от 26 ноября 2002 г. № 622
г.Барнаул
О порядке проведения проверок, хозяйствующих субъектов по соблюдению
государственной дисциплины цен
(утратил силу на основании постановления от 27.06.03 г. № 320)
----------------------------------------------------------------------------------------------
Текст документа с учетом изменений и дополнений, внесенными:
постановлением от 20.01.03 г. № 16.
----------------------------------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 закона Алтайского края от 10.04.01 г. № 21-3С «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен» Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и с целью обеспечения единого подхода к контролю за соблюдением государственной дисциплины цен, проведению проверок на предмет правильности формирования и применения цен (тарифов) па продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное регулирование,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемый порядок проведения проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению государственной дисциплины цен (далее по тексту - Порядок).
2. Органам местного самоуправления городов и районов края при Проведении проверок по соблюдению государственной дисциплины цен руководствоваться утвержденным Порядком.
3. Признать утратившими силу постановления администрации края от 21.05.2001 r. № 314 «О методике проведения проверок по соблюдению государственной дисциплины цен», от 28.01.2002 г. № 45 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации края от 21.05.2001 г. № 314 «О методике проведения проверок по соблюдению государственной дисциплины цен».
4. Данное постановление вступает в силу с момента опубликования в газете «Алтайская правда».
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края, начальника Главного управления экономики и инвестиций В.И.Псарева.
Глава администрации края А.А.Суриков
Порядок
проведения проверок хозяйственных субъектов по соблюдению государственной дисциплины цен
Настоящий порядок проведения проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению государственной дисциплины цен разработан в соответствии с Федеральные законом Российской Федерации от 08.08.0i г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Указом Президента Российской Федерации от 28.02.95 г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законом Алтайского края от 04.03.96 г. № 19-ЗС "Об основах ценообразования в края", законом Алтайского края от 10.04.01 г. № 21-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен''.
I. Порядок проведения проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению государственной дисциплины цен (далее - Порядок) определяет методологические основы проведения проверок формирования цен (тарифов) на товары (продукцию, работу, услуги), на которые в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственное регулирование органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия (термины):
хозяйствующий субъект - юридическое или физическое ятю, ведущее от своего имени хозяйство, экономические, хозяйственные операции; чаше всего это организация, предприятие, предприниматель;
регулируемая деятельность - действия хозяйствующих субъектов, направленные на производство, реализацию продукции (товаров, работ, услуг), на которые в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);
государственное регулирование цен (тарифов) - воздействие органов государственной власти края на порядок ценообразования посредством издали нормативных правовых актов, а также осуществления административных и финансовых мер;
регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, или цена (тариф), в отношении которой упомянутыми выше органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются какие-либо условия (наценки, надбавки, уровень рентабельности и др.), ограничивающие ее уровень и (или) сферу ее применения, в том числе, путем установления ее предельной или фиксированной величины;
государственная дисциплина цен - соответствие процесса формирования и применения цен (тарифов) нормативным правовым актам, регулирующим их порядок;
нарушение государственной дисциплины иен - несоблюдение установленных цен (тарифов) или условий, их ограничивающих;
нарушение порядка ценообразования - нарушение процесса (механизма) формировании пены, повлекшее за собой завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок к тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иные нарушения установленного порядка ценообразования;
органы, уполномоченные осуществлять государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования - органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением порядка установления регулируемых цен и их применения:
государственный контроль за ценами - контроль со стороны государственных органов за соблюдением законов, нормативных актов, правомерного ведения хозяйственной деятельности в области ценообразования;
экономическая (финансовая) санкция - мера ответственности за нарушение государственной дисциплины цен.
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком должны руководствоваться специалисты краевой инспекции по контролю за ценами Главного управления экономики и инвестиций администрации края, органов местного самоуправления (далее по тексту органы контроля) в целях обеспечения единства форм, методов организации и проведения проверок правильности формирования и применения цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), на которую, согласно законодательству, осуществляется государственное регулирование.
Органы местного самоуправления осуществляют проверку хозяйствующих субъектов по вопросам ценообразования в пределах переданных полномочий, установленных статьей 2 закона Алтайского края от 10.04.01 г. № 21-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен".
1.2. Объектами проверок являются хозяйствующие субъекты независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (в том числе физические лица. осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), реализующие продукцию (товары, услуги) на территории Алтайского края, на которую осуществляется государственное регулирование цен.
