ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 04 июня 1999 года N 368-ОЗ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Законодательным Собранием области 26 мая 1999 года
{Утратил силу:
Закон Вологодской области от 30.09.2010 N 2372-ОЗ}
{Изменения и дополнения:
Закон Вологодской области от 16.10.2000 N 553-ОЗ;
Закон Вологодской области от 04.01.2002 N 741-ОЗ;
Закон Вологодской области от 12.09.2003 N 941-ОЗ;
Закон Вологодской области от 25.12.2004 N 1184-ОЗ;
Закон Вологодской области от 29.09.2009 N 2083-ОЗ}
Настоящий закон определяет правовые основы ценообразования, складывающиеся в процессе формирования и государственного регулирования цен и тарифов на территории области, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, полномочия органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Правовую основу закона на территории области составляют федеральное законодательство и иные нормативные правовые акты области.
Ценообразование - порядок формирования и изменения цен (тарифов).
Цена (тариф) - денежное выражение стоимости товара, продукции, услуг.
Субъекты ценообразования - юридические лица и физические лица, осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность без образования юридического лица, занимающиеся хозяйственной (предпринимательской деятельностью на территории области.
Государственная дисциплина цен - соблюдение всеми субъектами ценообразования независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также уполномоченными органами действующего законодательства и других нормативных правовых актов по вопросам ценообразования, регулирования цен и контроля.
Государственное регулирование цен (тарифов) - предусмотренное нормативными актами воздействие органов государственной власти на порядок ценообразования, взаимоувязываемое с уровнем экономического развития, а также финансовой, кредитной, налоговой и социально-демографической политикой.
Регулируемые цены - цены, складывающиеся на основе экономически обоснованных затрат с учетом государственного воздействия на их уровень.
Фиксированная цена - государственная регулируемая цена твердо установленной величины.
Предельная цена - цена, ограниченная верхним или нижним предельным размером.
Предельный коэффициент изменения цен - регулируемый уровень изменения ранее установленных фиксированных (базовых) цен, надбавок (наценок).
Предельные надбавки (наценки) - ограниченные верхним или нижним пределом уровни надбавок (наценок), применяемых к ценам, определенным в установленном порядке.
Предельный уровень рентабельности - ограниченная верхним пределом норма рентабельности.
Льготные цены - регулируемые цены, уровень которых утверждается уполномоченными органами ценообразования ниже затрат субъекта ценообразования с учетом возмещения в установленном порядке.
Залоговая цена - денежное выражение стоимости товаров, подлежащих возврату.
Оптовая отпускная цена (тариф) - цена, применяемая для расчетов юридических и физических лиц, изготавливающих продукцию, товары и оказывающих услуги, со всеми потребителями, кроме населения, и включающая в себя экономически обоснованную себестоимость производства и реализации, прибыль и налоги, предусмотренные законодательством, а по подакцизным товарам - акциз.
Оптовая импортируемая цена - цена, применяемая для расчетов юридических и физических лиц, импортирующих продукцию (товары), со всеми потребителями, кроме населения, и включающая в себя затраты по импорту и реализации продукции (товаров), прибыль, налоги, предусмотренные законодательством, а по подакцизным товарам - акциз.
Закупочная цена - вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке.
Свободная (договорная) цена (тариф) - стоимость продукции, товара, услуги, определяемая субъектами ценообразования по договоренности сторон с учетом спроса и предложения.
Розничная цена - цена, устанавливаемая на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах.
Снабженческо-сбытовая надбавка - все издержки обращения, включающие затраты посредников и транспортные расходы по доставке товара со склада, и прибыль торгово-закупочной или снабженческо-сбытовой организации, юридического или физического лица, связанные с реализацией продукции, кроме стоимости приобретенного товара, а также налоги, предусмотренные действующим законодательством.
Торговая надбавка - все издержки обращения, включая затраты посредников и транспортные расходы, торговых предприятий, юридических и физических лиц, осуществляющих реализацию продукции (товаров, услуг) населению, прибыль, налоги, предусмотренные действующим законодательством. Определяется в процентах к оптово-отпускной цене предприятия-изготовителя.
Косвенное регулирование - воздействие на экономические основы цены за счет финансов Вологодской области.
Цены (тарифы) формируются исходя из экономически обоснованной себестоимости, определяемой в соответствии с федеральным законодательством, и необходимой для воспроизводства прибыли. Обозначаются цены в валюте Российской Федерации.
Основанием для изменения цен (тарифов) является изменение стоимости потребляемых материальных ресурсов, условий оплаты труда и других факторов, влияющих на рост себестоимости производства продукции (работ, услуг), а также уровень инфляции.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в следующих целях:
обеспечения государственного контроля за соблюдением порядка формирования и применения регулируемых государством цен и тарифов, а также цен и тарифов естественных монополистов, признанных таковыми законодательством Российской Федерации и Вологодской области;
сочетания интересов производителей продукции (работ, услуг), населения области и возможностей областного бюджета;
защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения цен;
создания условий для равноправной конкуренции;
формирования конкурентной среды при определении областного заказа;
рационального использования финансовых ресурсов области.
Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется путем:
установления фиксированных, предельных цен (тарифов) или предельных коэффициентов повышения цен (тарифов);
установления предельных уровней рентабельности по отдельным видам продукции (товаров, услуг);
установления нормативного соотношения между стоимостью сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции;
регулирования предельных размеров торговых и снабженческо-сбытовых надбавок на продукцию и товары;
декларирования повышения цен;
установления коэффициента к действующим ценам (тарифам).
Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов" и может сопровождаться введением одного из методов косвенного регулирования цен.
Косвенное регулирование цен (тарифов) осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования из областного бюджета и других форм финансовой поддержки. Порядок косвенного регулирования цен указанными путями определяется отдельными нормативными актами.
Право на бюджетные субсидии имеют те хозяйствующие субъекты, которые обязаны или добровольно обязались согласовывать политику цен с администрацией области.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления области могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции (товаров, услуг) при участии региональных, федеральных структур государственного управления, а также принятие производителями продукции (товаров, услуг) односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
Государственное регулирование цен осуществляется на следующие виды продукции (товаров, услуг):
продукция (товары, услуги) в пределах перечня, утверждаемого федеральными органами исполнительной власти;
электрическая и тепловая энергия в пределах прав, предоставленных Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или администрации области;
сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступающие в региональный и федеральный продовольственные фонды для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 01.12.94 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и другими федеральными нормативными актами;
продукция (товары, услуги) субъектов естественных монополий или предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Установление государственных регулируемых цен (тарифов) осуществляется в следующем порядке.
Руководители государственных унитарных предприятий и учреждений области в целях реализации настоящего закона представляют в орган ценообразования и контроля цен экономически обоснованные расчеты цен (тарифов) по видам продукции (работ, услуг) с расшифровкой статей затрат и причин изменения цен (тарифов).
Администрация области с участием заинтересованных организаций в срок не более 30 дней, а в условиях экономического кризиса - 7 дней, проводит экспертизу представленных материалов, проверку их объективности и обоснованности, дает заключение о правильности формирования цен (тарифов).
Договорные цены (тарифы) иных субъектов ценообразования независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, выполняющих на договорной основе заказ администрации области или государственных унитарных предприятий и государственных учреждений области на производство продукции (работ, услуг), проходят экспертизу в органе ценообразования и контроля.
Для экспертизы договорных цен (тарифов) заказчики представляют на рассмотрение органа ценообразования и контроля экономически обоснованные расчеты договорных цен (тарифов) с расшифровкой статей затрат, обоснование причин изменения цен (тарифов).
Порядок и сроки введения цен (тарифов) определяются тем документом, которым они принимаются (договором, постановлением, законом).
Субъекты ценообразования имеют право:
самостоятельно на договорной основе между поставщиком и потребителем определять цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги, за исключением случаев применения государственных регулируемых цен (тарифов) или заключения ими договора, когда цены (тарифы) должны быть одинаковыми для соответствующих групп потребителей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и области;
получать информацию о действующих нормативных актах по вопросам ценообразования и государственного регулирования цен (тарифов);
обжаловать в суде (арбитражном суде) действия другого субъекта ценообразования, нарушающего законодательство о ценовой политике;
обжаловать действия органов ценообразования и контроля, осуществляющих регулирование цен (тарифов), не соответствующих действующему законодательству о государственном регулировании.
Субъекты ценообразования обязаны:
соблюдать государственную дисциплину цен;
оказывать содействие представителям органа ценообразования и контроля, осуществляющего регулирование цен (тарифов), в проведении контрольной и аналитической работы;
указывать в товаросопроводительных документах цену (тариф) изготовителя (импортера) и размер примененной торговой надбавки;
представлять органу ценообразования и контроля, осуществляющему регулирование цен (тарифов), достоверные документы и иную информацию, необходимые для осуществления полномочий, предусмотренных настоящим законом;
исполнять в установленный срок предписания органов ценообразования и контроля.
Регулирование цен (тарифов) и контроль за ценообразованием на территории области осуществляют органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией, и региональная энергетическая комиссия. На территории муниципальных образований - органы местного самоуправления.