Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 15 марта 2012 года N 194-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ" НА 2012 - 2015 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 11.12.2012 N 1397-п, от 01.04.2014 N 278-п, от 16.02.2015 N 133-п)


В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" и постановлением Правительства Ярославской области от 26.08.2011 N 627-п "О Концепции областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2012 - 2014 годы

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2012 - 2015 годы (далее - ОЦП).

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 11.12.2012 N 1397-п)

2. Главным распорядителям бюджетных средств, являющимся исполнителями ОЦП, при уточнении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию ОЦП.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства ЯО от 11.12.2012 N 1397-п)

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области - Председателя Правительства области Князькова А.Л.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства ЯО от 16.02.2015 N 133-п)

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 15.03.2012 N 194-п

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ" НА 2012 - 2015 ГОДЫ


(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 11.12.2012 N 1397-п, от 01.04.2014 N 278-п,
от 16.02.2015 N 133-п)

ПАСПОРТ ОЦП


(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 16.02.2015 N 133-п)

Сроки реализации ОЦП

с 01.01.2012 по 31.12.2015

Куратор ОЦП

первый заместитель Губернатора области - Председатель Правительства области Князьков Александр Львович, тел. (4852) 40-18-43

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент региональной безопасности Ярославской области (далее - ДРБ)

эксперт ДРБ
Морозов Леонтий Сергеевич,
тел. (4852) 20-60-46

Исполнители ОЦП

департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - ДЗиФ)

заместитель директора ДЗиФ
Даниленко Наталья Владимировна,
тел. (4852) 40-11-76

департамент образования Ярославской области (далее - ДО)

заместитель директора ДО
Астафьева Светлана Викторовна,
тел. (4852) 40-08-88

агентство по делам молодежи Ярославской области (далее - АДМ)

руководитель АДМ
Цветков Максим Александрович,
тел. (4852) 40-19-16

департамент культуры Ярославской области (далее - ДК)

главный специалист отдела развития отрасли ДК
Николаева Елена Николаевна,
тел. (4852) 40-12-79

департамент общественных связей Ярославской области (далее - ДОС)

начальник отдела социально-политических разработок ДОС
Палатников Денис Евгеньевич,
тел. (4852) 40-14-57

Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/drb/tmpPages/programs.aspx


Общая потребность в финансовых ресурсах

(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 16.02.2015 N 133-п)

Источники финансирования

Плановый объем финансирования (тысяч рублей)

всего

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Предусмотрено законом об областном бюджете:

48919,446

17735

11000

11000

9184,446

- областные средства

48919,446

17735

11000

11000

9184,446

Справочно (за рамками закона об областном бюджете):

3556

889

889

889

889

- местные бюджеты

3556

889

889

889

889

Итого по ОЦП

52475,446

18624

11889

11889

10073,446


I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений

(в ред. Постановления Правительства ЯО
от 11.12.2012 N 1397-п)

Разработка ОЦП обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (далее - Стратегия), исполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2011 года в г. Иркутске путем осуществления мероприятий по противодействию немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту - явлениям, представляющим серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку, а также безопасности региона. Согласно пункту 46 Стратегии ее реализация на региональном уровне осуществляется в форме антинаркотических программ.

По данным правоохранительных органов, в России ежегодно выявляется более 200 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, из них около 70 процентов тяжких и особо тяжких. От потребления наркотиков ежегодно умирает около 30000 человек. Общее число потребителей наркотиков, по оценкам экспертов и общепринятым методикам расчета, составляет не менее 2,5 миллиона человек. При этом наркозависимые лица не участвуют в какой-либо созидательной трудовой деятельности. Установлена прямая связь между потреблением наркотиков и такими негативными социальными явлениями, как преступность, производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, снижение профессиональной квалификации и качества труда, рост количества неполных семей, беспризорность и бродяжничество. Все эти проблемы в итоге ведут к серьезным экономическим потерям. Распространение наркотизации населения приводит к увеличению расходов бюджетов всех уровней, направляемых на правоохранительную деятельность, судебную и пенитенциарную систему, лечение и реабилитацию больных наркоманией. По оценкам аналитиков, экономические потери государства от потребления наркотиков и их незаконного оборота составляют не менее 2 процентов валового внутреннего продукта.

