ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2010 года N 843-п
В связи с изменениями, происходящими на рынке труда Ярославской области, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством Правительство области
постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства области от 22.12.2009 N 1200-п «О региональной адресной программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области на 2010 год», и утвердить адресную программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда на 2010 год с объемом финансирования из средств федерального бюджета 534688,0 тысяч рублей, из средств областного бюджета - 28141,5 тысячи рублей (программа прилагается).
2. Внести изменения в постановление Правительства области от 13.05.2010 N 288-п «О региональной адресной программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области на 2010 год, реализуемой за счет неиспользованной субсидии 2009 года», и утвердить адресную программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда на 2010 год, реализуемую за счет неиспользованной субсидии 2009 года, с объемом финансирования из средств федерального бюджета 98517,6 тысячи рублей (программа прилагается).
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА
дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области
на 2010 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | - региональная адресная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области на 2010 год (далее - Программа) |
Заказчик Программы | - Правительство Ярославской области |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; |
Куратор Программы | - заместитель Губернатора области Костин В.Г. |
Ответственный исполнитель Программы | - департамент государственной службы занятости населения Ярославской области |
Исполнители Программы | - органы службы занятости населения; |
Основной разработчик Программы | - департамент государственной службы занятости населения Ярославской области |
Цель и задачи Программы | цель Программы - принятие и реализация превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Ярославской области; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010 год: |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования 562829,5 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты Программы | недопущение роста уровня регистрируемой безработицы в 2010 году выше 3,6 процента в среднегодовом исчислении, в том числе за счет: |
Ответственные лица для контактов | - директор департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Захаров В.Ю., тел. 32-15-54; |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность |
Финансовые ресурсы: | тыс. руб. | 562829,5 |
- федеральный бюджет | тыс. руб. | 534688,0 |
- областной бюджет | тыс. руб. | 28141,5 |
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Обстановка, сложившаяся на рынке труда Ярославской области в 2009 году, характеризуется следующими данными. Индекс промышленного производства в январе - сентябре к уровню соответствующего периода прошлого года составил 75,3 процента. Оборот розничной торговли по сравнению с 2008 годом снизился на 10,1 процента, объем платных услуг населению - на 14,5 процента.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по сравнению с прошлым годом увеличилась на 4,9 процента и составила в январе - сентябре 2009 года 13997 рублей. Прожиточный минимум в расчете на душу населения в III квартале 2009 года составил 5209 рублей.
Численность постоянного населения области составляет 1306,1 тыс. человек. Согласно данным статистики, на начало сентября численность экономически активного населения области насчитывает 742,4 тыс. человек. Уровень занятости населения области составляет 65,8 процента, что соответствует пятому месту в Центральном федеральном округе (по Центральному федеральному округу - 65,8 процента, по Российской Федерации - 63,3 процента). Уровень общей безработицы составляет 8,5 процента. Значительное влияние на уровень общей безработицы оказывает снижение занятости населения области, проживающего в сельской местности и монопрофильных населенных пунктах, высвобождение работников пенсионного возраста из организаций, проводящих массовые увольнения.
Динамика регистрируемой безработицы в 2006 - 2010 годах представлена следующими данными:
Показатель | 2006 г. отчет | 2007 г. отчет | 2008 г. отчет | 2009 г. отчет | 2010 г. прогноз |
Численность зарегистрированных безработных на конец года, тыс. человек | 11,9 | 10,7 | 12,6 | 29,5 | 25,6 |
Уровень регистрируемой безработицы на конец года, процентов | 1,7 | 1,5 | 1,8 | 4,1 | 3,6 |
Уровень регистрируемой безработицы в 2009 году с мая стабилизировался в пределах 3,6 - 3,7 процента. В сентябре - октябре наметилась тенденция сокращения количества безработных граждан. Если на начало сентября было зарегистрировано 26,8 тыс. безработных, то на начало ноября - 25,8 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 3,7 процента до 3,6 процента.
Количество вакансий, заявленных работодателями, увеличилось с 5,3 тыс. единиц до 6,5 тыс. единиц на начало ноября. Это позволило в январе - октябре трудоустроить 19,7 тыс. безработных граждан, или на 52,3 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Увеличение численности трудоустроенных произошло в основном за счет организации временных рабочих мест.
По данным еженедельного мониторинга, сведения о предстоящих массовых или социально значимых увольнениях около 18 тыс. работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций в течение 2009 года заявили 140 организаций области, в том числе в ноябре - декабре 2009 года - на 4,2 тыс. человек (в основном предприятия группы ГАЗ). По прогнозной оценке, на конец 2009 года уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) может составить 8,5 процента, уровень регистрируемой безработицы - 4 процента (прогнозировалось 5 процентов). Положительное влияние на ситуацию на рынке труда области оказали антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации, и областная целевая программа «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области» на 2009 год, утвержденная постановлением Правительства области от 14.01.2009 N 1-п «Об областной целевой программе «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области» на 2009 год».
По целевому сценарию прогноза в течение 2010 года на рынке труда области не ожидается значительных изменений в спросе и предложении рабочей силы по сравнению с 2009 годом. Несколько уменьшится количество работников, уволившихся по сокращению численности или штата и по собственному желанию. Однако по-прежнему среди безработных граждан будет значительной доля лиц предпенсионного возраста, женщин и молодежи. Прогнозируется, что будет высвобождено 10 тысяч работников. Кроме того, на рынок труда выйдут 12,5 тыс. выпускников образовательных учреждений, из них будут нуждаться в содействии органов службы занятости в трудоустройстве 2,5 тыс. человек. Тревожным фактором остается значительное количество работников, занятых неполное рабочее время.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, в среднегодовом исчислении может составить 25,6 тыс. человек, уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) - 8,5 процента, уровень регистрируемой безработицы - 3,6 процента.
