ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2013 года N 312-п

О внесении изменений в постановления Правительства области от 10.05.2011 N 347-п и от 03.06.2011 N 417-п

В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства области от 10.05.2011 N 347-п "Об утверждении Областной целевой программы модернизации и инновационного развития промышленности Ярославской области на 2011 - 2013 годы" изменение, изложив Областную целевую программу модернизации и инновационного развития промышленности Ярославской области на 2011 - 2013 годы, утвержденную постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Внести в постановление Правительства области от 03.06.2011 N 417-п "Об утверждении Перечня государственных услуг Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" изменение согласно приложению.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.Н. Ястребов


УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области


от 10.05.2011 N 347-п

(в редакции постановления Правительства области от 29.03.2013 N 312-п)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА модернизации и инновационного развития промышленности Ярославской области на 2011 - 2013 годы

Паспорт ОЦП


Сроки реализации ОЦП

2011 - 2013 годы

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области Блатов В.Ю., тел. 40-18-82

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент промышленной политики Ярославской области, директор департамента промышленной политики Ярославской области  Секретарев Д.М., тел. 74-54-00;
заместитель директора департамента - председатель комитета промышленной политики департамента промышленной политики Ярославской области Полищук С.С.,
 тел. 40-05-01

Исполнители ОЦП

департамент инвестиционной политики Ярославской области, директор департамента инвестиционной политики Ярославской области Золотовский А.В., тел. 40-19-03;

 департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
 Непряев Н.И., тел. 72-67-01;

 департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, директор департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
 Шапошникова Н.В., тел. 40-19-06

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/dppdt/Pages/programms.aspx

Общая потребность в финансовых ресурсах


Источник финансирования

Плановый объём финансирования (млн. руб.)

всего

в том числе по годам

2011

2012

2013

Областной бюджет

124,515

5,505

39,01

80,00

Внебюджетные источники

544,775

-

71,00

473,775

Итого по ОЦП

669,290

5,505

110,01

553,775

I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП


1. Анализ проблемы и описание текущей ситуации.

Создание условий для модернизации и перехода промышленного сектора экономики Ярославской области к инновационному типу развития является одной из важнейших задач промышленной политики Ярославской области.

Ярославская область является одним из наиболее индустриально развитых регионов России. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, в регионе на 01 января 2010 года насчитывалось 2288 крупных и средних организаций, осуществляющих промышленную деятельность, из них 368 - промышленные предприятия; на долю промышленности приходится 31,3 процента валового регионального продукта Ярославской области; удельный вес занятых в промышленности от численности населения, занятого в экономике области, составляет 26,1 процента.

К сильным сторонам, определяющим конкурентные преимущества промышленности области, относятся:

- развитая производственная база и сбалансированная структура промышленности;

- наличие резервов производственных мощностей и площадей;

- интеграция крупных промышленных предприятий в российские вертикально интегрированные холдинги;

- широкая номенклатура производимых комплектующих изделий и сырьевых полуфабрикатов, обеспечивающая гибкость в сбыте их различным потребителям;

- развитый рынок сбыта и дистрибьюторская сеть, наличие брендов и известных на рынке торговых марок;

- наличие программ подготовки и переподготовки кадров.

В дополнение к конкурентным преимуществам промышленного сектора экономики следует выделить конкурентные преимущества Ярославской области в целом:

- высокий научный и образовательный потенциал региона, а также развитая инфраструктура сферы образования, повышения квалификации;

- развитая финансовая и банковская система региона, а также наличие широкого спектра кредитно-финансовых услуг;

- готовая транспортная и энергетическая инфраструктура;

- удобное географическое местоположение региона по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции;

- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности новых и действующих промышленных предприятий;

- использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации в Ярославской области.

Указанные конкурентные преимущества промышленного сектора и экономики в целом являются благоприятной основой для дальнейшего развития промышленности области.

Слабыми сторонами и угрозами для развития промышленного сектора экономики Ярославской области являются:

- устаревание модельного ряда и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой рядом промышленных предприятий Ярославской области, вызванные, с одной стороны, использованием краткосрочных стратегий развития предприятий региона, с другой, - неясностью перспектив развития рынков и стратегических направлений государственной промышленной политики на федеральном уровне, а также незначительной инновационной активностью и высокой энергоёмкостью промышленной продукции;

- ограниченное производство конечной продукции с максимальной добавленной стоимостью, выпускаемой предприятиями региона. Ограниченность участия ярославских предприятий в полной цепочке создания добавленной стоимости усугубляется тенденцией перехода ряда контрагентов на использование комплектующих иностранного производства и создание совместных предприятий с иностранными производителями;

