Недействующий


БАШКИРСКАЯ ССР

З А К О Н

от 18 июня 1991 г. N ВС-6/33


О местном самоуправлении и местном хозяйстве
Республики Башкортостан

(с изменениями на 14 октября 1994 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РБ от 13.03.1998 N 144-з, вступающего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Законом РБ от 29.02.92
Законом РБ от 05.11.92 N ВС-13/51
Законом РБ от 02.04.93
Законом РБ от 14.10.94 N ВС-25/53
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Местное самоуправление в Республике Башкортостан призвано обеспечить реализацию народовластия в соответствующих административно-территориальных единицах, самостоятельность граждан республики в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды на основе законов Республики Башкортостан.

Система, экономическая база местного самоуправления определяется настоящим Законом. Закон закрепляет основы правового положения местных органов государственной власти и управления, органов территориального общественного самоуправления, различных форм непосредственной демократии.

ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Понятие местного самоуправления.

Местное территориальное самоуправление в Республике Башкортостан это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе законов,собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Статья 2. Территориальная основа местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется в границах сельских на-

селенных пунктов (групп населенных пунктов), сельсоветов, поселков, районов, городов, районов в городах.

Границы сельских населенных пунктов, сельсоветов, поселков, районов, городов, районов в городах устанавливаются в соответствии с законодательством с учетом исторически сложившегося расселения жителей, перспектив социально-экономического развития, демографической ситуации и с учетом мнения местных Советов народных депутатов.

Статья 3. Система местного самоуправления

1. Система местного самоуправления Республики Башкортостан включает: сельские, поселковые, районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов и их органы, соответствующие органы государственного управления органы территориального общественного самоуправления (комитеты и советы микрорайонов, жилых комплексов, домовые. уличные, квартальные, участковые, поселковые, сельские комитеты и другие органы);

местные референдумы, общие собрания (сходы) граждан, другие формы непосредственного волеизъявления населения, предусмотренные законодательством Республики Башкортостан. Основным звеном в системе местного самоуправления являются местные Советы как представительные органы государственной власти.

На всей территории они объединяют и координируют деятельность всех других звеньев местного самоуправления.

2. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), районные в городе Советы.

К базовому территориальному уровню относятся районные, городские (городов республиканского подчинения) Советы.

3. Органы местного самоуправления функционируют в тесном взаимодействии с трудовыми коллективами, общественными организациями и движениями, создают условия для реализации каждым гражданином Республики Башкортостан конституционного права на участие в управлении государственными и общественными делами.

4. Города, поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации.

5. На определенной территории возможно проведение государственно-правового эксперимента, состоящего в изменении установленных настоящим Законом структуры и системы органов местного самоуправления, их компетенции и порядка деятельности. Государственно-правовой эксперимент проводится по решению Верховного Совета Республики Башкортостан. Верховным Советом Республики Башкортостан определяются сроки проведения эксперимента и порядок подведения его итогов.

Условия и порядок проведения эксперимента согласовываются с Советами, действующими на соответствующей территории".

Статья 4. Основные принципы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется на принципах:

1) народовластия;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма;

3) разделения функций представительной, исполнительной и судебной властей;

4) выборности Советов, органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности, подотчетности и ответственности перед населением;

5) единства и целостности системы местного самоуправления;

6) самостоятельности и независимости местных Советов, других органов местного самоуправления, в пределах своих полномочий, в решении вопросов местной жизни;

7) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений;

8) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

9) экономической и финансовой самостоятельности территории;

    10) реальной управляемости территории;

11) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения.

Статья 5. Реализация прав граждан в местном самоуправлении

Гражданам, проживающим на соответствующей территории, обеспечивается вся полнота прав на участие в местном самоуправлении. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан по политическим убеждениям, расовой или национальной принадлежности, происхождению, полу, роду занятий, социальному и имущественному положению, образованию, языку, отношению к религии, времени проживания на данной территории.

