ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УКАЗ
от 31 декабря 2009 года N УП-730
Об утверждении концепции развития национального
образования в Республике Башкортостан
____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 декабря 2020 года на основании Указа Главы Республики Башкортостан от 30.12.2020 N УГ-613.
____________________________________________________________________
В целях совершенствования и дальнейшего развития национального образования в Республике Башкортостан
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития национального образования в Республике Башкортостан.
2. Правительству Республики Башкортостан в 3-месячный срок:
разработать и утвердить в установленном порядке план мероприятий по реализации приоритетных направлений Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
3. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов
Уфа, Дом Республики
31 декабря 2009 года
N УП-730
Концепция
развития национального образования
в Республике Башкортостан
Содержание
1. Общие положения
2. Анализ современного состояния национального образования в Республике Башкортостан
3. Основные понятия, используемые в Концепции
4. Цель и основные задачи Концепции
5. Принципы и приоритетные направления развития национального образования
6. Модели общеобразовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан
7. Модель выпускника национального общеобразовательного учреждения
8. Механизмы реализации Концепции
9. Ожидаемые результаты Концепции
10. Источники финансирования мероприятий Концепции
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Республика Башкортостан - один из самых крупных этнокультурных субъектов в составе Российской Федерации, где проживают более ста народов и народностей. Здесь созданы все условия, позволяющие каждому жителю Башкортостана получать образование на своем родном языке, развивать свою национальную культуру, сохранять и приумножать традиции предков.
В условиях модернизации системы образования страны резко возросло разнообразие образовательных учреждений, учебных планов и базовых принципов системы обучения и воспитания. Это требует сохранения баланса интересов как Российской Федерации в целом, так и каждого ее региона, конкретного образовательного учреждения и обучающегося.
Кроме того, усиленная пропаганда в средствах массовой информации ценностей европейского и американского образа жизни вызывает повышенный интерес современной молодежи к зарубежной поп-культуре, что может привести к лишению народов этнической самобытности и постепенной деформации менталитета. Вместе с тем, утрата родного языка, национальных традиций и культуры ведет к утрате национального самосознания, проявлению у человека негативных качеств. В этих условиях задача общества - формирование национальной духовности и духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом.
Одной из важнейших задач в современных условиях становится обеспечение как межнационального, так и межконфессионального согласия, так как в образовательных учреждениях республики обучаются и воспитываются дети различных национальностей и вероисповеданий.
В республике признается значимость национальных духовных культур в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, уважается право национальных образовательных учреждений на образовательную деятельность на мировоззренческой, духовно-нравственной основе. Свобода убеждений и вероисповеданий обеспечивается в соответствии с нормами законодательства о свободе вероисповеданий. Изучение религиозно-познавательных предметов возможно во внеурочное время в форме получения дополнительного образования. Вместе с тем образовательным учреждениям запрещается сотрудничать с представителями деструктивных сект, навязывающих молодежи чуждые ценности.
Имеющийся опыт обеспечения межнационального и межконфессионального согласия является основой для разработки в Республике Башкортостан документа, определяющего общие принципы и механизмы решения проблем национального образования.
Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан (далее - Концепция) разработана с учетом Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года N 201, образовательной инициативы "Наша новая школа", предложенной Президентом Российской Федерации, и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373.
Концепция базируется на двух приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития башкирского языка, как языка коренного населения, и обеспечения равных условий для развития языка и культуры народов, проживающих на территории республики.
В основу Концепции положены ценности современного российского общества: обеспечение социальной справедливости, межнационального мира, развитие благосостояния людей, сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.
Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Законов Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", "Об образовании", Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", законов Республики Башкортостан "Об образовании" и "О языках народов Республики Башкортостан", государственной программы "Народы Башкортостана" на 2003 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 2002 года N 388 (с последующими изменениями), Государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 апреля 2006 года N 83 (с последующими изменениями), государственной программы "Башкиры Российской Федерации" на 2008 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года N 382 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2009 года N 58), республиканской целевой программы "Русский язык" на 2008 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 января 2008 года N УП-3.
Основные идеи и положения Концепции призваны служить ориентиром для всех образовательных учреждений Республики Башкортостан в целях обеспечения конституционных прав на обучение на родном языке и изучение родного языка.
