с использованием местных ресурсов, содействие расшире-
нию товарооборота между предприятиями различных регионов России,
привлечение предпринимателей и их союзов и объединений к разви-
тию взаимовыгодных межрегиональных связей.
Функционирует центр обучения сетевому маркетингу на базе
Сибирского профессионального колледжа.
В г. Тара открыт филиал областного учебно-методического
центра "Ориентир" - Тарский социально-деловой центр поддержки
предпринимательства (бизнес-центр). Основные цели центра: обуче-
ние под самозанятость по профессиям, пользующимся спросом на ры-
нке, оказание информационной, методической и организационной по-
мощи начинающим предпринимателям в осуществлении коммерческих
проектов, организация практической помощи и создание условий для
открытия своего дела предпринимателям, осуществление связи с
предпринимателями северных районов области и организация их ин-
формационного обеспечения по вопросам экономики, права, маркети-
нга и др., оказание помощи предпринимателям в подготовке и экс-
пертизе бизнес-планов.
Прорабатывается возможность создания центров по поддержке
предпринимательства и малого бизнеса в р.п. Марьяновка и с. Азо-
во; создания в г. Омске на базе областного социально-делового
центра профессиональной реабилитации инвалидов и незанятого на-
селения бизнес-инкубатора.

Ре-
зуль-
тат





















1. Развиваются: сеть учебных заведении, удовлетворяющая по-
требности организации в кадрах и населения - в профподготовке.
По договорам о сотрудничестве с комитетом труда и занятости на-
селения профподготовка безработных граждан и незанятого населе-
ния осуществлялась на базе 48 образовательных учреждений, имею-
щих лицензию и государственную аккредитацию, г. Омска и 29
сельских районов. Через систему повышения квалификациии и профо-
бучения на производстве прошло более 40 тыс. человек (по данным
комитета труда и занятости населения).
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрос-
лого населения в текущем году осуществлялась в 36 учреждениях
начального профессионального образования, в том числе 19 в
сельских районах области, подготовлено 2116 человек.
За год профориентационньши услугами воспользовалось около
75,5 тыс. человек.
2. Реализуется Государственный план подготовки управленчес-
ких кадров для организаций народного хозяйства области. В планы
работы Администрации области включены мероприятия по подготовке
и переподготовке кадров (руководителей организаций, внешних уп-
равляющих и др.).
3. Омская область вошла в систему (сеть) межрегиональных
маркетинговых центров. Создается сеть бизнес-инкубаторов и дело-
вых центров в г. Омске и районах области.
4. Развивается деятельность, направленная на повышение кон-
курентоспособности населения на рынке труда.


