ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 12 ноября 2004 года)
_____________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании:
Закона Тверской области от 14.04.2005 года N 63-ЗО
_____________________________________________________
______________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Тверской области от 12 ноября 2004 года N 67-ЗО
_______________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Тверской области
28 марта 2002 года
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие льняного комплекса Тверской области на 2001-2005 годы" (прилагается).
Статья 2. Предоставить право Администрации области ежегодно устанавливать размеры субсидий на развитие льняного комплекса Тверской области с учетом возможностей областного бюджета.
Статья 3. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области
В.И. Платов
Тверь
9 апреля 2002 года
N 27-ЗО
УТВЕРЖДЕНА
законом
Тверской области
№ 27-ЗО от 09.04.2002 года
Наименование программы: |
| «Развитие льняного комплекса Тверской области на 2001 - 2005 годы». |
Дата принятия решения о разработке программы: |
| Распоряжение Губернатора Тверской области от 21.06.2000 г. № 855-р. |
|
|
|
Государственный заказчик, директор программы: |
| Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области. |
|
|
|
Основные разработчики: |
| Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области, ОАО «Ассоциация «Тверской лен», НПО «Нечерноземагропромлен». |
|
|
|
Цель и задачи программы: |
| Создание условий для возрождения и развития льняного комплекса Тверской области, значительного роста объемов производства и выпуска готовой востребованной рынком продукции из льна с применением высокоэффективных технологий сельхозтоваропроизводителями области, предприятиями по первичной переработке льна. |
|
|
|
Сроки и этапы реализации: |
| 2001 - 2005 годы. |
|
|
|
Перечень подпрограмм и основных мероприятий: |
| Семеноводство льна долгунца, удобрения и средства защиты, техническое обеспечение с/х предприятий, техническое перевооружение и реконструкция льнозаводов, научное обеспечение Программы. |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий: |
| Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области, сельхозтоваропроизводители, органы управления АПК райгорадминистраций области, НПО «Нечерноземагропромлен», ОАО «Ассоциация «Тверской лен». |
Объемы и источники финансирования: |
| Для реализации Программы на весь период требуется 642,94 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета - 89,9 млн. руб., областного бюджета - 311,44 млн. руб., собственных средств предприятий - 241,6 млн. руб.. (С изменениями, внесенными: Законом Тверской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: |
| Увеличение объема производства льноволокна к 2005 году до 25 - 27 тыс. тонн, в т.ч. длинного до 10 тыс. тонн, повышение качества волокна на 0,5-1,5 сортономера, обеспечение стабильного экономического развития предприятий льняного комплекса. |
|
|
|
Система организации контроля за исполнением программы: |
| Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области ежеквартально нарастающим итогом направляет в департамент экономики и промышленной политики Тверской области информацию о ходе реализации Программы. Кроме того, ежегодно до 20 марта департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации Программы в истекшем году. Копия данного доклада направляется также в департамент экономики и промышленной политики Тверской области. Управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент по социально-экономическому развитию села, он же уточняет ежегодно показатели и затраты по выполнению программных мероприятий. В части мероприятий по предложениям избирателей, включенных в данную Программу, реализация, управление и контроль за их осуществлением производится в порядке, определенном Положением о формировании и реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 26.11.2003 №750-П-3. (С дополнениями, внесенными: Законом Тверской области |
Лен является исконно российской культурой, которая в течение многих лет кормила, одевала и лечила народ. Уникальные свойства льна, особенно его экологическая чистота, известны во всем мире.
Тверская область традиционно являлась крупнейшим в России производителем и экспортёром льна. Изо льна вырабатывают ткани от батиста до мешковины, изготовляют масло для пищевой и фармацевтической промышленности, из отходов льна делают мебельные плиты и строительные материалы. В структуре реализации продукции растениеводства области лен занимал около 13%, а в объёме получаемого дохода- 60-70%. Льняной комплекс области с его самобытными историческими традициями - до сих пор крупнейший в России.