Концепция предполагает обновление и дальнейшее развитие национальных образовательных учреждений, учитывающих этнокультурные и психофизиологические особенности различных народов. Развитие национально-региональных аспектов образования направлено на сохранение и совершенствование национальных культур, приобщение подрастающих поколений к родному языку и культурным традициям, обеспечение стабильности межнациональных отношений, укрепления взаимопонимания между народами.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В Республике Башкортостан организовано обучение на 6 родных языках в 768 общеобразовательных учреждениях из 1990, в том числе в 414 филиалах. Обучаются на родном языке: башкирском - в 447 учреждениях и 276 их филиалах 47908 учащихся (37,8%); татарском - в 234 учреждениях и 82 филиалах 10042 учащихся (8,4%); марийском - в 54 учреждениях и 39 филиалах 2809 учащихся (20,7%); чувашском - в 27 учреждениях и 4 филиалах 921 учащихся (7,7%); удмуртском - в 6 учреждениях и 13 филиалах 248 учащихся (8,6%) (таблица 1).
Количество
общеобразовательных учреждений с обучением на родном
языке и количество обучающихся на родном языке
в Республике Башкортостан
Языки | Годы | |||||
2007 - 2008 учебный год | 2008 - 2009 учебный год | 2009 - 2010 учебный год | ||||
Кол-во, | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | |
Русский | 1187 | 395402 | 1126 | 384149 | 1222 | 381064 |
Башкирский | 777 | 52598 | 775 | 50739 | 447 (+276ф) <*> | 47908 |
Татарский | 365 | 11325 | 357 | 10957 | 234 (+82ф) | 10042 |
Чувашский | 25 | 794 | 25 | 787 | 27 (+4ф) | 921 |
Марийский | 100 | 3198 | 100 | 3108 | 54 (+39ф) | 2809 |
Удмуртский | 22 | 281 | 22 | 260 | 6 (+13ф) | 248 |
--------------------------------
<*> В скобках указано количество филиалов.
В учреждениях со смешанным национальным составом изучаются несколько родных языков в рамках параллельных классов.
В общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков (таблица 2).
Башкирский язык как государственный преподается во всех учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Количество
общеобразовательных учреждений с изучением родных языков
и количество обучающихся, изучающих родной язык как
предмет, в Республике Башкортостан <*>
--------------------------------
<*> Еврейский, армянский и греческий языки изучаются в воскресных школах.
Изучаемые | Годы | |||||
2007 - 2008 учебный год | 2008 - 2009 учебный год | 2009 - 2010 учебный год | ||||
Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | |
Башкирский | 890 | 78126 | 779 | 78237 | 949 (+91ф) | 78839 |
Татарский | 703 | 64145 | 693 | 55456 | 599 (+47ф) | 54759 |
Чувашский | 101 | 6595 | 97 | 6107 | 93 | 6107 |
Марийский | 117 | 6286 | 100 | 6102 | 77 (+28ф) | 6321 |
Удмуртский | 31 | 1711 | 31 | 1732 | 31 (+3ф) | 1576 |
Мордовский | 13 | 385 | 14 | 407 | 14 | 410 |
Белорусский | 3 | 68 | 3 | 44 | 3 | 45 |
Украинский | 5 | 322 | 5 | 247 | 4 | 189 |
Немецкий | 4 | 254 | 3 | 212 | 3 | 291 |
Латышский | 1 | 26 | 1 | 23 | 1 | 28 |
Польский | 1 | 89 | 1 | 38 | 1 | 89 |
В целом 73% обучающихся нерусской национальности в республике обучаются на родном языке или изучают его как предмет.
Кроме родных языков в общеобразовательных учреждениях преподаются предметы, учитывающие региональные особенности республики. С 1989 года изучается предмет "Культура Башкортостана", с 1996 года - "История Башкортостана" и "География Башкортостана". С 2008 года для выпускников общеобразовательных учреждений, желающих получить высшее образование, связанное с изучением башкирского языка и литературы, введен единый региональный экзамен по башкирскому языку.
В Башкортостане сформировалась целостная система подготовки педагогических кадров для национального образования. В высших и средних профессиональных образовательных учреждениях готовятся учителя родных языков по 7 специальностям (русскому, башкирскому, татарскому, чувашскому, марийскому, немецкому языкам - с высшим образованием, удмуртскому, мордовскому - со средним специальным образованием). Только в 2009 году педагогическими вузами республики были выпущены 287 учителей башкирского языка, 125 - татарского, 18 - чувашского, 11 - марийского, 10 - удмуртского, 8 - мордовского языков (таблица 3)