4. Развитие качества рабочей среды  

Цель

Развитие рынка эффективных рабочих мест

Содер-
жание

1. В целях обеспечения более эффективного использования ра-
бочих мест предприятий оборонно-промышленного комплекса в облас-
ти реализуется межрегиональная целевая программа "СибВПКнефте-
газ-2000", программа "Конверсия", ряд инвестиционных проектов.
Продолжается начатая комитетом труда и занятости населения
совместно с комитетом по управлению имуществом Омской области и
экономическим комитетом работа по выявлению, оценке и подготовке
предложений по загрузке неэффективно используемых производствен-
ных мощностей предприятий государственной собственности. На ос-
нове отчетных данных крупнейших предприятий ВПК была проведена
оценка загрузки производственных мощностей и даны предложения по
их более эффективному использованию.
При выявлении неэффективно используемых объектов нежилого
фонда, в том числе производственного назначения, проводится сме-
на балансодержателя.
2. В соответствии с Порядком "Взаимодействия органов испол-
нительной власти в сфере обмена информацией о финансовом состоя-
нии организаций, имеющих просроченную задолженность по заработ-
ной плате, в целях координации деятельности по обеспечению свое-
временности выплаты заработной платы и принятия наиболее эффек-
тивных мер к организациям-должникам" (утвержден постановлением
Минтруда России, Госналогслужбы России, Госкомстата России, ФСДН
России и Минэкономики России от 08.08.97 N
42/10-1-06/268/55/ВК-01/162/1), комитетом труда и занятости на-
селения Администрации области в течение года проведена работа по
проверке 29 организаций.
Проведена организационная работа по подготовке к рассмотре-
нию на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулиро-
ванию социально-трудовых отношений вопросов, связанных с реали-
зацией мер, предусматривающих усиление ответственности за несво-
евременную выплату заработной платы.
Одним из важнейших разделов коллективного договора является
"Оплата труда и компенсационные выплаты". В разделе закреплены
формы и системы оплаты труда, установлена минимальная оплата
труда, периодичность выплат, случаи компенсационных выплат.
Анализ результатов проверок выполнения коллективных догово-
ров показал, что принятые обязательства не выполняются в полной
мере. Сложная финансово-экономическая обстановка на большинстве
предприятий является одной из причин невыполнения отдельных пун-
ктов и разделов договоров, в частности "Оплата труда и компенса-
ционные выплаты".
3. С целью сохранения кадрового потенциала на предприятиях
области вводят режимы сокращенной рабочей недели (дня), отправ-
ляют персонал в вынужденные отпуска. Для работников предприятий,
находящихся в вынужденных отпусках по инициативе работодателей,
организуются общественные работы. Такой механизм отработан в Ом-
ском районе при подготовке и проведении спартакиады "Королева
спорта".
При проведении реорганизационных процедур, санации или лик-
видации неплатежеспособных предприятий органы службы занятости и
администрации предприятий проводят совместные мероприятия по
правовой защите трудящихся и сглаживанию негативных социальных
последствий высвобождения. Проводятся информационные дни, где
работникам разъясняются необходимые правовые нормы, снимается
психологическое напряжение. При возможности трудоустройства на
другие рабочие места осуществляется опережающее переобучение ра-
ботников, попавших под высвобождение (АО "Омский каучук", АО
"Омскхимпром" и др.).
4. Государственной инспекцией труда по Омской области про-
ведена работа по подготовке создания группы государственных пра-
вовых инспекторов и инспекторов по охране труда по надзору и
контролю за соблюдением трудовых прав работников. Информация о
выявленных нарушениях трудового законодательства направлена в
органы прокуратуры, освещена в средствах массовой информации.
Разработаны мероприятия, направленные на усиление контроля за
соблюдением законодательства о труде, увеличен план по количест-
ву тематических проверок, проводимых по данному вопросу на пред-
приятиях области на 1999 г.
5. С целью содействия формированию благоприятной инвестици-
онной среды в области приняты Закон "О государственной поддержке
инвестиционных проектов на территории Омской области", постанов-
ление Главы Администрации (Губернатора) области "О состоянии и
мерах по улучшению инвестиционного климата и повышению эффектив-
ности госкапвложений в Омской области", "Бюджет развития Омской
области на 1998 год".
Отдельным организациям и предпринимателям, представляющим
инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, оказы-
вается помощь со стороны Администрации области в бизнес-планиро-
вании и продвижении проектов для финансирования за счет бюджет-
ных средств и средств независимых инвесторов.

Ре-
зуль-
тат














1. В 1998 г. выявлено более 300 нарушений трудовых прав же-
нщин и молодежи, предъявлено 36 предписаний об устранении выяв-
ленных нарушений, отменено 27 незаконных приказов.
2. В течение года при содействии Администрации области реа-
лизовывались проекты на ЗАО "Росар", ТОО СП "Сибирско-скандинав-
ская автобусная компания", ООО "Торговопромышленная компания
"Меридиан Плюс", ОАО МИЖК "Дом" и др.
3. Создаются предпосылки для развития вторичной занятости и
занятости с гибким режимом. На условиях вторичной занятости в
1998 г. привлекалось 54,7 тыс. человек - более 7% работающих (по
данным комитета государственной статистики).
4. Уровень реальной безработицы составил 11% экономически
активного населения или 116,4 тыс. человек, в январе 1998 г. об-
щее число безработных, по данным службы занятости, составляло
104,8 тыс. человек. По предварительным данным 22% списочной чис-
ленности работников переведены на режим сокращенного рабочего
времени или находились в вынужденных отпусках, что на 20% выше
по сравнению с 1997 г.

