ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2011 года N 1150-п


О внесении изменения в постановление Правительства области
от 04.10.2010 N 738-п



В соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п «О развёртывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области» Правительство области

постановляет:

1. Внести в областную целевую программу «Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области» на 2011-2014 годы, утверждённую постановлением Правительства области от 04.10.2010 N 738-п «Об областной целевой программе «Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области» на 2011-2014 годы», изменение, изложив её в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 04.10.2010 N 738-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 29.12.2011 N 1150-п)

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области»
на 2011-2014 годы



I. Общие положения

Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
(далее - департамент)

Исполнители ОЦП

органы местного самоуправления муниципальных образований области

Участники ОЦП

департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области;
департамент экономического развития Ярославской области;
департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области;
департамент строительства Ярославской области;
управление коммуникаций и общественных связей Правительства области;
общество с ограниченной ответственностью «Заволжская управляющая компания»;
общество с ограниченной ответственностью «Новент Эко Сервис»;
открытое акционерное общество
«Чистый город плюс»;
общество с ограниченной ответственностью «Технология переработки»

ОИВ/СППО и другие юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП

исполнители ОЦП, участники ОЦП, органы местного самоуправления муниципальных образований области, потенциальные инвесторы, предприятия и организации, ведущие деятельность в сфере обращения с ТБО (сбор, вывоз, сортировка, переработка и утилизация), в том числе предприятия жилищно-коммунального комплекса, организации, изготавливающие инновационную продукцию в сфере переработки ТБО

ОИВ/СППО и другие юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП

исполнители ОЦП, участники ОЦП, органы местного самоуправления муниципальных образований области, инвесторы, управляющие компании

Дата начала ОЦП

01.01.2011

Дата окончания ОЦП

31.12.2014

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Боровицкий Михаил Васильевич

Ответственные лица для контактов

Игнатьев Сергей Игоревич - директор департамента, тел. (4852) 401-908;
Захаров Анатолий Сергеевич - первый заместитель директора департамента,
тел. (4852) 400-908;
Дунаев Анатолий Сергеевич - председатель комитета экологического нормирования департамента, тел. (4852) 400-227;
Васильева Вера Викторовна - начальник отдела экономики и планирования департамента,
тел. (4852) 400-195

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/doosp/default.aspx

   

Общая потребность в ресурсах

Источники финансирования

Единица измерения

Объём финансирования

всего

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Областной бюджет

млн. руб.

127,06

10,06

18,48

49,26

49,26

Внебюджетные источники

млн. руб.

2 117,26

38,86

516,73

1 513,83

47,833

Справочно:

Федеральный бюджет

млн. руб.

0

0

0

0

0

Местные бюджеты

млн. руб.

21,88

4,63

5,12

6,08

6,05

Всего

млн. руб.

2 266,19

53,55

540,33

1 569,17

103,14



II. Содержание проблемы


Одной из основных проблем Ярославской области в экологической сфере является усиливающееся по мере социально-экономического развития области негативное воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей природной среды и всех её компонентов - воздушной среды, водных объектов, почв, недр, лесов.

Результатом такого воздействия является загрязнение и деградация природных экосистем, снижение биоразнообразия, истощение природных ресурсов, ухудшение состояния здоровья населения, снижение инвестиционной привлекательности и потенциала развития Ярославской области в целом.

Общее количество ежегодно образующихся на территории Ярославской области отходов составляет около 1 млн. тонн, из них 42 процента (в основном отходы производства) обезвреживаются и используются, а основная масса, представленная ТБО (58 процентов), размещается на полигонах и свалках на территории муниципальных образований области.

Источниками образования ТБО являются организации и предприятия, население области и объекты инфраструктуры. На долю населения приходится максимальное количество образующихся ТБО - около 380 тысяч тонн.

Динамика образования ТБО свидетельствует об их постоянном росте: если в 2008 году на полигоны поступило 436 тысяч тонн ТБО, то в 2009 году - 510 тысяч тонн ТБО. При этом не менее 50 процентов ТБО, поступивших на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечeны в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов.

Морфологический состав ТБО, образующихся в Ярославской области, следующий (в процентах по весу): пищевые отходы - 30; бумага, картон - 25; дерево - 5; металл цветной - 2; металл чёрный - 5; текстиль - 5; кость - 1; стекло - 5; резина - 4; пластмасса - 6; строительные отходы - 7; прочие - 5.

С 1998 года по 2009 год на территории Ярославской области были реализованы четыре областные целевые программы «Отходы», была сформирована минимально необходимая инфраструктура для размещения ТБО.

В результате реализации указанных программ в городе Ярославле усовершенствована система сбора, вывоза, сортировки и утилизации ТБО, что позволило улучшить санитарное состояние города. В 2003 году на средства инвестора был введён в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс закрытого акционерного общества «Чистый город». Эксплуатация данного мусоросортировочного комплекса на протяжении 7 лет (с 2003 года по 2009 год) осуществлялась при финансовой поддержке городского бюджета. Опыт эксплуатации этого комплекса показал недостаточный уровень эффективности (выделяется 12 процентов вторичных материальных ресурсов) из-за несоответствия системы сбора и транспортировки ТБО технологии сортировки, используемой на предприятии.

С учётом имеющегося опыта в г. Переславле-Залесском, г. Рыбинске, Даниловском и Гаврилов-Ямском муниципальных районах были созданы мини-сортировочные комплексы, увязанные с системой сбора и транспортировки.

В настоящее время в Ярославской области системой сбора и вывоза ТБО охвачено около 90 процентов городского населения и до 50 процентов сельского населения. Число населённых пунктов, где организован вывоз ТБО, составляет не более 12 процентов. Вне системы сбора ТБО осталось большое количество малочисленных, а также удалённых населённых пунктов области, что провоцирует появление несанкционированных свалок.