1.3. Проводимые проверки подразделяются на комплексные, тематические, разовые, плановые и внеплановые.
Комплексные проверки проводится в соответствий с координационными планами контрольных работ с участием специалистов органов контроля за ценим и других контрольных служб.
Тематические проверки проводятся по плану контрольных работ по отраслям.
Разовые проверки проводятся по указаниям и поручениям руководителя, а также по письмам организаций (департаментов, управлений и т.п., в т.ч. контролирующих), заявлениям граждан и выступлениям в средствах массовой информации.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом работы органа контроля, квартальным графиком проверок. В планах предусматривается проведение проверок совместно с финансовым, правоохранительными, статистическими и другими контролирующими государственными органами.
Внеплановые проверки хозяйствующих субъектов проводятся с целью дополнительного контроля за выполнением мероприятий но устранению ранее выявленных нарушений порядка ценообразования или по фактам нарушений (заявлениям, обращениям).
Внеплановые мероприятия по контролю за ценами и порядком ценообразования проводятся органами государственного контроля в случаях:
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о нарушении государственной дисциплины цен и порядка ценообразования;
обращения граждан, юридических лиц. индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими осязательных требований, а также получения иной информации по ценам и порядку ценообразования. подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушена».
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю за ценами.
2. Требования к организации и проведению мероприятий по контролю за ценами
2.1. Мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины иен проводятся на основании приказов (распоряжений) Главного управления экономики и инвестиций администрации края (для инспекции по контролю за ценами) или правовых актов органов местного самоуправления.
В приказе (распоряжении) о проведения мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен указываются:
- номер и дата приказа (распоряжения) о проведении мероприятия по контролю за ценами;
- наименование ортам государственного контроля по ценам;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного па проведение мероприятия по контролю за венами;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю за ценами;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю за ценами.
Приказ (распоряжение) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия и программа проверки предъявляются должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу хозяйствующего субъекта либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением,
2.2. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в приказе (распоряжении) о проведении мероприятия по контролю.
2.3. Программа проверки утверждается руководителем органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, или его заместителем.
Программа проверки предусматривает перечень основных вопросов, на которые следует обратить внимание, а также конкретный период, за который должна быть проведена проверка в зависимости от вида и срока проверки.
Сроки проведения проверок и состав групп (не менее 2-х чел.) определяются с учетом объема н особенностей деятельности объекта проверки.
Руководитель органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, в необходимых случаях имеет право заменить состав проверяющих.
Проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за проверенным при предыдущей проверке, но не более 3-х лет.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятии по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
2.4. В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.
В отношении одного юридического лиха или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
2.5. Особенности проведения мероприятий по контролю в отдельных сферах государственного контроля устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.
2.6. При проведении мероприятий по контролю за ценами и порядком ценообразования предусмотрены ограничения, по которым должностные лица органов государственного контроля не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или специалистов проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверке;
- распространять информацию, составляющую тайну, охраняемую законом, и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
2.7. При составлении актов (справок) проверок органы контроля несут ответственность за объективность и обоснованность выявленных фактов нарушения государственной дисциплины цен в соответствии с законодательством.
3. Порядок проведения проверки
3.1. Проверка хозяйствующий субъектов проводится на основании приказа (распоряжения), подписанного руководителем органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль.
Специалисты, осуществляющие проверку хозяйствующего субъекта, по прибытии на место проведения проверки обязаны предъявить руководителю (в случае его отсутствия - заместителю) служебное удостоверение, приказ (распоряжение), программу проверки и объяснить цель и задачи проверки.
3.2. Должностные лица хозяйствующего субъекта обязаны предоставить плановую, отчетную документацию, включая главную книгу, а также другую необходимую для проверки документацию.
В случае отказа в предоставления запрашиваемой информации проверяющий обязан предупредить должностное лицо организации об ответственности согласно статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.3. Проверку необходимо начинать с изучения структуры организации, устава или положения, приказа об учетной политике, коллективного договора, форм бухгалтерской и статистической отчетности о составе затрат, прибыли, численности работающих и средней заработной плате (ф. № 2 к балансу, статистические отчеты: 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)", 1-т "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", ф-2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации", ф.4 "Отчет об исполнении сметы по специальным средствам" и другие отчеты в соответствии с отраслевыми особенностями) и проведения первичного сравнительного анализа финансовых результатов производственной деятельности, объемных показателей, численности персонала.