ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2010 года N 429-п

Об областной целевой программе "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010-2011 годы

(В редакции
постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1122-п ru 76000201101193)

В целях совершенствования мер по противодействию коррупции на территории Ярославской области, во исполнение Закона Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области" и в соответствии с постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010-2011 годы.

2. Правительству Ярославской области совместно с департаментом финансов Ярославской области подготовить предложения о внесении изменений в Закон Ярославской области от 16 декабря 2009 г. N 71-з "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на Губернатора области Вахрукова С.А..

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 25.06.2010 N 429-п

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2010-2011 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


(В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1122-п ru 76000201101193)

Наименование Программы

областная целевая программа "Противодействие коррупции в Ярославской области" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство области

Основание разработки Программы

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

 - Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года N 815 "О мерах по противодействию коррупции";

 - Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы";

 - Закон Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области";

 - решение Совета по противодействию коррупции в Ярославской области от 24.12.2009 N 1

Куратор Программы

Губернатор области

Ответственный исполнитель Программы

управление по противодействию коррупции Правительства области

Исполнители Программы

- управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области;

 - управление коммуникаций и общественных связей Правительства области;

 - управление Правительства области по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями;

 - департамент информатизации и связи Ярославской области;

 - департамент государственного заказа Ярославской области;

 - департамент образования Ярославской области;

 - департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области

Основные разработчики Программы

- управление по противодействию коррупции Правительства области;

 - управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области;

 - управление коммуникаций и общественных связей Правительства области;

 - департамент государственного заказа Ярославской области;

 - департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области

Цель и задачи Программы

цель Программы - создание системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений;

 задачи Программы:
 - создание единого механизма открытости для обеспечения информированности населения о деятельности органов власти Ярославской области;

 - создание системы регулярного мониторинга коррупционных проявлений, в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами;

 - создание отдельных элементов влияния на антикоррупционное сознание посредством информирования, просвещения, обучения, воспитания населения;

 - пропаганда новых поведенческих моделей, ориентированных на воспитание у населения нетерпимого отношения к коррупции

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- наличие элементов системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений;

 - доля населения, положительно настроенного к деятельности органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований

Ярославской области (далее - органы местного самоуправления);

 - наличие единого механизма, свидетельствующего об открытости, доступности, четкой определенности деятельности органов власти Ярославской области;

 - доля проведенных мероприятий, направленных на повышение открытости, доступности, четкой определенности деятельности органов власти Ярославской области;

 - уровень осведомленности населения о деятельности органов исполнительной власти Ярославской области;

 - рейтинг открытости органов исполнительной власти Ярославской области;

 - наличие системы регулярного мониторинга коррупционных проявлений, в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами;

 - доля проведенных мероприятий в рамках реализации системы мониторинга коррупционных проявления, в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами;

 - наличие комплекса элементов, направленного на развитие антикоррупционного сознания населения;

 - доля проведенных мероприятий по информированию, просвещению, обучению, воспитанию населения;

 - наличие стратегии управления поведенческими моделями, ориентированной на воспитание у населения нетерпимого отношения к коррупции;

 - количество проведенных мероприятий, пропагандирующих нетерпимое отношение к коррупции

Сроки (этапы) реализации Программы

2010-2011 годы

Объемы и источники финансирования

4 911 тыс. рублей за счёт средств областного бюджета, в том числе по годам:
 2010 год - 1 995 тыс. рублей;

 2011 год - 2 916 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

- наличие всех элементов системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений;

 - повышение доли населения, положительно настроенного к деятельности органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, на 2-3 процента

Ответственные лица для контактов

Четвериков Роман Николаевич - начальник управления по противодействию коррупции Правительства области, тел. (84852) 401-909;

 Смирнова Ольга Николаевна - начальник отдела по противодействию коррупции управления по противодействию коррупции Правительства области, тел. (84852) 400-028

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

(В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1122-п ru 76000201101193)

Наименование
 ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе
 по годам

2010

2011

Областной бюджет

тыс.
 рублей

4 911

1 995

2 916

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Коррупция на территории Российской Федерации получила широкое распространение, приобрела массовый, системный характер и высокую общественную опасность. Подменяя публично-правовые действия и решения коррупционными отношениями, основанными на удовлетворении частных противоправных интересов, она оказывает разрушительное воздействие на структуры власти и управления, становится существенным препятствием социально-экономического развития, успешной реализации приоритетных национальных проектов.

К возможностям решения задачи в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010-2011 годы (далее - Программа) следует отнести:

- закрепление в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понятия коррупции как социально опасного явления;

- наличие на федеральном уровне нормативных правовых актов, регулирующих стратегические мероприятия, направленные на противодействие коррупции и организацию профилактической работы: Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах", Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".