Однако, начиная с 1991 года, в связи с экономически необоснованным повышением цен на энергоресурсы, машины и оборудование, продукцию химической промышленности и другие материально-технические ресурсы, необходимые для производства и переработки льна, значительным снижением покупательной способности населения, резко ухудшилось положение с производством и реализацией льна и продукции изо льна.
В 1993 году в соответствии с федеральной целевой программой была разработана региональная программа «Возрождение Тверского льна на 1993-1995 годы», а затем целевая программа «Развитие льняного комплекса Тверской области на 1997-2000 годы», которая являлась пилотным проектом федеральной программы «Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 годы».
В ходе выполнения этих программ в агропромышленном комплексе области осуществлялись определенные организационные, финансовые, экономические, научно-технические и производственные меры, направленные на стабилизацию производства льна-долгунца и его первичной переработки.
Осуществлялось финансирование предприятий льняного комплекса из федерального и областного бюджетов. Всего за эти годы за счет финансирования из бюджетов всех уровней в льняной комплекс было вложено более 140 миллионов рублей. Однако это не позволило стабилизировать производство льна в Тверской области.
Будучи самой высокодоходной культурой в льносеющей зоне, в настоящее время в большинстве хозяйств производство льна стало убыточным.
Отсутствие должной государственной поддержки производителей льна, низкие закупочные цены на сырье, неблагоприятные погодные условия ряда лет и другие причины привели к резкому снижению посевных площадей льна и объемов получаемого льноволокна.
Динамика посевных площадей льна и производства льноволокна
в Тверской области (все категории хозяйств)
Годы | Посевная площадь, тыс. га | Произведено льноволокна, тыс. тонн | Внесено минеральных удобрений на 1 га посева, кг. д.в. |
1988 | 111,9 | 36,5 | 185 |
1990 | 102,6 | 16,3 | 165 |
1991 | 77,1 | 24,9 | 157 |
1995 | 59,9 | 25,4 | 20 |
1996 | 64,5 | 26,5 |
|
1997 | 45,7 | 6,9 | 30 |
1998 | 32,0 | 10,4 | 22 |
1999 | 23,1 | 3,5 | 16 |
2000 | 17,5 | 8,7 | 32 |
Только из-за крайне неблагоприятных погодных условий в 1998 и 1999 годах, недобора семян льна, посевные площади этой культуры сократились с 102,6 тыс. гa в 1990 г. до 17,5 тыс. га в 2000 г. или в 5,9 раза. Негативные процессы в семеноводстве льна, обусловленные погодными условиями, усугубляются также ухудшением материально-технической базы, что сдерживает внедрение в производство новых высокопродуктивных сортов и технологий.
В льняных севооборотах складывается отрицательный баланс питательных веществ. Ежегодно вообще не вносится удобрений под лён на половине посевных площадей. Дозы внесения минеральных удобрений снизились с 165 кг д. в. на 1 га посева льна в 1990 году до 16 кг д.в. в 1999 году. Из-за недостатка химических средств защиты, без которых невозможно возделывание льна, резко упало качество сырья и получаемого из него льноволокна.
Государственные субсидии из бюджетов всех уровней крайне малы и выплачиваются далеко не в полном объеме. За последние 5 лет на льняной комплекс области из федерального бюджета было выделено 92,6 млн. руб., задолженность за 1996-2000 годы составила 30,4 млн. руб. За пятилетний период из областного бюджета поступило 39,9 млн. рублей, в том числе в 1999 г. из 10 млн. рублей выделено 8,7 млн., в 2000 г. из 31,8 млн. руб. всего 16,8 млн. руб.
Повсеместно проявляется тенденция к повышению степени износа техники и других основных фондов отрасли. Из-за отсутствия финансовых средств в большинстве льносеющих хозяйств на протяжении последних лет плохо обновляется парк льноуборочной техники, особенно сушильное хозяйство. Новые машины, рекомендованные к выпуску, промышленностью не выпускаются.