 

5. Развитие социального партнерства на рынке труда  

Цель

Консолидация усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон

Содер-
жание

1. Основы взаимоотношений Администрации Омской области, со-
юза товаропроизводителей и работодателей, союза предпринимателей
и федерации омских профсоюзов по основным направлениям в области
социально-трудовых отношений, в том числе в области развития ры-
нка труда и содействия занятости, определяет Соглашение о соци-
альном партнерстве на 1998 - 1999 гг.
2. В области налаживаются связи, отрабатываются механизмы
социального партнерства на рынке труда и технологии взаимодейс-
твия со всеми заинтересованными структурами и лицами. В разрабо-
тке раздела "Занятость" районных трехсторонних соглашений ис-
пользуются аналогичные пункты соглашения между федерацией омских
профсоюзов, областными объединениями работодателей и Администра-
цией Омской области.
Комитетом труда и занятости населения разрабатывается новый
вариант типового макета коллективного договора, в котором отра-
жены вопросы обеспечения занятости, подготовки, переподготовки,
повышения квалификации, условия высвобождения работников.
В разработанные в 1998 г. муниципальные программы содейс-
твия занятости населения на 1999 г. включен раздел "Создание и
сохранение рабочих мест". Подобный раздел планируется включать в
областные, муниципальные и отраслевые инвестиционные программы,
а также в программы реформирования и санации, в коллективные до-
говоры, социальные планы хозяйствующих субъектов.
3. В связи с ухудшением социально-экономической ситуации,
возникшей в результате финансового кризиса в августе 1998 г.,
проведение научно-практической межрегиональной конференции "Со-
циальный диалог на рынке труда" перенесено на 1999 г.

Ре-
зуль-
тат







Заключены и реализуются соглашения между комитетом труда и
занятости населения и управлением социальной защиты населения
Администрации Омской области; Омским областным Союзом малых
сельских предпринимателей и сельхозтоваропроизводителей; подраз-
делениями управления исполнения наказаний; обкомом профсоюза ра-
ботников агропромышленного комплекса.
В 21 районе области действовали трехсторонние соглашения,
из них 17 были заключены в отчетном году. Заключено 1900 коллек-
тивных договоров, в которых присутствует раздел "Занятость насе-
ления", либо вопросы содействия занятости отражаются в других
разделах.


6. Социальное сопровождение структурных изменений в экономике  

Цель

Устранение структурных несоответствий на рынке труда

Содер-
жание

1. В 1998 г. комитетом труда и занятости населения разрабо-
тан "Временный порядок проведения социальной экспертизы област-
ных целевых программ и инвестиционных проектов по их влиянию на
рынок труда Омской области", подготовлен соответствующий проект
постановления Главы Администрации (Губернатора) области и напра-
влен на согласование в 21 ведомство - подразделения Администра-
ции области, администрацию г. Омска, общественные и научные ор-
ганизации. В настоящее время согласование "Временного порядка"
приостановлено до получения нормативных документов из Минтруда
России, позволяющих обосновать необходимость принятия указанного
документа.
Комитетом труда и занятости населения во взаимодействии с
экономическим комитетом проведена работа по инвентаризации раз-
рабатываемых и реализуемых федеральных и областных целевых прог-
рамм и инвестиционных проектов, оказывающих влияние на рынок
труда области. Определено, что в результате реализации 13-ти ин-
вестиционных проектов, получивших поддержку из областного бюдже-
