ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2011 года N 1150-п
В соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п «О развёртывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области» Правительство области
постановляет:
1. Внести в областную целевую программу «Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области» на 2011-2014 годы, утверждённую постановлением Правительства области от 04.10.2010 N 738-п «Об областной целевой программе «Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области» на 2011-2014 годы», изменение, изложив её в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области»
на 2011-2014 годы
I. Общие положения
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
Исполнители ОЦП | органы местного самоуправления муниципальных образований области |
Участники ОЦП | департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области; |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | исполнители ОЦП, участники ОЦП, органы местного самоуправления муниципальных образований области, потенциальные инвесторы, предприятия и организации, ведущие деятельность в сфере обращения с ТБО (сбор, вывоз, сортировка, переработка и утилизация), в том числе предприятия жилищно-коммунального комплекса, организации, изготавливающие инновационную продукцию в сфере переработки ТБО |
ОИВ/СППО и другие юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | исполнители ОЦП, участники ОЦП, органы местного самоуправления муниципальных образований области, инвесторы, управляющие компании |
Дата начала ОЦП | 01.01.2011 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2014 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Боровицкий Михаил Васильевич |
Ответственные лица для контактов | Игнатьев Сергей Игоревич - директор департамента, тел. (4852) 401-908; |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/doosp/default.aspx |
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования | Единица измерения | Объём финансирования | ||||
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
Областной бюджет | млн. руб. | 127,06 | 10,06 | 18,48 | 49,26 | 49,26 |
Внебюджетные источники | млн. руб. | 2 117,26 | 38,86 | 516,73 | 1 513,83 | 47,833 |
Справочно: | ||||||
Федеральный бюджет | млн. руб. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Местные бюджеты | млн. руб. | 21,88 | 4,63 | 5,12 | 6,08 | 6,05 |
Всего | млн. руб. | 2 266,19 | 53,55 | 540,33 | 1 569,17 | 103,14 |
II. Содержание проблемы
Одной из основных проблем Ярославской области в экологической сфере является усиливающееся по мере социально-экономического развития области негативное воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей природной среды и всех её компонентов - воздушной среды, водных объектов, почв, недр, лесов.
Результатом такого воздействия является загрязнение и деградация природных экосистем, снижение биоразнообразия, истощение природных ресурсов, ухудшение состояния здоровья населения, снижение инвестиционной привлекательности и потенциала развития Ярославской области в целом.
Общее количество ежегодно образующихся на территории Ярославской области отходов составляет около 1 млн. тонн, из них 42 процента (в основном отходы производства) обезвреживаются и используются, а основная масса, представленная ТБО (58 процентов), размещается на полигонах и свалках на территории муниципальных образований области.
Источниками образования ТБО являются организации и предприятия, население области и объекты инфраструктуры. На долю населения приходится максимальное количество образующихся ТБО - около 380 тысяч тонн.
Динамика образования ТБО свидетельствует об их постоянном росте: если в 2008 году на полигоны поступило 436 тысяч тонн ТБО, то в 2009 году - 510 тысяч тонн ТБО. При этом не менее 50 процентов ТБО, поступивших на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечeны в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов.
Морфологический состав ТБО, образующихся в Ярославской области, следующий (в процентах по весу): пищевые отходы - 30; бумага, картон - 25; дерево - 5; металл цветной - 2; металл чёрный - 5; текстиль - 5; кость - 1; стекло - 5; резина - 4; пластмасса - 6; строительные отходы - 7; прочие - 5.
С 1998 года по 2009 год на территории Ярославской области были реализованы четыре областные целевые программы «Отходы», была сформирована минимально необходимая инфраструктура для размещения ТБО.
В результате реализации указанных программ в городе Ярославле усовершенствована система сбора, вывоза, сортировки и утилизации ТБО, что позволило улучшить санитарное состояние города. В 2003 году на средства инвестора был введён в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс закрытого акционерного общества «Чистый город». Эксплуатация данного мусоросортировочного комплекса на протяжении 7 лет (с 2003 года по 2009 год) осуществлялась при финансовой поддержке городского бюджета. Опыт эксплуатации этого комплекса показал недостаточный уровень эффективности (выделяется 12 процентов вторичных материальных ресурсов) из-за несоответствия системы сбора и транспортировки ТБО технологии сортировки, используемой на предприятии.
С учётом имеющегося опыта в г. Переславле-Залесском, г. Рыбинске, Даниловском и Гаврилов-Ямском муниципальных районах были созданы мини-сортировочные комплексы, увязанные с системой сбора и транспортировки.
В настоящее время в Ярославской области системой сбора и вывоза ТБО охвачено около 90 процентов городского населения и до 50 процентов сельского населения. Число населённых пунктов, где организован вывоз ТБО, составляет не более 12 процентов. Вне системы сбора ТБО осталось большое количество малочисленных, а также удалённых населённых пунктов области, что провоцирует появление несанкционированных свалок.
В Ярославской области основным способом утилизации ТБО и приравненных к ним отходов производства и потребления является захоронение. На территории области действует 20 лицензированных объектов размещения ТБО, однако не везде налажен должный учёт и контроль за поступающими на них отходами: только на одном полигоне производится весовой учёт количества поступающих отходов, на 5 полигонах отсутствует какой-либо учёт. На 6 полигонах отсутствуют помещения для персонала. Основная масса полигонов не электрифицирована.
