Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

УКАЗ

от 31 декабря 2009 года N УП-730

Об утверждении концепции развития национального
образования в Республике Башкортостан

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 декабря 2020 года на основании Указа Главы Республики Башкортостан от 30.12.2020 N УГ-613.
____________________________________________________________________


В целях совершенствования и дальнейшего развития национального образования в Республике Башкортостан

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития национального образования в Республике Башкортостан.

2. Правительству Республики Башкортостан в 3-месячный срок:

разработать и утвердить в установленном порядке план мероприятий по реализации приоритетных направлений Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

3. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов

Уфа, Дом Республики

31 декабря 2009 года

N УП-730




Утверждена
Указом Президента
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2009 г. N УП-730

     

Концепция
развития национального образования
в Республике Башкортостан


Содержание

1. Общие положения

2. Анализ современного состояния национального образования в Республике Башкортостан

3. Основные понятия, используемые в Концепции

4. Цель и основные задачи Концепции

5. Принципы и приоритетные направления развития национального образования

6. Модели общеобразовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан

7. Модель выпускника национального общеобразовательного учреждения

8. Механизмы реализации Концепции

9. Ожидаемые результаты Концепции

10. Источники финансирования мероприятий Концепции

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Республика Башкортостан - один из самых крупных этнокультурных субъектов в составе Российской Федерации, где проживают более ста народов и народностей. Здесь созданы все условия, позволяющие каждому жителю Башкортостана получать образование на своем родном языке, развивать свою национальную культуру, сохранять и приумножать традиции предков.

В условиях модернизации системы образования страны резко возросло разнообразие образовательных учреждений, учебных планов и базовых принципов системы обучения и воспитания. Это требует сохранения баланса интересов как Российской Федерации в целом, так и каждого ее региона, конкретного образовательного учреждения и обучающегося.

Кроме того, усиленная пропаганда в средствах массовой информации ценностей европейского и американского образа жизни вызывает повышенный интерес современной молодежи к зарубежной поп-культуре, что может привести к лишению народов этнической самобытности и постепенной деформации менталитета. Вместе с тем, утрата родного языка, национальных традиций и культуры ведет к утрате национального самосознания, проявлению у человека негативных качеств. В этих условиях задача общества - формирование национальной духовности и духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом.

Одной из важнейших задач в современных условиях становится обеспечение как межнационального, так и межконфессионального согласия, так как в образовательных учреждениях республики обучаются и воспитываются дети различных национальностей и вероисповеданий.

В республике признается значимость национальных духовных культур в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, уважается право национальных образовательных учреждений на образовательную деятельность на мировоззренческой, духовно-нравственной основе. Свобода убеждений и вероисповеданий обеспечивается в соответствии с нормами законодательства о свободе вероисповеданий. Изучение религиозно-познавательных предметов возможно во внеурочное время в форме получения дополнительного образования. Вместе с тем образовательным учреждениям запрещается сотрудничать с представителями деструктивных сект, навязывающих молодежи чуждые ценности.

Имеющийся опыт обеспечения межнационального и межконфессионального согласия является основой для разработки в Республике Башкортостан документа, определяющего общие принципы и механизмы решения проблем национального образования.

Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан (далее - Концепция) разработана с учетом Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года N 201, образовательной инициативы "Наша новая школа", предложенной Президентом Российской Федерации, и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373.

Концепция базируется на двух приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития башкирского языка, как языка коренного населения, и обеспечения равных условий для развития языка и культуры народов, проживающих на территории республики.

В основу Концепции положены ценности современного российского общества: обеспечение социальной справедливости, межнационального мира, развитие благосостояния людей, сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.

Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Законов Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", "Об образовании", Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", законов Республики Башкортостан "Об образовании" и "О языках народов Республики Башкортостан", государственной программы "Народы Башкортостана" на 2003 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 2002 года N 388 (с последующими изменениями), Государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 апреля 2006 года N 83 (с последующими изменениями), государственной программы "Башкиры Российской Федерации" на 2008 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года N 382 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2009 года N 58), республиканской целевой программы "Русский язык" на 2008 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 января 2008 года N УП-3.

Основные идеи и положения Концепции призваны служить ориентиром для всех образовательных учреждений Республики Башкортостан в целях обеспечения конституционных прав на обучение на родном языке и изучение родного языка.