Коэффициент напряженности на рынке труда области в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшится с 7,5 человека на одну вакансию до 6 человек на одну вакансию.
В целях содействия занятости населения в 2010 году продолжится реализация ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Ярославской области» на 2009 - 2011 годы, утвержденной приказом департамента государственной службы занятости населения Ярославской области от 13.11.2008 N 3-з «Об утверждении ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Ярославской области» на 2009 - 2011 годы» (далее - ведомственная Программа), которая позволит:
трудоустроить при содействии органов службы занятости 35,0 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - 11,5 тыс. человек;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда области, 7220 безработных граждан.
В рамках реализации крупных инвестиционных проектов в 2010 году в Ярославской области будет создано 1215 новых рабочих мест. Для их замещения потребуются квалифицированные работники: инженеры, технологи, техники, операторы станков и другие специалисты. Основная кадровая потребность для реализации крупных инвестиционных проектов в Ярославской области на 2010 год приведена в приложении 1 к Программе. Комплектование новых рабочих мест будет осуществляться за счет перераспределения трудовых ресурсов из организаций обрабатывающих отраслей экономики, проводящих высвобождение работников, выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней, а также профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан в рамках ведомственной программы.
В соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации в области определен перечень моноструктурных населенных пунктов, включающий 1 городской округ (Рыбинск), 3 городских поселения (Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района, Тутаев, Песочное Рыбинского муниципального района), 2 рабочих поселка (Поречье-Рыбное, Семибратово Ростовского муниципального района) и 2 поселка (Октябрь Некоузского муниципального района; Константиновский Тутаевского муниципального района), в которых проживают 22 процента общей численности населения области. В целях оперативного реагирования на изменения в социально-экономической сфере моноструктурных населенных пунктов органы исполнительной власти области продолжат в 2010 году ее еженедельный мониторинг. Кроме того, разработаны пилотные проекты комплексных инвестиционных планов городов Гаврилов-Ям и Тутаев, в которых представлены инвестиционные проекты, претендующие на финансовую поддержку из федерального бюджета и направленные на диверсификацию экономики и увеличение числа рабочих мест, улучшение качества жизни населения. Сформирован и направлен в Министерство регионального развития Российской Федерации реестр инвестиционных проектов, предложенных муниципальными образованиями области для реализации путем софинансирования из средств инвестиционного фонда Российской Федерации. Во всех монопрофильных муниципальных образованиях области предусмотрена реализация мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Информация о ситуации на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях области представлена в приложении 14 к Программе.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. Решением межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Ярославской области от 06.07.2009 заявки работодателей на привлечение иностранных работников в 2010 году уменьшены на 18,2 процента. В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации в 2010 году будут реализованы следующие мероприятия:
- совершенствование системы межведомственных отношений в сфере трудовой миграции (привлечение к решению данных вопросов органов местного самоуправления, общественных объединений, отдельных работодателей);
- регулярный мониторинг привлечения и использования иностранных работников для подготовки предложений по корректировке квот.
Однако для поддержания стабильной ситуации на рынке труда области вышеназванных мер недостаточно.
В целях недопущения ухудшения ситуации на рынке труда области, сохранения квалифицированного кадрового потенциала в организациях области, эффективного использования финансовых средств, выделяемых на мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, требуется консолидация финансовых ресурсов федерального, регионального и местного уровней в рамках Программы. Программа включает мероприятия по организации опережающего профессионального обучения, общественных работ, временного трудоустройства, стажировок, содействию трудоустройству инвалидов, развитию самозанятости безработных граждан.
Применение программного метода решения проблемы снижения напряженности на рынке труда области обеспечит управляемость процессом, достижение заданного уровня эффективности и результативности проводимых мероприятий, контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых на эти цели средств как в Ярославской области в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях области.
Анализ сферы поддержки занятости населения в кризисный период выявил ее сильные и слабые стороны.
К сильным сторонам относятся:
- сохранение занятости населения области на достаточно высоком уровне;
- наличие учебной базы для организации опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения;
- наличие определенной нормативной базы для реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области;
- поддержание доходной части бюджетов всех уровней за счет произведенных налоговых отчислений от фонда оплаты труда работников, участвующих в мероприятиях;
- наличие информационных ресурсов для освещения хода реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда области.
К слабым сторонам относятся:
- значительное количество работников организаций, занятых неполное рабочее время;
- уменьшение числа вакансий, заявленных в органы службы занятости;
- отсутствие методических рекомендаций со стороны федеральных органов исполнительной власти о порядке финансирования и расходования средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Следует отнести к возможностям:
- разработку и реализацию Правительством Российской Федерации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
- готовность организаций области участвовать в реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области;
- заинтересованность организаций в опережающем обучении персонала профессиям, востребуемым в посткризисный период;
к рискам (угрозам), которые могут повлиять на сферу поддержки занятости населения:
- ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов и ситуации на рынке труда области, что затруднит получение финансовых средств участниками Программы;
- изменение объема субсидии из федерального бюджета бюджету области на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда;
- добровольный характер участия работодателей и граждан в мероприятиях Программы.