Недействующий

Об областной целевой программе "Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы" ("Механизация") (утратил силу)

3. Система программных мероприятий.

Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства области предусматривает осуществление следующего комплекса мер:

3.1. Создание лизингового фонда.

Из-за отсутствия финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей обновление машинно-тракторного парка и оборудования животноводческих ферм и комплексов, доведение до оптимального количества машин в настоящее время возможно лишь на условиях финансовой аренды (лизинга).

Количество машин и оборудования, которые необходимо приобрести, определяется потребностью замены выбывающей техники  в связи  с износом и пополнением парка  до прогнозируемого количества.

Исходя из минимальной нормативной потребности, необходимо приобретать, начиная с 2001 по 2005 год ежегодно, около 1000  тракторов, зерноуборочных комбайнов -140 , кормоуборочных комбайнов -55,  сеялок - 250, плугов -380, культиваторов- 600 и других сельскохозяйственных машин и оборудования на общую сумму более 2,6 млрд. руб. (приложение  4).

За 1994 - 2000 г.г. получено сельхозтоваропроизводителями 2316 единиц  сельскохозяйственной техники по федеральному лизингу, в том числе тракторов - 544, комбайнов - 201, автомобилей - 208, льнотехники - 640 единиц на сумму 141,8 млн. руб.

В 2001 году предусмотрено приобретение сельскохозяйственной техники на условиях финансовой аренды из средств федерального бюджета 213 ед. на сумму 20,0 млн. руб. Всего в 2001 - 2005 г.г. планируется поставка сельскохозяйственной техники  965 ед. на сумму 123,0 млн. руб.

Информация о поставках сельскохозяйственной техники по федеральному лизингу в приложении  5.

В 2001 году планируется создание областного лизингового фонда, что позволит передавать коллективным и фермерским хозяйствам сельскохозяйственную технику, животноводческое оборудование, узлы, агрегаты к ним, изготавливаемые на ремонтно-технических предприятиях и промышленных предприятиях области, в том числе и подержанную технику.

Разработана конкурсная документация на поставку сельскохозяйственной техники на условиях областного лизинга. Предусматривается поставка косилок роторных КРН-2,1, комбинированных почвообрабатывающих агрегатов ВИП-5,6, изготавливаемых на ОАО "Ржевэлектромеханика", зерносушилок СЗК "Тверца" ОАО "Тверьсельмаш", культиваторов  типа КПС-4 Калязинского механического завода и др.

3.2. Создание и пополнение фонда ремонта.

С каждым годом  техническое состояние имеющегося машинно-тракторного парка и оборудования животноводческих ферм продолжает ухудшаться. У сельских товаропроизводителей нет свободных средств для своевременного ремонта техники. Новых машин закупается незначительное количество, которые существенного влияния   на общее состояние парка машин не оказывают.

Доходы хозяйств, в том числе и необходимые для ремонта техники, находятся в прямой зависимости от объемов произведенной продукции и поступают в определенные периоды, не совпадающие с расходами на подготовку техники.

Исходя из этого, целесообразно ремонтировать технику для сельских товаропроизводителей с предоставлением им отсрочки платежа на срок, позволяющий им накопить необходимые  для расчетов средства. С этой целью создан фонд ремонта.

Выделенные из областного бюджета средства в Фонд ремонта будут находиться в постоянном обороте. Срок, на который создается фонд, не может ограничиваться определенным календарным периодом, так как процесс ремонта техники различного назначения идет беспрерывно.

Создание фонда ремонта позволяет выполнить наиболее сложную часть ремонтных работ в специализированных мастерских ремонтно-обслуживающих предприятий, оснащенных необходимым оборудованием и имеющих необходимые квалифицированные кадры ремонтников. При этом качество ремонта будет выше, чем в условиях хозяйств.

В 2001 году ремонт техники с использованием средств фонда ремонта предполагается производить для 150 хозяйств и отремонтировать 206 ед. сельскохозяйственной техники, в 2002 году - 302 ед., в 2003 г. - 365 ед. , в 2004 г. - 412 ед. и к 2005 году при выделении необходимых финансовых средств довести объем ремонта до 500 ед. сельскохозяйственной техники.

Увеличение количества машин и оборудования, участвующих в работе,  сократит сроки проведения сельскохозяйственных работ, даст возможность получить дополнительную продукцию.          

3.3. Создание рынка подержанной сельскохозяйственной техники.

Ежегодно  хозяйства области списывают и используют как металлолом сотни тракторов и других машин. Многие детали и даже узлы машин имеют незначительный износ и могут быть отремонтированы или восстановлены.

На базе восстановленных деталей и отремонтированных узлов при небольшом добавлении новых запасных частей могут быть собраны работоспособные отремонтированные машины. Эта техника может быть продана хозяйствам на вторичном рынке в том числе и на условиях областного лизинга по цене не более 60 % от стоимости новой при ресурсе восстановленных деталей 70 - 80 % от новых.

Выполнить работы,  связанные с созданием рынка подержанной техники, могут ремонтно-обслуживающие предприятия. Для этого им необходимы средства для закупки изношенных объектов и запасных частей для ремонта, а сельхозтоваропроизводителям средства для приобретения подержанной техники.

В 2000 году не участвовали при проведении весенне-полевых работ - 5117 тракторов (34 %), 1193 плуга (30 %), 707 сеялок (33 %), на заготовке кормов - 446 кормоуборочных комбайнов (33 %), уборке урожая - 874 зерноуборочных комбайна (40 %), которые могут быть использованы на вторичном рынке. Восстановление части их позволит пополнить парк машин, участвующих в работе, и увеличить объемы выполняемых работ.

Проблема создания рынка подержанной техники многоуровневая.

В 2001 году планируется проведение организационных мероприятий, информационного обеспечения, разработка и утверждение комплекта нормативно-технических и методических документов для организации и функционирования вторичного рынка подержанной техники в АПК области.

В 2002 году при выделении финансовых средств из областного бюджета будет организована покупка (сбор) списанной или эксплуатируемой за пределами амортизационного срока сельскохозяйственной техники, её узлов и агрегатов,  восстановление и реализация их в 9 специализированных мастерских ремонтно-технических предприятий.  В 2003 году предусматривается увеличить число ремонтно-технических предприятий и довести их до 15. При выделении финансовых ресурсов будут организованы новые цеха (участки) по восстановлению изношенных деталей и узлов, изготовление новых.

В 2004 - 2005 гг. будут созданы дилерские центры на базе ремонтно-технических предприятий с участием заводов-изготовителей в организации совершенствования технологии восстановления и ремонта подержанной техники.

     3.4. Организация и развитие сети машинно-технологических станций.

В условиях перехода АПК области к рыночной экономике   при острейшем дефиците сельскохозяйственной техники,  снижении показателей ее надежности, первостепенное значение приобретает интенсивная эксплуатация машинно-тракторного парка. Это может быть осуществлено специализированными предприятиями - машинно-технологическими станциями (МТС) и механизированными отрядами созданными при ремонтно-технических предприятиях (РТП),  которые  могут обеспечить технический сервис и оказывать услуги сельскохозяйственным производителям различных форм собственности.