ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 октября 2010 года N 738-п
Об областной целевой программе "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011-2014 годы
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 17.05.2011 N 372-п ru76000201100401
постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1150-п ru 76000201101212
постановления Правительства ЯО от 29.11.2012 N 1342-п ru76000201201543
постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 N 1669-п ru76000201301629
постановления Правительства ЯО от 07.05.2014 N 423-п ru76000201400585)
В соответствии с постановлением Правительства области от 14.09.2010 N 667-п "О Концепции областной целевой программы "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011-2014 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011-2014 годы (далее - Программа).
2. Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области при формировании областного бюджета на 2011, 2012, 2013, 2014 годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы, указанной в пункте 1, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утверждённых главному распорядителю бюджетных средств. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 N 1669-п ru76000201301629)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Шилова А.Н. (пункт в редакции постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 N 1669-п ru76000201301629)
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 04.10.2010 N 738-п
В редакции
постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1150-п ru 76000201101212
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области" на 2011-2014 годы
Паспорт ОЦП
(В редакции постановления Правительства ЯО от 19.12.2013 N 1669-п ru76000201301629)
Сроки реализации ОЦП | 2011 - 2014 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области | |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области | директор департамента |
Электронный ад-рес размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/doosp/default.aspx |
(В редакции постановления Правительства ЯО от 07.05.2014 N 423-п ru76000201400585)
Источники финансирования | Плановый объём финансирования, млн. руб. | ||||
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Областной бюджет | 66,38 | 10,06 | 18,48 | 25,78 | 12,06 |
Внебюджетные источники | 2 043,86 | 38,86 | 5,00 | 0 | 2 000,00 |
Справочно: | |||||
местные бюджеты | 16,03 | 4,63 | 5,56 | 4,03 | 1,81 |
Итого по ОЦП | 2 126,27 | 53,55 | 29,04 | 29,81 | 2 013,87 |
I. Описание текущей ситуации и обоснование изменений
(Наименование в редакции постановления Правительства ЯО от 29.11.2012 N 1342-п ru76000201201543)
Одной из основных проблем Ярославской области в экологической сфере является усиливающееся по мере социально-экономического развития области негативное воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей природной среды и всех её компонентов - воздушной среды, водных объектов, почв, недр, лесов.
Результатом такого воздействия является загрязнение и деградация природных экосистем, снижение биоразнообразия, истощение природных ресурсов, ухудшение состояния здоровья населения, снижение инвестиционной привлекательности и потенциала развития Ярославской области в целом.
Общее количество ежегодно образующихся на территории Ярославской области отходов составляет около 1 млн. тонн, из них 42 процента (в основном отходы производства) обезвреживаются и используются, а основная масса, представленная ТБО (58 процентов), размещается на полигонах и свалках на территории муниципальных образований области.
Источниками образования ТБО являются организации и предприятия, население области и объекты инфраструктуры. На долю населения приходится максимальное количество образующихся ТБО - около 380 тысяч тонн.
Динамика образования ТБО свидетельствует об их постоянном росте: если в 2008 году на полигоны поступило 436 тысяч тонн ТБО, то в 2009 году - 510 тысяч тонн ТБО. При этом не менее 50 процентов ТБО, поступивших на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечeны в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов.
Морфологический состав ТБО, образующихся в Ярославской области, следующий (в процентах по весу): пищевые отходы - 30; бумага, картон - 25; дерево - 5; металл цветной - 2; металл чёрный - 5; текстиль - 5; кость - 1; стекло - 5; резина - 4; пластмасса - 6; строительные отходы - 7; прочие - 5.
С 1998 года по 2009 год на территории Ярославской области были реализованы четыре областные целевые программы "Отходы", была сформирована минимально необходимая инфраструктура для размещения ТБО.
В результате реализации указанных программ в городе Ярославле усовершенствована система сбора, вывоза, сортировки и утилизации ТБО, что позволило улучшить санитарное состояние города. В 2003 году на средства инвестора был введён в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс закрытого акционерного общества "Чистый город". Эксплуатация данного мусоросортировочного комплекса на протяжении 7 лет (с 2003 года по 2009 год) осуществлялась при финансовой поддержке городского бюджета. Опыт эксплуатации этого комплекса показал недостаточный уровень эффективности (выделяется 12 процентов вторичных материальных ресурсов) из-за несоответствия системы сбора и транспортировки ТБО технологии сортировки, используемой на предприятии.
С учётом имеющегося опыта в г. Переславле-Залесском, г. Рыбинске, Даниловском и Гаврилов-Ямском муниципальных районах были созданы мини-сортировочные комплексы, увязанные с системой сбора и транспортировки.
В настоящее время в Ярославской области системой сбора и вывоза ТБО охвачено около 90 процентов городского населения и до 50 процентов сельского населения. Число населённых пунктов, где организован вывоз ТБО, составляет не более 12 процентов. Вне системы сбора ТБО осталось большое количество малочисленных, а также удалённых населённых пунктов области, что провоцирует появление несанкционированных свалок.