та в соответствии с Законом "О государственной поддержке инвес-
тиционных проектов на территории Омской области" создано и сох-
ранено около 3 тыс. рабочих мест.
2. Координация поиска оптимальных решений и совместных
действий всех заинтересованных сторон в условиях массового выс-
вобождения работников осуществляется через деятельность трехсто-
ронних комиссий, координационных комитетов содействия занятости,
общественных комиссий по содействию занятости при сельских и по-
селковых администрациях.
С целью социальной защиты работников и смягчения последс-
твий массовых высвобождении работников предприятий районные слу-
жбы занятости населения проводят мероприятия, направленные на:
- содействие в трудоустройстве высвобождаемых работников на
вакантные места, в т.ч. за счет внутрипроизводственных перемеще-
ний;
- создание временных подразделений профориентации и психо-
логической поддержки;
- обеспечение временной занятости на базе общественных ра-
бот;
- осуществление опережающей целевой профессиональной подго-
товки и др. Органами службы занятости проводятся выездные "Дни
консультаций" на предприятиях, готовящих массовое высвобождение.
3. К депрессивным территориям в Омской области относят на-
селенные пункты с моноэкономической структурой, северные районы
области, леспромхозовские поселки северных районов области, на-
селенные пункты с уровнем реальной безработицы выше 15%.
Определен перечень населенных пунктов Омской области с мо-
ноэкономической структурой, в него вошли: р.п. Большегривский
(Нововаршавский район) и р.п. Крутая Горка (Октябрьский округ г.
Омска).
В области реализуется "Программа занятости высвобождаемых
работников Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги
на 1998-2000 годы", которая, в числе прочих, затрагивает предп-
риятия железнодорожной станции "Иртышское" р.п. Большегривский
Нововаршавского района. В целях содействия реализации данной
программы организовано взаимодействие областной службы занятости
с Омским отделением Западносибирской железной дороги. При посел-
ковой администрации создана комиссия содействия занятости насе-
ления. В поселке организованы общественные работы.
Мощным положительным толчком к разработке программных меро-
приятий социальноэкономического развития северных территорий об-
ласти послужила инициатива комитета труда и занятости населения
Администрации области по организации подготовки решения област-
ной трехсторонней комиссии по вопросу "О ситуации на рынке труда
и мерах по предупреждению роста безработицы в северных районах
области". Информация, подготовленная комитетом на основе предс-
тавленных районами материалов (комплексного анализа, мероприятий
по содействию занятости населения, предложений по развитию инве-
стиционных процессов и трехстороннего партнерства в северных ра-
йонах области), стала источником формирования планов действий на
ближайшие годы для органов власти, профсоюзов, объединений рабо-
тодателей и предпринимателей северных районов области.
4. В рамках разработки схемы создания и сохранения рабочих
мест научными организациями области по договору с комитетом тру-
да и занятости населения Администрации области разработаны Омс-
кий раздел Генеральной схемы создания рабочих мест, а также Кон-
цепция формирования схемы сохранения, развития и размещения ра-
бочих мест в Омской области, в которой определены методологичес-
кие подходы к разработке схемы в отраслевом и территориальном
разрезе.
Прорабатываются возможности взаимодействия с органами мест-
ного самоуправления по разработке схем рабочих мест в районах
области.