Однако существует и значительное количество непредотвращенных угроз, среди которых можно выделить:

- толерантное (терпимое) отношение общества в целом к коррупционным проявлениям. Коррупция стала распространенным фактом жизни, к которому большинство членов общества научилось относиться как к негативному, но привычному явлению. Следует учитывать и историческую взаимосвязь культуры общества и коррупции;

- способность коррупционных проявлений к стремительному преобразованию и приспосабливанию к меняющимся условиям, изменчивость коррупции, связанная с ее латентным характером. Подчас коррупция принимает характер институциональной ловушки, встраиваясь в социальную реальность, переплетаясь с другими неэффективными, устойчивыми социальными нормами (неплатежи, уклонение от налогов, недружественные поглощения, фиктивное банкротство);

- влияние коррумпированных лиц и группировок на решения органов власти, в том числе по вопросам противодействия коррупции;

- низкое антикоррупционное сознание населения Ярославской области;

- препятствие коррупционных элементов верховенству закона;

- препятствие коррупционных элементов функционированию публичности власти. Проведенные исследования в ряде регионов Российской Федерации показывают, что причинами коррупции являются отсутствие действенного механизма контроля за деятельностью чиновников (66,7 процента от общего числа опрошенных респондентов), несовершенство законодательства, оставляющее решение проблем заинтересованных лиц на усмотрение чиновников (50,7 процента), и кризис морально-нравственных устоев общества (26,1 процента). По мнению опрошенных, сферами деятельности, в которых коррупция получила наибольшее распространение, являются: образование (1 место), правоохранительные органы (2 место), политическая сфера (3 место), сфера управления (4 место).

В настоящее время осуществляется активный переход от теоретического осмысления и статистического наблюдения коррупции к внедрению реальных мероприятий по противодействию коррупции, то есть от стратегии сознательной пассивности и борьбы с последствиями к стратегии системного устранения причин, порождающих коррупцию. В этой связи необходимо использовать имеющиеся сильные стороны, такие как:

- наличие политической воли руководства области;

- наличие нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции, в том числе Закона Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области", Плана противодействия коррупции в Ярославской области на 2009-2010 годы, утвержденного постановлением Губернатора области от 30.09.2008 N 726 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Ярославской области на 2009-2010 годы", постановлений Губернатора области от 09.09.2009 N 479 "Об образовании Совета по противодействию коррупции в Ярославской области", от 13.10.2009 N 545 "Об утверждении Положения о Совете по противодействию коррупции в Ярославской области", от 21.12.2009 N 696 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Ярославской области по координации деятельности в области противодействия коррупции", от 04.03.2010 N 97 "Об управлении по противодействию коррупции Правительства области, внесении изменений в отдельные постановления Губернатора области и признании утратившим силу постановления Губернатора области от 01.08.2008 N 585";

- наличие отдельных механизмов противодействия коррупции, среди которых следует отметить Порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного заказа, утвержденный постановлением Правительства области от 23.10.2008 N 544-п "О Порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при осуществлении размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд Ярославской области". Общая экономия в результате его внедрения составила 1,273 миллиарда рублей. На предмет коррупциогенности органами прокуратуры Ярославской области в 2009 году изучены 3995 нормативных правовых актов и 1847 проектов нормативных правовых актов. В результате вмешательства прокуроров коррупциогенные факторы исключены из 316 нормативных правовых актов и их проектов;

- наличие инструментов, необходимых для обеспечения повышения открытости деятельности органов исполнительной власти Ярославской области (новые Портал органов государственной власти Ярославской области, Портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области, региональные средства массовой информации - газета "Документ-Регион", газета "Ярославский регион");

- наличие возможности соединения разнонаправленных действий по противодействию коррупции в единый комплекс посредством привлечения разных слоев населения, правоохранительных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, законодательной и судебной ветвей власти.

Тем не менее социологические исследования отношения населения к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, проведенные на территории Ярославской области в конце 2009 года, показывают, что только 29,2 процента населения располагают достаточной (скорее достаточной) информацией о работе и исполняемых функциях органов власти Ярославской области. Суммарный показатель населения, считающего органы власти Ярославской области доступными (безусловно доступными, скорее доступными), на конец 2009 года составляет 27,6 процента.

Правоохранительными органами Ярославской области рассмотрено 522 сообщения о преступлениях коррупционной направленности, по результатам рассмотрения возбуждено 309 уголовных дел данной категории.

В связи с этим необходимо преодолеть существующие слабые стороны:

- отсутствие комплексного подхода к разработке действенных механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти области и органах местного самоуправления;

- недостаточную открытость органов власти Ярославской области и доступность информации об их деятельности;

- отсутствие системы регулярного мониторинга коррупционных проявлений.

