Недействующий

Об областной целевой программе "Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы" ("Механизация") (утратил силу)

1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами.

Одной из основных причин неудовлетворительной работы всех отраслей сельскохозяйственного производства является низкий уровень их технической оснащенности. Наличие собственного производства и обеспеченность отечественных сельхозтоваропроизводителей необходимой техникой характеризуют  продовольственную безопасность любой страны.

Диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельскохозяйственного производства лишил сельских товаропроизводителей возможностей своевременно приобретать технику для замены, выбывающей в связи с физическим износом и ее старением. В результате количество машин резко снизилось и не обеспечивает обработку пашни в полном объеме, механизацию трудоемких процессов в растениеводстве и животноводстве. Как следствие, снижение урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и объемов производства продуктов животноводства, падение рентабельности производства.

Тракторный парк сельскохозяйственных предприятий области с 1995 г. по 2001 г. сократился на 32,3 % (6763 шт.), парк зерноуборочных комбайнов - на 37,3 % (1283 шт.), сеялок всех марок - на 46,8 % (1751 шт.).

Анализ обеспеченности основной сельскохозяйственной техникой хозяйств области (приложение  1) показывает, что обновление парка за последние 5 лет составляет менее 1% в год, и в дальнейшем приобретение новой техники ожидается в значительно меньших объемах, а в то же время выбытие идет в пределах 5-10 % от наличия.

Тракторный и комбайновый парк стареют, большинство машин находится за пределами экономически целесообразных сроков использования. Особенно тревожное положение с тракторным парком, в котором более 10,0 тыс. шт. тракторов (71 % от наличия) вышли за пределы сроков амортизации.

       С уменьшением численности машин резко возросли нагрузки на оставшуюся технику. Так, нагрузка на 1 физический трактор в настоящее время составляет 60 га пашни или на 50 % выше норматива. На 1 плуг приходится 226 га пашни при нормативе 151 га. Нагрузки на культиваторы превышает нормативные более чем в 2 раза.

Аналогичное положение складывается и в механизации животноводческих ферм, на которых практически приостановлены работы по реконструкции и техническому перевооружению. На протяжении последних лет резко сократилось поступление в область машин и механизмов для животноводческих  ферм и комплексов. Так, поставка доильных установок к 1990 году сократилась в 87 , холодильных установок соответственно -  366, кормораздатчиков -  155, средств для навозоудаления -  52 раза. И как следствие, уровень комплексной механизации на молочно-товарных фермах по сравнению с 1990 годом снизился в 2,5 раза (приложение 2).

Особую тревогу вызывает состояние электрооборудования на фермах и сушильных комплексах. Отсутствие возможности проведения необходимых работ по ремонту и замене электрооборудования приводит к нарушению основных процессов при содержании общественного поголовья животных; значительно уменьшает уровень механизации трудоемких процессов, увеличивает заболеваемость животных, повышает пожароопасность и в итоге приводит к спаду выхода продукции животноводства.

Падение платежеспособности сельхозтоваропроизводителей не позволяет им не только приобретать новую технику, но и ремонтировать и обслуживать на должном уровне, находящуюся в эксплуатации.

С ухудшением технического состояния сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для животноводческих ферм и комплексов увеличиваются затраты на покупку запасных частей и материалов. Однако финансовое состояние большинства хозяйств не позволяет приобретать даже минимум необходимого для ремонта за счет собственных источников, пользоваться услугами обслуживающих предприятий (районные объединения "Агропромэнерго", "Агроснабы", ремонтно-технические предприятия и заводы), которые также находятся в тяжелом финансовом положении, не имеют свободных оборотных средств для приобретения необходимых запасных частей и материалов. В итоге простаивают производственные мощности обслуживающих село предприятий.

Не в полном объеме решают  вопросы пополнения средств механизации и поддержание машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии поставка машин и оборудования по лизингу и ремонт техники с отсрочкой платежа ввиду их незначительных объемов и коротких сроков возврата средств.

Динамика приобретения техники за последние 10 лет хозяйствами области приведена в приложении 3.

Все это определяет необходимость разработки целевой Программы  осуществления действенных мер по прекращению дальнейшего спада инженерно-технического потенциала агропромышленного комплекса области, его стабилизации и развития.

Программа имеет своей целью восполнение недостающей техники и сбалансирование парка машин и оборудования, обеспечивающих выполнение прогнозируемых объемов работ на 2001-2005 годы. Ее реализация требует  финансирования в основном за счет средств  федерального и областного бюджетов.