________________________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 25 марта 2005 года №173-з
_______________________________________________________________
Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции в Республике Башкортостан, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности в Республике Башкортостан.
Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства - Республики Башкортостан от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и Республики Башкортостан.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; Республика Башкортостан - ее конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, социально-политическая и экономическая стабильность.
Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Республика Башкортостан в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Республики Башкортостан. Гражданам Республики Башкортостан, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Общественные и иные организации и объединения, зарегистрированные в установленном порядке, граждане являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Башкортостан. Республика Башкортостан гарантирует правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Статья 3. Угроза безопасности
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и Республики Башкортостан.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Статья 4. Обеспечение безопасности
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Республике Башкортостан разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в состоянии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Статья 5. Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с межреспубликанскими и международными системами безопасности.
Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция Республики Башкортостан, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Республики Башкортостан, регулирующие отношения в области безопасности, а также законы и другие нормативные акты Российской Федерации, принятые по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации.
Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности
При обеспечении безопасности в Республике Башкортостан не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом Республики Башкортостан.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством Республики Башкортостан сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, а равно допустившие невыполнение либо надлежащее выполнение своих служебных обязанностей, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 8. Основные элементы системы безопасности
Систему безопасности Республики Башкортостан образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с настоящим Законом , а также с законодательством, регламентирующим отношения в сфере безопасности.
Создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом Республики Башкортостан, не допускаются.
Статья 9. Основные функции системы безопасности
Основными функциями системы безопасности Республики Башкортостан являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Республики Башкортостан в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Республикой Башкортостан.
Статья 10. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере. Верховный Совет Республики Башкортостан:
определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;
разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;
устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности;
осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;
не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента Республики Башкортостан об обеспечении безопасности Республики Башкортостан;
определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и республиканских программ в сфере безопасности;
ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Республики Башкортостан по вопросам обеспечения безопасности.
Органы исполнительной власти:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
в соответствие с Законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы:
обеспечивают защиту конституционного строя в Республике Башкортостан, руководствуясь Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан;
осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Органы государственной власти Российской Федерации осущетвляют свои полномочия по обеспечению безопасности Республики Башкортостан в соответствии с Договором об основах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями.
Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения безопасности
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан:
возглавляет Совет безопасности Республики Башкортостан;
совместно с Верховным Советом Республики Башкортостан определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;
контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
в пределах определенной Законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
не реже одного раза в год представляет Верховному Совету Республики Башкортостан доклад об обеспечении безопасности Республики Башкортостан.
Кабинет Министров Республики Башкортостан:
в пределах определенной Законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Республики Башкортостан;
организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Республики Башкортостан, другими подведомственными ему органами Республики Башкортостан.
Министерства и государственные комитеты Республики Башкортостан:
в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с указами и распоряжениями Президента Республики Башкортостан и постановлениями Правительства Республики Башкортостан обеспечивают реализацию республиканских программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; на основании настоящего Закона в пределах компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности Республики Башкортостан.
Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности
Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Республике Башкортостан в соответствии с решениями Верховного Совета Республики Башкортостан, указами Президента Республики Башкортостан, краткосрочными и долгосрочными республиканскими программами обеспечения безопасности, а также договорами и соглашениями, заключенными Республикой Башкортостан с иными государствами, Российской Федерацией и другими субъектами.
Силы обеспечения безопасности Республики Башкортостан включают в себя: республиканские органы безопасности, органы прокуратуры, внутренних дел, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Службы Министерства безопасности Республики Башкортостан, Министерства внутренних дел Республики башкортостан, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции, установленной законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан.
Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.
Силы обеспечения безопасности осуществляют свою деятельность, координируя ее с соответствующими силами обеспечения безопасности Российской Федерации.