Иски граждан о восстановлении нарушенных прав на участие в самоуправлении рассматриваются народными судами по месту жительства.

Статья 6. Законодательство о местном самоуправлении

1. Местное самоуправление в Республике Башкортостан регулируется Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Башкортостан, а также актами Российской Федерации по вопросам, которые ей добровольно передаются Республикой Башкортостан.

2. В пределах прав, установленных законодательством, районные, городские Советы принимают, а сельские, поселковые Советы могут принимать Положение (Устав) о самоуправлении на подведомственной территории. В Положении (Уставе) о самоуправлении могут быть конкретизированы функции Советов, порядок их работы, система и структура органов управления, разграничение полномочий между ними, закрепление порядка организации на своей территории общественного самоуправления.

Положение (Устав) о местном самоуправлении регистрируется Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан.

3. Действие законов Республики Башкортостан о местном самоуправлении распространяется также на многофункциональные поселения (территории военных городков, поселения закрытого типа).

ГЛАВА II
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 7. Местные Советы народных депутатов -  основное
               звено системы местного самоуправления

Местные Советы являются представительными органами государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Башкортостан и основным звеном местного самоуправления, обеспечивающим на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Сельские, поселковые, районные, городские, районные в городе Советы составляют единую систему местных Советов Республики Башкортостан. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

Местные Советы являются юридическими лицами.

    

 Статья 8. Порядок формирования местных Советов народных депутатов Республики Башкортостан

1. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и Законом Башкирской ССР "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Башкирской ССР" местные Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

2. Советы считаются правомочными при условии избрания не менее двух третей народных депутатов от числа депутатов, установленного для данного Совета.

3. В небольших сельских населенных пунктах (группах населенных пунктов), сельсоветах, поселках по решению, принятому на общем собрании (сходе) граждан либо путем местного референдума, Совет может не образовываться или упраздняться и осуществление полномочий Совета возлагается на общее собрание (сход) граждан данного населенного пункта и районный Совет.

4. Районный в городе Совет по решению, принятому местным референдумом, может быть упразднен. Осуществление полномочий упраздняемого органа возлагается на городской Совет.

     Статья 9. Досрочное прекращение полномочий государственных
               органов местного самоуправления

1. Досрочное прекращение полномочий местных Советов осуществляется в случаях:

а) неоднократного нарушения ими законодательства Российской Федерации, конституции Республики Башкортостан и законодательства Республики Башкортостан, прав и свобод граждан;

б) если вновь избранный Совет в течение месяца со дня открытия первой сессии не определил структуру и не образовал свои органы;

в) если Совет в течение месяца со дня освобождения от должности председателя Совета не избрал нового председателя Совета;

г) если Совет более четырех месяцев не может созвать сессию из-за неявки необходимого для кворума числа депутатов.

Постановление о прекращении полномочий местного Совета принимается Верховным Советом Республики Башкортостан на основании заключения Конституционного суда Республики Башкортостан.

2. Полномочия местного Совета прекращаются досрочно в результате самороспуска или самоликвидации Совета, решение о чем принимается большинством в две трети голосов от числа депутатов, установленного для данного Совета, а также если в результате местного референдума более половины избирателей, включенных в списки избирателей, проголосует за досрочное прекращение полномочий Совета.

3. Досрочное прекращение полномочий Совета влечет прекращение полномочий народных депутатов.

4. Дата проведения выборов народных депутатов Совета нового созыва назначается вышестоящим Советом не позднее двух месяцев со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий Совета.

Статья 1О. Сессия местного Совета народных депутатов

Основной формой работы местного Совета является сессия. Порядок созыва и проведения сессии местного Совета определяется его регламентом.

Первая сессия вновь избранного Совета созывается председателем Совета предыдущего созыва не позднее чем в трехнедельный срок после избрания в Совет не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного Совета.

Очередные сессии Совета созываются его председателем не реже двух раз в год.

Очередные сессии районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов созываются их президиумами не реже трех раз в год. Сессии поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их председателями не реже четырех раз в год.