- производственно-технологическое отставание ряда предприятий области от иностранных производителей. Данная проблема складывается из нескольких факторов: физический (от 47 до 63 процентов, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области) и моральный износ основных фондов, недостаточное обновление основных фондов (коэффициент обновления основных фондов в 2009 году изменялся в зависимости от отрасли от 2,9 до 10,3 процента); отсутствие долгосрочных стратегий развития промышленных предприятий; использование устаревших иностранных технологий и оборудования;

- дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного рынка трудовых ресурсов и несбалансированная структура рабочей силы. Решение данной проблемы имеет особое значение для долгосрочного развития промышленности региона. В условиях современной экономики повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров, развитие системы мотивации сотрудников становятся одними из основных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий;

- недостаточный уровень взаимодействия между предприятиями региона, высшими учебными заведениями и научными институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и научных исследований. Повышение уровня кооперации будет способствовать созданию на территории Ярославской области производственных кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию;

- неинформированность и недостаточная готовность значительного числа предприятий области к изменяющимся условиям работы при вступлении России во Всемирную торговую организацию;

- недостаточное вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу промышленного производства. Структура малого и среднего предпринимательства в основном представлена сферой торговли и услуг. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленном комплексе незначительна, в основном это предприятия, оказывающие услуги и производящие продукцию на условиях аутсорсинга для крупных промышленных предприятий. В перспективе данное направление необходимо развивать и усиливать в целях диверсификации экономики и стимулирования инновационной активности в промышленном секторе экономики.

2. Сценарии реализации ОЦП.

В зависимости от влияния внешних и внутренних факторов возможны следующие варианты реализации ОЦП.

Первый вариант предполагает, что реализация ОЦП произойдет в условиях:

- стабильной социально-экономической ситуации в стране и регионе и восстановления спроса на отечественную промышленную продукцию;

- неизменной конкурентной среды на рынках промышленной продукции ярославских предприятий;

- отсутствия значительных изменений в законодательстве.

Данный вариант гарантирует полное и эффективное проведение всех мероприятий, предусмотренных ОЦП, и достижение ожидаемых результатов в полном объёме.

Второй вариант (наиболее вероятный) предполагает некоторое отклонение показателей реализации ОЦП под влиянием отрицательных внешних факторов: незначительного изменения социально-экономической ситуации, конкурентной среды и законодательной базы. В этом случае возможно недостижение в полном объёме запланированных результатов при выполнении ОЦП в целом.

Третий вариант предполагает возможность серьёзного влияния неблагоприятных внешних и внутренних факторов на реализацию мероприятий ОЦП: ухудшения социально-экономической обстановки, резкого усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, например, под влиянием факторов вступления во Всемирную торговую организацию, существенных изменений федерального законодательства, значительно воздействующего на промышленный сектор экономики. В этом случае возможны невыполнение запланированных мероприятий в значительном объёме и снижение эффективности реализации ОЦП.

Первый и второй варианты реализации ОЦП позволят достичь поставленной цели и комплексно решить задачи ОЦП.

Анализ рисков реализации ОЦП приведён в приложении 1 к ОЦП.

3. Используемые основные понятия.

Для целей реализации ОЦП используются следующие понятия:

приоритетный проект развития промышленного комплекса - производственный проект субъекта промышленной деятельности, внесённый решением комиссии по отбору приоритетных и перспективных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области в перечень приоритетных и перспективных проектов развития промышленного комплекса Ярославской области;

технологическая платформа - коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития;

критическая технология - технология, разработка и использование которой обеспечивают определяющий вклад в развитие отрасли и (или) всего региона и поддерживают конкурентоспособность отрасли и (или) отдельного субъекта промышленной деятельности на уровне, соответствующем российским и международным стандартам или превосходящем их;

инфраструктура поддержки субъектов промышленной деятельности - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в целях реализации мер поддержки субъектов промышленной деятельности;

целевая группа получателей поддержки - субъекты промышленной деятельности, не использующие специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и осуществляющие в соответствии с документами о государственной регистрации следующие основные виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (раздел С ОКВЭД), обрабатывающие производства (раздел D ОКВЭД), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел Е ОКВЭД).

II. Цель ОЦП


Наименование цели

Показатель

Предельное значение показателя
 на 2013 год

наименование показателя

весовой коэффи-циент

единица измерения

значение

базовое

плановое значение

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Повышение конкуренто-способности доходных отраслей промышленного сектора экономики Ярославской области

прирост выработки на одного работающего в организациях промышленных видов деятельности Ярославской области

0,40

процентов к предыдуще-му году

100

3,8

3,9

4,5

112,7

прирост валовой добавленной стоимости промышленного производства

0,60

процентов к предыдуще-му году

100

3,4

4,1

4,8

112,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»