Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Развитие льняного комплекса Тверской области
 на 2001-2005 годы"

(с изменениями на 12 ноября 2004 года)


_____________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании:
Закона Тверской области от 14.04.2005 года N 63-ЗО
_____________________________________________________

______________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Тверской области от 12 ноября 2004 года N 67-ЗО
_______________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Тверской области
28 марта 2002 года


     Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие льняного комплекса Тверской области на 2001-2005 годы" (прилагается).


Статья 2. Предоставить право Администрации области ежегодно устанавливать размеры субсидий на развитие льняного комплекса Тверской области с учетом возможностей областного бюджета.

Статья 3. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области
 В.И. Платов



Тверь

9 апреля 2002 года

N 27-ЗО

                                   


УТВЕРЖДЕНА
законом
Тверской области
№ 27-ЗО от 09.04.2002 года

                                                                                                             


Областная целевая программа

«Развитие льняного комплекса Тверской области
 на 2001 - 2005 годы»



ПАСПОРТ
областной целевой программы

Наименование программы:

  

«Развитие льняного комплекса Тверской области на 2001 - 2005 годы».

Дата принятия решения о разработке программы:

  

Распоряжение Губернатора Тверской области от 21.06.2000 г. № 855-р.

  

  

  

Государственный заказчик, директор программы:

  

Департамент по  социально-экономическому развитию села Тверской области.

  

  

  

Основные разработчики:

  

Департамент по  социально-экономическому развитию села Тверской области, ОАО «Ассоциация «Тверской лен», НПО «Нечерноземагропромлен».

  

  

  

Цель и задачи программы:

  

Создание условий для возрождения и развития льняного комплекса Тверской области, значительного роста объемов производства и выпуска готовой востребованной рынком продукции из льна с применением высокоэффективных технологий сельхозтоваропроизводителями области, предприятиями по первичной переработке льна.

  

  

  

Сроки и этапы реализации:

  

2001 - 2005 годы.

  

  

  

Перечень подпрограмм и основных мероприятий:

  

Семеноводство льна долгунца,  удобрения и средства защиты, техническое обеспечение с/х предприятий, техническое перевооружение и реконструкция льнозаводов, научное обеспечение Программы.

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий:

  

Департамент по  социально-экономическому развитию села Тверской области, сельхозтоваропроизводители, органы управления АПК райгорадминистраций области, НПО «Нечерноземагропромлен», ОАО «Ассоциация «Тверской лен».

Объемы и источники финансирования:

  

Для реализации Программы на весь период требуется 642,94 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета - 89,9 млн. руб., областного бюджета - 311,44 млн. руб.,  собственных средств предприятий - 241,6 млн. руб..

(С изменениями, внесенными:

Законом Тверской области
от 12 ноября 2004 года N 67-ЗО.-
См. предыдущую редакцию)



Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  



Увеличение объема производства льноволокна к 2005 году до 25 - 27 тыс. тонн, в т.ч. длинного до 10 тыс. тонн, повышение качества волокна на 0,5-1,5 сортономера, обеспечение стабильного экономического развития предприятий льняного комплекса.

  

  

  

Система организации контроля за исполнением программы:

  

Департамент по  социально-экономическому развитию села Тверской области ежеквартально нарастающим итогом направляет в департамент экономики и промышленной политики Тверской области информацию о ходе реализации Программы. Кроме того, ежегодно до 20 марта департамент по  социально-экономическому развитию села Тверской области представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации Программы в истекшем году. Копия данного доклада направляется также в департамент  экономики и промышленной политики Тверской области.

Управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент по социально-экономическому развитию села, он же уточняет ежегодно показатели и затраты по выполнению программных мероприятий.

В части мероприятий по предложениям избирателей, включенных в данную Программу, реализация, управление и контроль за их осуществлением производится в порядке, определенном Положением о формировании и реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 26.11.2003 №750-П-3.

(С дополнениями, внесенными:

Законом Тверской области
от 12 ноября 2004 года N 67-ЗО.-
См. предыдущую редакцию)


1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами


Лен является исконно российской культурой, которая в течение многих лет кормила, одевала и лечила народ. Уникальные свойства льна, особенно его экологическая чистота, известны во всем мире.