К серьезным социально-демографическим потерям приводит высокая смертность наркопотребителей (в результате передозировки наркотиками, заболеваний гепатитом, СПИДом; криминальные смерти), абсолютное большинство которых - молодые люди трудоспособного и детородного возраста. Вместе с тем эти прямые издержки, вызванные потреблением наркотиков, не учитывают негативное психосоциальное воздействие потребления психоактивных веществ на ближайшее окружение наркомана, его семью и все общество.

Распространение наркомании имеет характер эпидемии. По оценкам экспертов, наркоман ежегодно вовлекает в наркопотребление от 3 до 5 человек из своего окружения. Асоциальный образ жизни наркомана часто приводит его к нарушению закона. По данным правоохранительных органов, 49 процентов лиц, совершивших в 2010 году преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются молодыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет. Высокий уровень распространения наркомании в молодежной среде, помимо моральной и физической деградации значительной части молодого поколения России, способствует также стремительной криминализации общества. По экспертным оценкам, каждое десятое преступление данной категории совершается в состоянии наркотического опьянения. Поскольку только одними правоохранительными мерами, направленными на сокращение предложения наркотиков, данную проблему не решить, необходимо комплексное ее решение с объединением усилий государства и всего гражданского общества, направленных на реализацию мер по снижению спроса на наркотики путем развития и совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

В 2011 году правоприменительными органами Ярославской области, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков, зарегистрировано 1235 наркопреступлений, что на 0,8 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ), из них 988 - относится к категории тяжких и особо тяжких, 641 - связано со сбытом наркотиков, 7 - с их контрабандным ввозом на территорию Российской Федерации. Пресечена деятельность 25 наркопритонов, что на треть больше, чем в АППГ. Зарегистрировано 143 преступления, совершенных лицами, находившимися в состоянии наркотического опьянения. Из незаконного оборота изъято 107,3 кг психоактивных веществ.

Эффективно бороться со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом можно только комплексно, используя для этого весь арсенал воспитательных, профилактических, медицинских и правоохранительных мер. Необходимы целенаправленные скоординированные действия Правительства области и других субъектов профилактики немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков посредством реализации мероприятий ОЦП.

Действующая областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2010 - 2011 годы и ранее реализованные антинаркотические программы позволили в последние годы стабилизировать ситуацию с потреблением наркотиков на относительно невысоком уровне.

Число зарегистрированных лиц с диагнозом "наркомания" в расчете на 100 тысяч населения составило:

- по Ярославской области в 2008 г. - 93,9; в 2009 г. - 71,0; в 2010 г. - 63,9;

- по Центральному федеральному округу в 2008 г. - 170,0; в 2009 г. - 175,9; в 2010 г. - 185,3;

- по Российской Федерации в 2008 г. - 252,3; в 2009 г. - 252,1; в 2010 г. - 247,3.

В целом ситуация по области более благоприятная, чем в среднем по Центральному федеральному округу, чему в значительной мере способствует реализация программных мероприятий.

