ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2011 года N 347-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 02.08.2011 N 565-п, от 18.11.2011 N 907-п, от 13.12.2011 N 974-п, от 29.03.2012 N 216-п, от 28.06.2012 N 573-п, от 27.09.2012 N 1008-п, от 30.10.2012 N 1201-п, от 13.11.2012 N 1263-п, от 29.03.2013 N 312-п, от 17.06.2013 N 690-п, от 25.10.2013 N 1434-п, от 20.12.2013 N 1684-п)
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу модернизации и инновационного развития промышленности Ярославской области на 2011 - 2013 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Елфимова И.С.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства ЯО от 29.03.2013 N 312-п, от 17.06.2013 N 690-п, от 25.10.2013 N 1434-п, от 20.12.2013 N 1684-п)
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 20.12.2013 N 1684-п)
Сроки реализации ОЦП | 2011 - 2013 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Секретарев Д.М., тел. 74-54-00 | |
Ответственный исполнитель ОЦП | департамент промышленной политики Ярославской области | заместитель директора - председатель комитета промышленной политики департамента промышленной политики Ярославской области Полищук С.С., тел. 40-05-01 |
Исполнители ОЦП | департамент инвестиционной политики Ярославской области | директор департамента инвестиционной политики Ярославской области Золотовский А.В., тел. 40-19-03 |
Электронный адрес размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dppdt/Pages/programms.aspx |
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 20.12.2013 N 1684-п)
Источник финансирования | Плановый объем финансирования (млн. руб.) | |||
всего | в том числе по годам | |||
2011 | 2012 | 2013 | ||
Областной бюджет | 91,515 | 5,505 | 39,01 | 47,00 |
Внебюджетные источники | 657,500 | - | 71,00 | 586,50 |
Итого по ОЦП | 749,015 | 5,505 | 110,01 | 633,50 |
1. Анализ проблемы и описание текущей ситуации.
Создание условий для модернизации и перехода промышленного сектора экономики Ярославской области к инновационному типу развития является одной из важнейших задач промышленной политики Ярославской области.
Ярославская область является одним из наиболее индустриально развитых регионов России. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в регионе на 01 января 2010 года насчитывалось 2288 крупных и средних организаций, осуществляющих промышленную деятельность, из них 368 - промышленные предприятия; на долю промышленности приходится 31,3 процента валового регионального продукта Ярославской области; удельный вес занятых в промышленности от численности населения, занятого в экономике области, составляет 26,1 процента.
К сильным сторонам, определяющим конкурентные преимущества промышленности области, относятся:
- развитая производственная база и сбалансированная структура промышленности;
- наличие резервов производственных мощностей и площадей;
- интеграция крупных промышленных предприятий в российские вертикально интегрированные холдинги;
- широкая номенклатура производимых комплектующих изделий и сырьевых полуфабрикатов, обеспечивающая гибкость в сбыте их различным потребителям;
- развитый рынок сбыта и дистрибьюторская сеть, наличие брендов и известных на рынке торговых марок;
- наличие программ подготовки и переподготовки кадров.
В дополнение к конкурентным преимуществам промышленного сектора экономики следует выделить конкурентные преимущества Ярославской области в целом:
- высокий научный и образовательный потенциал региона, а также развитая инфраструктура сферы образования, повышения квалификации;
- развитая финансовая и банковская система региона, а также наличие широкого спектра кредитно-финансовых услуг;
- готовая транспортная и энергетическая инфраструктура;
- удобное географическое местоположение региона по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции;
- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности новых и действующих промышленных предприятий;
- использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации в Ярославской области.
Указанные конкурентные преимущества промышленного сектора и экономики в целом являются благоприятной основой для дальнейшего развития промышленности области.
Слабыми сторонами и угрозами для развития промышленного сектора экономики Ярославской области являются:
- устаревание модельного ряда и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой рядом промышленных предприятий Ярославской области, вызванные, с одной стороны, использованием краткосрочных стратегий развития предприятий региона, с другой, - неясностью перспектив развития рынков и стратегических направлений государственной промышленной политики на федеральном уровне, а также незначительной инновационной активностью и высокой энергоемкостью промышленной продукции;
- ограниченное производство конечной продукции с максимальной добавленной стоимостью, выпускаемой предприятиями региона. Ограниченность участия ярославских предприятий в полной цепочке создания добавленной стоимости усугубляется тенденцией перехода ряда контрагентов на использование комплектующих иностранного производства и создание совместных предприятий с иностранными производителями;
- производственно-технологическое отставание ряда предприятий области от иностранных производителей. Данная проблема складывается из нескольких факторов: физический (от 47 до 63 процентов, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области) и моральный износ основных фондов, недостаточное обновление основных фондов (коэффициент обновления основных фондов в 2009 году изменялся в зависимости от отрасли от 2,9 до 10,3 процента); отсутствие долгосрочных стратегий развития промышленных предприятий; использование устаревших иностранных технологий и оборудования;
- дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного рынка трудовых ресурсов и несбалансированная структура рабочей силы. Решение данной проблемы имеет особое значение для долгосрочного развития промышленности региона. В условиях современной экономики повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров, развитие системы мотивации сотрудников становятся одними из основных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий;
- недостаточный уровень взаимодействия между предприятиями региона, высшими учебными заведениями и научными институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и научных исследований. Повышение уровня кооперации будет способствовать созданию на территории Ярославской области производственных кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию;
- неинформированность и недостаточная готовность значительного числа предприятий области к изменяющимся условиям работы при вступлении России во Всемирную торговую организацию;
- недостаточное вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу промышленного производства. Структура малого и среднего предпринимательства в основном представлена сферой торговли и услуг. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленном комплексе незначительна, в основном это предприятия, оказывающие услуги и производящие продукцию на условиях аутсорсинга для крупных промышленных предприятий. В перспективе данное направление необходимо развивать и усиливать в целях диверсификации экономики и стимулирования инновационной активности в промышленном секторе экономики.