Сессия правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного Совета. Если на сессии присутствуют менее двух третей от числа депутатов, то по распоряжению председателя Совета она переносится на другое время. В этом случае в письменном извещении каждому депутату, кроме места и времени проведения данной сессии, сообщается, что если на сессии вновь зарегистрируется менее двух третей депутатов или после регистрации часть депутатов откажется от участия в ее работе, сессия считается правомочной при наличии большинства от числа депутатов, установленного для данного Совета.

(в ред. Закона РБ от 02.04.93)

Статья 11 . Формирование повестки дня сессии Совета

1. Повестка дня сессии утверждается Советом по представлению председателя Совета на основе поступивших предложений депутатов, постоянных и иных комиссий Совета, депутатских групп, главы местной администрации, органов территориального общественного самоуправления и с учетом предложений собраний (сходов) граждан.

2. Подлежат обязательному включению в повестку дня сессии Совета предложения главы местной администрации, касающиеся разработки и утверждения планов и программ развития территории, изменения статуса объектов собственности административно-территориальных образований, получения и использования финансовых ресурсов, укрепления общественного порядка, охраны прав и свобод граждан, а также предложения органов прокуратуры и представляемая ими информация о незаконных действиях органов местного самоуправления.

Статья 12. Порядок проведения сессии Совета

1. Первую сессию Совета открывает и ведет председатель соответствующей избирательной комиссии до избрания нового председателя Совета. Из числа депутатов избирается также секретарь сессии.

На первой сессии Совет избирает из числа депутатов постоянную мандатную комиссию и по ее представлению в случае нарушения законодательства о выборах принимает решение о признании выборов в соответствующих избирательных округах недействительными; избирает председателя Совета, его заместителя, постоянные комиссии Совета, утверждает председателей постоянных комиссий.

2. Сессия Совета проводится в форме пленарных заседаний, а также заседаний постоянных и иных комиссий, депутатских групп, объединенных общей повесткой дня. В работе сессии по решению Совета может быть сделан перерыв на срок, устанавливаемый самим Советом.

Продолжительность сессии определяется самим Советом.

     Статья 13. Гласность в работе сессии Совета народных
                депутатов

Сессии Совета проводятся гласно и носят открытый характер. Совет вправе принять решение о проведении закрытого заседания.

Глава местной администрации и представители органов прокуратуры вправе присутствовать на любых, в том числе закрытых, заседаниях Совета и его органов.

Порядок участия в работе сессии депутатов иных Советов определяется действующим законодательством.

На сессии имеют право присутствовать представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, граждане. Порядок посещения сессий устанавливается Советом.

Председательствующий на сессии может предоставить слово для выступления или справки присутствующим на сессии лицам.

Население извещается о работе сессии и принятых решениях через местные средства массовой информации и другими способами.

Статья 14. Решения Совета народных депутатов

1. По вопросам, вносимым на сессию, Совет принимает решения. Решение Совета должно содержать указание на финансовые, материально-технические, организационные средства для обеспечения выполнения этого решения, а также на срок вступления его в силу.

2.Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием. Возможно и поименное голосование, если за его проведение проголосуют не менее 1/5 от числа депутатов, установленного для данного Совета.

3. Решение Совета считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих депутатов, за исключением следующих случаев:

- решение о включении вопросов в повестку дня сессии Совета считается принятым, если за него проголосовало не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного Совета;

- решения об избрании и освобождении от должности председателя Совета и его заместителей, об образовании органов Совета, об утверждении председателей постоянных и других комиссий Совета, должностных лиц местной администрации, об утверждений местного бюджета, планов и программ развития территории, об их изменении и исполнении, о принятии (изменении) положения (устава) о местном самоуправлении и регламента Совета, о лишении депутатской неприкосновенности, а также об отмене ранее принятых Советом решений и отклонении протеста главы местной администрации на решение Совета считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа депутатов, установленного для данного Совета;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»