(В редакции
постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1122-п ru 76000201101193)
Наименование Программы | областная целевая программа "Противодействие коррупции в Ярославской области" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство области |
Основание разработки Программы | - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; |
Куратор Программы | Губернатор области |
Ответственный исполнитель Программы | управление по противодействию коррупции Правительства области |
Исполнители Программы | - управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области; |
Основные разработчики Программы | - управление по противодействию коррупции Правительства области; |
Цель и задачи Программы | цель Программы - создание системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений; |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - наличие элементов системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений; |
Ярославской области (далее - органы местного самоуправления); | |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2010-2011 годы |
Объемы и источники финансирования | 4 911 тыс. рублей за счёт средств областного бюджета, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - наличие всех элементов системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений; |
Ответственные лица для контактов | Четвериков Роман Николаевич - начальник управления по противодействию коррупции Правительства области, тел. (84852) 401-909; |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
(В редакции
постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1122-п ru 76000201101193)
Наименование | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе | |||
2010 | 2011 | |||
Областной бюджет | тыс. | 4 911 | 1 995 | 2 916 |
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Коррупция на территории Российской Федерации получила широкое распространение, приобрела массовый, системный характер и высокую общественную опасность. Подменяя публично-правовые действия и решения коррупционными отношениями, основанными на удовлетворении частных противоправных интересов, она оказывает разрушительное воздействие на структуры власти и управления, становится существенным препятствием социально-экономического развития, успешной реализации приоритетных национальных проектов.
К возможностям решения задачи в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010-2011 годы (далее - Программа) следует отнести:
- закрепление в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понятия коррупции как социально опасного явления;
- наличие на федеральном уровне нормативных правовых актов, регулирующих стратегические мероприятия, направленные на противодействие коррупции и организацию профилактической работы: Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах", Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".
Однако существует и значительное количество непредотвращенных угроз, среди которых можно выделить:
- толерантное (терпимое) отношение общества в целом к коррупционным проявлениям. Коррупция стала распространенным фактом жизни, к которому большинство членов общества научилось относиться как к негативному, но привычному явлению. Следует учитывать и историческую взаимосвязь культуры общества и коррупции;
- способность коррупционных проявлений к стремительному преобразованию и приспосабливанию к меняющимся условиям, изменчивость коррупции, связанная с ее латентным характером. Подчас коррупция принимает характер институциональной ловушки, встраиваясь в социальную реальность, переплетаясь с другими неэффективными, устойчивыми социальными нормами (неплатежи, уклонение от налогов, недружественные поглощения, фиктивное банкротство);
- влияние коррумпированных лиц и группировок на решения органов власти, в том числе по вопросам противодействия коррупции;
- низкое антикоррупционное сознание населения Ярославской области;
- препятствие коррупционных элементов верховенству закона;
- препятствие коррупционных элементов функционированию публичности власти. Проведенные исследования в ряде регионов Российской Федерации показывают, что причинами коррупции являются отсутствие действенного механизма контроля за деятельностью чиновников (66,7 процента от общего числа опрошенных респондентов), несовершенство законодательства, оставляющее решение проблем заинтересованных лиц на усмотрение чиновников (50,7 процента), и кризис морально-нравственных устоев общества (26,1 процента). По мнению опрошенных, сферами деятельности, в которых коррупция получила наибольшее распространение, являются: образование (1 место), правоохранительные органы (2 место), политическая сфера (3 место), сфера управления (4 место).
В настоящее время осуществляется активный переход от теоретического осмысления и статистического наблюдения коррупции к внедрению реальных мероприятий по противодействию коррупции, то есть от стратегии сознательной пассивности и борьбы с последствиями к стратегии системного устранения причин, порождающих коррупцию. В этой связи необходимо использовать имеющиеся сильные стороны, такие как:
- наличие политической воли руководства области;
- наличие нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции, в том числе Закона Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области", Плана противодействия коррупции в Ярославской области на 2009-2010 годы, утвержденного постановлением Губернатора области от 30.09.2008 N 726 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Ярославской области на 2009-2010 годы", постановлений Губернатора области от 09.09.2009 N 479 "Об образовании Совета по противодействию коррупции в Ярославской области", от 13.10.2009 N 545 "Об утверждении Положения о Совете по противодействию коррупции в Ярославской области", от 21.12.2009 N 696 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Ярославской области по координации деятельности в области противодействия коррупции", от 04.03.2010 N 97 "Об управлении по противодействию коррупции Правительства области, внесении изменений в отдельные постановления Губернатора области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 01.08.2008 N 585";
- наличие отдельных механизмов противодействия коррупции, среди которых следует отметить Порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного заказа, утвержденный постановлением Правительства области от 23.10.2008 N 544-п "О Порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при осуществлении размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд Ярославской области". Общая экономия в результате его внедрения составила 1,273 миллиарда рублей. На предмет коррупциогенности органами прокуратуры Ярославской области в 2009 году изучены 3995 нормативных правовых актов и 1847 проектов нормативных правовых актов. В результате вмешательства прокуроров коррупциогенные факторы исключены из 316 нормативных правовых актов и их проектов;
- наличие инструментов, необходимых для обеспечения повышения открытости деятельности органов исполнительной власти Ярославской области (новые Портал органов государственной власти Ярославской области, Портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области, региональные средства массовой информации - газета "Документ-Регион", газета "Ярославский регион");