Все это обусловливает острую необходимость решения проблемы противодействия коррупции программно-целевым методом, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов антикоррупционной деятельности, поступательность и последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль результатов. Важное значение имеет наведение надлежащего порядка в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Системность наделяет программные мероприятия потенциалом преобразования сфер деятельности государства и его отношений с гражданским обществом и ориентирует результат не столько на самого коррупционера, поскольку борьба с коррупцией не может сводиться только к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных преступлениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов, хотя и не должна исключать необходимость репрессивных методов, сколько на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных преступлений.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.

Достижение цели Программы обеспечивается за счет решения следующих задач:

- создание единого механизма открытости для обеспечения информированности населения о деятельности органов власти Ярославской области;

- создание системы регулярного мониторинга коррупционных проявлений, в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами;

- создание отдельных элементов влияния на антикоррупционное сознание посредством информирования, просвещения, обучения, воспитания населения;

- пропаганда новых поведенческих моделей, ориентированных на воспитание у населения нетерпимого отношения к коррупции.

При этом следует учитывать, что указанные цель и задачи предусмотрены концепцией областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26.05.2010 N 364-п "О концепции областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2010-2011 годы", и их реализация на данном этапе подразумевает достижение уровня, установленного ожидаемыми конечными результатами реализации Программы, утвержденной постановлением Правительства области.

III. СРОКИ (ЭТАПЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 2010 -2011 годов.

В период реализации Программы прогнозируется достижение следующих значений целевых индикаторов (показателей):

N
 п/п

Наименование цели,
 задачи и целевого
 индикатора
 (показателя)

Единица измерения

Значение показателя

на начало реализации Программы

плановое
 по годам

2010

2011

1

2

3

4

5

6

Цель - создание системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений

1.

Задача 1 - создание единого механизма открытости для обеспечения информированности населения о деятельности органов власти Ярославской области

1.1.

Количество проверок по реализации в органах исполнительной власти Ярославской области Порядка об уведомлении представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений

единиц

-

5

15

1.2.

Количество проверок по реализации в органах местного самоуправления Порядка об уведомлении представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений

единиц

-

5

15

1.3.

- исключен: постановление Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1122-п ru 76000201101193

1.4.

Рост количества открытых аукционов, проведенных в электронной форме

%

-

1-2

3-5

1.5.

Создание электронной общественной приемной по вопросам противодействия коррупции

да/нет

нет

да

да

1.6.

Сокращение сроков подготовки ответов на запросы, поступившие в процессе работы электронной общественной приемной по вопросам противодействия коррупции

кратность

-

2

3

2.

Задача 2 - создание системы регулярного мониторинга коррупционных проявлений, в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами

2.1.

Наличие утвержденной методики проведения регулярного мониторинга коррупционных проявлений, в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами

%

0

100

100

2.2.

Количество проведенных регулярных мониторингов коррупционных проявлений

единиц

-

7

13

2.3.

Количество подготовленных заключений (исследований) по результатам проведения регулярных мониторингов коррупционных проявлений, в том числе на основе взаимодействия

с правоохранительными органами

единиц

-

7

13

2.4.

Количество подписанных соглашений о взаимодействии с правоохранительными органами, органами юстиции, судебными органами для обмена информацией о реализации мер по противодействию коррупции в Ярославской области

единиц

0

1

2

3.

Задача 3 - создание отдельных элементов влияния на антикоррупционное сознание посредством информирования, просвещения, обучения, воспитания населения

3.1.

Количество разработанных семинаров, циклов "круглых столов" по формированию у населения (включая детей, подростков) антикоррупционного сознания

единиц

-

1-2

2-3

3.2.

Количество опубликованных в печатных и размещенных в электронных средствах массовой информации материалов антикоррупционного информирования, просвещения, в том числе интервью и разъяснений

единиц

-

3-6

7-12

3.3.

Количество выпущенных интервью, выступлений в эфирах телевизионных каналов о ходе реализации мер по противодействию коррупции в Ярославской области

единиц

-

3-6

3-6

3.4.

- исключен:
 постановление Правительства ЯО от 29.12.2011 N 1122-п ru 76000201101193

4.

Задача 4 - пропаганда новых поведенческих моделей, ориентированных на воспитание у населения нетерпимого отношения к коррупции

4.1.

Наличие утвержденного положения об основах, принципах, механизме реализации стратегии, пропагандирующей новые поведенческие модели, ориентированные на воспитание у населения нетерпимого отношения к коррупции

%

-

100

100

4.2.

Количество разработанных агитационных макетов, материалов

единиц

-

1-3

5-7

4.3.

Количество размещенных на территории Ярославской области агитационных макетов, материалов

единиц

-

-

5-10

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»