Ре-
зуль-
тат














1. Вопросы занятости населения рассматриваются на всех уро-
внях управления областью, присутствуют в трехсторонних и отрас-
левых соглашениях, коллективных договорах, инвестиционных прог-
раммах и проектах и др. Исполнителями областной целевой програм-
мы "Содействие занятости населения Омской области на 1998-2000
годы" являются комитеты и управления Администрации области, ор-
ганы местного самоуправления, федерация омских профсоюзов,
объединения работодателей и предпринимателей, общественные
объединения и др.
Политика занятости интегрирована в общую схему управления
областью.
2. Проведена работа по инвентаризации 32 разрабатываемых и
реализуемых федеральных и областных целевых программ и 23 инвес-
тиционных проектов, оказывающих влияние на рынок труда области.
3. Разработана Концепция формирования схемы сохранения, ра-
звития и размещения рабочих мест в Омской области, определены
методологические подходы к разработке схемы в отраслевом и тер-
риториальном разрезе.


7. Содействие занятости и социальная поддержка безработных граждан

 

Цель

Обеспечение максимально возможной занятости безработных и граж-
дан, находящихся под угрозой высвобождения

Содер-
жание

1. В 1998 г. с помощью службы занятости нашли работу 37,9
тыс. человек, в т.ч. 32,6 тыс. человек - из числа граждан, ищу-
щих работу, 4,9 тыс. человек - после прохождения профессио-
нального обучения и 0,4 тыс. человек - после опережающего обуче-
ния. На оплачиваемых общественных работах было занято 3,3 тыс.
человек.
2. Для решения проблем профессиональной и социальной реаби-
литации инвалидов создан Омский социально-деловой центр профес-
сиональной реабилитации инвалидов и незанятого населения. За год
профреабилитационные услуги получили 637 человек. Профессио-
нальное обучение завершил 81 инвалид, трудоустроены после обуче-
ния 72 человека.
3. В открытом в 1998 г. Тарском социально-деловом центре
поддержки предпринимательства (бизнес-центре) будут отрабаты-
ваться технологии по обучению под самозанятость по профессиям,
пользующимся спросом на рынке, оказанию информационной, методи-
ческой и организационной помощи начинающим предпринимателям в
осуществлении коммерческих проектов, организации практической
помощи и создание условий для открытия своего дела предпринима-
телям, оказанию помощи в подготовке и экспертизе бизнес-планов и
др.
Рассматривается возможность создания в г. Омске на базе об-
ластного социальноделового центра профессиональной реабилитации
инвалидов и незанятого населения бизнес-инкубатора.
4. Центры временной и вторичной занятости населения функци-
онируют в Большереченском, Тевризском, Усть-Ишимском, проводится
работа по созданию аналогичных центров в Москаленском и Саргатс-
ком районах. Такие предприятия оказывают существенную помощь ор-
ганам службы занятости в решении задач трудоустройства. За 1998
г. через центры временной и вторичной занятости на общественные
работы было трудоустроено более 300 человек.
5. Ежегодно между комитетом труда и занятости населения Ад-
министрации области, управлением молодежной политики администра-
ции г. Омска и муниципальным учреждением "Молодежный центр заня-
тости" заключаются договоры о создании временных рабочих мест
для несовершеннолетних граждан. В 1998 г. было трудоустроено бо-
лее 4000 подростков. Во всех округах г.Омска действуют предста-
вительства "Молодежного центра занятости".
В 26 сельских районах области с мая по сентябрь создавались
пункты временной занятости подростков (молодежные биржи труда).
Постоянные молодежные биржи труда действуют в Большереченском и
Нововаршавском районе. Планируется создание таких организаций в
Кормиловском, Знаменском и Нижнеомском районах. По области лет-
ней занятостью было охвачено около 16,3 тыс. подростков в возра-
сте 14 - 17 лет.

Ре-
зуль-
тат

1. Уровень официально зарегистрированной безработицы к кон-
цу 1998 г. составил 1,9% экономически активного населения.
2. Численность граждан, состоящих в службе занятости более
1 года, снизилась с 4111 до 2394 человек.




      Таблица 3

 Выполнение контрольных показателей Программы в 1998 г.

 в разрезе направлений активной и пассивной политики занятости  

                                                                                                           (человек)

N
п/п

Наименование действий
и программ

Основные показатели

Предусмотрено
по программе

Всего

В % к гр. 3

Целевое поощрение трудоустройства и реабилитации граждан,
особо нуждающихся в социальной защите

1.

Организация занятости длительно
безработных граждан: "Клуб ищущих
работу", "Новый старт"



1500



3929



в 2,6 раза

Содействие занятости выпускников образовательных учреждений

2.

Программа "Молодежная практика"

200

104

52,0

Содействие временному трудоустройству граждан

3.

Программа временной занятости и
общественных работ, в том числе:


18382


22380


121,7

организация общественных работ

3230

3296

102,0

содействие временной занятости

3222

2800

86,9

программа содействия временному
трудоустройству несовершеннолетних
граждан



11930



16284



136,5

Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы

4.

Программа поддержки развития пред-
принимательства и самостоятельной
занятости



2356



4598



195,2

в том числе обучение безработных и
незанятого населения основам
предпринимательской деятельности



2200



4387



199,4

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения

5.

Программа развития человеческих
ресурсов


4640


5110


110,1

в том числе целевые программы
профессионального обучения безра-
ботных из числа слабо социально
защищенных - всего, из них:




3600




5022




139,5

граждан, впервые вступающих на
рынок труда или не имеющих профес-
сий и специальностей;



1000



1578



157,8

выпускников общеобразовательных
учреждений;


500


591


118,2

инвалидов, имеющих показания к
труду;


100


105


105,0

женщин, воспитывающих детей дошко-
льного возраста, детей-инвалидов;


580


782


134,8

граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей,
в том числе по направлению службы
занятости;


260

150


279

231


107,3

154,0

беженцев и вынужденных
переселенцев


30


30


100,0

Профессиональная ориентация

6.

Программа профессиональной ориен-
тации безработных и незанятого
населения



40000



75489



188,7

Поддержка доходов безработных граждан и граждан,
находящихся под риском увольнения

7.

Выплата пособий по безработице

57000

51535

90,4

8.

Оказание материальной и иной
помощи


3000


719


24,0

9.

Организация отдыха детей
безработных граждан


500


510


102,0

10.

Оплата временной нетрудоспособнос-
ти безработных


1800


2347


130,4

11.

Досрочные пенсии

400

495*

123,8



* С учетом оформленных в предыдущие годы.  

 

Текст документа сверен по:

официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»