На большинстве полигонов отмечается несоблюдение технологических требований, что приводит, с одной стороны, к загрязнению окружающей среды, а с другой, - к возгоранию отходов: в 2009 году наблюдались возгорания на 6 полигонах области, в 2010 году - на 5 полигонах.
В результате несовершенной схемы сбора и транспортировки ТБО значительная их часть несанкционированно размещается в окружающей среде, что приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации. В 2008 году органами местного самоуправления муниципальных образований области было ликвидировано 769 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 44 549 куб. метров, в 2009 году - 916 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 35 413 куб. метров, а в 2010 году - 798 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 20 825 куб. метров.
В Ярославской области инфраструктура вторичной переработки отходов, как и в большинстве регионов Российской Федерации, развита слабо и находится в стадии формирования. В большинстве районов Ярославской области ТБО напрямую направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.
Результаты проведенной в 2009 - 2010 годах оценки состояния системы обращения с ТБО на территории всех муниципальных образований области и анализ состояния действующих и вводимых в эксплуатацию полигонов ТБО показали неэффективность решения проблемы ТБО путём их захоронения без предварительной сортировки и изъятия вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного.
К основным проблемам в сфере обращения с ТБО в Ярославской области относятся следующие:
- недостаточная региональная нормативная правовая и методическая база обращения с ТБО, в том числе отсутствие механизма долгосрочного регулирования тарифов на утилизацию ТБО;
- ограниченность ресурсов и отсутствие полномочий по контролю в сфере обращения с ТБО у органов местного самоуправления муниципальных образований области;
- недостаточный охват населения, проживающего в частном секторе, и хозяйствующих субъектов услугами по сбору, вывозу и захоронению ТБО;
- отсутствие раздельного сбора ТБО и недостаточное развитие их сортировки;
- низкая степень вовлечения ТБО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки ТБО;
- низкая привлекательность сферы обращения с ТБО для бизнеса;
- низкое качество работы объектов по захоронению ТБО и несоблюдение санитарных и экологических норм при их эксплуатации, несоответствие технологии сбора, вывоза и захоронения ТБО современным требованиям;
- отсутствие генеральных схем очистки муниципальных образований области;
- недостаточное внимание органов местного самоуправления сельских поселений области к решению вопросов организации сбора и вывоза ТБО;
- низкая экологическая культура населения и слабая информированность населения по вопросам безопасного обращения с ТБО.
Важнейшим направлением решения проблем, связанных с обращением с ТБО, является привлечение инвестиций не только в традиционную сферу сбора, транспортировки и размещения ТБО, но и в строительство отходосортировочных и отходоперерабатывающих комплексов с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путём развития системы переработки ТБО.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из полномочий субъектов Российской Федерации является разработка и реализация программ в области обращения с отходами.
Достижение цели экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО на основе решения комплекса взаимоувязанных экологических, социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода.
Реализация ОЦП будет основываться на следующих принципах: доступность услуг по сбору и вывозу ТБО для населения, максимальное извлечение вторичных материальных ресурсов, привлечение частных инвестиций, модернизация инфраструктуры, пропаганда и вовлечение населения в процесс цивилизованного обращения с ТБО.
Реализация мероприятий ОЦП основывается на использовании сильных сторон, характеризующих сферу обращения с ТБО на территории Ярославской области:
- наличие опыта реализации природоохранных программ и проектов, в том числе строительства полигонов ТБО, сортировочных станций, опыта раздельного сбора ТБО в городах Переславле-Залесском и Рыбинске, в том числе опыта международного сотрудничества;
- наличие разработанной и утверждённой типовой проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО для населённых пунктов с населением от 100 до 5000 человек;
- заинтересованность подавляющей части населения, органов местного самоуправления муниципальных образований области и ОИВ в решении проблем загрязнения территорий ТБО;
- наличие научного и кадрового потенциала;
- наличие сети образовательных и общественных экологических организаций;
- наличие генеральных планов сельских поселений;
- проведение ОИВ и органами местного самоуправления муниципальных образований области мероприятий, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое функционирование системы обращения с ТБО.
Мероприятия ОЦП направлены на решение стратегических целей Правительства области по обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального использования природных ресурсов.
SWOT-анализ ситуации в сфере обращения с ТБО на территории Ярославской области с учётом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в приложении 1 к ОЦП.
В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации ОЦП.
Первый вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:
- улучшения социально-экономической ситуации в стране и регионе и повышения инвестиционной активности;
- передачи дополнительных полномочий в сфере обращения с ТБО субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления;
- повышения ответственности и активности населения в сфере обращения с отходами.
Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных ОЦП, и достижение ожидаемых результатов в полном объёме (снижение количества ТБО, направляемых на захоронение, на 300 тысяч тонн к 2014 году).
Второй вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:
- стабилизации социально-экономической ситуации в стране и регионе и сохранения существующей инвестиционной активности;
- сохранения существующих полномочий в сфере обращения с ТБО у субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- повышения активности населения в сфере обращения с отходами.