Концепция предполагает обновление и дальнейшее развитие национальных образовательных учреждений, учитывающих этнокультурные и психофизиологические особенности различных народов. Развитие национально-региональных аспектов образования направлено на сохранение и совершенствование национальных культур, приобщение подрастающих поколений к родному языку и культурным традициям, обеспечение стабильности межнациональных отношений, укрепления взаимопонимания между народами.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


В Республике Башкортостан организовано обучение на 6 родных языках в 768 общеобразовательных учреждениях из 1990, в том числе в 414 филиалах. Обучаются на родном языке: башкирском - в 447 учреждениях и 276 их филиалах 47908 учащихся (37,8%); татарском - в 234 учреждениях и 82 филиалах 10042 учащихся (8,4%); марийском - в 54 учреждениях и 39 филиалах 2809 учащихся (20,7%); чувашском - в 27 учреждениях и 4 филиалах 921 учащихся (7,7%); удмуртском - в 6 учреждениях и 13 филиалах 248 учащихся (8,6%) (таблица 1).

Таблица 1

     

Количество
общеобразовательных учреждений с обучением на родном
языке и количество обучающихся на родном языке
в Республике Башкортостан

Языки   
обучения

Годы                                     

2007 - 2008 учебный год

2008 - 2009 учебный год

2009 - 2010 учебный год   

Кол-во,  
учреждений,
ед.    

Кол-во   
обучающихся,
чел.    

Кол-во   
учреждений,
ед.    

Кол-во   
обучающихся,
чел.    

Кол-во     
учреждений, ед.

Кол-во   
обучающихся,
чел.    

Русский   

1187       

395402      

1126       

384149      

1222           

381064      

Башкирский

777        

52598       

775        

50739       

447 (+276ф) <*>

47908       

Татарский

365        

11325       

357        

10957       

234 (+82ф)     

10042       

Чувашский

25         

794         

25         

787         

27 (+4ф)       

921         

Марийский

100        

3198        

100        

3108        

54 (+39ф)      

2809        

Удмуртский

22         

281         

22         

260         

6 (+13ф)       

248         


--------------------------------

<*> В скобках указано количество филиалов.

В учреждениях со смешанным национальным составом изучаются несколько родных языков в рамках параллельных классов.

В общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков (таблица 2).

Башкирский язык как государственный преподается во всех учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Таблица 2

     
Количество
общеобразовательных учреждений с изучением родных языков
и количество обучающихся, изучающих родной язык как
предмет, в Республике Башкортостан <*>

--------------------------------

<*> Еврейский, армянский и греческий языки изучаются в воскресных школах.

Изучаемые
языки   

Годы                                   

2007 - 2008 учебный год

2008 - 2009 учебный год

2009 - 2010 учебный год

Кол-во   
учреждений,
ед.    

Кол-во   
обучающихся,
чел.    

Кол-во   
учреждений,
ед.    

Кол-во   
обучающихся,
чел.    

Кол-во   
учреждений,
ед.    

Кол-во   
обучающихся,
чел.    

Башкирский

890        

78126       

779        

78237       

949 (+91ф)

78839       

Татарский  

703        

64145       

693        

55456       

599 (+47ф)

54759       

Чувашский  

101        

6595        

97         

6107        

93         

6107        

Марийский  

117        

6286        

100        

6102        

77 (+28ф)  

6321        

Удмуртский

31         

1711        

31         

1732        

31 (+3ф)   

1576        

Мордовский

13         

385         

14         

407         

14         

410         

Белорусский

3          

68          

3          

44          

3          

45          

Украинский

5          

322         

5          

247         

4          

189         

Немецкий   

4          

254         

3          

212         

3          

291         

Латышский  

1          

26          

1          

23          

1          

28          

Польский   

1          

89          

1          

38          

1          

89          



В целом 73% обучающихся нерусской национальности в республике обучаются на родном языке или изучают его как предмет.

Кроме родных языков в общеобразовательных учреждениях преподаются предметы, учитывающие региональные особенности республики. С 1989 года изучается предмет "Культура Башкортостана", с 1996 года - "История Башкортостана" и "География Башкортостана". С 2008 года для выпускников общеобразовательных учреждений, желающих получить высшее образование, связанное с изучением башкирского языка и литературы, введен единый региональный экзамен по башкирскому языку.

В Башкортостане сформировалась целостная система подготовки педагогических кадров для национального образования. В высших и средних профессиональных образовательных учреждениях готовятся учителя родных языков по 7 специальностям (русскому, башкирскому, татарскому, чувашскому, марийскому, немецкому языкам - с высшим образованием, удмуртскому, мордовскому - со средним специальным образованием). Только в 2009 году педагогическими вузами республики были выпущены 287 учителей башкирского языка, 125 - татарского, 18 - чувашского, 11 - марийского, 10 - удмуртского, 8 - мордовского языков (таблица 3)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»