Тверская область традиционно являлась крупнейшим в России производителем и экспортёром льна. Изо льна вырабатывают ткани от батиста до мешковины, изготовляют масло для пищевой и фармацевтической промышленности, из отходов льна делают мебельные плиты и строительные  материалы. В структуре реализации продукции растениеводства области лен занимал  около 13%, а в объёме получаемого дохода- 60-70%. Льняной комплекс области с его самобытными историческими традициями - до сих пор крупнейший в России.

Однако, начиная с 1991 года, в связи с экономически необоснованным повышением цен на энергоресурсы, машины и оборудование, продукцию  химической промышленности и другие материально-технические ресурсы, необходимые для производства и переработки льна, значительным снижением покупательной способности населения, резко ухудшилось положение с производством и реализацией льна и продукции изо льна.

В 1993 году в соответствии с федеральной целевой программой была разработана региональная программа «Возрождение Тверского льна на 1993-1995 годы», а затем целевая программа «Развитие льняного комплекса Тверской области на 1997-2000 годы», которая являлась пилотным проектом федеральной программы «Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 годы».

В ходе выполнения этих программ в агропромышленном комплексе области осуществлялись определенные организационные, финансовые, экономические, научно-технические и производственные меры, направленные на стабилизацию производства льна-долгунца и его первичной переработки.

Осуществлялось финансирование предприятий льняного комплекса из федерального и областного бюджетов. Всего за эти годы за счет финансирования из бюджетов всех уровней в льняной комплекс было вложено более 140 миллионов рублей. Однако это не позволило стабилизировать производство льна в Тверской области.

Будучи самой высокодоходной культурой в льносеющей зоне, в настоящее время в большинстве хозяйств производство льна стало убыточным.

Отсутствие должной государственной поддержки производителей льна, низкие закупочные цены на сырье, неблагоприятные погодные условия ряда лет и другие причины привели к резкому снижению посевных площадей льна и объемов получаемого льноволокна.



Динамика посевных площадей льна и производства льноволокна
в Тверской области (все категории хозяйств)


Годы

Посевная площадь, тыс. га

Произведено льноволокна, тыс. тонн

Внесено минеральных удобрений на 1 га посева, кг. д.в.

1988

111,9

36,5

185

1990

102,6

16,3

165

1991

77,1

24,9

157

1995

59,9

25,4

20

1996

64,5

26,5

  

1997

45,7

6,9

30

1998

32,0

10,4

22

1999

23,1

3,5

16

2000

17,5

8,7

32


Только из-за крайне неблагоприятных погодных условий в 1998 и 1999 годах, недобора семян льна, посевные площади этой культуры сократились с 102,6 тыс. гa в 1990 г. до 17,5 тыс. га в 2000 г. или в 5,9 раза. Негативные процессы в семеноводстве льна, обусловленные погодными условиями, усугубляются также ухудшением материально-технической базы, что сдерживает внедрение в производство новых высокопродуктивных сортов и технологий.

В льняных севооборотах складывается отрицательный баланс питательных веществ. Ежегодно вообще не вносится удобрений под лён на половине посевных площадей. Дозы внесения минеральных удобрений снизились с  165 кг д. в. на 1 га посева льна в 1990 году до 16 кг д.в. в 1999 году. Из-за недостатка химических средств защиты, без которых невозможно возделывание льна, резко упало качество сырья и получаемого из него льноволокна.

Государственные субсидии из бюджетов всех уровней крайне малы и выплачиваются далеко не в полном объеме. За последние 5 лет на льняной комплекс области из федерального бюджета было выделено 92,6 млн. руб., задолженность за 1996-2000 годы составила 30,4 млн. руб. За пятилетний период из областного бюджета поступило 39,9 млн. рублей, в том числе в 1999 г. из 10 млн. рублей выделено 8,7 млн., в 2000 г. из 31,8 млн. руб. всего 16,8 млн. руб.