Так, по итогам 2010 года:

- уровень наркотизации населения (число лиц, состоящих под наблюдением с диагнозом "наркомания" и допускающих немедицинское употребление наркотиков, на 10 тысяч населения) снизился с 8,3 до 8,1;

- уровень наркопотребления сократился на 2,1 процента;

- доля школ и учреждений начального профессионального образования, реализующих комплексные программы по профилактике потребления психоактивных веществ, увеличилась с 90 до 96 процентов;

- доля специалистов муниципальных молодежных учреждений, занимающихся проблемами наркомании, прошедших подготовку и переподготовку, возросла в 1,2 раза и составила 95 процентов;

- доля социальных учреждений молодежи, оснащенных техническими средствами для проведения коррекционно-профилактических занятий, увеличилась с 20 до 48 процентов;

- общее число лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания", по сравнению с 2009 годом снизилось на 12,3 процента и составило 813 человек (в том числе 4 несовершеннолетних), или 63,9 человека на 100 тыс. населения (в 2009 году - 71 человек на 100 тыс. населения), из них в возрасте 18 - 39 лет 144 человека на 100 тыс. населения (в 2009 году - 166,2 человека на 100 тыс. населения), что в 4 раза ниже среднероссийского показателя;

- общее число наркозависимых снизилось на 12,3 процента, количество больных опийной наркоманией сократилось на 21 процент.

В Ярославской области благодаря эффективной работе правоохранительных органов по выявлению и пресечению наркопреступности, изъятию из незаконного оборота значительных объемов подконтрольных веществ, комплексному подходу и реализации антинаркотической профилактики в сфере образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики на основе скоординированных действий в рамках реализации региональной и муниципальных антинаркотических программ удалось не допустить резкого увеличения уровня наркотизации населения по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Непринятие дальнейших мер по сокращению спроса на наркотики и иные опасные для здоровья психоактивные вещества может привести к кардинальному росту наркопотребления в регионе, что безусловно отразится на социально-экономическом развитии области. В свою очередь решение проблемы наркотизации населения позволит улучшить многие социальные показатели жизни региона, включая улучшение демографической ситуации, повышение уровня здоровья и качества жизни населения, обеспечение его занятости, снижение уровня преступности и социальной напряженности в обществе, повышение эффективности экономики региона.

Так как проблема может быть решена только совместными усилиями органов исполнительной власти региона и всеми субъектами антинаркотической деятельности, необходима тесная межотраслевая координация действий в рамках программно-целевого метода планирования деятельности с четким определением целей и задач ОЦП, выбором перечня скоординированных мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, в соответствии с реальными возможностями областного бюджета.

Одновременное сосредоточение усилий на указанных направлениях позволит получить устойчивый положительный эффект. Реализация каждого отдельно взятого направления окажется более затратной по сравнению с комплексным подходом.

Анализ наркоситуации в Ярославской области позволяет сделать вывод, что к ее сильным сторонам относятся:

- наличие региональной нормативно-правовой базы в сфере профилактики и противодействия немедицинскому потреблению наркотиков;

- наличие положительного опыта деятельности антинаркотической комиссии в Ярославской области в предыдущие годы;

- наличие субъектов профилактики и специального правоохранительного органа, в компетенцию которого входит предупреждение и пресечение наркопреступлений;

- значительный опыт правоохранительных органов в выявлении преступлений, связанных с незаконным оборотом психоактивных веществ;

- система оказания наркологической помощи населению;

- действующая на территории региона система ранней диагностики и выявления наркопотребителей;

- широкий охват учебных заведений антинаркотическими профилактическими мероприятиями;

- проведение значительного количества акций, пропагандирующих здоровый образ жизни, особенно среди подростков и молодежи;

- проведение в средствах массовой информации антинаркотической пропагандистской кампании;

- удаленность Ярославской области от стран Среднеазиатского региона, являющихся основными поставщиками нелегальных наркотиков;

- климатические условия, не позволяющие культивировать в открытом грунте сорта конопли и мака с высоким содержанием наркотических веществ.

К слабым сторонам наркоситуации в Ярославской области относятся:

- увеличение миграционных потоков из стран Закавказья и Средней Азии, через территории которых проходят основные наркотрафики;

- развитая транспортная инфраструктура как фактор, способствующий ввозу наркотиков на территорию региона и их транзиту;

- недостаточное материально-техническое обеспечение наркологической службы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»