В тяжелейших условиях оказались предприятия льнопереработки.
Организационно-технологическая отсталость, постоянный рост цен на энергоносители во многом определяют высокую себестоимость переработки сырья, в результате чего продукция становится неконкурентоспособной как на мировом, так и на внутреннем рынках.
Все это отрицательно влияет на уровень рентабельности выращивания и первичной переработки льна и не стимулирует сельских товаропроизводителей и переработчиков в результатах труда.
Динамика спада производства приблизила практически все предприятия и организации льняного комплекса области к пределу экономической устойчивости, за которым начинается неконтролируемый процесс их распада и самоликвидации.
Дальнейшее развитие производства и переработки льна в сложившейся реальной ситуации возможно только при реализации дополнительных мер по совершенствованию инвестиционной политики, государственной поддержке товаропроизводителей, при восстановлении ценового паритета между сельскохозяйственными, перерабатывающими и текстильными предприятиями, другими отраслями народного хозяйства.
Для возрождения льноводства в Тверской области имеется могучие научные и производственные потенциалы, а также благоприятные климатические условия.
Льняная отрасль области включает в себя более 300 льносеющих хозяйств, 19 льносемстанций, 40 льнозаводов, завод «Бежецксельмаш» по выпуску льноуборочной техники. В области имеются единственные в России Всероссийский НИИ льна и Всероссийский научно-исследовательский, проектно-технологический институт механизации льноводства (НПО «Нечернозёмагропромлён»).
Решение всего комплекса вышеперечисленных проблем возможно только программно-целевым методом при активной государственной поддержке отрасли льноводства, для чего и разработана данная областная целевая программа «Развитие льняного комплекса Тверской области на 2001-2005 годы» (далее Программа).
Программа предусматривает увеличение производства льна-долгунца, повышение качества получаемого волокна за счет укрепления материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, оснащения их необходимым набором техники, средствами механизации для возделывания, уборки и послеуборочной обработки льна, обеспечения удобрениями и средствами защиты растений, ликвидации узких мест на льнозаводах, сдерживающих переработку льняного сырья, меры государственной поддержки льноводства, а также научное сопровождение Программы.
Цель Программы - создание условий для возрождения и развития льняного комплекса Тверской области, значительного роста объемов производства и выпуска готовой конкурентоспособной, востребованной рынком продукции из льна с применением высокоэффективных технологий сельхозтоваропроизводителями области и предприятиями по первичной переработке льна.
Для поэтапной реализации намеченных целей предусматривается решить следующие задачи:
- увеличение производства сырья льна, доведение посевных площадей к 2005 году до 50 тыс. га, выработки льноволокна до 25 -27 тыс. тонн вместо 8,7 тыс. тонн в 2000 г. и повышение его качества (Приложения №1,№2);
- создание раннеспелых, среднеспелых и позднеспелых высокоурожайных сортов льна-долгунца с высокими прядильными свойствами волокна;
- освоение наиболее эффективной системы семеноводства, обеспечивающей производство семян высших репродукций в объёмах, необходимых для планового сортообновления, ускоренное внедрение новых сортов, увеличение валового сбора семян в 2005 г., по сравнению с уровнем 2000 г., в 2,6 раза (Приложение №3);
- внедрение прогрессивных технологий возделывания и уборки льна-долгунца, позволяющих механизировать процессы производства льна;
- повышение урожайности льна-долгунца в переводе на льноволокно до 5,4 ц/га;
- создание эффективных форм организации и управления в рамках производственно-технологического цикла выращивания и первичной переработки льна, учитывающих экономические интересы всех звеньев льняного комплекса;
- стабилизация работы перерабатывающих предприятий за счет оснащения их новой высокоэффективной перерабатывающей техникой, позволяющей более рационально использовать имеющиеся сырьевые ресурсы;