Повсеместно проявляется тенденция к повышению степени износа техники и других основных фондов отрасли. Из-за отсутствия финансовых средств в большинстве льносеющих хозяйств на протяжении последних лет плохо обновляется парк льноуборочной техники, особенно сушильное хозяйство. Новые машины, рекомендованные к выпуску, промышленностью не выпускаются.

В тяжелейших условиях оказались предприятия льнопереработки.

Организационно-технологическая отсталость, постоянный рост цен на энергоносители во многом определяют высокую себестоимость переработки сырья, в результате чего продукция становится неконкурентоспособной как на мировом, так и на внутреннем рынках.

Все это отрицательно влияет на уровень рентабельности выращивания и первичной переработки льна и не стимулирует сельских товаропроизводителей и переработчиков в результатах труда.

Динамика спада производства приблизила практически все предприятия и организации льняного комплекса области к пределу экономической устойчивости, за которым начинается неконтролируемый процесс их распада и самоликвидации.

Дальнейшее развитие производства и переработки льна в сложившейся реальной ситуации возможно только при реализации дополнительных мер по совершенствованию инвестиционной политики, государственной поддержке товаропроизводителей, при восстановлении ценового паритета между сельскохозяйственными, перерабатывающими и текстильными предприятиями, другими отраслями народного хозяйства.

Для возрождения льноводства в Тверской области имеется могучие научные и производственные потенциалы, а также благоприятные климатические условия.

Льняная отрасль области включает в себя более 300 льносеющих хозяйств, 19 льносемстанций, 40 льнозаводов, завод «Бежецксельмаш» по выпуску льноуборочной техники. В области имеются единственные в России Всероссийский НИИ льна и Всероссийский научно-исследовательский, проектно-технологический институт механизации льноводства (НПО «Нечернозёмагропромлён»).

Решение всего комплекса вышеперечисленных проблем возможно только программно-целевым методом при активной государственной поддержке отрасли льноводства, для чего и разработана данная областная целевая программа «Развитие льняного комплекса Тверской области на 2001-2005 годы» (далее Программа).

Программа предусматривает увеличение производства льна-долгунца, повышение качества получаемого волокна за счет укрепления материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, оснащения их необходимым набором техники, средствами механизации для возделывания, уборки и послеуборочной обработки льна, обеспечения удобрениями и средствами защиты растений, ликвидации узких мест на льнозаводах, сдерживающих переработку льняного сырья, меры государственной поддержки льноводства, а также научное сопровождение Программы.

2. Основные цели и задачи реализации Программы


Цель Программы - создание условий для возрождения и развития льняного комплекса Тверской области, значительного роста объемов производства и выпуска готовой конкурентоспособной, востребованной рынком продукции из льна с применением высокоэффективных технологий сельхозтоваропроизводителями  области и предприятиями по первичной переработке льна.

Для поэтапной реализации намеченных целей предусматривается решить следующие задачи:

- увеличение производства сырья льна, доведение посевных площадей к 2005 году до 50 тыс. га, выработки льноволокна до 25 -27 тыс. тонн вместо 8,7 тыс. тонн в 2000 г. и повышение его качества (Приложения №1,№2);

- создание раннеспелых, среднеспелых и позднеспелых высокоурожайных сортов льна-долгунца с высокими прядильными свойствами волокна;

- освоение наиболее эффективной системы семеноводства, обеспечивающей производство семян высших репродукций в объёмах, необходимых для планового сортообновления, ускоренное внедрение новых сортов, увеличение валового сбора семян в 2005 г., по сравнению с уровнем 2000 г., в 2,6 раза (Приложение №3);

- внедрение прогрессивных технологий возделывания и уборки льна-долгунца, позволяющих механизировать процессы производства льна;

- повышение урожайности льна-долгунца в переводе на льноволокно до 5,4 ц/га;

- создание эффективных форм организации и управления в рамках производственно-технологического цикла  выращивания и первичной переработки льна, учитывающих экономические интересы всех звеньев льняного комплекса;

- стабилизация работы перерабатывающих предприятий за счет оснащения их новой высокоэффективной перерабатывающей техникой, позволяющей более рационально использовать имеющиеся сырьевые ресурсы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»