В Ярославской области основным способом утилизации ТБО и приравненных к ним отходов производства и потребления является захоронение. На территории области действует 20 лицензированных объектов размещения ТБО, однако не везде налажен должный учёт и контроль за поступающими на них отходами: только на одном полигоне производится весовой учёт количества поступающих отходов, на 5 полигонах отсутствует какой-либо учёт. На 6 полигонах отсутствуют помещения для персонала. Основная масса полигонов не электрифицирована.

На большинстве полигонов отмечается несоблюдение технологических требований, что приводит, с одной стороны, к загрязнению окружающей среды, а с другой, - к возгоранию отходов: в 2009 году наблюдались возгорания на 6 полигонах области, в 2010 году - на 5 полигонах.

В результате несовершенной схемы сбора и транспортировки ТБО значительная их часть несанкционированно размещается в окружающей среде, что приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации. В 2008 году органами местного самоуправления муниципальных образований области было ликвидировано 769 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 44 549 куб. метров, в 2009 году - 916 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 35 413 куб. метров, а в 2010 году - 798 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 20 825 куб. метров.

В Ярославской области инфраструктура вторичной переработки отходов, как и в большинстве регионов Российской Федерации, развита слабо и находится в стадии формирования. В большинстве районов Ярославской области ТБО напрямую направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.

Результаты проведенной в 2009 - 2010 годах оценки состояния системы обращения с ТБО на территории всех муниципальных образований области и анализ состояния действующих и вводимых в эксплуатацию полигонов ТБО показали неэффективность решения проблемы ТБО путём их захоронения без предварительной сортировки и изъятия вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного.

К основным проблемам в сфере обращения с ТБО в Ярославской области относятся следующие:

- недостаточная региональная нормативная правовая и методическая база обращения с ТБО, в том числе отсутствие механизма долгосрочного регулирования тарифов на утилизацию ТБО;

- ограниченность ресурсов и отсутствие полномочий по контролю в сфере обращения с ТБО у органов местного самоуправления муниципальных образований области;

- недостаточный охват населения, проживающего в частном секторе, и хозяйствующих субъектов услугами по сбору, вывозу и захоронению ТБО;

- отсутствие раздельного сбора ТБО и недостаточное развитие их сортировки;

- низкая степень вовлечения ТБО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки ТБО;

- низкая привлекательность сферы обращения с ТБО для бизнеса;

- низкое качество работы объектов по захоронению ТБО и несоблюдение санитарных и экологических норм при их эксплуатации, несоответствие технологии сбора, вывоза и захоронения ТБО современным требованиям;

- отсутствие генеральных схем очистки муниципальных образований области;

- недостаточное внимание органов местного самоуправления сельских поселений области к решению вопросов организации сбора и вывоза ТБО;

- низкая экологическая культура населения и слабая информированность населения по вопросам безопасного обращения с ТБО.

Важнейшим направлением решения проблем, связанных с обращением с ТБО, является привлечение инвестиций не только в традиционную сферу сбора, транспортировки и размещения ТБО, но и в строительство отходосортировочных и отходоперерабатывающих комплексов с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путём развития системы переработки ТБО.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из полномочий субъектов Российской Федерации является разработка и реализация программ в области обращения с отходами.

Достижение цели экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО на основе решения комплекса взаимоувязанных экологических, социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода.

Реализация ОЦП будет основываться на следующих принципах: доступность услуг по сбору и вывозу ТБО для населения, максимальное извлечение вторичных материальных ресурсов, привлечение частных инвестиций, модернизация инфраструктуры, пропаганда и вовлечение населения в процесс цивилизованного обращения с ТБО.

Реализация мероприятий ОЦП основывается на использовании сильных сторон, характеризующих сферу обращения с ТБО на территории Ярославской области:

- наличие опыта реализации природоохранных программ и проектов, в том числе строительства полигонов ТБО, сортировочных станций, опыта раздельного сбора ТБО в городах Переславле-Залесском и Рыбинске, в том числе опыта международного сотрудничества;

- наличие разработанной и утверждённой типовой проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО для населённых пунктов с населением от 100 до 5000 человек;

- заинтересованность подавляющей части населения, органов местного самоуправления муниципальных образований области и ОИВ в решении проблем загрязнения территорий ТБО;

- наличие научного и кадрового потенциала;

- наличие сети образовательных и общественных экологических организаций;

- наличие генеральных планов сельских поселений;

- проведение ОИВ и органами местного самоуправления муниципальных образований области мероприятий, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое функционирование системы обращения с ТБО.

Мероприятия ОЦП направлены на решение стратегических целей Правительства области по обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального использования природных ресурсов.

SWOT-анализ ситуации в сфере обращения с ТБО на территории Ярославской области с учётом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в приложении 1 к ОЦП.

В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации ОЦП.

Первый вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:

- улучшения социально-экономической ситуации в стране и регионе и повышения инвестиционной активности;

- передачи дополнительных полномочий в сфере обращения с ТБО субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления;

- повышения ответственности и активности населения в сфере обращения с отходами.

Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных ОЦП, и достижение ожидаемых результатов в полном объёме (снижение количества ТБО, направляемых на захоронение, на 300 тысяч тонн к 2014 году).

Второй вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:

- стабилизации социально-экономической ситуации в стране и регионе и сохранения существующей инвестиционной активности;

- сохранения существующих полномочий в сфере обращения с ТБО у субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- повышения активности населения в сфере обращения с отходами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»