2. Сценарии реализации ОЦП.
В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации ОЦП.
Первый вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:
- стабильной социально-экономической ситуации в стране и регионе и восстановления спроса на отечественную промышленную продукцию;
- неизменной конкурентной среды на рынках промышленной продукции ярославских предприятий;
- отсутствия значительных изменений в законодательстве.
Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных ОЦП, и достижение ожидаемых результатов в полном объеме.
Второй вариант (наиболее вероятный) предполагает некоторое отклонение показателей реализации ОЦП под влиянием отрицательных внешних факторов: незначительного изменения социально-экономической ситуации, конкурентной среды и законодательной базы. В этом случае возможно недостижение в полном объеме запланированных результатов при выполнении ОЦП в целом.
Третий вариант предполагает возможность серьезного влияния неблагоприятных внешних и внутренних факторов на реализацию мероприятий ОЦП: ухудшения социально-экономической обстановки, резкого усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, например, под влиянием факторов вступления во Всемирную торговую организацию, существенных изменений федерального законодательства, значительно воздействующего на промышленный сектор экономики. В этом случае возможны невыполнение запланированных мероприятий в значительном объеме и снижение эффективности реализации ОЦП.
Первый и второй варианты реализации ОЦП позволят достичь поставленной цели и комплексно решить задачи ОЦП.
Анализ рисков реализации ОЦП приведен в приложении 1 к ОЦП.
3. Используемые основные понятия.
Для целей реализации ОЦП используются следующие понятия:
приоритетный проект развития промышленного комплекса - производственный проект субъекта промышленной деятельности, внесенный решением комиссии по отбору приоритетных и перспективных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области в перечень приоритетных и перспективных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области;
технологическая платформа - коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития;
критическая технология - технология, разработка и использование которой обеспечивают определяющий вклад в развитие отрасли и (или) всего региона и поддерживают конкурентоспособность отрасли и (или) отдельного субъекта промышленной деятельности на уровне, соответствующем российским и международным стандартам или превосходящем их;
инфраструктура поддержки субъектов промышленной деятельности - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в целях реализации мер поддержки субъектов промышленной деятельности;
целевая группа получателей поддержки - субъекты промышленной деятельности, не использующие по основному виду деятельности, указанному в документах о государственной регистрации, специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и осуществляющие в соответствии с документами о государственной регистрации следующие основные виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (раздел C ОКВЭД), обрабатывающие производства (раздел D ОКВЭД), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E ОКВЭД).
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 17.06.2013 N 690-п)
+---------------------+---------------------------------------------------------------------+----------+
| Наименование цели | Показатель |Предельное|
| +-------------------+-----+-----------+-------------------------------+ значение |
| | наименование |весо-| единица | значение |показателя|
| | показателя |вой | измерения +-------+-----------------------+ на 2013 |
| | |коэф-| |базовое| плановое значение | год |
| | |фици-| +-------+-------+-------+-------+ |
| | |ент | |2010 г.|2011 г.|2012 г.|2013 г.| |
+---------------------+-------------------+-----+-----------+-------+-------+-------+-------+----------+
|Повышение |прирост выработки | 0,40|процентов к| 100 | 3,8 | 3,9 | 4,5 | 112,7 |
|конкурентоспособности|на одного | |предыдущему| | | | | |
|доходных отраслей |работающего в | |году | | | | | |
|промышленного сектора|организациях | | | | | | | |
|экономики Ярославской|промышленных видов | | | | | | | |
|области |деятельности | | | | | | | |
| |Ярославской области| | | | | | | |
| +-------------------+-----+-----------+-------+-------+-------+-------+----------+
| |прирост валовой | 0,60|процентов к| 100 | 3,4 | 4,1 | 4,8 | 112,8 |
| |добавленной | |предыдущему| | | | | |
| |стоимости | |году | | | | | |
| |промышленного | | | | | | | |
| |производства | | | | | | | |
+---------------------+-------------------+-----+-----------+-------+-------+-------+-------+----------+