ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2009 года N 1314-п
О внесении изменения в постановление Правительства области от 25.02.2009 N 172-п
Документ утратил силу:
постановление Правительства от 12.09.2012 N 865-п ru76000201201443
В целях совершенствования межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении,
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 25.02.2009 N 172-п "О совершенствовании работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области" изменение, изложив Порядок организации работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, утверждённый постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЁН
постановлением
Правительства области
(в редакции постановления Правительства области от 31.12.2009 N 1314-п)
ПОРЯДОК организации работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении
1. Общие положения
1.1. Порядок организации работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", законами Ярославской области от 7 апреля 2003 г. N 17-з "Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области", от 8 октября 2009 г. N 50-з "О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области" в целях совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
1.2. Основные термины и понятия, используемые в Порядке, по своему объёму и содержанию соответствуют терминам и понятиям, применяемым в Федеральном законе от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Основные критерии отнесения семьи к категории семей, находящихся в социально опасном положении:
- проживание несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, отсутствие у родителей (иных законных представителей) постоянного заработка, жилья;
- неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего);
- отсутствие личного положительного примера в воспитании детей со стороны родителей (иных законных представителей): злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;
- вовлечение детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (иных законных представителей) (нанесение вреда физическому, психическому здоровью детей);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, неисполнение родителями (иными законными представителями) обязанностей по обучению детей;
- совершение правонарушений или преступлений несовершеннолетними;
- семьи, где родители ограничены в родительских правах;
- иные выявленные обстоятельства злоупотребления родителями (иными законными представителями) своих прав.
2. Контроль и координация деятельности по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на региональном уровне
Контроль и координацию индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, на региональном уровне в пределах своей компетенции осуществляют:
2.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области:
- рассматривает на заседаниях вопросы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, защите прав детей;
- заслушивает отчёты руководителей органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований области по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- анализирует и координирует деятельность муниципальных и общественных комиссий;
- принимает постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области.
2.2. Управление по социальной и демографической политике Правительства области:
- организует и обеспечивает деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области;
- осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области;
- осуществляет контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления муниципальных образований области государственных полномочий Ярославской области в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;
- ежеквартально анализирует сложившуюся ситуацию в муниципальных районах и городских округах с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- разрабатывает нормативные правовые акты по решению вопросов профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
2.3. Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области:
- ведёт межведомственную базу данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении;
- ежеквартально направляет обобщённую информацию о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, составленную по форме согласно приложению 1 к Порядку, в управление по социальной и демографической политике Ярославской области до 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
2.4. Департамент образования Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент по делам молодёжи Ярославской области, департамент государственной службы занятости населения Ярославской области, Управление внутренних дел по Ярославской области осуществляют свою деятельность по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
3. Организация работы по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на муниципальном уровне
Основным принципом в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, является межведомственный подход, осуществляемый согласно схеме взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, на муниципальном уровне (приложение 2 к Порядку).
3.1. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется специалистами и руководителями органов и учреждений системы профилактики, общественными организациями, гражданами.
3.2. О выявленном факте неблагополучия в семье незамедлительно сообщается в устной или письменной форме в органы внутренних дел или в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, опеки и попечительства соответствующего муниципального образования. Специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних фиксируют поступившую информацию и передают полученные сведения в комиссию по делам несовершеннолетним и защите их прав в течение суток.
3.3. Специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района (городского округа) области ежедневно передаёт полученную информацию председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района (городского округа) области (далее - председатель комиссии).
Председатель комиссии даёт поручение о проведении в течение трёх дней обследования семьи. На основании обследования семьи составляется акт обследования, который направляется председателю комиссии. Председатель комиссии принимает решение об оказании необходимой помощи выявленным несовершеннолетнему и семье или применении мер воздействия к ним в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
Материалы (акт обследования семьи, протокол об административных правонарушениях и другие материалы, подтверждающие неблагополучие в семье) о выявленных несовершеннолетних и семьях направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.4. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается постановление:
- об отнесении несовершеннолетнего и семьи к категории детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- об определении органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственного за проведение профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетним и семьёй.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав направляет копию постановления в орган социальной защиты населения для включения несовершеннолетнего и семьи в межведомственный банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений, ответственный за проведение профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетним и семьёй.
3.5. Орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений, ответственный за проведение реабилитационной работы с несовершеннолетним и семьёй:
- ставит несовершеннолетнего и семью на профилактический учёт;
- оформляет учётную карту семьи, находящейся в социально опасном положении, по форме согласно приложению 3 к Порядку;
- разрабатывает межведомственный план (программу) реабилитации семьи, который утверждается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- организует и координирует индивидуальную реабилитационную работу с семьёй;
- отчитывается о реализации плана (программы) реабилитации семьи на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- направляет ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав об исключении семьи из банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.
3.6. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений проводят индивидуальную реабилитационную работу в соответствии с межведомственным планом (программой) реабилитации данной семьи.
3.7. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- осуществляют контроль и координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики по выявлению и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних и родителей (иных законных представителей) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ярославской области;
- направляют в органы социальной защиты населения информацию о детях и семьях, которые отнесены (исключены) к (из) категории семей, находящихся в социально опасном положении, для актуализации межведомственного банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении;
- разрабатывают и реализуют межведомственные индивидуальные (планы) программы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учёте в комиссии;
- в пределах своей компетенции участвуют в реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учёте в других субъектах системы профилактики;
- ежеквартально, до 05 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, направляют информацию в органы социальной защиты:
- о количестве детей и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по форме согласно приложению 4 к Порядку;
- о количестве детей и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учёте в другом ведомстве, с которыми проводилась индивидуальная реабилитационная работа, по форме согласно приложению 5 к Порядку.
3.8. Органы управления социальной защитой населения:
- оказывают необходимые виды социальной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении;
- разрабатывают и реализуют межведомственные индивидуальные планы (программы) реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учёте в органах и учреждениях социальной защиты населения;
- в пределах своей компетенции участвуют в реализации индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учёте в других субъектах системы профилактики;
- ежеквартально, до 05 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, заполняют информацию:
- о количестве детей и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учёте в органах и учреждениях социальной защиты населения, по форме согласно приложению 4 к Порядку;
- о количестве детей и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учёте в другом ведомстве, с которыми проводилась индивидуальная реабилитационная работа, по форме согласно приложению 5 к Порядку;
- ведут межведомственный муниципальный банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении;