ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 апреля 2007 года N 36-зо
Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Тверской области на 2007 2009 годы"
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 29 марта 2007 года
(Утратил силу с 1 января 2009:
закон Тверской области от 13.03.2009 N 11-зо НГРru69000200900077)
(Изменения:
закон Тверской области от 19.06.2007 г. N 70-зо НГРru69000200700238
закон Тверской области от 17.07.2007 г. N 82-зо НГРru69000200700287
закон Тверской области от 17.07.2007 г. N 83-зо НГРru69000200700288
закон Тверской области от 27.09.2007 г. N 105-зо НГРru69000200700380
закон Тверской области от 11.12.2007 г. N 149-зо НГРru69000200700541
закон Тверской области от 31.03.2008 г. N 28-зо НГРru69000200800107
закон Тверской области от 07.05.2008 г. N 60-зо НГРru69000200800165
закон Тверской области от 10.07.2008 г. N 86-зо НГРru69000200800298
закон Тверской области от 07.10.2008 г. N 102-зо НГРru69000200800422
закон Тверской области от 12.11.2008 г. N 111-зо НГРru69000200800494
закон Тверской области от 12.11.2008 г. N 120-зо НГРru69000200800502
закон Тверской области от 09.12.2008 г. N 134-зо НГРru69000200800572
закон Тверской области от 24.12.2008 г. N 141-зо НГРru69000200800578)
Утвердить областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Тверской области на 2007 - 2009 годы" (прилагается).
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин
Тверь
12 апреля 2007 года
N 36-ЗО
Наименование Программы | Областная целевая программа |
Дата принятия решения | Распоряжение Администрации Тверской области от 04.05.2006 N 173-ра "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Тверской области на 2007-2009 годы". |
Дата утверждения Программы | Распоряжение Администрации Тверской области от 09.03.2007 N 87-ра "Об одобрении ОЦП "Развитие физической культуры и спорта в Тверской области на 2007-2009 годы". |
Государственный заказчик-координатор | Комитет по физической культуре и спорту Тверской области. |
Государственные заказчики | - |
Основные разработчики Программы | Комитет по физической культуре и спорту Тверской области. |
Цели Программы | Создание условий для максимального вовлечения населения Тверской области в систематические занятия физической культурой и спортом, дальнейшего развития спорта высших достижений. |
Задачи Программы | Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди всех возрастных групп и категорий населения области. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2009 годы, |
Перечень подпрограмм | Программа не содержит подпрограмм. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Увеличение доли населения области, регулярно занимающегося физической культурой и спортом с 10 процентов до 13 процентов от его общей численности; |
Объёмы и источники финансирования Программы (по годам в разрезе классификации расходов бюджетов) | Финансирование осуществляется за счёт средств областного бюджета Тверской области по коду бюджетной классификации 0902 5225000: |
Система организации мониторинга реализации Программы | В течение всего периода реализации Программы осуществляются ежеквар тальный (по итогам I, II, III кварталов) и ежегодный мониторинг реализации Программы путем составле-ния отчетов. |
{паспорт в редакции:
закона Тверской области от 19.06.2007 г. N 70-зо
закона Тверской области от 17.07.2007 г. N 83-зо
закона Тверской области от 11.12.2007 г. N 149-зо
закона Тверской области от 31.03.2008 г. N 28-зо
закона Тверской области от 07.05.2008 г. N 60-зо
закона Тверской области от 10.07.2008 г. N 86-зо
закона Тверской области от 07.10.2008 г. N 102-зо
закона Тверской области от 09.12.2008 г. N 134-зо
закона Тверской области от 24.12.2008 г. N 141-зо}
Проблемы физической культуры и спорта в последнее время занимают всё большее место в социальной политике государства. В Посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации особо подчёркивается роль массового спорта в духовном и физическом оздоровлении нации. Это положение нашло отражение и в Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7.
Впервые в истории современной России принята долгосрочная поэтапная комплексная Программа развития физической культуры и спорта, ставящая амбициозную цель - довести долю населения страны, регулярно занимающегося массовым спортом, с 12,2 процентов в 2005 году до 30 процентов к 2015 году, за счёт строительства более 4 тыс. спортивных сооружений, включающих спортивные базы и центры для развития спорта высших достижений, многофункциональные залы в образовательных учреждениях, а также физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) по месту жительства.
Анализ состояния социально-экономической ситуации в отрасли "Физическая культура и спорт" в Тверской области за последние 3 года показывает наметившуюся тенденцию роста отдельных её показателей.
За период 2004-2005 годов введены в эксплуатацию спортивные залы в пос. Оленино, в пос. Мирный Торжокского района, физкультурно-спортивный комплекс в г. Старице, реконструировано здание под детско-юношескую спортивную школу (ДЮСШ) в г.г. Лихославле и Бологое. В ряде муниципальных образований построены новые плоскостные спортивные сооружения.
В 2006 году в г.г. Твери, Нелидово, Вышнем Волочке и Старице начато возведение 5-ти ФОК воздухоопорной конструкции. Продолжается строительство 4-х современных спортивных сооружений в г.г. Ржеве, Вышнем Волочке, Конаково и Торжке, готовность которых составляет от 40 до 90 процентов.
С целью популяризации физической культуры и спорта ежегодно проводится до 150 спортивно-массовых мероприятий по 63 видам спорта. При этом значительно расширен перечень соревнований всероссийского и международного уровней, проводимых на территории Тверской области. Их количество возросло с 26 в 2003 году до 50 в 2006 году. Ряд из них на территории нашего региона проводились впервые. Это способствовало не только увеличению массовости участников, но и повышению спортивного рейтинга и престижа Тверской области среди субъектов Российской Федерации. Из этого перечня следует выделить этап Кубка мира по аквабайку, первенство России по акватлону, международный турнир "Гран-при Иван Поддубный" по греко-римской борьбе, первенство Европы по боксу среди школьников и др.
Наиболее масштабными по значимости и массовости спортивными событиями в 2006 году на территории Тверской области стали: Всероссийские массовые соревнования "Лыжня России", Всероссийский массовый легкоатлетический пробег "Кросс наций", Всероссийский турнир по уличному баскетболу "Оранжевый мяч", Всероссийское комплексное спортивно-массовое мероприятие "Российский вызов", в которых приняли участие более 20 тыс. человек различных категорий и возрастных групп, что способствовало вовлечению в массовые занятия спортом значительного числа поклонников здорового образа жизни.
Получил дальнейшее развитие детско-юношеский спорт в системе учреждений дополнительного образования детей. В 2006 году в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮСШОР) государственного и муниципального уровня было подготовлено 692 квалифицированных спортсмена, в том числе 1 разряда - 512 чел., кандидатов в мастера спорта - 148 чел., мастеров спорта - 32 человека, что превышает уровень 2005 года.
Спортсмены Тверской области участвовали в 287 всероссийских и международных соревнованиях, что на 24 процента больше, чем в 2005 году, в которых было завоёвано 148 медалей различного достоинства. По числу спортсменов, принимающих участие в российских соревнованиях, Тверская область стабильно находится в первой десятке субъектов Российской Федерации, наряду с такими регионами как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Свердловская, Челябинская, Ярославская и Новосибирская области.
Вместе с тем, в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, решение которых возможно в рамках областной целевой программы.
Незначительная доля населения области, регулярно занимающегося физической культурой и массовым спортом. В области в течение нескольких лет фиксируется низкий процент жителей, для которых занятия массовым спортом стали жизненной потребностью и нормой ведения здорового образа жизни. В 2006 году количество жителей области, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составило 139 152 человека - это только 10 процентов от общей численности населения региона, что ниже среднероссийского показателя (12,2 процента) и усреднённого показателя по Центральному федеральному округу (ЦФО) (11,3 процента) даже по итогам 2005 года.
Такая ситуация вызвана многими факторами: износ основных фондов спортивных учреждений области, невысокий уровень благосостояния населения области, недостаточный объём средств, выделяемых на проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, недостаточное информационное обеспечение и пропаганда физической культуры и спорта.
Недостаточный охват детей, подростков и молодёжи в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся в системе учреждений дополнительного образования спортивной направленности. В 2006 году количество занимающихся физической культурой и спортом в системе СДЮСШОР, ДЮСШ и детско-юношеских клубах физической подготовки (ДЮКФП) составило 25 006 человек (14 процентов от их общей численности). В то же время, усредненный показатель по ЦФО в 2005 году составлял 16,3 процента.
Причинами сложившейся ситуации являются: узость сети спортивных школ, ограниченность площадей, необходимых для занятий физической культурой и спортом, недостаточное количество необходимого спортивного инвентаря и оборудования, слабость или отсутствие в спортивных школах, в том числе областных, собственной спортивной базы.
Другой причиной является недостаточное количество тренеров-преподавателей и специалистов физической культуры и спорта, имеющих высшее и средне-специальное образование. Обеспеченность физкультурными кадрами в Тверской области составляет 15,8 человека на 10 тыс. жителей при социальной норме - 26 специалистов. На значение данного показателя оказывает значительное влияние несоответствие оплаты труда специалистов физической культуры и спорта их деятельности, имеющей высокую социальную значимость.
Недостаточное обеспечение учебно-тренировочного процесса по подготовке спортсменов высокого класса. Основной причиной, тормозящей развитие спорта высших достижений, является несоответствие его финансирования, дороговизна качественной спортивной формы, инвентаря и оборудования, медицинских средств контроля и оказания медицинской помощи во время тренировочных занятий и соревнований.
С учетом обозначенных проблем, приоритетными направлениями деятельности комитета по дальнейшему развитию отрасли в рамках Программы "Развитие физической культуры и спорта в Тверской области на 2007-2009 годы" должны стать:
1) повышение мотивации среди всех категорий и возрастных групп населения области в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом за счёт улучшения информационного обеспечения, усиления пропаганды ведения здорового образа жизни в рамках социального заказа средствами массовой информации;
2) развитие детско-юношеского спорта за счёт расширения сети учреждений дополнительного образования спортивной направленности, укрепления и развития их материально-технической базы; обеспечения подготовки высококвалифицированного тренерско-преподавательского состава и стимулирования их трудовой деятельности;
3) повышение результативности в спорте высших достижений за счёт стимулирования деятельности областных федераций по видам спорта, спортсменов и тренеров, целенаправленная поддержка команд Тверской области по игровым видам спорта, выступающих в чемпионатах России, на основе договорных отношений.
Реализация ряда мероприятий обозначенных приоритетов деятельности комитета по физической культуре и спорту Тверской области (далее - комитет) в соответствии с законом Тверской области "О физической культуре и спорте в Тверской области" может быть решена только в рамках Программы.
Решение проблем физической культуры и спорта невозможно без государственной поддержки. При этом наиболее эффективным является программно-целевой метод, основными преимуществами которого являются:
1) комплексный подход к решению проблем;
2) распределение полномочий и ответственности;
3) эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Проведённый анализ состояния отрасли и определение приоритетных направлений деятельности комитета по дальнейшему развитию физической культуры и спорта позволяют определить цель Программы - создание условий для максимального вовлечения населения Тверской области в систематические занятия физической культурой и спортом, дальнейшего развития спорта высших достижений.
Основным показателем конечного результата достижения цели будет являться доля населения Тверской области, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, в процентном отношении к его общей численности. Данный показатель является ключевым в унифицированной системе (перечне) показателей, характеризующих место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта.
За последние три года, исходя из анализа ежегодных статистических наблюдений, наметилась тенденция роста количества населения области, постоянно занимающегося физической культурой и спортом (ежегодно около 1 процента). Таким образом, доведение охвата населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 13 процентов от его общей численности в среднесрочной перспективе является реально достижимым прогнозным показателем (2006 год - 10 процентов).
Для достижения поставленной цели в рамках Программы требуется решение следующих задач:
1) развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди всех возрастных групп и категорий населения области;
2) развитие детско-юношеского спорта в системе учреждений дополнительного образования детей и других учреждений физкультурно-спортивной направленности;
3) создание оптимальных условий для развития спорта высших достижений.
Решение указанных задач в рамках Программы предусматривается за счёт реализации конкретных мероприятий, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям (Приложение 1 к Программе).
Исполнителями мероприятий являются:
1) комитет по физической культуре и спорту Тверской области;
2) комитет внутренней политики Тверской области;
3) областные учреждения дополнительного образования спортивной направленности;
4) общественные организации - областные федерации (союзы, ассоциации, региональные отделения) по видам спорта;