В Ярославской области основным способом утилизации ТБО и приравненных к ним отходов производства и потребления является захоронение. На территории области действует 20 лицензированных объектов размещения ТБО, однако не везде налажен должный учёт и контроль за поступающими на них отходами: только на одном полигоне производится весовой учёт количества поступающих отходов, на 5 полигонах отсутствует какой-либо учёт. На 6 полигонах отсутствуют помещения для персонала. Основная масса полигонов не электрифицирована.
На большинстве полигонов отмечается несоблюдение технологических требований, что приводит, с одной стороны, к загрязнению окружающей среды, а с другой, - к возгоранию отходов: в 2009 году наблюдались возгорания на 6 полигонах области, в 2010 году - на 5 полигонах.
В результате несовершенной схемы сбора и транспортировки ТБО значительная их часть несанкционированно размещается в окружающей среде, что приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации. В 2008 году органами местного самоуправления муниципальных образований области было ликвидировано 769 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 44 549 куб. метров, в 2009 году - 916 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 35 413 куб. метров, а в 2010 году - 798 несанкционированных мест размещения ТБО общим объёмом 20 825 куб. метров.
В Ярославской области инфраструктура вторичной переработки отходов, как и в большинстве регионов Российской Федерации, развита слабо и находится в стадии формирования. В большинстве районов Ярославской области ТБО напрямую направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.
Результаты проведенной в 2009 - 2010 годах оценки состояния системы обращения с ТБО на территории всех муниципальных образований области и анализ состояния действующих и вводимых в эксплуатацию полигонов ТБО показали неэффективность решения проблемы ТБО путём их захоронения без предварительной сортировки и изъятия вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного.
К основным проблемам в сфере обращения с ТБО в Ярославской области относятся следующие:
- недостаточная региональная нормативная правовая и методическая база обращения с ТБО, в том числе отсутствие механизма долгосрочного регулирования тарифов на утилизацию ТБО;
- ограниченность ресурсов и отсутствие полномочий по контролю в сфере обращения с ТБО у органов местного самоуправления муниципальных образований области;
- недостаточный охват населения, проживающего в частном секторе, и хозяйствующих субъектов услугами по сбору, вывозу и захоронению ТБО;
- отсутствие раздельного сбора ТБО и недостаточное развитие их сортировки;
- низкая степень вовлечения ТБО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки ТБО;
- низкая привлекательность сферы обращения с ТБО для бизнеса;
- низкое качество работы объектов по захоронению ТБО и несоблюдение санитарных и экологических норм при их эксплуатации, несоответствие технологии сбора, вывоза и захоронения ТБО современным требованиям;
- отсутствие генеральных схем очистки муниципальных образований области;
- недостаточное внимание органов местного самоуправления сельских поселений области к решению вопросов организации сбора и вывоза ТБО;
- низкая экологическая культура населения и слабая информированность населения по вопросам безопасного обращения с ТБО.
Важнейшим направлением решения проблем, связанных с обращением с ТБО, является привлечение инвестиций не только в традиционную сферу сбора, транспортировки и размещения ТБО, но и в строительство отходосортировочных и отходоперерабатывающих комплексов с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путём развития системы переработки ТБО.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из полномочий субъектов Российской Федерации является разработка и реализация программ в области обращения с отходами.
Достижение цели экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО на основе решения комплекса взаимоувязанных экологических, социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода.
Реализация ОЦП будет основываться на следующих принципах: доступность услуг по сбору и вывозу ТБО для населения, максимальное извлечение вторичных материальных ресурсов, привлечение частных инвестиций, модернизация инфраструктуры, пропаганда и вовлечение населения в процесс цивилизованного обращения с ТБО.
Реализация мероприятий ОЦП основывается на использовании сильных сторон, характеризующих сферу обращения с ТБО на территории Ярославской области:
- наличие опыта реализации природоохранных программ и проектов, в том числе строительства полигонов ТБО, сортировочных станций, опыта раздельного сбора ТБО в городах Переславле-Залесском и Рыбинске, в том числе опыта международного сотрудничества;
- наличие разработанной и утверждённой типовой проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО для населённых пунктов с населением от 100 до 5000 человек;
- заинтересованность подавляющей части населения, органов местного самоуправления муниципальных образований области и ОИВ в решении проблем загрязнения территорий ТБО;
- наличие научного и кадрового потенциала;
- наличие сети образовательных и общественных экологических организаций;
- наличие генеральных планов сельских поселений;
- проведение ОИВ и органами местного самоуправления муниципальных образований области мероприятий, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое функционирование системы обращения с ТБО.
Мероприятия ОЦП направлены на решение стратегических целей Правительства области по обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального использования природных ресурсов.
SWOT-анализ ситуации в сфере обращения с ТБО на территории Ярославской области с учётом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в приложении 1 к ОЦП.
В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации ОЦП.
Первый вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:
- улучшения социально-экономической ситуации в стране и регионе и повышения инвестиционной активности;
- передачи дополнительных полномочий в сфере обращения с ТБО субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления;